Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Фестиваль педагогических идей
«Мое первое открытие»
Выполнили: авторы-составители
Поденкова А.П., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа №95».
Терентьев Б.В., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа №95».
Новокузнецк 2016г.
Деловая игра – квест «Путешествие по островам страха»
Пояснительная записка
В настоящее время у подростков появилось множество различных видов страха: экзаменационный, публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, а как следствие подростки становятся агрессивными: учащаются конфликтные ситуации, появляется пониженное настроение, плохой сон, у некоторых подростков падает уровень самооценки, снижается активность на уроках. Урочная форма занятий-тренингов по отработке страхов дает лишь краткосрочный эффект и не всегда позволяет отработать и закрепить полученные знания и навыки на практике. Для решения выявленной проблемы с обучающимися старшего школьного возраста педагоги-психологи учреждения используют такую форму работы как деловая игра. В деловой игре ученик становится лично причастным к процессу изучаемого материала, получает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Эта форма работы многогранна и позволяет решить множество аспектов. Например, позволяет рассмотреть проблему отработки навыков конструктивного общения, освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем взаимодействия, изучить групповые методы при подготовке и принятие решений, ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
Одной из форм деловой игры является – квест. Квест позволяет прожить определенные роли и выполнить поставленные задания в напряженных условиях. Напряжение позволяет избавиться от негативных эмоций, сгруппироваться участникам, проявлять поисковую активность, находить выход в нестандартных ситуациях, быстро принимать решения в индивидуальном и командном варианте. Эффект неожиданности поджидает участников квеста на каждом шагу.
Цель: преодоление различных видов страха (экзаменационный, публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии).
Задачи:
1. Отработать навыки преодоления различных видов страха;
2. Отработать навыки конструктивного общения;
3. Выработать навыки работы в команде;
4. Раскрыть творческий потенциал воспитанников;
5. Способствовать самоорганизации, самодисциплине.
6.
Категория участников: обучающиеся 9-11 классов, педагоги-психологи.
Сроки реализации проекта: 15 октябрь – 15 ноябрь 2015г.
Этапы проекта:
Подготовительный
1. Органная стадия;
2. Творческая стадия;
3. Дизайнерская стадия.
Реализация проекта или реализационный этап
1. Оформление помещений;
2. Проведение деловой игры – Квест.
Анализ реализации проекта
1. Обобщение результатов реализации проекта.
Подготовительный этап
На этом этапе организаторами проекта выделяются три стадии: организационная, творческая, дизайнерская.
1. Организационная стадия.
На этой стадии организаторами была доведена информация о проведении игры до обучающихся и было предложено участвовать не только в проведении, но и в создании сценария. На этой стадии сформировалась творческая группа подростков старших классов.
2. Творческая стадия. Здесь участники творческой группы составляют сценарий квеста, планируют ход мероприятия, распределяют роли.
3. Дизайнерская стадия. На этой стадии участники творческой группы, разрабатывают и изготовляют костюмы и реквизит, планируют оформление помещений, подбирают музыку и оборудование для проведения игры.
Реализации проекта или реализационный этап
На этом этапе происходит воплощение в жизнь организационных задач. Реализация проекта также как и на подготовительном этапе осуществляется через стадии:
1. Оформление помещений
На этой стадии оформляются три кабинета и объединяющий их коридор, расставляется оборудование и реквизит.
2. Проведение деловой игры – Квест.
Здесь происходит непосредственное проведение игры – квест.
Анализ реализации проекта
Заключительный этап проекта на нем подводятся итоги того, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет организаторам и участникам проекта учится на собственном опыте, отмечать рост и развитие воспитанников.
Обобщение результатов реализации проекта проходит в форме заключительного совместного собрания воспитанников и педагогов-психологов, на котором подводятся итоги выполненной работы. Собрание строится так, чтобы все участники игры могли рассказать о своих впечатлениях, высказать своё мнение, по поводу прошедшего события. Педагоги-психологи создают обстановку, располагающую к серьезности и откровенности, высказываются последними и подводят итоги проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение опыта по преодолению страхов;
2. Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
3. Развитие навыков делового, межличностного общения, общения в экстремальной ситуации;
4. Получение навыков работы в команде;
5. Приобретение опыта и навыка самоорганизации, самодисциплины.
Дальнейшее развитие проекта
После реализации проекта проведения деловой игры – Квест, мы планируем продолжить работу по развитию навыков; конструктивного общения; взаимодействию в команде, поисковой активности; самоорганизации, самодисциплины в выбранной нами форме.
Ход деловой игры
№ |
Название эпизода |
Место проведения |
Участники |
Реквизит |
Ответственный |
1 |
Начало игры |
Коридор медицинского отделения «устье реки Стикс» |
Команды 9-11, Люди сумрака и тьмы |
Костюмы, декорации (двери) |
Деничеко А. 11 класс |
2 |
Распределение по командам, получение маршрутных листов |
Коридор медицинского отделения «устье реки Стикс» |
Команды 9-11, л юди сумрака |
Маршрутные листы |
Деничеко А. |
3 |
Начало движения по маршрутам |
Медицинский коридор «река Стикс» |
Участники 3 команд, «люди тьмы» |
Магнитофон, емкость с водой, пуфики, зановиси, фонарики 3 , веера -3 |
Деничеко А. |
4 |
Развилка |
Коридор около кабинетов психологов «река Стикс" |
Участники 3 команд, «люди тьмы» |
Подставка для цветов, тыква. |
Дениченко А. |
5 |
Остров «невыученных уроков» |
Кабинет психолога № 1 |
Участники 3 команд |
Помада, муляж приведения, резиновый паук, горящие фонарики |
Холмогорова Н.В. |
6 |
Дорога в «некуда» |
Коридор офицеров «берег реки Стикс» |
Участники 3 команд |
Молярный скотч, мягкие игрушки |
|
7 |
Остров «потерянных ключей» |
Кабине «профориентации» |
Участники 3 команд |
Ведра-5шт, набор ключей-34, муляж головы, туалетная бумага-7 |
Терентьев Б.В. |
8 |
Остров «крика» |
Кабинет психолога для индивидуальной работы |
Участники 3 команд |
Линейка, свеча, спички |
Поденкова А.П. |
9 |
Посвящение в «Смелые» |
Кабинет ОБЖ (остров света) |
Участники 3 команд, «люди тьмы» |
Стаканы, емкость с лимонной водой ( вода, сахар, 1 порезанный лимон без кожуры) |
Холмогорова Н.В., Поденкова А.П., Терентьев Б.В.
|
10 |
Уборка помещений |
Коридоры, кабинеты психологов, кабинет ОБЖ. |
«люди тьмы» 10 классы, Холмогорова Н.В. Поденкова А.П. Терентьев Б.В. |
Порошок, мыло, тряпки, ведра, вода |
Холмогорова Н.В. |
Речь
БОГДАН Здравствуйте, мы психологи МКОУ «Детский дом-школа №95»!
Хотим рассказать о необычной форме проведения деловой игры Квест.
АННА Мы выбрали эту форму, потому что урочная форма занятий-тренингов не всегда позволяет отработать и закрепить полученные знания и навыки на практике, поэтому с обучающимися старшего школьного возраста педагоги-психологи учреждения используют такую форму работы как деловая игра. Занятия чаще всего носят иллюстрирующий характер, а в деловой игре ученик становится лично причастным к процессу изучаемого материала, получает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
БОГДАН Квест позволяет прожить определенные роли и выполнить поставленные задания в напряженных условиях. Напряжение позволяет избавиться от негативных эмоций, снять стресс, проявлять поисковую активность, находить выход в нестандартных ситуациях, быстро принимать решения в индивидуальном и командном варианте. Эффект неожиданности поджидает участников квеста на каждом шагу.
БОГДАН И так, как все начиналось?
АННА Началось с того, что старшим классам предстояло сдать пробные экзамены. В связи с этим у детей повысился уровень тревожности и страхов, а как следствие старшеклассники стали агрессивными: участились конфликтные ситуации, дети стали жаловаться на плохой сон, пониженное настроение, у некоторых упал уровень самооценки, снизилась активность на уроках. Индивидуальные консультации и психологический разгрузки и тренинги по отработке страхов давали недостаточный эффект, и мы решили провести Квест «Путешествие на острова страха».
БОГДАН Сначала провели исследование, какие виды страхов присутствуют у старшеклассников: экзаменационный, публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии. В связи с этим мы разработали испытания, преодолев которые воспитанники смогли бы перерасти свои страхи.
АННА Так родился сценарий для обучающихся 9,11 классов, для реализации которого нужны были помощники. Мы решили пригласить на эту роль обучающихся 10 классов во главе с воспитателями, т.к. они не сдавали экзамены, но очень хотели принять участие в игре. Они вошли в творческую команду так называемых людей сумрака и тьмы.
БОГДАН Эти группы должны были разработать маршрут движения до островов страха. Ребята с удовольствие взялись за это дело, подобрали реквизит, музыку, костюмы, распредели между собой роли, оформили коридор: разбросали игрушки, поставили мягкие пуфики, заняли свои позиции.
В обязанности людей сумрака входило распределение участников квеста на команды, выдача маршрутных листов, сообщение правил передвижения. Они придумали ворота, которые открываются и закрываются, пропуская только одну команду. Люди тьмы встречали команды за воротами. У них была определенная форма одежды: одеты они были во все черное, у них были специальные атрибуты: веера, обувь без каблука, перчатки, вода и фонари, так же ребята предложили, что путешествие к островам должно быть в полной темноте.
АННА Идея нам понравилась, так как здесь дети могли отработать страхи темноты и укрепить командный дух. Однако, для безопасности передвижения в темноте мы предложили дать каждой команде сопровождающих (людей тьмы), у которых должен быть фонарь и если у команды возникли сложности, сопровождающий должен молча, без слов направить команду и следить, чтобы никто не потерялся, вся команда дошла полностью без потерь.
Все старшеклассники 9 и 11 классов были заранее оповещены о мероприятии и в назначенное время и место пришли в хорошем настроении в костюмах. Но что их ожидает, дальше никто не знал, даже люди сумрака и тьмы.
БОГДАН На начало игры главные организаторы квеста (психологи) находились на своих островах, и слышали, что происходит в коридоре.
АННА Играла страшная музыка, были слышны крики и возгласы детей, из которых было ясно, что некоторые участники команды взяли на себя роли ответственных за команду.
БОГДАН Были слышны возгласы «Я все решу»! «Сейчас все будет нормально»!
АННА Участники дошли до развилки, где были указаны направления движения: Б.В. (остров потерянных ключей), остров невыученных уроков, АД (остров крика), никуда (дорога в никуда). На каждом острове команду ожидали испытания:
БОГДАН Остров потерянных ключей. Команда попадала в сумрак, за ними тут же закрывалась на ключ дверь. Дети понимали, что они в комнате, где никого нет, в это время из ниоткуда появлялся хранитель ключей, в черном плаще, с выбеленным лицом и черными глазницами. Он сообщал, что необходимо найти ключи, чтобы выбраться с острова. Ключи были с прятаны в сосудах, содержащих различные вещества. Пока команда искала нужный ключ, хранитель ключей одного из участников превращал в мумию (с помощью туалетной бумаги). «Жертву», которую превращали в мумию, выбирала группа, а снять заклятье «мумии» можно было на острове крика, после выполнения определенного задания.
Остров невыученных уроков. Задание заключалось в составлении слов на заданную тему из определенных букв. Задание выполнялось в полной тишине, за короткий промежуток времени. Нарушителей «клеймили» губной помадой, след от которой стереть можно было на острове крика, после выполнения определенного задания.
Остров в никуда. Детей ждало новое испытание, им необходимо было двигаться по стрелочкам, в темноте, с фонариком, собрать необходимые предметы.
Остров крика. Ребята, кто был «клеймен» или превращен в «мумию», по одному заходили в комнату и проходили испытания криком, а остальные члены команды за дверью отмаливали грехи своего провинившегося члены команды. Испытание заключалось в том, чтоб провинившийся криком затушил горящую свечу. В это время палач издавал стук, ударяя по столу свернутой в трубку бумагой.
В конце всех испытаний, группы добрались до острова света, где их ждало посвящение в смелые.
АННА Таким образом, обучающиеся отработали навыки преодоления различных видов страха: экзаменационный, публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии, выработали навыки работы в команде, раскрыли творческий потенциал, развили навыки делового, межличностного общения, общения в экстремальной ситуации, приобрели опыт и навык самоорганизации, самодисциплины.
Анализ ответов детей на анкету по наличию страхов показал, что ребята стали более уверенно чувствовать себя на экзаменах, их психоэмоциональное состояние стабилизировалось, наличие конфликтных ситуаций уменьшилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.