Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)
Оценка 4.6

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Оценка 4.6
Документация +3
doc
искусство +1
5 кл—8 кл
28.03.2019
Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)
Под руководством Балакирева в начале 1860-х годов в России складывается музыкальный кружок «Новая русская музыкальная школа» («Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В Европе содружество музыкантов называли «Группой пяти», или «Пятерка», по количеству участников). Музыкальному кружку суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Идейным вдохновителем кружка стал В. Стасов, который отметил, «сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», и членов музыкального сообщества стали именовать «кучкистами».
Квест по теме.doc
Квест   по   теме   «А.П.   Бородин   и   «Могучая   кучка»   (для   учащихся   основной школы) Материалы к проведению квеста  Под   руководством   Балакирева   в   начале   1860­х   годов   в   России   складывается музыкальный   кружок   «Новая   русская   музыкальная   школа»   («Балакиревский   кружок», «Могучая   кучка».   В   Европе   содружество   музыкантов   называли   «Группой   пяти»,   или «Пятерка»,   по   количеству   участников).   Музыкальному   кружку   суждено   было   сыграть большую роль в истории русской музыки. Идейным вдохновителем кружка стал В. Стасов, который отметил, «сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», и членов музыкального сообщества стали именовать «кучкистами».  В   70­е   гг.   ХIХ   века   композиторы   творчески   взрослели   и   не   испытывали необходимости   в   опеке   Балакирева,   деятельность   «Могучей   кучки»   проходила   не   так интенсивно. «Могучая кучка» распалась, А.П. Бородин пишет о том, что индивидуальность взяла   верх   над   школою,   но  общий   склад   музыкальный,   свойственный   кружку, остался в классах Петербургской консерватории вместе с Римским­Корсаковым и в работе последователей – русских композиторов ХХ века.  Александр Порфирьевич приводит объяснение в шутливой форме: «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы – обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет по натуре   его.   Отсутствие   сходства   в   направлении,   стремлениях,   вкусах,   характере творчества и проч., по­моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».  https://www.youtube.com/watch?v=Eq7k­qxlP0M  – фильм о «Могучей кучке».  https://www.youtube.com/watch?v=X­m1w6fbXGw    –   «Гении   и   злодеи.   Александр Бородин». 2003.  https://www.youtube.com/watch?v=MZ4_cRQLH1Y    –   «Партитуры   не   горят».   А. Бородин. Опера «Князь Игорь».  https://www.youtube.com/watch?v=CEo­d2Q7HlI  – Программа «Абсолютный слух» о единственном   в   мире   музее   композитора   Александра   Порфирьевича   Бородина   во Владимире.  Рекомендации по проведению квеста Квест (англ. quest – поиск) – новый формат развлечений, командная игра, в которой школьники   получают   задания,   перемещаются   по   помещению   в   поиске   ответов   на   них, добывают подсказки, позволяющие перейти к следующему заданию. Играющий школьник должен проявлять активность и творческий подход к выполнению заданий. Школьники, успешно справившиеся с заданиями, получают призы. Как готовится квест? Выбирается   тема   (в   нашем   случае   –   это   личность   А.П.   Бородина   и   творческое объединение композиторов «Могучая кучка»).  Определяются место начала и место завершения игры, где спрятаны письмо и приз; остановки; места, где прячем подсказки. Продумывается   оформление   помещений,   где   будет   проходить   маршрут   квеста, готовятся эмблемы участников, карта маршрута; приз, который получат игроки в финале.  Ведущий знакомит участников с правилами и ходом игры.  Задания для квеста должны быть разнообразными, но их сложность ориентирована на примерный уровень знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы.  Приведенные задания и специфика организации квеста являются примерными.  Примерные задания квеста по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка»  Первое   задание  находится   в   конверте   на   столе   учителя   в   школьном   кабинете химии. Прочтите письмо: «Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих   музыкальных   произведений   карандашом.   Но   карандашные   записи   недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина  или яичным белком. Так музыке помогала химия!»  Задание 1.  – Назовите фамилию этого композитора, автора оперы «Князь Игорь»:  а) А.П. Бородин, б) М.П. Мусоргский, в) М.А. Балакирев.  Подсказка.  Современники   называли   этого   композитора   музыкальным «маринистом». Второе задание вы найдёте в шаре, цвет которого соответствует тому, что составляло основу первой профессии этого композитора (синий шар). Задание 2.  –  Прежде   чем   серьёзно   заняться   музыкой,   этот   будущий   композитор   закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз». Кто это?  а) Ц.А. Кюи, б) Н.А. Римский­Корсаков, в) П.И. Чайковский.  Задание 3.  Ведущий вручает конверт, в котором находится слово «портрет», разрезанное на буквы, и предлагает игрокам из разрезанных букв  собрать слово, которое является жанром изобразительного искусства.  После выполнения данной подводки ведущий вручает группе игроков следующий конверт­задание:  Найдите   в   рекреации   школы   портрет   композитора   по следующему   описанию:  «Среди   портретов   кисти   Репина   эта   работа   занимает   особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину. Перед   нами   очевидно   серьезно   больной   человек:   нездоровая   краснота   лица, блестящие глаза. Художник концентрирует внимание на лице композитора: взъерошенные волосы, запущенная борода с усами не отвлекают нас от взгляда. В глазах читается печаль и тоска. Но одновременно это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка  написаны  схематично, они не подчеркивают  болезненность, а служат обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.  Фон на портрете «пустой», свободный от всяких деталей. Можно подумать, что человек   изображен   на   фоне   облаков.   Создается   ощущение   грандиозности   и   величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах...». (Илья Ефимович Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия).  Назовите   фамилию   этого   русского   композитора,   автора   оперы   «Борис Годунов» и фортепианной сюиты «Картинки с выставки» (написанной им под впечатлением от выставки работ своего друга, художника и архитектора В.А. Гартмана):  а) М.И. Глинка; б) Н.А. Римский­Корсаков; в) М.П. Мусоргский.  Задание   4.  Назовите   фамилию   руководителя   и   организатора   творческого содружества композиторов «Могучая кучка», творчество представителей которого до сих пор изучают во всем мире. На доске написаны цифры, в которых зашифрована фамилия композитора: 2 – 1 – 12 – 1 – 11 – 10 – 17 – 6 – 3. Подберите ключ к шифру (Балакирев). Задание 5.  Соберите листы с четырьмя ответами на предыдущие четыре вопроса   квеста   и  разложите   их   на  столе:  Николай   Андреевич   Римский­Корсаков, Александр   Порфирьевич   Бородин,   Модест   Петрович   Мусоргский,   Милий   Алексеевич Балакирев входили в творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка», сложившееся   в   Санкт­Петербурге   в   конце   1850­х   и   начале   1860­х   годов.  Назовите фамилию, имя и отчество пятого композитора содружества (Цезарь Антонович Кюи,  русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации,  инженер­ генерал).  Задание  6.  В  школьной   библиотеке   на  полке  книг   по  истории  российских городов найдите книгу об истории того города, в котором работало содружество композиторов «Могучая кучка», а в ней – закладку. Прочтите: «Он умел безошибочно определять   самое   характерное   для   таланта   всех   своих   многочисленных   друзей­ композиторов   и   художников.   Обладая   огромными   познаниями   в   области   литературы, искусства, истории, …он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых   произведений,   подбором документального   материала   и   т.д.   Он   жил   нуждами   и   интересами   своих   талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров­демократов, он не признавал искусства,   оторванного   от   жизни.   «Для   меня   реальность   в   искусстве   –   это   всё»,   – говорил…? (Владимир Васильевич Стасов).    но   помогал   меткими   указаниями,   советами, (Подсказка  – он был идейным вдохновителем творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» и дал название их кружку).  Задание 7. Для выполнения следующего задания нужно перейти в кабинет истории, где на доске написано: «акев оготацдантявед аниволоп яаротв».  Эта запись, если вы её расшифруете, поможет определить, в каком веке происходят события темы нашего квеста. (Вторая половина ХIХ века.)  После   ответа   игроков   необходимо,   чтобы   учитель   истории   охарактеризовал культурно­исторический контекст этого времени в России (использовать видеофрагменты, карту, эпизоды истории, фрагменты художественных произведений). Примечание.  Важно   создать   целостное   представление   у   школьников   об   этом времени, о выдающихся людях, работавших на благо Отечества.  Задание 8. Посещение «Портретной галереи «кучкистов» и В.В. Стасова».  Примерные задания:   ­  Рассмотрите   портрет   А.П.   Бородина   И.Е.   Репина   (1888).  Композитор, изображенный стоящим возле массивного ствола колонны, погружен в состояние глубокого внутреннего   созерцания.   Репин   строит   композицию   портрета   на   торжественном   ритме мощных вертикалей и чередовании звучных аккордов черного, белого и красного цвета. Почему? (В образе произведения живописи звучит то русское богатырское, эпическое, что и   есть   «бородинское»   в   музыке.   Бородин   воспринимал   жизнь   объективно   и оптимистически, как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.) ­ О чем говорит дата написания портрета? («Портрет А.П. Бородина» звучит как реквием   на   смерть   великого   человека.   Бородин   умер   скоропостижно,   от   сердечного приступа, в 1887 году (репинский портрет датируется 1888 годом).   ­  Рассмотрите   портрет   композитора   Мусоргского  (И.Е.   Репин  «Портрет композитора   Мусоргского»,   1881),   найдите   в   Интернете   информацию   о   его   жизни. Сопоставьте   свои   впечатления   от   произведения   изобразительного   искусства   и дополнительных сведений. Расскажите, какое впечатление у вас сложилось об этом композиторе.   ­  Рассмотрите   портрет   композитора   Балакирева  (Н.П.   Мещанинов   «Милий Алексеевич   Балакирев»   (1837­1910),   русский   композитор,   пианист,   дирижёр,   глава «Могучей кучки») и  послушайте романс  «Шепот, робкое дыхание» на сл. А Фета, относящийся   к   лучшим   образцам   вокальной   лирики   Милия   Алексеевича,   в   музыке которого композитор достигает почти импрессионистической тонкости нюансов в передаче  Поделитесь   со   сверстниками,   что   вы   узнали   об   этом поэтического   текста. композиторе.   ­ Рассмотрите портрет критика В.В. Стасова (И.Е. Репин,  1883, холст, масло, Государственный Русский музей. Петербург). И.Е. Репин и его друг, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, едут в Париж (1883), затем в Дрезден, где   в   номере   гостиницы   Репин   написал   великолепный   портрет   Стасова.  Прочитайте воспоминания   Репина   о   реальной   истории,   приключившейся   с   портретом:  «Мы были свободны, а мне давно хотелось написать Владимира Васильевича. Он великодушно согласился позировать и эти два дня с невероятным терпением любезно и весело сидел 5 часов в день, а может быть и более». На третий день, утром, в номер к Репину зашёл гостиничный   слуга.   Неоконченная   картина   стояла   в   кресле,   том   самом,   где   сидел позирующий Стасов. Слуга поздоровался с Репиным, а затем неожиданно с портретом. С этого момента Репин считал портрет завершённым и больше не дополнял его.  Как вы можете объяснить произошедшее?   ­ Рассмотрите картину (К.Е. Маковский «Карикатура на Могучую кучку», 1871): слева направо изображены Ц.А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М.А. Балакирев в виде   медведя,   В.В.   Стасов   (на   правом   плече   в   виде   Мефистофеля   –   скульптор   М.М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны – В.А. Гартман), Н.А. Римский­Корсаков (в виде краба)   с   сёстрами   Пургольд   (в   виде   домашних   собачек),   М.П.   Мусоргский   (в   образе петуха); за спиной Римского­Корсакова изображён А.П. Бородин, справа вверху из облаков мечет гневные перуны А.Н. Серов. Найдите в Интернете значение понятия «карикатура» и выразите свое отношение к картине.   ­ Рассмотрите картину (Михайлов А.В. «Могучая кучка Балакиревский кружок») и определите, кто есть кто.  Словарь основных понятий  Инструментальная   музыка  –   музыка,   предназначенная   для   исполнения   на различных   музыкальных   инструментах;   бывает   сольной   (для   одного   инструмента   с аккомпанементом или без него), камерно­ансамблевой и оркестровой.  Камерная   музыка  (лат.   camera   –   комната)   –   инструментальная,   вокальная   или вокально­инструментальная   музыка,   предназначенная   для   солистов   или   небольшого состава исполнителей. К камерной музыке относятся: старинный мотет, мадригал, романс, дуэт, трио, квартет, квинтет, вокальный и вокально­инструментальный цикл, соната, трио­ соната   и   т.д.   В   первоначальном   значении   музыка,   предназначенная   для   исполнения   в относительно   небольших   (преимущественно   домашних)   помещениях   –   в   отличие   от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в концертах изменило значение термина. С конца ХVIII   в.   понятием   «камерная   музыка»   называются   произведения,   написанные   для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Современная камерная музыка имеет сосредоточенный, углубленный характер и лучше воспринимается в подходящей для неё акустической среде небольших помещений.  Симфония  (греч.   symphonía   –   созвучие,   от   sýn   –   вместе   и   phone   –   звук)   – музыкальное произведение в сонатной форме для исполнения симфоническим оркестром (струнным, духовым оркестром, оркестром народных инструментов и др. составов); один из важнейших жанров симфонической музыки. К исполнению отдельных С. привлекаются хор и солисты. Обычно С. состоит из 4 частей: первая – в форме сонатного аллегро, вторая – медленная лирическая, третья – менуэт или скерцо, четвёртая – финал, часто в рондо­ образной   форме   с   использованием   песеннотанцевальных   тем.   С.   –   высшая   форма инструментальной   музыки,   превосходящая   все   другие   её   формы   по   возможностям воплощения значительных идей и замыслов. «Богатырская» А.П. Бородина – классический образец эпического  симфонизма. Каждая  из  ее  четырех  частей – определенный  ракурс действительности, вместе – целостная картина мира. В первой части мир представлен как героика, в скерцо – игра, в медленной части – лирика и драма, в финале – как общая идея.  Увертюра  (фр. ouverture, лат. аpertura – открытие, начало) – оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)

Квест по теме «А.П. Бородин и «Могучая кучка» (для учащихся основной школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019