КВН как игровая форма диагностики знаний

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Иконка файла материала 11.docx
КВН как игровая форма диагностики знаний Самое важное в кружковых занятиях по учебно­познавательной программе с детьми   младшего   и   среднего   школьного   возраста   –   занимательная   и   веселая атмосфера игры – ведь именно это и отличает кружок от обычных   школьных   Поэтому  современные   игровые  технологии  –   необходимое   и уроков.   эффективное  педагогическое  средство  не только  в  проведении  занятий,  но  и отличный способ  итоговой диагностики знаний  на каждом учебном этапе. В отличие от традиционной контрольной работы веселое конкурсное соревнование, которым   является   КВН,   вызывает   у   школьников   энтузиазм   и   радостное предвкушение.  Разумеется,   состоит   такой   КВН   из   тех   конкурсов,   которые   отвечают педагогическим  задачам,   при   этом   все   конкурсы   четко   соответствуют конкретной теме («Обитатели природной экосистемы степи (пустыни, леса и т. д.»): 1. Конкурс капитанов (описать животное своего бейджика и отгадать загадку по теме КВН). 2. Разминка – конкурс скороговорок, пословиц, считалок по данной теме. 3.   Конкурс   эрудитов   («составить   букет   из   степных   или   лесных,   или прибрежных   растений»   или   «населить   зоопарк   степными   или   лесными животными, или птицами»).  4. Конкурс домашних заданий (рисунков или рефератов, экоплакатов или поделок). 5. Конкурс­концерт (декламация экостихов, частушки). 6. Конкурс физпауз (командное или сольное исполнение). 7. Викторина. 8. Загадки. 9.   Экоигра   (например,   «снежный   ком»   –   когда   каждый   член   команды добавляет   свое   животное,   повторив   все   предыдущие).   Чем   это   не   способ повторить всю тему? Рассматриваемая   тема   по   обитателям   конкретной   экосистемы,   таким образом, будет охвачена достаточно всесторонне, но не в учебной, а игровой форме.  Большинство   младших   школьников   еще   не   умеет  работать   само­ стоятельно, да и просто  держаться в коллективе достаточно уверенно,раскованно. В обществе сверстников этому научиться значительно легче, а уж в обстановке соревнования на робость просто не остается времени! Ведь счет идет на секунды! Поэтому дети быстрее решают задачи именно в команде, методом «мозгового штурма». Это обучает коллективизму, умению работать сообща, чувствуя   локоть   товарища   и  прислушиваясь   к   его   мнению.   Очень   важно участие в каждом конкурсе  всей команды, перед своим ответом капитан или любой участник обязательно должен советоваться с остальными – только так можно воспитать «чувство локтя», умение работать в команде. Дети, научившись играть в КВН, шумят на занятиях значительно меньше. Ведь   первое   условие,   которое   ставишь   перед   игрой,   –   дисциплина.   Споры   и разбирательства, на которые так часто отвлекаются дети, придется отложить. Поэтому КВН отлично дисциплинирует! Конкурсы и задания ставят ребят в нестандартные ситуации, а значит – развивают находчивость и приучают к собранности. Домашнее   задание   для   КВН   воспринимается   детьми   совсем   иначе,   чем обычные задачи на дом, – ведь это подготовка к празднику, игре, в которой надо победить! Таким образом, ребята приучаются к самостоятельной работе по поиску информации, фактически занимаются самообразованием. КВН   –   удобная   форма   работы   для   педагога   при  слишком   большой аудитории, когда детей больше пятнадцати человек. Тогда их можно разделить на   три   и   даже   четыре   команды!   Минимальный   состав   одной   команды,   как показала   практика,   –   пять,   а   максимальный   –   десять   человек.   При   этом «болельщиков» лучше включить в состав команды или, в крайнем случае, в жюри –  меньше   будет   шума   и   беспорядка.   А   вот   за   шум   и   споры   можно   снимать штрафные очки – это очень хорошо помогает и дисциплинирует! КВН – это наилучшая  форма пропаганды экологических знаний: азарт соревнования побуждает ребят к активному познанию и помогает запоминать как никакое другое педагогическое средство. Наконец, совершенно очевидно и  воспитательное, а также  развивающее значение этой коллективной и познавательной игры для кружковой работы. Возможно,   предлагаемая   схема   сценария   КВН   не   совсем   соответствует современному жанру этой игры – недостаточно реприз и сатиры. Но остальным канонам Клуба Веселых и Находчивых наш сценарий отвечает, так как включает традиционные конкурсы  (капитанов, эрудитов, домашних заданий, загадок) ипобуждает к находчивости! Смешные же  ситуации неизбежно возникают сами собой – особенно в конкурсе скороговорок и физпауз! Шутки, оживление и волнение в предвкушении испытания делают атмосферу занятия праздничной, а если еще и оформить кабинет гирляндой флажков или шариков, ярким плакатом­растяжкой, КВН станет любимой формой занятий – как можно не любить праздник? Призовой фонд складывается из поделок, книг, блокнотов, сувениров. А для проигравшей команды необходим «утешительный приз» – карамельки. Таким образом, совершенно очевидно, что итоговая диагностика знаний в форме   КВН   –   это  праздник,   который   не   только  диагностирует  уровень усвоения учебного материала и помогает педагогу скорректировать, восполнить пробелы, но и: – повышает мотивацию; – обучает работе в команде; – развивает смекалку и находчивость, – обучает действовать в нестандартной ситуации; – дисциплинирует; – приучает к самостоятельной домашней работе, началам самообразования; –   воспитывает   и   прививает   правила   поведения,   доброжелательность, толерантность, внимание к чужому мнению; – обучает грамотной устной речи, лаконичности; – помогает творческому самовыражению и формирует артистизм. И, наконец, главное. Форма занятия в виде КВН  актуальна еще и потому, что   наилучшим   образом   отвечает   современной   концепции   модернизации образования в России, новой парадигме, призывающей не только сообщать детям информацию, но и  обучать умело и быстро пользоваться  ею,  действуя  в нестандартной ситуации. Единственная   проблема,   стоящая   перед   педагогом   –   это   подбор методического   материала   по   каждой   теме,   включая:   викторину,   загадки, пословицы и скороговорки, физпаузы­минутки. Именно эта работа и проделана автором. Предлагаются разработки КВН по темам: 1. Арктика. Загадки и викторина. 2.  Болота.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина.3.   Вода.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина. 4.   Времена   года.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки, загадки, викторина. Городские 5.     обитатели.  План   сценария,   физпаузы, пословицы,скороговорки, загадки, викторина. 6. Горы. Обитатели гор. Загадки и викторина. 7. Грызуны.  План сценария, физпаузы, пословицы, скороговорки, загадки, викторина. 8.   Дикие   кошки.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки, загадки, викторина. 9. Евразия – обитатели лесов и степей. Загадки и викторина. 10.   Копытные   животные.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы, скороговорки, загадки, викторина. 11.   Лес.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина. 12.   Море.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина. 13.   Насекомые. загадки, викторина.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки, 14. Птицы.  План сценария, физпаузы, пословицы, скороговорки, загадки, викторина.  15. Пустыня. План сценария, физпаузы, пословицы, скороговорки, загадки, викторина. 16.   Река.  План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина. 17.   Степь.   План   сценария,   физпаузы,   пословицы,   скороговорки,   загадки, викторина. 18.   Сельскохозяйственные   животные.  План,   физпаузы,   пословицы, скороговорки, загадки, викторина. 19. Северная Америка. План сценария. Загадки и викторина. 20.   Тропики   всех   континентов:   обитатели   Австралии,   Африки,   Северной Америки, Южной Америки. Загадки и викторина по каждому континенту. 21. Парк.  Краткие сведения о деревьях и кустарниках. Загадки. Анкета. Игры. Гороскоп друидов. Цветочный гороскоп. Письмо детям от парка.