Л. Толстой. Кавказский пленник
Оценка 4.6

Л. Толстой. Кавказский пленник

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
28.06.2023
Л. Толстой. Кавказский пленник
Л. Толстой. Кавказский пленник.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

для обучающихся по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование»

 

 

 

 

Разработчик – Попова С. В.,

                    преподаватель филологических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Николаевск-на-Амуре

2023

Тема: Нравственные уроки повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

 

Цель: выявление идейного замысла, художественного своеобразия, педагогической ценности повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Задачи:

1.             познавательный аспект: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, вошедшими в круг детского чтения (жанр – повесть);

2.             развивающий аспект:  развитие аналитических умений и творческих способностей студентов через использование приемов анализа, воспроизведения и интерпретации художественного текста; расширение лексического запаса (знакомство с диалектными словами, историзмами), расширение кругозора;

3.                  учебный аспект: совершенствование навыков выразительного чтения и  творческого пересказа  художественных текстов;

4.                  воспитательный аспект: воспитание межнациональной толерантности, развитие положительных личностных качеств (честности, мужества, воли, чувства взаимопомощи) через оценивание героев произведений, жизненных ситуаций.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, репродукции картин А. Киселева "Горный пейзаж (Кавказские вершины)" (1880), А. Мещерского "Кавказ" (1873), дидактический материал, презентация

«Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим

                                                   свою страну, нельзя считать себя культурным  

                                                   человеком»                                                                                                                                                         

                                                                                                         М. Горький  

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и формулирование цели занятия:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, вошедшими в круг детского чтения. На прошлом уроке мы увидели, насколько многообразны по тематике и жанрам произведения писателя, составившие его знаменитые «Азбуки» и «Русские книги для чтения». Цель этого урока – выявить идейный замысел, художественное своеобразие и педагогическую ценность повести-были «Кавказский пленник». Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т.е. языковедов) и в читателей-литературоведов, так как без внимательного отношения к слову, сочетанию слов, их смыслу, без знания основ литературоведения невозможно постичь всю глубину художественного текста.  Нам предстоит наблюдать, размышлять, рассуждать, озвучивать, говорить от имени героев, делать выводы и заключения, поэтому начнем с традиционной речевой разминки.

3. Речевая разминка:

 1. Упражнения на дыхание:

 - сделать глубокий вдох, выдох медленный, плавный.

 - вдох – на выдохе имитируем свист ветра, писк комара, «проколотый мяч».

 2. Упражнения на отработку голосовых характеристик:

 - «пропеть» ряд с постепенным усилением голоса,   затем с постепенным затиханием:

Ми-мэ-ма-мо-му-мы, ли-лэ-ла-ло-лу-лы, ни-нэ-на-но-ны.

3. прочтите, передавая интонацию вопроса, восклицания, радости, горя, страха, гордости:

У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили.

На горе Арарат растет дикий виноград.

4. Сформулируйте задания для следующего упражнения:

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже дождик тихонько  - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет…

Уже барабанит! Уже барабанит!

Прочтите, выполняя задания.

5. Упражнения на отработку дикции и артикуляции:

Скороговорки:

Проворонила ворона вороненка

Все бобры добры для своих бобрят

5.     Проверка домашнего задания:

Составление аннотированного списка произведений Л. Толстого для детей (методическая копилка)

6.     Работа по теме занятия:

Первейшее условие верного восприятия текста - понимание каждого его слова. Ни одно слово в произведении не бывает случайным. С. Маршак писал: "На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку".

Мы начнем с вами с осмысления названия произведения - "Кавказский пленник".

КАВКАЗ - территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс.кв.км. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.

 - Какие ассоциации рождает это слово?

 Действительно, многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа).

У величайших русских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.

(выразительное исполнение стихотворения А.С. Пушкина студентом)

КАВКАЗ  

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

 Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

 И ползают овцы по злачным стремнинам,

 И пастырь нисходит к весёлым долинам,

 Где мчится Арагва в тенистых брегах,

 И нищий наездник таится в ущелье,

 Где Терек играет в свирепом веселье;

 Играет и воет, как зверь молодой,

 Завидевший пищу из клетки железной;

 И бьётся о берег в вражде бесполезной

 И лижет утёсы голодной волной:

 Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

 Теснят его грозно немые громады.

(А. С. Пушкин)

 

Но название произведения заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование не будет безмятежным. Это слово – плен  (ассоциации, вызываемые этим словом – ВОЙНА, горе, страдание, смерть).

 - Кто был взят в плен? (русские офицеры)

 - Кем были пленены герои? (горцами, кавказцами)

 КАВКАЗЦЫ - это горские народы, в большинстве своём исповедующие мусульманскую религию (чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы и татары).

 - Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен? Ответ дает писатель в первых строках произведения: «На Кавказе тогда война была».

 - Вспомним историю.  О каких событиях идет речь?

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.

«Кавказский пленник» - произведение о войне на Кавказе, о войне между людьми разных национальностей, разной культуры, разной веры.

 - Зачем Толстой рассказывает детям о войне, ведь война – тема не детская? И только ли о войне это произведение? Я думаю, ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока.

 - А теперь обратимся к фактам биографии Л. Т. Толстого, чтобы понять его отношение к описываемым событиям:

     В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).

Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода".

Именно эта тема и звучит в названии повести. В произведениях о Кавказе Толстой осуждал жестокость царского правительства, посылавшего свои войска разорять и сжигать аулы горцев. В то же время писатель осуждает предводителя горцев и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

 - Еще одна деталь, которая не должна пройти мимо пытливого читателя: определение жанра произведения. Во многих изданиях жанр произведения обозначен так, как это сделал Л. Толстой: повесть-быль. Для чего автор сам определяет жанр произведения?

СЛОВАРЬ:

БЫЛЬ – описанные события вполне могли произойти и происходили

ПОВЕСТЬ – эпическое произведение, в котором действуют не один или два, как обычно бывает в рассказе, а много героев и где изображается не одно событие, а ряд событий из жизни главного героя. В повести может быть и два главных героя, остальных называют действующими лицами.

 - Так сколько же главных героев в этой повести? Почему в названии указание на одного           человека, а пленных русских офицеров было два?

 - Мы подошли к очень важному моменту в анализе литературного произведения: характеристике героев. Какой прием лежит в основе изображения Жилина и Костылина? (антитеза). 

Составим сравнительную таблицу: выписать слова, словосочетания, характеризующие героев:

Жилин

Костылин

1. «говорящая фамилия»

2. портрет героя

3. поведение во время захвата в плен

4. разговор с татарами о выкупе

5. в плену

6. первый побег

7. перед вторым побегом

 

  Вывод: кто настоящий герой повести и почему?

Проверь себя: о ком из героев эти слова:

офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был";

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

о нём татары: "ты все серчаешь";

"корош урус";

"на всякое рукоделье мастер был"  ;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары: "смирный";

Поведение героев во время нападения татар:

"доберусь до ружья, я сам не дамся", "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости";

Поведение героев во время побега:

проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется,  не соратник, а обуза;

страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует.

 - Кто, кроме Жилина, является еще положительным героем повести? Почему?

 - Девочка Дина. Кто она, герой или предатель? Каково отношение автора к Дине? Докажите словами текста.

 - Как возникла дружба Дины с Жилиным? Чем понравился ей русский офицер?

 - Роль образа Дины в повести. Носителем какой идеи является эта героиня?

Одним из способов раскрытия характера героя является изображение отношения к нему других персонажей.

 - Как относятся враги к Жилину и почему?

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ: передайте описываемые события от лица какого-либо персонажа произведения.

 - Зачем Толстой пишет об этих событиях детям? Как доказать, что адресат произведения – дети? (сказочная манера повествования, динамизм, присутствие героя-ребенка, познавательное начало произведения: изображение жизни другого народа, их обычаев, нравов, быта), описание исторических событий через описание судьбы конкретных людей)

С помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам:

 (Студенты предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения. Список слов составлен студентами до урока)

 Аул - татарская деревня;

Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;

Сакля - жилище кавказских горцев;

Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

"Айда!" - "Идём!"

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;

Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;

Буза - татарское пиво;

Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;

Чалма - головной убор у мусльман;

"Урус" - русский

Джигит - молодой человек; молодец, удалец;

Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";

Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;

Мекка - священное место паломничества мусульман;

Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;

Алла! - обращение к Богу;

Мулла - служитель культа у мусульман.

Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат

Кроме того, чтобы погрузить нас в мир татарского аула, Л. Толстой даёт читателю описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины), татарских мальчишек и татарской девочки. Также даётся описание татарского аула.

Вывод: с какой целью автор вводит так много деталей жизни другого народа?

  - Какую роль играет изображение природы Кавказа? Найдите эпизоды, в которые писатель включает пейзаж. С чем, по-вашему, это связано?

Вывод: нравственные уроки повести «Кавказский пленник», актуальность звучания повести в современной школе, ее педагогическая ценность.

В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение мысли Толстого о том, что историю как науку в школе преподать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторического события. «Кавказский пленник» знакомит детей с эпизодами войны на Кавказе. Русские офицеры показаны не столько как воины, а как люди, находившиеся в сложном положении – психологическом противостоянии с пленившими их горцами. Два человека, два разных характера. В образе Жилина воплотились идеальные черты русского человека: мужественность, смелость, прямодушие, гуманность. В условиях плена он находит себе занятия, в его руках спорится всякое дело. Эти качества вызвали уважение у представителей кавказского народа и чувство глубокой симпатии и привязанности у татарской девочки Дины. Она оценивает Жилина не как врага, ведущего борьбу с ее народом, а как мужественного, доброго, интересного человека. С образом Дины связана толстовская идея о безобразии, бесчеловечности войны. Своим поступком, идущим от сердца, ребенок показывает противоестественность вражды людей, живущих на одной земле.   Актуальность звучания произведения определяется тем, что проблема межнациональной толерантности является одной из самых серьезных в современном мире. Поступок героини Л. Толстого – яркий пример и урок взрослым, какими должны быть отношения между людьми разных национальностей, урок нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Тема: Нравственные уроки повести

Тема: Нравственные уроки повести

Кавказский пленник». Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т

Кавказский пленник». Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т

Скороговорки: Проворонила ворона вороненка

Скороговорки: Проворонила ворона вороненка

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Вспомним историю. О каких событиях идет речь?

Вспомним историю. О каких событиях идет речь?

Именно эта тема и звучит в названии повести

Именно эта тема и звучит в названии повести

Вывод: кто настоящий герой повести и почему?

Вывод: кто настоящий герой повести и почему?

С помощью отдельных слов (лексических единиц)

С помощью отдельных слов (лексических единиц)

Мулла - служитель культа у мусульман

Мулла - служитель культа у мусульман

Поступок героини Л. Толстого – яркий пример и урок взрослым, какими должны быть отношения между людьми разных национальностей, урок нравственности

Поступок героини Л. Толстого – яркий пример и урок взрослым, какими должны быть отношения между людьми разных национальностей, урок нравственности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023