Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Перспектива". Урок изучения нового произведения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. На уроке учащиеся не только знакомятся с творчеством писателя, но узнают значение некоторых иностранных слов, которые употребляли в 19 веке.Конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Толстой.doc
Литературное чтение УМК « ПЕРСПЕКТИВА»
Тема: Л. Н. Толстой « MAMAN». 4класс
( из повести « Детство» в сокращении)
Цель урока: знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого, работа над его содержанием.
Задачи урока:
1.Учить читать вдумчиво, видеть прекрасное;
2. Развивать творческую активность учащихся, эмоциональную сферу, воображение,
внимание;
3. Воспитывать любовь к чтению.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Все к уроку готовы?
Можно начинать?
Какая учебная задача стоит перед нами на уроках чтения?
* Продолжить работу над развитием читательских умений.
А какие читательские умения мы развиваем? ( умение читать бегло и осознанно, умение
рассуждать, передавать эмоции и настроение, умение представлять и вживаться в роль).
Проверка домашнего задания.
Давайте начнем с проверки домашнего задания. Опрос.
Какая учебная задача стояла перед вами дома?
*подготовить рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Толстого(придерживаясь плана);
*вспомнить его рассказы и записать их названия в творческую тетрадь;
*краткий пересказ одного рассказа;
План:
1. Когда, где родился.
2. Где провел детство.
3. Образование.
4. Творческая деятельность.
Проверяем! ( рассказ по плану)
Пересказ
Получился ли краткий пересказ? Какие читательские умения помогли справиться? (работа с текстом, работа с информацией, действие согласно плану, умение излагать свои
мысли связно, чтобы интересно было слушать)
( учитель выставляет отметки )
Молодцы! Двигаемся дальше!
Давайте вспомним, какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече?
Перед вами слово ДОБРОТА.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Доброта это ( красота, ласка, счастье, любовь, радость, семья, мама).
Из ваших слов я поняла, что …
ДОБРОТА это самое великое чувство, которым может гордиться человек.
Эти слова я не случайно вывела на слайд, они связаны с нашим новым произведением, а какое
слово самое дорогое для любого человека.
Тема: Л.Н. Толстой « МАМАN».
Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово?
Как вы думаете, почему так?( слово французского происхождения)
Нам сегодня встретятся еще слова из французского и немецкого языков.
Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного
сословия, а люди богатые, состоятельные говорили на иностранных( так было принято).
Рассмотрите информацию в скобках. Что поняли?( Отрывок из повести.
Повесть повествует о …
Кто повествует?
О чем?)
Ваши предположения?
Верны ли они, узнаем позже.
Произведение было написано 200 с лишним лет назад, в нем вам встретятся слова, значения
которых непонятно и трудные для прочтения.
Разберем их!
трудные для прочтения
clementi авторкомпозитор
октавы arpeggio прием игры
un, deux, trios, un, deux, triosраз, два, три
Ich danke, liber благодарю милый
трудные для понимания
кацавейка
подле нее Найдите значения этих слов в конце учебника.
Вот мы готовы! Закройте книгу!
Какую задачу поставим перед собой сейчас?( познакомиться с отрывком, проверить верны
ли ваши предположения)
Задача перед вами.
Внимательно послушать отрывок из повести и ответить на вопрос: от чьего лица ведется
повествование?
Что вам поможет решить эту задачу? ( внимание, воображение)
Итак! Послушайте и постарайтесь представить то, о чем я буду читать.
(Читает учитель. Пауза.)
Поделимся впечатлениями.
Какие картины возникли в вашем воображении?( приятные воспоминания о маме, нежные,
ласковые, самые добрые ее руки, голос сравнивает с журчанием ручейка)
Вернемся к нашей задаче. От чьего лица ведется повествование?
Повествование ведется от лица персонажа Николеньки, через которого Толстой делится с
нами своими воспоминаниями, чувствами.
Верны ли оказались ваши предположения?
Еще раз вернемся к тексту.
Перечитайте главу сами очень внимательно и ответьте на вопросы:
* Какой представляется мама в воображении ее сына?
* Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить
жизнь человека?
Докажите словами из текста.
Работаем с карандашом, делая пометы.
Какие умения вам понадобятся? ( умение работать с текстом)
Проверяем!
С произведением познакомились, а какова главная мысль этого произведения?
( отношения матери и сына)
Что автор хотел донести до нас этим произведением? ( добрые, терпеливые отношения сына
и матери)
Ребята, нравятся ли вам отношения Николеньки со своей маменькой?
Расскажите, как вы обращаетесь со своей мамой. Опишите ее.
Учебная задача.
Рассказать, как вы общаетесь со своей мамой. Составить ее словесный портрет.
Я думаю, каждому хочется поделиться и предлагаю поработать в парах.( ребята по очереди
в паре рассказывают о своей маме)
А какая пара хочет озвучить перед нами?
Какие замечательные у вас мамы! Красивые, добрые, берегите их! Хочется узнать еще о жизни Николеньки?
Узнаете!
Домашнее задание
Прочитать следующий отрывок и ответить на вопросы к тексту.
Л. Н. Толстой « MAMAN».
Л. Н. Толстой « MAMAN».
Л. Н. Толстой « MAMAN».
Л. Н. Толстой « MAMAN».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.