Муниципалитет |
город Лабинск |
Название образовательной организации |
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 15 города Лабинска муниципального образования Лабинский район |
Название конкурса |
Краевой конкурс музейных уроков, посвященного 85–летию Краснодарского края «Кубань-мое Отечество» |
Название номинации, по которой представлена конкурсная работа |
«Мой город (станица, село, поселок, аул, хутор) Подноминация: «Занятие с детьми дошкольного возраста» |
Тема занятия |
«Лабинск -вчера, сегодня, завтра…» |
Должность, фамилия, имя, отчество автора полностью |
воспитатель МДОБУ № 15 г. Лабинск Никонова Инна Владимировна |
Контактные телефоны |
8-928-8814089 |
Пояснительная записка
Краткая аннотация занятия: Мы живем в Лабинске, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Лабинска. Занятие «Лабинск - вчера, сегодня, завтра…» разработано в 2022 году, в начале учебного года, согласно календарно - тематического плана для детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие направлено на приобретения и расширения знаний у дошкольников о родном городе, воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. Ведь недаром одно из «золотых» правил народной педагогики гласит: «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности»
Форма проведения занятия: групповая форма организации
( индивидуально-коллективная)
Место проведения занятия: МКУК г. Лабинска "Музей истории и краеведения им.Ф.И. Моисеенко" с экспонатами постоянной музейной экспозиции
Необходимое материально-техническое обеспечение: дидактическая игра «Собери достопримечательность», фотоальбом «Лабинск - наш город»
Тема: «Лабинск – вчера, сегодня, завтра….»
Задачи: Воспитывать любовь к родному городу. Расширять представления детей о достопримечательностях города, о названиях улиц. Бережно относиться к историческому наследию, природным ценностям нашего города. Вызвать чувство гордости за своих земляков, родителей, за их вклад в развитие и процветание города. Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей.
Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет)
Продолжительность занятия: до 25 минут
Место проведения занятия: МКУК г. Лабинска "Музей истории и краеведения им.Ф.И. Моисеенко" с экспонатами постоянной музейной экспозиции
Опорные понятия (понятийный словарь): музей, экскурсовод, краеведение, достопримечательность, раритет, реликвия, экспозиция, памятник.
Вещный ряд: Музей истории и краеведения с богатой коллекцией экспонатов
Технологии (общепедагогические, музейные), методики, приемы, формы работы с аудиторией: использованы методы – словесный, наглядный и игровой.
Научно-методические пособия: иллюстрации, фотовыставка
Предварительная работа: знакомство с историей города, создание фотоальбома «Лабинск - наш город» в группе, экскурсии в МКУК "Выставочный зал" г. Лабинска, по улицам города, просмотр презентации
« Старый Лабинск».
Ход занятия:
Организационный момент:
Предварительная беседа перед входом в музей:
-Ребята, как называется город, в котором мы живем? (- Лабинск) А в каком крае находится наш город? (-Краснодарский край). В нашем крае много разных городов, больших и маленьких, это-Новороссийск, Сочи, Армавир, Лабинск, Темрюк и другие. Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник, что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправляемся в Музей истории и краеведения им. Ф.И. Моисеева города Лабинска, который расположен на улице Советская.
Воспитатель.- Ребята, что такое музей?
Дети: - Это место, где собирают и берегут старинные вещи, заботятся о них, показывают людям.
Воспитатель: - А как называются вещи, которые находятся в музее?
Дети: - Экспонаты.
Воспитатель: Кто проводит экскурсии в музее?
Дети: - Экскурсовод.
Воспитатель: - Какие простые правила поведения в музее вы знаете?
Дети: - Нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками, ходить надо тихо и спокойно, внимательно слушать экскурсовода, вопросы задавать после экскурсии, быть вежливым.
Воспитатель: - Маленький, уютный город,
Хоть не Питер и не Минск,
Он всегда красив и молод-
Всем приветливый Лабинск
Здесь сам ангел-хранитель
Над городом стоит,
Надежный покровитель
На жителей глядит.
- Пройдемте в первый зал. В нем мы с вами узнаем, как и кто образовал наш город более 181 год назад. ( Показываю макет военного редута).
- Что вы видите? (Это военный редут Лабинский).
- Для чего он нужен? ( Редут строили как защиту от нападения врагов).
- А кто создал его? ( Военный редут создали казаки, которых переселила на Кубань с Украины царица Екатерина вторая).
- Как образовали казаки редут? ( На берегу реки Лаба казаки решили построить военный редут, которому дали название по реки Лабы -Лабинский военный редут).
-А почему редут построили на берегу реки? ( Река давала возможность приготовить пищу, напоить домашних животных и птиц, полить огород, постирать белье, искупаться).
Воспитатель: - Как же создавали редут? Казаки сначала делали ограждения -забор по всему редуту, чтобы враг не мог подойти незамеченным. Так как казаки были очень набожными людьми, в то в центре редута строили сразу церковь. Затем строились казармы, хозяйственные постройки, конюшни, хаты для семейных казаков. Хаты строились из местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанных с двух сторон глиной. Пол тоже был глиняный. Крышу делали из соломы или камыша. Такие крыши называли «стрехой». Хату обязательно белили снаружи и внутри. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печкой и малую хату. В каждом подворье находилась: летняя печка «кабица», колодец «журавль», «баз» -место, где водились домашние животные и птица.
- Ребята, чем занимались казаки?
Дети: - Казаки занимались промыслом и несли военную службу, защищая границы Российского государства.
Воспитатель: - Кубанская культура проявляется в языке- балачке. Казачий язык - возник на основе слияния двух языков: украинского и русского. Ребята давайте немного поиграем- я буду говорить на балачке, а вы отвечать , что это значит.
Проводится дидактическая игра «Что это значит?».
Робыть- работать
Худоба-домашние животные
Балакать – говорить
Поганцы – грязнули
Гарный – красивый
Пивень –петух
Кабица –летняя печка
Курень – жилище казака
Цибарка –ведро
Воспитатель: - А теперь давайте перейдем во второй зал. Шло время, казаки создавали семьи, строили себе хаты. Их становилось все больше и больше. И строили уже за пределами редута. И вскоре редут Лабинский получил статус станицы. Мирная жизнь станичников была прервана с началом Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту своего Отечества. Многие станичники ушли воевать на фронт. Остались старики, женщины, дети. Но и они не остались в стороне. Школьники создали свой отряд «Юный мститель». Ребята всячески вредили фашистам, устраивали диверсии и добывали оружие, чтобы потом обратить его против оккупантов, подливали керосин в продукцию консервного завода, добавляли сахар в бензобак фашистских автомобилей, сливали масло из бочек на маслозаводе. Сначала ребята отряда « Юный мститель» действовали под руководством разведочного партизана Евгении Заикиной, а затем руководить отрядом стал опытный командир – раненый летчик Дмитрий Шервашидзе.
- Ребята, как вы думаете, а что делали взрослые? ( Лабинские партизаны мужественно сражались с врагом в лесах и горах, помогая нашим войскам гнать немцев).
Воспитатель: - В январе 1943года, после освобождения станицы от врага, командир «Юного мстителя» Дмитрий Шервашидзе и часть его ребят ушли дальше с войсками громить захватчиков. Мы помним наших героев, сложивших свои головы за то, чтобы мы с вами жили в мире. В честь них названы улицы в нашем городе.
- Назовите героев – лабинцев, именами которых названы улицы. ( Иван Константинов, Анатолий Турчанинов, Алексей Глущенко, Петр Леоньтев, Дмитрий Селиверстов, Дмитрий Шервашидзе).
Воспитатель: - Перейдем в третий зал. Закончилась война, наступил долгожданный мир. В станицу стали возвращаться фронтовики, началось восстановление разрушенного хозяйства. Появлялись новые заводы и фабрики. И осенью 1947 года станица Лабинская была преобразована в город Лабинск.
- Ребята, а какие предприятия города вы знаете? ( Маслозавод, консервный завод, сахарный завод, хлебозавод, молочный комбинат, химический завод).
- А чем еще знаменит наш город? ( В нашем городе есть санаторий «Лаба».
Воспитатель: - Санаторий « Лаба» это одна из лучших здравниц Краснодарского края. В санатории лечат людей термальными водами и лечебной грязью. На лечение приезжают люди со всех уголков России. Город Лабинск богат и спортивными традициями. Взрослые и дети с удовольствием тренируются на стадионе «Труд», в спортивных комплексах « Динамо» и «Олимп».
- А какие достопримечательности вы можете назвать? ( Свято-Николаевский храм, Свято-Успенский храм, храм Святого Александра Невского).
Воспитатель: - Главный оберег города располагается на центральной площади Лабинска – Ангел-хранитель. Этот памятник – символ благодарности нашим предкам.
Проводится дидактическая игра «Собери достопримечательность».
Одна подгруппа детей собирает пазл – Свято-Николаевского храма, вторая – памятник Ангела-хранителя.
Воспитатель: - Чем еще славен Лабинск? ( Он славен своими жителями, которые делают все, для развития города)
- Люди разных профессий живут и трудятся в нашем городе. А вот каких именно профессий, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый. (Парикмахер).
2. За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждёт
И товары продаёт. (Продавец).
3. В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (Учитель).
4. В разных аптеках
За стеклом в халатах белых,
Заболевшие сюда
От врача к нему идут всегда. ( Фармацевт).
5. Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка. (Пекарь).
Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось. Поблагодарим за теплый прием нас в музее.
- Ребята, зачем же люди создают музеи? ( Чтобы сохранить все для потомков, чтобы помнить и не забывать, берегли то, что есть и радовались жизни)
Библиография по теме и использованная литература:
1. Гальцева Т.М., Клеменко Ю.Б., Якубов В.В. « 170 лет Лабинску. Исторические очерки» - Краснодар: «Кубань-книга» , 2011г. - 248с.
2. Конспекты ООД по «Кубановедению», принятые решение пед. совета протокол № 2 от 28.08.2022 г
3. Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2020г. -304с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.