Лабораторная работа « Измерение показателя преломления стекла».
Оценка 4.9

Лабораторная работа « Измерение показателя преломления стекла».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
10 кл—11 кл
22.03.2024
Лабораторная работа « Измерение показателя преломления стекла».
Методическое руководство по выполнению лабораторной работы
открытый урок3.doc

План урока

 

Тема урока: Лабораторная работа « Измерение показателя преломления стекла».

Цели урока:

Обучающая:

Ø  Закрепить основные понятия по теме;

Ø  Научить измерять показатель преломления стекла;

 Воспитывающая:

Ø  Формировать умения выстраивать работу в мини-группах;

Ø  Умение выполнять работу в диалоговом режиме;

Развивающая:

Ø  Развивать умения выделять главное;

Ø  Развивать коммуникативные умения;

Ø  Развивать умения делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум.

Методы обучения:

Ø  Наглядный (использование технических средств);

Ø  Словесный (сообщения студентов, инструктаж);

Ø  Практический (выполнение лабораторной работы)

Межпредметные связи: химия, геометрия, строительные материалы.

Внутрипредметные связи: закон преломления света.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Ø  План урока;

Ø  Конспект урока;

Ø  Методические указания к выполнению лабораторных работ;

Ø  Стеклянные пластинки, иголки, картон, линейка;

Ø  ПК, интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация.

Источники информации: (литература, периодические издания, справочники, интернет-ресурсы):

Ø  Касьянов В.А. Физика 11 кл. учебник для общеобразовательных учебных заведений – М, 2005

Ø  Рымкевич А.П. Задачник: Учебное пособие.-М.;Дрофа. 2014

Ø  Интернет ресурсы.

Этапы урока:

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация знаний.

3.    Проверка домашнего задания.

4.    Самостоятельная работа студентов.

5.    Рефлексия.

6.    Подведение итогов.

7.    Задание на дом.

 

 

 

 

Ход урока

Дидактический этап

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Организационный момент.

         постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

         определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;

         описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цели для преподавателя

         создать условия для включения студентов в учебную деятельность;

         способствовать повышению мотивации студентов;

Задачи:

         приветствие;

         проверка присутствующих;

         создание доброжелательной обстановки;

         объяснение плана урока;

         проверка готовности к уроку;

         объяснение критериев оценки деятельности студентов.

Цели для студентов:

         включится в учебную деятельность;

Задачи:

         слушать преподавателя;

         понять план урока;

         понять критерии оценки деятельности;

Актуализация знаний.

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели для преподавателя:

         установить уровень усвоения знаний, умений;

         определить пробелы в знаниях;

         стимулировать активность студентов;

Задачи:

         актуализация знаний;

         организовать проверку знаний основных определений по теме.

Цели для студентов:

         активировать знания;

         проявлять самостоятельность.

Задачи:

         вспомнить основные определения и вопросы по теме.

Проверка домашнего задания.

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели для преподавателя:

         стимулировать активность студентов;

         создание доброжелательной обстановки;

Задачи:

         обозначить критерии;

         организовать активные самостоятельные действия студентов.

Цели для студентов:

         проявлять самостоятельность.

Задачи:

         проявлять активность.

Самостоятельная работа студентов.

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения лабораторной работы);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, при выполнении лабораторной работы;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения  лабораторной работы..

Цели для преподавателя:

         обеспечить объяснения процесса выполнения лабораторной работы;

         обеспечить восприятие, осмысление хода выполнения лабораторной работы;

Задачи:

         изложить этапы выполнения работы;

         обеспечить понимания планируемого результата деятельности;

         организовать работу студентов по выполнению работы.

Цели для студентов:

         изучить ход выполнения лабораторной работы.

Задачи:

         выполнить работу;

         сделать отчет о проделанной работе;

         делать выводы.

Рефлексия.

• постановку целей для самостоятельного анализа учащимися своей работы на уроке;

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая вопросы для рефлексии;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения  данного задания

Цели для преподавателя:

         оценить адекватность самооценки студентов оценке преподавателя.

Задачи:

         определить вопросы для рефлексии.

Цели для студентов:

         проанализировать собственную учебную деятельность на уроке.

Задачи:

         ответить на поставленные задачи.

Подведение итогов.

Анализ и оценка педагогом работы учащихся на уроке

Выставление отметок за урок

 

Цели для преподавателя:

         провести анализ успешности достижения цели урока.

Задачи:

         дать заключение проведенному уроку;

         выставить отметки студентам.

 

Цели для студентов:

         иметь собственную оценку своей учебной деятельности.

Задачи:

         выявить, что получилось и что не получилось на уроке.

 

Задание на дом.

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения  домашнего задания.

Цели для преподавателя:

         поставить цели домашней работы;

         способствовать повышению мотивации учения.

Задачи:

         определить содержание и объем домашнего задания.

 

Цели для студентов:

         понять содержание домашнего задания.

Задачи:

         понять суть домашнего задания;

         понять критерии;

         записать домашнее задание.

 

 

Материалы для урока.

На предыдущем уроке мы с вами изучили законы распространения света. Ответьте на вопросы:

1.      Возможен ли переход из одной среды в другую без преломления.

2.      Почему предметы, находящиеся на дне водоёма, кажутся колеблющимися при порыве ветра?

3.      Почему видимое положение звезд не совпадает с его истинным положением?

4.      Днем в пустынях иногда наблюдается мираж – наблюдатель видит вдали поверхность водоёма. Почему?

5.      Почему в солнечный день не следует поливать водой листья растений?

Проверка домашнего задания: выступление студентов с сообщениями по темам:

         Легенда о стекле.

         Виды стекол.

         Применение стекла в строительстве.

 

Лабораторная работа №9.

«Определение показателя преломления стекла.»

Цель работы: определить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.

Оборудование: плоскопараллельная пластинка, булавки, линейка, транспортир

Ход работы.

  1. Положите на стол лист картона, а на него – стеклянную пластинку.
  2. Воткните в картон по одну сторону пластинки две булавки – 1 и 2 так, чтобы булавка 2 касалась грани пластинки. Они будут отмечать направление падающего луча.
  3. Глядя сквозь пластинку, воткните третью булавку так, чтобы смотреть сквозь пластинку, она закрывала первые две. При этом третья булавка тоже должна касаться пластины.
  4. Уберите булавки, обведите пластину карандашом и в местах проколов листа картона булавками поставьте точки.
  5. Начертите падающий луч 1-2, преломленный луч 2-3, а также перпендикуляр к границе пластинки.
  6. Отметьте на лучах точки А и В такие, что ОА=ОВ. Из точек А и В опустите перпендикуляры АС и ВD на перпендикуляр к границе пластинки.

  1. Измерив АС и ВD, вычислите показатель преломления стекла, используя формулы:

; ; ;  

  1. Повторите опыт и расчеты, изменив угол падения .
  2. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
  3.  Вычислите

№ опыта

АС, мм

ВD, мм

n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сделайте вывод.

 

Контрольные вопросы.

1. Может ли угол падения быть равным углу преломления?

2. Изображение предмета в воде не такое яркое как сам предмет. Почему?

3. На границе среды наблюдается полное отражение луча света идущего из вакуума. Каким должен быть показатель преломления этой среды?

Домашнее задание:

Положите монету в прозрачную широкую банку, наполненную водой, и посмотрите сквозь воду под нужным углом – вы увидите изображение монеты на поверхности воды. Если теперь приложить с обратной стороны банки руку, то это, скорее всего, не повлияет на изображение, одако если рука будет мокрой, то изображение исчезнет. Почему?


План урока Тема урока: Лабораторная работа «

План урока Тема урока: Лабораторная работа «

Ход урока Дидактический этап

Ход урока Дидактический этап

Цели для преподавателя: • установить уровень усвоения знаний, умений; • определить пробелы в знаниях; • стимулировать активность студентов;

Цели для преподавателя: • установить уровень усвоения знаний, умений; • определить пробелы в знаниях; • стимулировать активность студентов;

Цели для преподавателя: • стимулировать активность студентов; • создание доброжелательной обстановки;

Цели для преподавателя: • стимулировать активность студентов; • создание доброжелательной обстановки;

Цели для преподавателя: • поставить цели домашней работы; • способствовать повышению мотивации учения

Цели для преподавателя: • поставить цели домашней работы; • способствовать повышению мотивации учения

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу

Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024