Лабораторная работа №1
Изучение среды программирования Visual Basic
Задание: Создать файл SATM1.EXE приложения с пустой формой, которая
А) имеет следующие свойства:
· заголовок - “Параметры стандартной атмосферы”,
· имя - Satm1,
· рамку с изменяемыми размерами,
· значок системного меню в заголовке приложения,
· располагается в правом верхнем углу экрана.
В) реагирует на события:
· щелчок левой кнопкой мыши – вывод текстового сообщения,
· двойной щелчок левой кнопкой мыши – вывод текстового сообщения (цвет фона и текста изменяются случайным образом).
В ходе работы необходимо
изучить:
· структуру интерфейса среды программирования Visual Basic;
· назначение основных пунктов меню среды Visual Basic;
· основные свойства формы проекта .
научиться:
· запускать среду программирования Visual Basic;
· создавать новый проект приложения;
· закрывать и сохранять разработанный проект;
· задавать и изменять свойства формы;
· запускать программу на выполнение в среде Visual Basic;
· создавать коды обработки простейших событий,
· создавать .exe - файл приложения;
· использовать .exe – файл приложения без среды Visual Basic.
1. Теоретическая часть
1.1 Среда программирования Visual Basic
После открытия нового проекта (см. п.2.1-2.2) экран, как правило, имеет следующий вид (рис. 1.1).
Полоса заголовка (Title bar) представляет пользователю информацию о названии приложения и о текущем режиме работы среды программирования:
……[ design] – разработка проекта;
……[run] – выполнение приложения в среде;
……[break]- временная остановка при отладке приложения.
Строка меню (Menu Bar) – это место расположения пунктов меню среды. Она обеспечивает доступ к большинству команд, управляющих средой программирования. Меню и команды работают в соответствии со стандартными соглашениями Windows. Ниже рассматриваются только те пункты и команды меню, которые будут использоваться в данной работе.
Команды меню File (Файл) позволяют открывать или закрывать файлы приложения:
· New Project (Новый проект) - открывает окно диалога, с помощью которого можно создать новый проект.
· Open Project (Открыть проект) – открывает окно диалога для загрузки существующего проекта.
· Save Project (Сохранить проект) - сохраняет проект на диске в файле с расширением .vbp.
· Save Project As (Сохранить проект) - сохраняет проект под новым именем в файле с расширением .vbp.
· Save... (Сохранить...) - сохраняет текущий элемент проекта на диске в файле с расширением .frm. Многоточие представляет здесь имя элемента проекта, который является текущим.
· Save...As (Сохранить...под именем) - сохраняет текущий элемент проекта на диске под новым именем в файле с расширением .frm.
· Make... (Создать исполняемый файл) - создает исполняемый .exe-файл текущего проекта.
· Exit (Выход) – прекращает работу среды Visual Basic.
ВНИМАНИЕ! При сохранении файлов под новыми именами необходимо правильно выбрать папку, в которой будет сохранен файл.
Команды меню View (Вид) позволяют открывать или делать видимыми различные окна, а также получать вспомогательную информацию:
· Code (Окно кода) - открывает окно программного кода, относящееся к текущей форме.
· Object (Окно экранной формы- открывает окно изображения текущей формы.
· Project Explorer (Окно проекта) - открывает окно управления проектом.
· Properties Window (Окно свойств) - открывает окно свойств.
· Form Layout Window (Окно вида формы на экране) - открывает окно управления положением формы на экране при выполнении программы.
· Toolbars (Панели инструментов) вызывает подменю, управляющее выводом на экран пяти панелей инструментов среды Visual Basic.
Команды меню Run (Выполнить) управляют процессом выполнения программы:
· Start (Пуск) - запускает программу в среде Visual Basic.
· Break (Прерывание) - прерывает выполнение программы.
· End (Останов) - завершает выполнение программы.
Команды меню Help (Справка) относятся к справочной системе среды.
Указанные выше структуры интерфейса среды не могут быть изменены пользователем.
Панель инструментов Standard расположена под строкой меню. Это набор кнопок, являющихся ярлыками для команд, с помощью которых осуществляется работа в среде. Чтобы получить подсказку о функции конкретной кнопки, поместите на эту кнопку указатель мыши и не перемещайте его некоторое время. Другие 3 панели инструментов (Edit – редактирование кода, Debug – отладка приложения, Form Edit – редактирование изображения формы) выводятся по желанию пользователя.
Основные окна среды программирования:
· инструментов (Toolbox),
· содержания проекта (Project Container),
· формы (Form),
· проекта (Project),
· свойств (Properties),
· вида формы на экране (Form Layout),
· непосредственного выполнения (Immediate) на рис 1.1 не показано,
· кода (Code) на рис 1.1 не показано.
Можно изменять расположение и форму окон, а также сворачивать их так, чтобы сделать доступными и видимыми на экране все необходимые элементы среды программирования. Чтобы переместить окно или панель инструментов, поместите курсор на строку заголовка, нажмите клавишу мышки и, не отпуская ее, «перетащите» объект в новое положение.
ВНИМАНИЕ! Чтобы закрыть окно, нажмите на кнопку [X], расположенную справа в полосе заголовка окна.
Окно Панель инструментов (Toolbox)
Оно обычно располагается вдоль левой стороны экрана. Инструменты и средства управления служат для того, чтобы добавлять новые элементы управления (ЭУ) пользовательского интерфейса на форму в виде рисунков, этикеток, кнопок, списков, полос прокрутки, меню и геометрических фигур. Внесенные в форму ЭУ становятся объектами и программируемыми элементами формы. После запуска программы они появляются на экране и работают так же, как и любой объект в стандартном Windows-приложении.
Окно Свойства (Properties)
Свойство — это характеристика, определяющая внешний вид ЭУ, например размеры и название, или его поведение. Свойства ЭУ устанавливаются в процессе разработки проекта, но могут изменяться и программным методом в ходе работы программы.
Это окно позволяет изменять свойства ЭУ пользовательского интерфейса. Оно состоит из трех частей: раскрывающегося списка всех объектов формы, включая саму форму, поля свойств ЭУ и поля подсказки, в котором пользователю выводится пояснение к выбранному свойств. В свою очередь поле свойств имеет две колонки: название свойства и его значения. Свойства можно просматривать в алфавитном порядке (Alphabetic) или по категориям (Categorized). В зависимости от выбранного свойства в списке значений может быть:
· одно из булевых значений Тrue или False,
· цифры, определяющие размеры или режимы работы ЭУ,
· шестнадцатеричная константа кода цвета,
· предопределенный список значений,
· вызов стандартного диалогового окна Windows.
Значением некоторых свойств мажет быть произвольный текст, который вводится с клавиатуры пользователем.
ВНИМАНИЕ! Значения некоторых свойств могут быть взаимоисключающими.
Окно свойств можно открыть, открыв меню View и выполнив команду Properties Window.
Окно Проект (Project)
Как правило проект программы состоит из нескольких файлов. В окне проекта перечисляются все эти файлы и осуществляется доступ к ним при помощи двух кнопок: View Code (Просмотр программного кода) и View Object (Просмотр изображения объекта).
Чтобы открыть окно проекта, откройте меню View и выполните команду Project Explorer.
Окно Код (Code)
Окно редактора программного кода включает следующие элементы:
· заголовок с именами проекта и формы,
· раскрывающийся список ЭУ, включая форму,
· раскрывающийся список событий, возможных для выбранного ЭУ, включая форму,
· поле редактирования, где собственно и располагается код программы.
Чтобы открыть окно кода, откройте меню View и выполните команду Code.
1.2 Форма интерфейса пользователя
Форма в Visual Basic - это окно, которое может содержать меню, кнопки, окна списков, полосы прокрутки и другие ЭУ, используемые в Windows-программах. Каждая форма в период выполнения программы соответствует отдельному окну. На внешний вид и поведение формы на экране влияют ее свойства, методы и события. Свойства можно определять как в окне Properties на этапе проектирования, так и с помощью специальных кодов в процессе выполнения программы в зависимости от действий пользователя.
Свойства формы
Рассмотрим подробно свойства формы, используемые для выполнения лабораторной работы.
Name (Имя) Имя формы нужно для того, чтобы в программном коде ссылаться на определенную форму.
Caption (Название) Это свойство содержит текст заголовка окна формы. Кстати, свойства Name и Caption неодинаковы. Имя объекта используется в программном коде как идентификатор для ссылок на него, а название отображается в заголовке окна приложения.
BackColor (Цвет фона) - определяет цвет фона.
ForeColor (Основной цвет)- определяет цвет текста или графических изображений, расположенных на "переднем плане". Все операторы Print выводят текст этим цветом.
Font (Шрифт) – определяет шрифт, которым текст изображается на форме ( вызывается стандартное окно Windows Font),
BorderStyle (Тип границ) – определяет тип границ формы. Свойство можно изменять лишь на этапе разработки приложения, но эти изменения проявляются только во время выполнения программы. Основные значениями этого свойства:
0 — None. Границы окна отсутствуют.
1 — Fixed Single. Окно при выполнении программы имеет постоянный размер, заданный на этапе разработки и не может быть перемещено по экрану.
2 — Sizeable. Разрешается изменять размеры и положение окна при выполнении программы.
ControlBox (Кнопка Системного меню) – задает в заголовке окна формы системное меню управления окном (значок в левом углу).
Enabled (Доступ) - разрешает воздействие на форму любых событий, связанных с мышью или клавиатурой, если установлено как True.
Visible (Видимость) - определяет видимо окно формы при выполнении программы или нет. При установке значения False форма становится невидимой.
MaxButton (Кнопка Развернуть), MinButton (Кнопка Свернуть) – определяют режим изменения размеров окна. Если в верхнем право углу окна должны присутствовать кнопки Maximize (Развернуть) и Minimize (Свернуть), то указанным свойствам присваивается значение True.
События
Программируя обработку событий для формы, чаще всего приходится иметь дело с событиями Click и DblClick.
Click (Щелчок) - возникает при одинарном щелчке левой кнопкой мыши.
DblClick (Двойной щелчок) - возникает при двойном щелчке левой кнопкой мыши; при этом мышь должна быть неподвижной.
Методы
СLS - метод позволяет очистить форму от всех изображений и текста. Полный синтаксис метода выглядит так:
[имя_формы].Сls
Print. - выводит текст на форму. Его синтаксис:
[имя_формы].Рrint [[выражение][{; | , }]]...
· если после выражения поставить точку с запятой, то следующее выражение будет печататься за последним символом предыдущего выражения без пробела и перехода на новую строку;
· если после выражения поставить запятую, то следующее выражение выводится со следующей ближайшей позиции табуляции (зонный формат в Бейсике),
· если в конце оператора Print нет символов точки или точки с запятой, то выражение в следующем операторе Print будет печататься с новой строки.
2. Порядок выполнения работы
2.1 Запуститe среду программирования Visual Basic :
· войдите в Windows 95 со своим именем и паролем,
· запустите приложение Проводник (Explorer),
· откройте папку C:\Program Files\Dev Studio\VB,
· щелкните левой кнопкой мыши на значке программы VB5.exe.
· появится окно среды с диалоговым окном нового проекта (New Project),в котором указан установленный по умолчанию тип проекта Standard.exe.
2.2 Откройте новый проект:
· в диалоговом окне New Project нажать кнопку Open (Открыть). После запуска среды программирования появляется форма, которая по умолчанию называется Form1.
2.3 Задайте свойства формы:
Чтобы перейти к определению свойств формы, сначала сделайте ее активным объектом, щелкнув левой кнопкой клавишей мыши где-нибудь в окне с заголовком Form1.
2.3.1. Измените размеры формы:
· установите курсор на размерный маркер (закрашенный прямоугольник) на нижней границы формы (курсор изменит свою форму и станет двунаправленной стрелкой) и перемещайте его при нажатой левой клавише мышки.
· аналогичным образом измените положение правой границы формы.
2.3.2. Укажите положение формы на экране, которое она будет занимать после запуска приложения.
· установите курсор мыши в окно Form Layout,
· переместите курсор на макет формы (курсор изменит свою форму и станет четырехнаправленной стрелкой),
· нажмите левую клавишу мышки и, не отпуская ее, переместите макет формы в верхний правый угол изображения экрана,
· отпустите левую клавишу мышки.
2.3.3. Измените имя формы.
Любой объект в Visual Basic обладает свойством Name (Имя). Имя – это идентификатор, который используется в программе для ссылки на этот объект.
· сделайте активным окно Properties. Обратите внимание: в заголовке окна выводится сообщение об имени обьекта Form1 и типе обьекта Form,
· выберите щелчком мышью в списке имя свойства Name. В поле значений указано его значение, установленное по умолчанию - Form1.
· установите курсор в поле значения свойства Name, сделайте его активным, введите текст Satm1 и нажмите Enter. Обратите внимание на изменение имени в списке файлов в окне проекта и в заголовке Project1 - Satm1.
ВНИМАНИЕ! Определение каждой формы хранится в отдельном файле. При сохранении приложения его можно поместить в любой файл, но по умолчанию среда всегда предлагает имя файла, совпадающее с именем формы.
2.3.4. Измените название формы:
· выберите имя свойства Caption (Название),
· установите курсор в поле значения свойства Caption, сделайте его активным и измените текст “Form1” на текст “Параметры стандартной атмосферы”. Обратите внимание на то, что по мере ввода новое название будет отображается в полосе заголовка окна формы.
2.3.5. Укажите стиль границ окна
· выберите свойство BorderStyle. Треугольник, расположенный справа в поле значений свидетельствует о том, что значение данного свойства ограничено вариантами, предложенными в раскрывающемся списке,
· откройте список вариантов значений, щелкнув мышью на треугольнике,
· выберите из списка щелчком мышью значение 1- Fixed Single,
2.3.6. Проконтролируйте, что у формы свойство Visible имеет значение True.
2.4 Запустите программу на выполнение в среде и проверьте правильность ее работы (протестируйте):
· откройте меню Run,
· выберите команду Start. В правом верхнем углу экрана должна появиться пустая форма - окно приложения с заголовком “Параметры стандартной атмосферы”,
· убедитесь в том, что окно приложения не может изменять размеры, т.е. свойства формы не соответствуют заданным. Обратите внимание на то, что в окне приложения в строке заголовка отсутствуют кнопки Minimize и Maximize. Это обусловлено тем, что значение Fixed Single для свойства формы BorderStyle запрещает масштабирование окна.
Для завершения работы программы и возврата в среду программирования:
· откройте меню Run,
· выполните команду End,
· убедитесь, что программа прекратила работу: в заголовке среды программирования появилось слово design.
ВНИМАНИЕ! Завершить работу программы можно:
1. нажатием на кнопку [X], расположенную в справа в полосе заголовка приложения,
2. через системное меню окна - команда Exit,
3. нажатием Alt+F4.
2.5 Измените свойства формы
· сделайте активной форму,
· сделайте активным окно Properties,
· выберите свойство BorderStyle,
· откройте список значений для данного свойства,
· выберите значение 2 — Sizable,
· запустите программу и протестируйте ее (см. п.2.4). Убедитесь в том, что размеры и положение окна приложения можно изменять, т.е. свойства формы соответствуют заданным. Обратите внимание на то, что в окне приложения присутствуют кнопоки Minimize и Maximize.
· нажмите на кнопку Minimize. Окно приложения сворачивается и появляется его ярлык на панели задач (нижняя строчка экрана) с именем Параметры…
· нажмите на ярлык с именем Параметры... на панели задач. Окно приложения должно развернуться и принять исходные размеры и положение,
· нажмите на кнопку системного меню окна (значок в левом углу полосы заголовка окна), изучите пункты системного меню.
· нажмите Alt+F4. Произойдет возврат в среду программирования.
2.6 Создайте код обработки простейших событий
События происходят только в период выполнения программы. Реакция приложения на каждое из событий программируется в виде отдельной процедуры. Процедура, связаная с определенным событием или действием, называется процедурой обработки события. В объявлении процедуры ключевое слово Sub обозначает начало процедуры. Далее следует имя процедуры и, наконец, круглые скобки. Имя процедуры в среде программирования Visual Basic формируется по следующим правилам:
· первая часть имени совпадает с именем объекта (именем самой формы);
· последняя часть имени совпадает с именем события;
· обе части разделяются знаком подчеркивания ( _ ).
2.6.1. Создайте процедуру обработки события Click для формы Satm1:
· вызовите окно кода, открыв меню View и выполнив команду Code,
· откройте список объектов проекта (левый раскрывающийся список в заголовке окна Code),
· выберите из списка объект Form. По умолчанию для формы в окне кода появится шаблон для процедуры обработки события Load,
· откройте список процедур, доступных для выбранного объекта (правый список в заголовке окна Code),
· выберите из списка процедуру Click клавишу. В поле кода появится обьявление процедуры в виде
Private Sub Form_Click()
End Sub
· введите в тело процедуры (после заголовка с новой строки) следующий текст
Print "Привет"
2.6.2. Протестируйте приложение для проверки обработки события Click:
· запустите программу на выполнение в среде ( см. п.2.4),
· сделайте несколько одиночных щелчков левой кнопкой мыши в окне приложения. В окне приложения после каждого щелчка должна появляться новая строка со словом “Привет”,
· закройте приложение.
2.6.3. Создайте процедуру обработки события DblClick (с частичным копированием текста из файла помощи)
· вызовите окно кода,
· выберите для объекта Form процедуру DblClick. В окне кода должно появиться обьявление процедуры в виде
Private Sub Form_DblClick()
End Sub
· в начало тела процедуры введите ForeColor,
· выделите слово ForeColor и нажмите функциональную клавишу F1. Появится окно помощи с описанием свойства ForeColor.
· выберите слово Example в первой строке окна помощи. Появится окно с примером использования свойства ForeColor,
· скопируйте в буфер обмена из представленного примера 2 следующих строки кода:
BackColor = QBColor(Rnd * 15)
ForeColor = QBColor(Rnd * 10)
· закройте окно помощи и примера,
· удалите из кода слово ForeColor :
· вставьте в тело процедуры из буфера обмена копию строк примера:
ü поставьте курсор в пустую строку после заголовка процедуры,
ü вызовите локальное меню щелчком правой кнопкой мыши,
ü выполните команду Вставить (Paste) из локального меню;
· после вставленных строк с новой строки введите текст
Print “Двойной щелчок кнопкой мыши"
2.6.4. Протестируйте приложение для проверки обработки события DblClick
· запустите программу на выполнение ( см. п.2.4),
· сделайте несколько двойных щелчков левой кнопкой мыши в окне приложения. Убедитесь в неоднократном выводе слов "Двойной щелчок кнопкой мыши" с новой строки различными цветами фона и символов.
· закройте приложение,
· отредактируйте обе процедуры: Form_Click() и Form_DblClick() - в начало каждой процедуры вставьте строку
Cls
· запустите программу на выполнение ( см. п.2.4),
· сделайте несколько двойных щелчков мышью в окне приложения. Убедитесь в выводе слов "Двойной щелчок кнопкой мыши" с предварительной очисткой окна приложения,
· закройте приложение.
2.7 Сохраните разработанный проект в своей личной папке
Представленный ниже порядок записи файлов рекомендуется при первоначальной записи а также при изменении имен файлов.
· откройте меню File,
· выполните команду Save Project As.
· сохраните файл формы с использованием открывшегося диалогового окна Save Ffile As :
· сохраните файл проекта с использованием открывшегося диалогового окна Save Project As :
2.8 Создайте .exe-файл приложения
· откройте меню File,
· выполните команду Make satm1.exe,
проверьте спецификацию файла в открывшемся окне Make Project,
· нажмите кнопк OK.
2.9 Сверните среду программирования нажатием на кнопку [ _ ] в полосе заголовка среды.
2.10 Запустите .EXE-файл приложения.
· откройте приложение Проводник (Explorer) из панели задач или из меню Пуск (Start),
· откройте папку, в которой был сохранен проект приложения Z:\XXXYY, где XXXYY- имя вашей личной папки,
· запустите на исполнение файл satm1.exe,
· протестируйте приложение на соответствие заданным свойствам формы.
2.11. Предьявите результаты работы преподавателю.
2.12 Закройте среду программирования
2.13 Завершите работу в Windows:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.