Лабораторная работа №1 Изучение среды программирования Visual Basic
Оценка 4.8

Лабораторная работа №1 Изучение среды программирования Visual Basic

Оценка 4.8
docx
16.11.2021
Лабораторная работа №1 Изучение среды программирования Visual Basic
Л2-001689.docx

Лабораторная работа №1

Изучение среды программирования Visual Basic

Задание: Создать файл SATM1.EXE приложения с пустой формой, которая

А) имеет  следующие свойства:

·        заголовок  - Параметры стандартной атмосферы”,

·        имя - Satm1,

·        рамку с изменяемыми размерами,

·        значок системного меню в заголовке приложения,

·        располагается в правом верхнем углу экрана.

В) реагирует на события:

·        щелчок левой кнопкой мыши – вывод текстового сообщения,

·        двойной щелчок левой кнопкой мыши – вывод текстового сообщения (цвет фона и текста изменяются случайным образом).

В ходе работы необходимо

изучить:

·        структуру интерфейса среды программирования Visual Basic;

·        назначение основных пунктов меню среды Visual Basic;

·        основные свойства формы проекта .

научиться:

·        запускать среду программирования Visual Basic;

·        создавать новый проект приложения;

·         закрывать  и сохранять разработанный проект;

·        задавать и изменять свойства формы;

·        запускать программу на выполнение в среде Visual Basic;

·        создавать коды обработки простейших событий,

·        создавать .exe - файл приложения;

·        использовать .exe – файл приложения без среды Visual Basic.

1. Теоретическая часть

1.1 Среда программирования Visual Basic

После открытия нового проекта  (см. п.2.1-2.2) экран, как правило, имеет следующий вид (рис. 1.1).

Полоса заголовка (Title bar) представляет пользователю информацию о названии приложения и о текущем режиме работы среды программирования:

……[ design] – разработка проекта;

……[run] – выполнение приложения в среде;

……[break]- временная остановка при отладке приложения.

Строка меню (Menu Bar) – это место расположения  пунктов меню среды. Она обеспечивает доступ к большинству команд, управляющих средой программирования. Меню и команды работают в соответствии со стандартными соглашениями Windows. Ниже рассматриваются только те пункты  и команды меню, которые будут использоваться в данной работе.

 

Команды меню File (Файл) позволяют открывать или закрывать файлы приложения:

·         New Project (Новый проект) - открывает окно диалога, с помощью которого можно создать новый проект.

·        Open Project (Открыть проект) – открывает окно диалога для загрузки существующего проекта.

·        Save Project (Сохранить проект) -  сохраняет проект на диске в файле  с расширением .vbp.

·        Save Project As (Сохранить проект) - сохраняет проект под новым именем в файле  с расширением .vbp.

·        Save... (Сохранить...) - сохраняет текущий элемент проекта на диске в файле  с расширением .frm. Многоточие представляет здесь имя элемента проекта, который является текущим.

·        Save...As (Сохранить...под именем) -  сохраняет текущий элемент проекта на диске под новым именем в файле  с расширением .frm.

·        Make... (Создать исполняемый файл) - создает исполняемый  .exe-файл текущего проекта.

·        Exit (Выход) – прекращает работу среды Visual Basic.

ВНИМАНИЕ! При сохранении файлов под новыми именами необходимо правильно выбрать папку, в которой будет сохранен файл.

Команды меню View (Вид) позволяют открывать или делать видимыми различные окна, а также получать вспомогательную информацию:

·        Code (Окно кода) - открывает окно программного кода, относящееся к текущей форме.

·        Object (Окно экранной формы- открывает окно изображения текущей формы.

·        Project Explorer (Окно проекта) - открывает окно управления проектом.

·        Properties Window (Окно свойств) - открывает окно свойств.

·        Form Layout Window (Окно вида формы на экране) - открывает окно управления положением формы на экране при выполнении программы.

·        Toolbars (Панели инструментов) вызывает подменю, управляющее выводом на экран пяти панелей инструментов среды Visual Basic.

 

Команды меню Run (Выполнить) управляют процессом выполнения программы:

·        Start (Пуск) - запускает программу в среде Visual Basic.

·        Break (Прерывание) - прерывает выполнение программы.

·        End (Останов) - завершает выполнение программы.

 

Команды меню Help (Справка) относятся к справочной системе среды.

Указанные выше структуры интерфейса среды не могут быть изменены пользователем.

Панель инструментов Standard расположена под строкой меню. Это набор кнопок, являющихся ярлыками для команд, с помощью которых осуществляется работа в среде. Чтобы получить подсказку о функции конкретной кнопки, поместите на эту кнопку указатель мыши и не перемещайте его некоторое время. Другие 3 панели инструментов (Edit – редактирование кода, Debug – отладка приложения, Form Edit – редактирование изображения формы) выводятся по желанию пользователя.

Основные окна среды программирования:

·        инструментов (Toolbox),

·        содержания проекта (Project Container),

·        формы (Form),

·        проекта (Project),

·        свойств (Properties),

·        вида формы на экране (Form Layout),

·        непосредственного выполнения (Immediate) на рис 1.1 не показано,

·        кода (Code) на рис 1.1 не показано.

Можно изменять расположение и  форму окон, а также сворачивать их так, чтобы сделать доступными и видимыми на экране все необходимые элементы среды программирования. Чтобы переместить окно или панель инструментов, поместите курсор на строку заголовка, нажмите клавишу мышки и, не отпуская ее, «перетащите» объект в новое положение.

ВНИМАНИЕ! Чтобы закрыть окно, нажмите на кнопку [X], расположенную справа в полосе заголовка окна.

Окно Панель инструментов (Toolbox)

Оно обычно располагается вдоль левой стороны экрана. Инструменты и средства управления служат для того, чтобы добавлять новые элементы управления (ЭУ) пользовательского интерфейса на форму в виде рисунков, этикеток, кнопок, списков, полос прокрутки, меню и геометрических фигур. Внесенные в форму ЭУ становятся объектами и программируемыми элементами формы. После запуска программы они появляются на экране и работают так же, как и любой объект в  стандартном Windows-приложении.

Окно Свойства (Properties)

Свойство — это характеристика, определяющая внешний вид ЭУ, например размеры и название, или его поведение. Свойства ЭУ устанавливаются в процессе разработки проекта, но могут изменяться и программным методом в ходе работы программы.

Это окно позволяет изменять свойства ЭУ пользовательского интерфейса. Оно  состоит из трех частей: раскрывающегося списка всех объектов формы, включая саму форму, поля свойств ЭУ и поля подсказки, в котором пользователю выводится пояснение к выбранному свойств. В свою очередь поле свойств имеет две колонки: название свойства и его значения. Свойства можно просматривать в алфавитном порядке (Alphabetic) или по категориям (Categorized). В зависимости от выбранного свойства в списке значений может быть:

·        одно из булевых значений Тrue или False,

·        цифры, определяющие размеры или режимы работы ЭУ,

·        шестнадцатеричная константа кода цвета,

·        предопределенный список значений,

·        вызов стандартного диалогового окна Windows.

Значением некоторых свойств мажет быть произвольный текст, который вводится с клавиатуры пользователем.

ВНИМАНИЕ! Значения некоторых свойств могут быть взаимоисключающими.

Окно свойств можно открыть, открыв меню View и выполнив  команду Properties Window.

Окно Проект (Project)

Как правило проект программы состоит из нескольких файлов. В окне проекта перечисляются все эти файлы и осуществляется доступ к ним при помощи двух кнопок: View Code (Просмотр программного кода) и View Object (Просмотр изображения объекта).

Чтобы открыть окно проекта, откройте меню View  и выполните команду Project Explorer.

Окно Код (Code)

Окно редактора программного кода включает следующие элементы:

·        заголовок с именами проекта и формы,

·        раскрывающийся список ЭУ, включая форму,

·        раскрывающийся список событий, возможных для выбранного ЭУ, включая форму,

·        поле редактирования, где собственно и располагается код программы.

Чтобы открыть окно кода, откройте меню View  и выполните команду Code.

1.2 Форма интерфейса пользователя

Форма в Visual Basic - это окно, которое может содержать меню, кнопки, окна списков, полосы прокрутки и другие ЭУ, используемые в Windows-программах. Каждая форма в период выполнения программы соответствует отдельному окну. На внешний вид и поведение формы на экране влияют ее свойства, методы и события. Свойства можно определять как в окне Properties на этапе проектирования, так и с помощью специальных кодов в процессе выполнения программы в зависимости от действий пользователя.

Свойства формы

Рассмотрим подробно свойства формы, используемые для выполнения лабораторной работы.

Name (Имя) Имя формы нужно для того, чтобы в программном коде ссылаться на определенную форму.

Caption (Название) Это свойство содержит текст заголовка окна формы. Кстати, свойства Name и Caption неодинаковы. Имя объекта используется в программном коде как идентификатор для ссылок на него, а название отображается в заголовке окна приложения.

BackColor (Цвет фона) - определяет цвет фона.

ForeColor (Основной цвет)- определяет цвет текста или графических изображений, расположенных на "переднем плане". Все операторы Print выводят текст этим цветом.

Font (Шрифт) – определяет шрифт, которым текст изображается на форме ( вызывается стандартное окно Windows Font),

BorderStyle (Тип границ) – определяет тип границ формы. Свойство можно изменять лишь на этапе разработки приложения,  но эти изменения проявляются только во время выполнения программы. Основные значениями этого свойства:

0 — None. Границы окна отсутствуют.

1 — Fixed Single. Окно при выполнении программы имеет постоянный размер, заданный на этапе разработки и не может быть перемещено по экрану.

2 — Sizeable. Разрешается изменять размеры  и положение окна при выполнении программы.

ControlBox (Кнопка Системного меню) – задает в заголовке окна формы системное меню управления окном (значок в левом углу).

Enabled (Доступ) - разрешает воздействие на форму любых событий, связанных с мышью или клавиатурой, если установлено как True.

Visible (Видимость) - определяет видимо окно формы  при выполнении программы или нет. При установке значения False форма становится невидимой.

MaxButton (Кнопка Развернуть), MinButton (Кнопка Свернуть) – определяют режим изменения размеров окна. Если в верхнем право углу окна должны присутствовать кнопки Maximize (Развернуть) и Minimize (Свернуть), то указанным свойствам присваивается значение True.

События

Программируя обработку событий для формы, чаще всего приходится иметь дело с событиями Click и DblClick.

Click (Щелчок) - возникает при одинарном щелчке левой кнопкой мыши.

DblClick (Двойной щелчок) - возникает при двойном щелчке левой кнопкой мыши; при этом мышь должна быть неподвижной.

Методы

СLS - метод позволяет очистить форму от всех изображений и текста. Полный синтаксис метода выглядит так:

[имя_формы].Сls

Print. - выводит текст на форму. Его синтаксис:

[имя_формы].Рrint [[выражение][{; | , }]]...

 

·        если после выражения поставить точку с запятой, то следующее выражение будет печататься  за последним символом предыдущего выражения без пробела и перехода на новую строку;

·        если после выражения поставить запятую, то следующее выражение выводится со следующей ближайшей  позиции табуляции (зонный формат в Бейсике),

·        если в конце оператора Print  нет символов точки или точки с запятой, то выражение в следующем операторе Print будет печататься с новой строки.

 

2. Порядок выполнения работы

2.1 Запуститe среду программирования Visual Basic :

·        войдите в Windows 95 со своим  именем и паролем,

·        запустите приложение Проводник (Explorer),

·        откройте папку C:\Program Files\Dev Studio\VB,

·        щелкните левой кнопкой мыши на значке программы VB5.exe.

·        появится окно среды с диалоговым окном нового проекта (New Project),в котором указан установленный по умолчанию тип  проекта Standard.exe.

 

2.2 Откройте новый  проект:

·        в диалоговом окне New Project нажать кнопку Open (Открыть). После запуска среды программирования  появляется форма, которая по умолчанию называется Form1.

 

2.3 Задайте свойства формы:

Чтобы перейти к определению свойств формы, сначала сделайте ее активным объектом, щелкнув левой кнопкой клавишей мыши где-нибудь в окне с заголовком Form1.

2.3.1. Измените размеры формы:

·        установите курсор на размерный маркер (закрашенный прямоугольник) на нижней границы формы (курсор изменит свою форму и станет двунаправленной стрелкой) и перемещайте его при нажатой левой клавише мышки.

·        аналогичным образом измените положение правой границы формы.

2.3.2. Укажите положение формы на экране, которое она будет занимать после  запуска приложения.

·        установите курсор мыши в окно Form Layout,

·        переместите курсор на макет формы (курсор изменит свою форму и станет четырехнаправленной стрелкой),

·        нажмите  левую клавишу мышки и, не отпуская ее, переместите макет формы в верхний правый угол изображения экрана,

·        отпустите левую клавишу мышки.

2.3.3. Измените имя формы.

Любой объект в Visual Basic обладает свойством Name (Имя). Имя – это идентификатор, который используется в программе для ссылки на этот объект.

·        сделайте активным окно Properties. Обратите внимание: в заголовке окна выводится сообщение об имени обьекта Form1 и типе обьекта Form,

·        выберите щелчком мышью в списке имя свойства Name. В поле значений указано его значение, установленное по умолчанию - Form1.

·        установите курсор в поле значения свойства Name, сделайте его активным, введите текст Satm1 и нажмите Enter. Обратите внимание на изменение имени в списке файлов в окне проекта и в заголовке Project1 - Satm1.

ВНИМАНИЕ! Определение каждой формы хранится в отдельном файле. При сохранении приложения его можно поместить в любой файл, но по умолчанию среда всегда предлагает имя файла, совпадающее с именем формы.

2.3.4. Измените название формы:

·        выберите имя свойства Caption (Название),

·        установите курсор в поле значения свойства Caption, сделайте его активным и измените текст “Form1” на текст “Параметры стандартной атмосферы”. Обратите внимание на то, что по мере ввода новое название будет отображается в полосе заголовка окна формы.

2.3.5. Укажите стиль границ окна

·        выберите свойство BorderStyle. Треугольник, расположенный справа в поле значений свидетельствует о том, что значение данного свойства ограничено вариантами, предложенными в раскрывающемся списке,

·        откройте список вариантов значений, щелкнув мышью на треугольнике,

·        выберите из списка щелчком мышью значение 1- Fixed Single,

2.3.6. Проконтролируйте, что у формы свойство Visible имеет значение True.

 

2.4 Запустите программу на выполнение в среде и проверьте правильность ее работы (протестируйте):

·        откройте меню Run,

·        выберите команду Start. В правом верхнем углу экрана должна появиться пустая форма - окно приложения с  заголовком “Параметры стандартной атмосферы”,

·        убедитесь в том, что окно приложения не может изменять размеры, т.е. свойства формы не соответствуют заданным. Обратите внимание на то, что в окне приложения в строке заголовка отсутствуют кнопки Minimize и Maximize. Это обусловлено тем, что значение Fixed  Single для свойства формы BorderStyle запрещает масштабирование окна.

Для завершения работы программы и возврата в среду программирования:

·        откройте меню Run,

·        выполните команду End,

·        убедитесь, что программа прекратила работу: в заголовке среды программирования появилось слово design.

ВНИМАНИЕ! Завершить работу программы можно:

1.     нажатием на кнопку [X], расположенную в справа в полосе заголовка приложения,

2.     через системное меню окна - команда Exit,

3.     нажатием Alt+F4.

 

2.5 Измените свойства формы

·        сделайте активной форму,

·        сделайте активным окно Properties,

·        выберите свойство BorderStyle,

·        откройте список значений для данного свойства,

·        выберите значение 2 — Sizable,

·        запустите программу и протестируйте ее (см. п.2.4). Убедитесь в том, что размеры и положение окна приложения можно изменять, т.е. свойства формы соответствуют заданным. Обратите внимание на то, что в окне приложения присутствуют кнопоки Minimize и Maximize.

·        нажмите на кнопку Minimize. Окно приложения сворачивается и появляется его ярлык на панели задач (нижняя строчка экрана) с именем Параметры…

·        нажмите на ярлык с именем Параметры... на панели задач. Окно приложения должно развернуться и принять исходные размеры и положение,

·        нажмите на кнопку системного меню окна (значок в левом углу полосы заголовка окна), изучите пункты системного меню.

·        нажмите Alt+F4. Произойдет  возврат в среду программирования.

 

2.6 Создайте код обработки простейших событий

События происходят только в период выполнения программы. Реакция приложения на каждое из событий программируется в виде отдельной процедуры. Процедура, связаная с определенным событием или действием,  называется процедурой обработки события. В объявлении процедуры ключевое слово Sub обозначает начало процедуры. Далее следует имя процедуры и, наконец, круглые скобки. Имя процедуры в среде программирования Visual Basic формируется по следующим правилам:

·        первая часть имени совпадает с именем объекта (именем самой формы);

·        последняя часть имени совпадает с именем события;

·        обе части разделяются знаком подчеркивания ( _ ).

2.6.1. Создайте процедуру обработки события Click для формы Satm1:

·        вызовите окно кода, открыв меню View и выполнив команду Code,

·        откройте список объектов проекта (левый раскрывающийся список в заголовке окна Code),

·        выберите из списка объект Form. По умолчанию для формы в окне кода появится шаблон для процедуры обработки события  Load,

·        откройте список процедур, доступных для выбранного объекта (правый список в заголовке окна Code),

·        выберите из списка процедуру Click клавишу. В поле кода появится обьявление процедуры в виде

Private Sub Form_Click()

End Sub

·        введите  в тело процедуры (после заголовка с новой строки) следующий  текст

Print "Привет"

2.6.2. Протестируйте приложение для проверки обработки события Click:

·        запустите программу на выполнение в среде ( см. п.2.4),

·        сделайте несколько одиночных щелчков левой кнопкой мыши в окне приложения. В окне приложения после каждого щелчка должна появляться новая строка со словом “Привет”,

·        закройте приложение.

2.6.3. Создайте процедуру обработки события DblClick (с частичным копированием текста из файла помощи)

·        вызовите окно кода,

·        выберите для объекта Form процедуру DblClick. В окне кода должно появиться обьявление процедуры в виде

Private Sub Form_DblClick()

End Sub

·        в начало тела процедуры введите ForeColor,

·        выделите слово ForeColor  и нажмите функциональную клавишу F1. Появится окно помощи с описанием свойства ForeColor.

·        выберите слово Example в первой строке окна помощи. Появится окно с примером использования свойства ForeColor,

·        скопируйте в буфер обмена из представленного примера 2 следующих строки кода:

BackColor = QBColor(Rnd * 15)

ForeColor = QBColor(Rnd * 10)

·        закройте окно помощи и примера,

·        удалите из кода слово ForeColor :

·        вставьте в тело процедуры из буфера обмена  копию строк примера:

ü поставьте курсор в пустую строку после заголовка процедуры,

ü вызовите локальное меню щелчком правой кнопкой мыши,

ü выполните команду Вставить (Paste) из локального меню;

·        после вставленных строк с новой строки введите текст

Print  “Двойной щелчок кнопкой мыши"

2.6.4. Протестируйте приложение для проверки обработки события DblClick

·        запустите программу на выполнение ( см. п.2.4),

·        сделайте несколько  двойных щелчков левой кнопкой мыши в окне приложения. Убедитесь в неоднократном выводе слов "Двойной щелчок кнопкой мыши" с новой строки различными цветами фона и символов.

·        закройте приложение,

·        отредактируйте обе процедуры: Form_Click() и Form_DblClick() -  в начало каждой процедуры вставьте строку

Cls

·        запустите программу на выполнение ( см. п.2.4),

·        сделайте несколько  двойных щелчков мышью в окне приложения. Убедитесь в выводе слов "Двойной щелчок кнопкой мыши" с предварительной очисткой окна приложения,

·        закройте приложение.

 

2.7 Сохраните разработанный проект в своей личной папке

Представленный ниже порядок записи файлов рекомендуется при  первоначальной записи а также при  изменении имен файлов.

·        откройте меню File,

·        выполните команду Save Project As.

·        сохраните файл формы с использованием открывшегося диалогового окна Save Ffile As :

·        сохраните файл проекта с использованием открывшегося диалогового окна Save Project As :

2.8 Создайте .exe-файл приложения

·        откройте меню File,

·        выполните команду Make satm1.exe,

проверьте спецификацию файла в открывшемся окне Make Project,

·        нажмите кнопк OK.

2.9 Сверните среду программирования нажатием на кнопку [ _ ] в полосе заголовка среды.

2.10 Запустите .EXE-файл приложения.

·        откройте приложение Проводник (Explorer) из панели задач или из меню Пуск (Start),

·        откройте  папку, в которой был сохранен проект приложения Z:\XXXYY, где  XXXYY- имя вашей личной папки,

·        запустите на исполнение файл satm1.exe,

·        протестируйте приложение на соответствие заданным свойствам формы.

2.11. Предьявите результаты работы преподавателю.

2.12 Закройте среду программирования

2.13 Завершите работу в Windows:

 


 

Лабораторная работа №1 Изучение среды программирования

Лабораторная работа №1 Изучение среды программирования

Строка меню ( Menu Bar ) – это место расположения пунктов меню среды

Строка меню ( Menu Bar ) – это место расположения пунктов меню среды

Start (Пуск) - запускает программу в среде

Start (Пуск) - запускает программу в среде

Свойство — это характеристика, определяющая внешний вид

Свойство — это характеристика, определяющая внешний вид

На внешний вид и поведение формы на экране влияют ее свойства, методы и события

На внешний вид и поведение формы на экране влияют ее свойства, методы и события

С LS - метод позволяет очистить форму от всех изображений и текста

С LS - метод позволяет очистить форму от всех изображений и текста

Form Layout , · переместите курсор на макет формы (курсор изменит свою форму и станет четырехнаправленной стрелкой), · нажмите левую клавишу мышки и, не отпуская…

Form Layout , · переместите курсор на макет формы (курсор изменит свою форму и станет четырехнаправленной стрелкой), · нажмите левую клавишу мышки и, не отпуская…

Обратите внимание на то, что в окне приложения в строке заголовка отсутствуют кнопки

Обратите внимание на то, что в окне приложения в строке заголовка отсутствуют кнопки

В объявлении процедуры ключевое слово

В объявлении процедуры ключевое слово

ForeColor , · скопируйте в буфер обмена из представленного примера 2 следующих строки кода:

ForeColor , · скопируйте в буфер обмена из представленного примера 2 следующих строки кода:

Создайте .exe- файл приложения · откройте меню

Создайте .exe- файл приложения · откройте меню
Скачать файл