Лабораторная работа № 2
«Общие свойства металлов»
Цель работы: Изучить общие химические свойства металлов, закрепить умение составлять уравнения в молекулярном и ионном виде.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетки.
Реактивы: Zn (гранулы, пластинка), Fe (гранулы, пластинка), FeCl3(р-р), CuSO4(р-р), H2SO4(разб), HCl(разб), H2O.
1. Теоретические положения.
При химических реакциях атомы типичных металлов всегда отдают электроны и превращаются в катионы. Чем легче металл отдаёт свои электроны, тем он активнее. Химически активные металлы – энергичные восстановители, в реакциях они окисляются. К ним относятся металлы главных подгрупп первой и второй групп (щелочные и щелочноземельные). А такие металлы, как ртуть, серебро, золото, платина химически малоактивны, с трудом окисляются, их восстановительная способность выражена слабо.
Для сравнения восстановительной способности металлов существует ряд напряжений металлов. В соответствии с ним слева направо уменьшается восстановительная способность металлов и увеличивается окислительная способность их ионов:
K, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, H, Cu, Ag, Hg, Pt, Au
K+, Ca2+, Na+, Mg2+, Al3+, Mn2+, Zn2+, Fe2+, Ni2+, Sn2+, Pb2+, H+, Cu2+, Ag+, Hg2+, Pt2+, Au3+
¨ Чем левее расположен металл, тем он химически более активен и обладает большей восстановительной способностью;
¨ Все металлы, расположенные левее водорода, вытесняют его из большинства разбавленных кислот;
¨ Каждый металл способен вытеснять из солей все другие металлы, расположенные в ряду напряжений правее его.
2. Практическая часть.
Опыт 1. Взаимодействие металлов с кислотами.
Возьмите две пробирки. В одну налейте немного хлороводородной кислоты, а в другую разбавленной серной кислоты. В каждую пробирку внесите немного металлического железа. Повторите опыт с использование цинка.
Выделение, какого газа наблюдается?
Составьте уравнения реакций.
Расставьте степени окисления всех элементов.
Укажите, какие элементы являются окислителями, а какие восстановителями.
Опыт 2. Взаимодействие металлов с солями.
Опустите железную пластинку в пробирку с раствором сульфата меди. Повторите опыт с использованием пластинки цинка.
Какое свойство металлов демонстрирует данный опыт?
Составьте уравнения реакций.
Расставьте степени окисления всех элементов.
Укажите, какие элементы являются окислителями, а какие восстановителями.
3. Контрольные вопросы и задания.
1. Напишите уравнения реакций взаимодействия кальция с
а) кислородом,
б) хлором,
в) водой,
г) соляной кислотой.
2. Дайте определение понятию пластичность.
3. Приведите примеры по два металла, которые:
а) вытесняют водород из раствора соляной кислоты,
б) не вытесняют водород из раствора соляной кислоты,
в) вытесняют водород из воды,
г) не окисляются кислородом даже при прокаливании.
4. Задача:
Плотность алюминия равна 2,70 г/см3, никеля – 8,91 г/см3. Рассчитайте какой объем будут занимать эти металлы, взятые в количестве 1 моль.
5. Рассчитайте массу железного купороса, который можно получить, растворяя в серной кислоте железо массой 84 гр.
6. Подберите коэффициенты в схемах следующих окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса:
а) Mg + HNO3 → Mg(NO3) + N2 + H2O
б) Ca + H2SO4 → CaSO4 + S + H2O
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.