Лабораторная работа: «Электрические свойства полупроводников"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
09.01.2017
Задачи занятия:
Образовательная: Определить электрические свойства полупроводников
Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания.
Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным.
Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практической направленности в обучении физики, формировании умений применять полученные знания в различных ситуациях.
Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических объ-ектов, умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать инициативу и активность при решении физических задач, формировать умение работать в группах.
Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алго-ритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предлагае-мым алгоритмом.
Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения параллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме, собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
занятие 36.docx
Лабораторная работа: «Электрические свойства
Тема занятия:
полупроводников"
Вид занятия смешанный.
Тип занятия комбинированный.
Учебные цели занятия: определить
Задачи занятия:
Образовательная: Определить электрические свойства полупроводников
Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о
процессе научного познания.
Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать
умение слушать и быть услышанным.
Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению
практической направленности в обучении физики, формировании умений
применять полученные знания в различных ситуациях.
Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических
объектов, умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать
инициативу и активность при решении физических задач, формировать умение
работать в группах.
Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства
наглядности (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности
алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с
предлагаемым алгоритмом.
Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения
параллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической
схеме, собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
Ход занятия:
1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности
студентов к уроку, ответы на вопросы студентов по домашнему заданию) – 25
мин.
Преподаватель сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и
знакомит учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Преподаватель создает условия для мотивации учебной деятельности.
Освоение нового материала:
Теория.
ток в
полупроводниках не сопровождается переносом вещества — никаких
химических изменений не происходит. Отсюда следует, что носителями тока в
полупроводниках, как и в металлах, являются электроны. Однако, между
полупроводниками и металлами имеются и глубокие различия. У металлов
валентные электроны, находящиеся на внешних электронных оболочках, слабо
связаны с атомами, легко отделяются от атомов и образуют "электронный газ",
Экспериментально установлено, что электрический концентрация которого очень велика.
В полупроводниках валентные электроны значительно сильнее связаны с
атомами. Поэтому концентрация электронов проводимости при комнатной
температуре в полупроводниках незначительна она в миллиарды раз меньше, чем
у металлов и удельное сопротивление при низкой температуре велико, оно
близко к удельному сопротивлению диэлектриков.
При внешнем воздействии на кристаллы полупроводника (освещении его или
нагревании ) некоторые электроны приобретают энергию достаточную для
разрыва ковалентных связей. Такие электроны становятся свободными то есть
электронами проводимости. У того атома, от которого внешним воздействием
электрон, был переведен в свободное состояние, появилось вакантное место с не
достающим электроном. Его называют "дыркой". "Дырка" ведет себя как
положительно заряженная частица. Какойлибо из электронов соседних атомов
может занять вакантное место, тогда "дырка" образуется в соседнем атоме и так
далее, следовательно электрический ток в полупроводнике создается
электронами и "дырками",
то есть полупроводники обладают
Полупроводниковые кристаллы в которых электроны служат особыми
носителями заряда называют электроннодырочной проводимостью.
Свойства полупроводников сильно зависят от содержания примесей. Примеси
поставляющие электроны проводимости без возникновения равного им
количества "дырок" называют донорными электронными полупроводниками,
или проводниками nтипа (от «негатив» отрицательный).
Примеси, захватывающие электроны и создающие тем самым подвижные
"дырки", не увеличивая при этом числа электронов, называют акцепторными.
Такие полупроводники, у которых концентрация "дырок" превышает
концентрацию электронов проводимости, называют полупроводниками ртипа
(от «позитив» положительный), или дырочными полупроводниками.
Основным свойством полупроводников оказалось свойство односторонней
проводимости так называемого рnперехода, то есть контакта двух
полупроводниковых кристаллов различного типа проводимостей. Приборы и принадлежности: источник тока 4В, миллиамперметр 0,3 750мА,
вольтметр 0 6 В, диод Д226, потенциометр на 100 кОм, ключ, транзистор П401,
соединительные провода.
Допуск к лабораторной работе № 10
1. Почему с повышением температуры полупроводников их сопротивление уменьшается?
A Уменьшается концентрация свободных носителей зарядов.
Б.Увеличивается концентрация свободных носителей зарядов.
B. Увеличивается скорость электронов.
2. В четырехвалентный кремний в качестве примеси вводят трехвалентный индий. Каким будет
основной ток в кремнии?
A. Электронный. Б. Дырочный. B. Электроннодырочный.
3. Как меняется сопротивление примесных полупроводником при увеличении температуры?
A. Увеличивается. Б. Уменьшается. B. Не меняется.
4. Будет ли кремний сверхпроводящим, если его охладить до температуры близкой к
абсолютному нулю?
A. Нет. Б. Да. B. Да, если охладить в магнитном поле.
5. В четырехвалентный германий в качестве примеси вводят пятивалентный мышьяк. Каким
будет основной ток в германии?
A. Электронный. Б. Дырочный. B. Электроннодырочный.
6. Проводник с акцепторной проводимостью поместили в электрическое поле. При этом
основными носителями являются:
A. Электроны; Б. Дырки; B. Электроны и дырки.
7. Представлены три варианта включения полупроводниковых диодов в цепь с одним и тем же
источником тока. В каком случае сила тока максимальна
1.
2.
3.
А. 1; Б. 2; В. 3
8. Чистый полупроводник поместили в электрическое поле. При этом в первой половине
собрались электроны, во второй половине дырки. Затем полупроводник разделили пополам
Какая часть тяжелее А.1; Б. Равны; В. 2
9. Что происходит при слиянии электрона и дырки
A. Образуется нейтральный атом. Б.Образуется отрицательный ион, энергия выделяется .
B. Образуется нейтральный атом, энергия выделяется..
10. Энергии, необходимые для образования электронов проводимости в германии и кремнии,
равны соответственно 1,12 • 10 19 Дж и 1,76 • 10 19. В каком из этих полупроводников при данной
температуре будет больше концентрация свободных электронов проводимости?
A. В германии. Б. В кремнии. B. Равны.
Порядок проведения работы:
1.
Проверка односторонней проводимости диода и снятие вольтамперной характеристики.
1.1. Составить цепь по схеме, изображённой на стенде;
1.2. Включить диод в прямом направлении, замкнуть цепь, отметить величину тока.
Поменяв направление диода, убедиться в отсутствии тока в цепи;
1.3. Диод снова включить в прямом направлении и установить потенциометром
напряжение, при котором ток будет равен нулю;
1.4. Затем, перемещая ползунок потенциометра постепенно увеличить напряжение на
0,2 В и каждый раз отмечать значение тока в цепи. При этом диапазон измерений
миллиамперметра изменять по мере возрастания тока от 30 мА до 750 мА;
1.5. Результаты измерений занести в таблицу 1.1.;
1.6. Построить график зависимости прямого тока от напряжения.
Таблица 1.1.
I — постоянный ток (мА)
№.\№
1
2
3
4
5
6
U напряжение (В)
0
1
0,2 0,4 0,6 0,8 1
6
2
3
4
5
2. Проверка наличия рn переходов в транзисторе.
2.1. Установить с помощью потенциометра 2 В.
2.2. Проверить первый рn переход эмиттербаза, для чего:
а) подключить в гнёзда диода на стенде клемму транзистора "Э" к "+", а клемму "Б" к
"", включить цепь,
б) поменяв местами клеммы "Э" и "Б", убедиться в отсутствии тока.
2.3. Проверить наличие второго рn перехода коллекторбаза, для чего:
а) клемму "К" подключить к "+", а клемму "Б" к "", включить,
б) поменяв местами клеммы "К" и "Б", убедиться в отсутствии тока.
2.4. По результатам проверки пункта 2 сделать соответствующий вывод.
3. Сделать вывод о проделанной работе.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. В чём различие проводимости проводников и полупроводников?
2. Как объяснить уменьшение сопротивления полупроводников при возрастании
температуры?
3. Из чего состоит полупроводниковый диод и транзистор и их условное обозначение?
4. Что показывает вольтамперная характеристика диода?
5. Составить электрическую схему включения транзистора с общим эмиттером
Домашнее задание: Доклад: Принцип работы МГД – генератора.
Использование полупроводниковых приборов.
Лабораторная работа: «Электрические свойства полупроводников"
Лабораторная работа: «Электрические свойства полупроводников"
Лабораторная работа: «Электрические свойства полупроводников"
Лабораторная работа: «Электрические свойства полупроводников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.