Лабораторная работа №5
Тема: Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.
Цель работы: Рассмотреть многофункциональный научный калькулятор Windows. Научиться использовать калькулятор для вычисления количества информации.
Программное обеспечение: ОС Windows, калькулятор Windows.
Теоретическая часть:
Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знания позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики.
Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий — монета окажется в одном из двух положений: «орел» или «решка».
Перед броском существует неопределенность наших знаний (возможны два события), и как упадет монета — предсказать невозможно. После броска наступает полная определенность, так как мы видим, что монета в данный момент находится в определенном положении (например, «орел»). Это приводит к уменьшению неопределенности наших знаний в два раза, поскольку из двух возможных равновероятных событий реализовалось одно.
Имеется формула, которая связывает между собой число возможных событий N и количество информации I:
По этой формуле легко определить число возможных событий, если известно количество информации. Так, для кодирования одного символа требуется 8 бит информации, следовательно, число возможных событий (символов) составляет:
Наоборот, для определения количества информации, если известно число
событий, необходимо решить показательное уравнение относительно /. Например, в игре «Крестики-нолики» на поле 4*4 перед первым ходом существует 16 возможных событий (16 различных вариантов расположения «крестика»), тогда уравнение принимает вид:
16 = 2^i. Так как 16 = 2^4, то уравнение запишется как:
Таким образом, I = 4 бит, т.е. количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 4 бит.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
1. Перед началом работы изучите инструкцию и теоретический материал.
2. Не открывайте, не перемещайте, не удаляйте и не переименовывайте системные папки и файлы.
3. Не форматируйте логические диски.
4. Если компьютер не реагирует на ваши команды, обратитесь к преподавателю.
5. Не старайтесь самостоятельно устранить неполадки. 6. После выполнения работы верните первоначальный вид рабочего стола.
Ход работы:
1) Используя правила перевода единиц измерения вычислить: А) 7 Кбайт = __________байт = ________бит.
Б) 54232 бит= ________ байт= _________Кбайт
В) ___Гбайт = 6728Мбайт = ___________Кбайт
Г) 4Тбайт= ____Т бита
2) Используя, стандартный калькулятор Windows и формулу определяющую количество возможных событий и количество информации, проведите вычисления. Полученный результат запишите в тетрадь.
Задача №1.
В книге общее количество страниц равно 128. Какое количество информации мы получим в зрительном сообщение о том, что на одной из страниц находится закладка.
Задача №2.
В училищную команду по волейболу было отобрано некоторое количество учащихся из 64 претендентов. Сколько учащихся было отобрано, если сообщение о том, кто был выбран, содержит 72 бита информации.
Контрольные вопросы.
1) Какое количество информации несет сообщение уменьшающее неопределенность знаний в два раза?
2) Запишите формулу для вычисления количества информации?
3) Какое арифметическое действие необходимо выполнить при переходе от большей единицы измерения информации к меньшей?
4) Какое арифметическое действие необходимо выполнить при переходе от меньшей единицы измерения информации к большей единице?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.