Лабораторные работы по курсу « Биология. Растения».
2.1. Анализ программ по курсу «Биология. Растения»
Применение лабораторных работ в учебном процессе на уроках биологии делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
Внедрение достижений современной науки в учебный процесс всегда было актуальной задачей как для авторов учебников и учебных программ по различным дисциплинам, так и для педагогов. В настоящее время информационный поток увеличивается с каждым годом, учебники перерабатываются, стандарты и учебные планы уточняются [13].
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (2010) при обучении биологии необходимо, чтобы учащиеся овладели опытом использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде [38].
Поэтому лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности [17].
Включение лабораторных работ в программы указывает на обязательность их выполнения во всех школах. При анализе школьных программ по биологии, мы рассмотрели три авторские линии: И.Н. Пономаревой(2008), Н.И.Сонина (2008-2009), В.В.Пасечника (2014).
Для анализа мы взяли предметы, в которых изучаются растительные организмы. В программе И.Н. Пономаревой этот курс называется «Биология», 6 класс, в программе В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения»(34ч.) 5 класс, «Биология. Многообразие покрытосеменных растений » (34 ч.) 6 класс, в программе Н.И. Сонина «Природоведение» 5 класс (68 ч.), «Биология. Живой организм»,(34 ч.) 6 класс, «Биология. Многообразие живых организмов» (68 ч.), 7 класс [32]. Во всех трех программах, изучаемый материал для удобства сравнения мы разделили на 12 разделов (рис.1), в которых посчитали количество лабораторных работ (табл. П.4.1).
Рис.1 Количество лабораторных работ по основным темам в курсе «Биология. Растения».
Анализируя темы лабораторных работ (рис.1), было выявлено, что в разделе «Клеточное строение растений» предлагаются похожие лабораторные работы по знакомству с работой микроскопа и изучению с помощью микроскопом и лупы клеток плода томата, кожицы лука, пластид в клетках элодей. В теме «Семя" выявлено наименьшее число работ. По программе И.Н. Пономаревой «Биология», 6 класс на лабораторной работе изучается строение семени фасоли. В двух других программах под редакцией В.В. Пасечника и Н.И. Сонина в теме «Семя» предлагаются к проведению лабораторные работы «Определение состава семян», «Определение органических веществ» и «Определение всхожести семян», что способствует лучшему изучению и закреплению знаний о строении, процессах, происходящих в семени.
В учебнике под редакцией В.В.Пасечника в теме «Корень» выделено две лабораторных работы «Стержневая и мочковатая корневые системы», «Корневой чехлик и корневые волоски», а в двух других линиях, темы объединены в одну практическую работу.
На тему «Побег» во всех линиях автор предлагают к изучению строение почек их расположение на побеге и изучение видоизмененных побегов.
В теме «Лист» большее внимание изучению темы выделено в учебнике под редакцией В.В.Пасечника, где автор помимо морфологического строения листа, его расположения рассматривает анатомическое строение листа, тем самым объясняя учащимся процессы, происходящие в во внутреннем строении листа.
По изучению стебля авторы рассматриваю «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», а в учебнике И.Н.Пономаревой рассматривается «Внешнее и внутреннее строение стебля».
Анализ лабораторных работ теме «Цветок» показал, что по программе В.В.Пасечника в этой теме проводятся три лабораторные работы, где рассматривается строение цветка, соцветий, классификацию и определение плодов. В программах других авторов, анализируемых нами учебников, где на лабораторных работах изучаются типы соцветий и виды плодов и не проводятся работы по строению цветка.
Больше всего лабораторных работ предусмотрено по теме «Основные разделы растений» в учебнике «Биология» линии И.Н. Пономаревой(2008) предложено 5 работ, в учебнике Н.И.Сонина (2008-2009) – 8 работ, В.В.Пасечника (2014) – 9 лабораторных работ, что является наибольшим в данной теме. По этой программе выделены дополнительные темы для изучения: «Строение мужских и женских шишек пыльцы, семян сосны», «Строение шиповника», «Строение пшеницы» [22].
В теме «Грибы» больше практических работ предусмотрено в учебнике, под редакцией Н.И. Сонина, который уделяет больше внимания на расширение знаний о особенностях строения и их жизнедеятельности грибов через выполнение практических работ.
Стоит обратить внимание на то, что в учебниках всех трех авторских линий мало внимание уделяется по выполнению лабораторных работ по изучению бактерий. Эту тему авторы предлагают изучение по таблицам и материалу учебника, лишь в двух учебниках линий И.Н. Пономаревой и В.В.Пасечника отмечены лабораторные работы: «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка».
Анализируя учебники по современным программам мы пришли к выводу, что наибольшее число лабораторных работ (29) предлагается по линии учебников «Биология» для 5-6 классов, В.В.Пасечника(2014), в учебниках линии учебников «Биология», под редакцией Н.И.Сонина (2008 - 2009) приводится 28 работ, а наименьшее (18) в учебнике «Биология» для учащихся 6 класса И.Н. Пономаревой ( 2008 ) [31].
Далее нами было проведено сравнение учебников современных линий: «Биология» для 5-6 классов, В.В.Пасечника (2014), «Биология», под редакцией Н.И.Сонина (2008 - 2009),5-7 класса, «Биология» 6 класса И.Н. Пономаревой ( 2008 ) с учебниками, которые раньше использовались при преподавании ботаники: «Ботаника», В.А. Корчагина (1987), «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» Т.И. Серебряковой (1999) [10].
Учебники и учебные программы этих авторов мы анализировали по годам издания В.А. Корчагина «Ботаника» (1987) года, учебник «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» Т.И. Серебряковой (1999) (рис.2) [18].
Рис.2. Количество лабораторных работ в учебниках по курсу «Биология. Растения» программ 1987 и 1999 годов.
Проведенный анализ показал, что учебник Корчагиной В.А. (1987) содержит большее количество лабораторных работ (39), по сравнению с учебником Серебряковой Т.И.(1999), который содержит 37 практических работ (рис.2). В обоих учебниках не приводятся лабораторные работы по изучению бактерий; в разделе «Растений - живой организм», в учебнике «Растения, бактерии, грибы, лишайники» Т.И. Серебряковой не предлагается лабораторных работ по данному разделу, в учебнике В.А. Корчагиной «Ботаника» выделена одна лабораторная работа: Черенкование комнатных растений (5 кл.). [9]В учебнике «Растения, бактерии, грибы, лишайники» Серебряковой Т.И предлагалось 4 лабораторных работы по изучению грибов, а в учебнике «Ботаника» Корчагиной В.А всего 2 работы, что говорит, о том что, Т.И. Серебрякова уделяет больше внимания на расширение знаний о «Царстве грибы». Остальные лабораторные работы по количеству и их наименованию практически не различаются[28].
В результате проведенного нами анализа программ по биологии растений мы пришли к выводу, что наибольшее количество лабораторных работ (39) предполагает программа В.А. Корчагина «Ботаника» (1987) и по программе Т.И. Серебряковой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» 37 лабораторных работ, а наименьшее количество лабораторных работ (18) по программам И.Н. Пономаревой, «Биология». При сравнении программ по биологии растений в 5-7 классах, также выяснили, что в программе В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения» (34ч.), «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» (34 ч.) предусмотрено 29 лабораторных работ: в 5 классе 10, в 6 классе предусмотрено 19 лабораторных работ, в учебниках «Природоведение» 5 класс (68 ч.), «Биология. Живой организм» (34 ч.) 6 класс, «Биология. Многообразие живых организмов» (68 ч.) 7 класс под редакцией Н.И. Сонина – всего 28 лабораторных работ по изучению растений (рис.3)[21].
Рис.3 Общее количество лабораторных работ по основным темам в курсе «Биология. Растения».
Таким образом, проведенный сравнительный анализ школьных программ преподавания ботаники (биологии растений) (рис.3) показал, что наблюдается уменьшение количество часов выделенных на проведение лабораторных работ. Можно также сделать вывод, что в настоящее время стало меньше уделяться внимание проведению несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов. Поэтому актуальным на сегодняшний день является возобновление использования лабораторно-практических работ для изучения и закрепления пройденного материала, что позволит повысить качество усвоенных знаний.
При организации и проведении лабораторных работ в школе часто возникают определенные трудности. В большинстве случаев они происходят от непонимания учителями сути и значимости лабораторных работ, недостатка методического опыта и приборов и раздаточного материала для проведения индивидуальных работ.
Поэтому проведенный анализ программ и учебников, позволяет учителю выявить возможности всех предложенных программ и выбрать наиболее оптимальную для организации учебного процесса.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
2.2. Анализ лабораторных работ и примерного списка растений для подготовки лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» по программе В.В.Пасечника.
На эффективность лабораторных работ влияет обеспеченность школы приборами и раздаточным материалом. Важно, чтобы каждый ученик имел необходимый комплект оборудования. Это позволяет вовлечь весь класс в выполнение посильного самостоятельного задания. Поэтому, организуя урок с лабораторными работами, учитель должен точно установить цель и содержание работы, определить ее ход, спланировать продолжительность каждой ее части, составить задания, заранее приготовить объекты исследования и подобрать все необходимое оборудование.
Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся школы является включение в учебный процесс региональных сведений о флоре и фауне. Изучение мира живой природы родного края не только активизируют познавательную деятельность, но и способствуют формированию умений и навыков, которые могут быть использованы при изучении других учебных предметов, а также в повседневной жизни. Использование регионального материала в школьных программах решает две задачи:
· всестороннее изучение растительного и животного мира родного края;
· применение в качестве демонстрационного и раздаточного материала при выполнении лабораторных и практических работ, объектов при организации наблюдений и экспериментов.
На конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить своё отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл. Поэтому в содержание некоторых разделов программы был включён региональный компонент. Для того, чтобы обучающиеся лучше знали особенности природы Забайкальского края.
На базе МБОУ Глинянской основной общеобразовательной школы изучение предмета биологии идет по программе В.В.Пасечника. В программе В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения»(34ч.) 5 класс, «Биология. Многообразие покрытосеменных растений » (34 ч.) 6 класс последовательно раскрываются все разделы биологии, входящие в школьный курс. Учебник 5 класса знакомит с многообразием живых организмов, их средой обитания и основными экологическими факторами. В 6 классе школьники узнают о покрытосеменных растениях, их жизнедеятельности и роли в хозяйстве [43].
В 5 классе запланировано проведение десяти, в 6 классе предусмотрено девятнадцать лабораторных работ соответственно, из 29 лабораторных работ, 18 работ можно изучать с использованием растений Забайкальского края, что составляет 62 процента от общего объёма лабораторных работ [20]. Для полноценного проведения лабораторных работ требуется методическое обеспечение, в виде демонстрационного и раздаточного материала, который в школах не всегда имеется. Для того чтобы собрать необходимый материал для начала нужно проанализировать лабораторные работы и подготовить материал природной среды, который можно использовать в виде методического обеспечения [19].
При сборе растительного материала мы ориентировались на полевой атлас видового разнообразия Забайкалья О.В. Корсуна и на учебник «Зеленый мир Забайкальского края» [7]. На основе чего был составлен примерный перечень растений, произрастающих на территории нашего Забайкальского края и в частности окрестностей села Глинянка Шелопугинского района, для подготовки раздаточного и демонстрационного материала в виде гербария растений, коллекций плодов и семян, влажных препаратов, составления ключей для определения видов растений. 103 вида растений было включено в список, которые можно использовать при изучении основных тем курса (табл.П. 5.2).
Рис.4. Количество видов растений Забайкальского края, используемых для лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» по программе В.В. Пасечника.
Рис.5. Количество видов растений Забайкальского края, используемых для лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» по программе В.В. Пасечника, в %.
Анализируя примерный перечень растений (рис.4,5), мы определили, что для проведения занятий по теме «Грибы» подобрано 5 видов грибов (4,8 %) от общего числа видов: белый гриб, масленок обыкновенный, груздь настоящий, подосиновик красный, подберёзовик обыкновенный. Познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты отличия грибов от растений; познакомить учащихся с характерными признаками представителей шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах.
При изучении темы «Водоросли» необходимо учащимся дать представление о водорослях как наиболее древних представителей растений; познакомить учащихся со средой обитания водорослей, раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира. Для выполнения данной лабораторной работы могут быть рекомендованы к использованию 10 видов водорослей (9,8 %) : носток, глеотриия, хара, навикула, пиннулярия, педиаструм, сценедесмус, спирогира, зигнема, мужоция.
Из флоры Забайкальского края для проведения лабораторных работ могут быть использованы 4вида мхов (3,8 %): сфангнум, птилотрихум, риччиокарп плавающий, маршанция многообразная. При выполнении лабораторной работы по теме «Мхи» нужно познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания; познакомить учащихся со средой обитания и распространения мхов; дать представление о роли мхов в природе и хозяйственной деятельности человека; закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.
Для изучения темы «Хвощи» рекомендовано к изучению три вида (2,9 %): хвоща лесной, хвощ луговой, хвощ полевой.
Целью лабораторной работы по изучению темы «Папоротники» является знакомство с внешним видом спорового растения, необходимо рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении. Во флоре Забайкальского края мы рекомендуем использовать пять видов папоротников (4,8 %): многоножка виргинская, голокучник йезский, пузырник ломкий, орляк обыкновенный, вудсия эльбская.
При изучение темы «Отдел голосеменные» нужно раскрыть преимущества семенного размножения перед споровыми; показать особенности строения голосеменных растений; познакомиться с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны. Примерный перечень растений представлен 9 видами (8,7 %): лиственница сибирская, лиственница Гмелина, можжевельник сибирский, сосна обыкновенная, ель сибирская, кедровый стланик, сосна сибирская, пихта сибирская.
По теме «Отдел покрытосеменные» необходимо обобщить и углубить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классификации растений; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений: Мотыльковые (Бобовые), Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Астровые (Сложноцветные), Лилейные, Злаки [25].
Анализ лабораторных работ теме «Покрытосеменные» по программе В.В.Пасечника показал, что для данной темы подобрано наибольшее число видов растений (67) , что составляет 65 %.
Для изучения растений семейства Лилейные пообобраны следующие виды: купена душистая, майник двулистный, гусиный лук малоцветковый, красоднев малый, лилия карликовая, лилия даурская (Последние четыре вида занесены в Красную книгу Читинской области и АБАо) [24].
Для изучения семейство Злаки можно использовать гербарий следующих видов растений: кострец безостый, житняк гребенчатый, ячмень гривастый, пырей ползучий.
Семейство Астровые (Сложноцветные) можно изучать на примере тысячелистника азиатского, астры альпийской, гетеропаппуса алтайского, дендрантемы Завадского, козелеца лучистого, пижмы обыкновенной, одуванчика лекарственного, девясила британского.
Семейство Бобовые (Мотыльковые) также представлено большим числом видов. Такие как горошек мышиный, астрагал перепончатый, копеечник альпийский, остролодочник тысячелистный, все виды клевера (луговой, ползучий, люпиновый), чина низкая, все виды караганы (древовидная, мелколистная, узколистная).
Семейство Розовые (Розоцветные) по числу широко распространенных видов наиболее разнообразно. Для лабораторных работ могут быть использованы яблоня ягодная, черёмуха обыкновенная, земляника восточная, абрикос сибирский, два вида шиповника (ш. иглистый, ш. даурский), два вида боярышника (б. даурский, б. крававо – красный), виды пятилистника (п. кустарниковый, п. мелколистный), виды таволги (т. средняя, т. иволистная), виды лапчатки (л. гусиная, л. полуголая, л. земляниковидная, л. пижмолистная), костяника каменистая, два вида кроволебки (к. аптечная, к. тонколистная), княженика.
Семейство Капустные (Крестоцветные) так же широко представлено во флоре края, но большинство видов имеют цветки небольших размеров, поэтому для лабораторных работ мы можем взять небольшое число видов. Среди них бурачок обратнояйцевидный, резуха стреловидная, р.повислая, сердечник ползучий, клаусия солнцепечная, капуста полевая, пастушья сумка обыкновенная, желтушник амурский, ж.жёлтый, крупка перелесковая, ярутка ложечная, дикая редька.
Рис.6. Количество объектов Забайкальского края, используемых для лабораторных работ по морфологии растений курса «Биология. Растения» по программе В.В. Пасечника.
Как видно на рис. 6 при выполнении лабораторных работ по теме «Цветок» у учащихся необходимо сформировать представление о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, познакомить их со строением цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях [23]. Для этого были подобраны следующие виды растений: горошек мышиный, боярышник даурский, яблоня ягодная, абрикос сибирский, пятилистник кустарниковый, шиповник иглистый, черемуха обыкновенная, карагана древовидная, княжик сибирский, лилия даурская, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, красоднев малый, астра альпийская, дендрантема Завадского, девясил британский, земляника восточная, кровохлебка лекарственная, копеечник альпийский, лапчатка земляниковидная.
При изучении темы «Соцветие» необходимо сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью в жизни растений. Примерный перечень видов для проведения лабораторной работы: горошек мышиный, боярышник даурский, яблоня ягодная, черемуха обыкновенная, астра альпийская, дендрантема Завадского, девясил британский, кровохлебка лекарственная, копеечник альпийский, тополь бальзамический, осина, ива Бебба, берёза повислая, таволга средняя, таволга иволистная, лук стареющий, лук торчащий, одуванчик лекарственный, вероника седая, клевер средний, скабиоза венечная, иван – чай узколистный, ячмень гривастый, житняк гребенчатый, подорожник большой, козелец лучистый, горошек мышиный, крапива коноплёвая, остролодочник тысячелистный, тысячелистник азиатский, чина низкая, ландыш Кейске, кострец безостый, гетеропаппус двулетний.
При изучении темы «Плод» необходимо формировать у учащихся знания о плоде как генеративном органе покрытосеменных растений, познакомить учащихся с многообразием плодов и семян, со строением плодов, их функциями и различными приспособлениями к распространению, возникшими в процесс се эволюции [35]. Примерный перечень растений для проведения лабораторной работы: горошек мышиный, боярышник даурский, яблоня ягодная, абрикос сибирский, шиповник иглистый, черемуха обыкновенная, карагана древовидная, земляника восточная, жимолость съедобная, одуванчик лекарственный, копеечник альпийский, мак голостебельный, мак кроваво – красный, ячмень гривастый, остролодочник тысячелистный, княженика, голубика обыкновенная, брусника, костяника каменистая, астрагал, чина низкая, кострец безостый.
В лабораторной работе «Корень» рассматривается понятие о корне как вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях и строения и образования [34]. Для проведения данной лабораторной работы подобраны следующие виды растений: двудольные растения со стержневой корневой системой (астра альпийская, дендрантема Завадского, одуванчик лекарственный, вероника седая, кровохлёбка, копеечник альпийский, мак голостебельный, мак оранжево- красный, скабиоза венечная, иван – чай узколистный, козелец лучистый, горошек мышиный, повой слабеющий, вьюнок аммана, остролодочник тысячелистный, чина низкая, пастушья сумка обыкновенная); двудольные растения с кистекорневой системой (земляника восточная, подорожник большой, лапчатка земляниковидная, крапива коноплёвая, княженика, костяника каменистая, девясил британский, пижма обыкновенная, тысячелистник азиатский), однодольные растения с мочковатой корневой системой (касатик одноцветковый, ячмень гривастый, житняк гребенчатый, пырей ползучий, кострец безостый).
При изучении темы «Видоизменёние побегов (корневище, клубень, луковица)» необходимо познакомится с многообразием побегов, знать представление о приспособительных особенностях некоторых побегов, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие побегов, иметь представление о видоизмененных побегах, и строении и функциях [34]. Нами было подобраны следующие виды растений: корневище (пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске), луковица (лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская), колючки (боярышник даурский, яблоня, ягодная), усы (земляника восточная, костяника каменистая).
При изучении темы «Лист» необходимо познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями и внешнего строения, научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья [33]. Для лабораторной работы можно собрать виды растений с разнообразным строением листьев: простые листья (тополь бальзамический, абрикос сибирский, черёмуха обыкновенная, голубика обыкновенная, брусника, лилия даурская, осина, ива Бебба, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, таволга средняя, таволга иволистная, лилия даурская, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, красоднев малый, лук стареющий, лук торчащий, астра альпийская, дендрантема Завадского, девясил британский, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, вероника седая, мак голостебельный, мак оранжево- красный, скабиоза венечная, иван – чай узколистный, ячмень гривастый, житняк гребенчатый, подорожник большой, козелец лучистый, повой слабеющий, вьюнок аммана, крапива коноплёвая, тысячелистник азиатский, пырей ползучий, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, кострец безостый); сложные листья (пятилистник кустарниковый, шиповник иглистый, карагана древовидная, княжик сибирский, земляника восточная, кровохлёбка, копеечник альпийский, клевер средний, горошек мышиный, лапчатка земляниковидная, остролодочник тысячелистный, княженика, костяника каменистая, астрагал, чина низкая).
При изучении темы «Стебель» необходимо актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля с выполняемыми функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля, дать представление о тканях стеблях [2]. Примерный перечень растений для проведения лабораторных работ: княжик сибирский, лилия даурская, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, красоднев малый, лук стареющий лук торчащий, астра альпийская, дендрантема Завадского, девясил британский, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, вероника седая, земляника восточная, кровохлебка, копеечник альпийский, клевер средний, мак голостебельный, мак оранжево–красный, скабиоза венечная, иван-чай узколистный, ячмень гривастый, житняк гребенчатый, подорожник, гетеропаппус двулетний, козелец лучистый, горошек мышиный, повой слабовьющийся, вьюнок Аммана, лапчатка земляниковидная, крапива коноплёвая, остролодочник тысячелистный, тысячелистник азиатский, княженика, костяника каменистая, астрагал, чина низкая, пырей ползучий, касатик одноцветковый, кострец безостый.
При изучении тем «Строение почек», «Листорасположение» целью является изучения строения вегетативных и генеративных почек, представление о развитии побега из почки; знать виды листорасположения[35]. Для данной работы подобраны следующие виды растений: тополь бальзамический, абрикос сибирский, шиповник иглистый, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, осина, ива Бебба, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, пятилистник кустарниковый, таволга средняя, таволга иволистная [8].
Рис.7. Семейства растений отдела «Покрытосеменные», используемых для лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» по программе В.В. Пасечника.
Отдел «Покрытосеменные» мы проанализировали по семействам. Как видно из рис. 7 самым многовидовым является семейства Розовые (13 видов), Капустные (11 видов), Астровые (8 видов), Бобовые (7 видов), Лилейные (6 видов). Семейства, Луковые, Маковые, Вьюнковые, Ивовые, Вересковые представлены 2 видами. К одновидовым семействам относятся семейства Берёзовые, Жимолостные, Лютиковые, Красодневовые, Ворсянковые, Подорожниковые, Ирисовые, Ландышевые и др.
Рис. 8. Жизненные формы растений использованных для создания раздаточного материала.
Растений отдела «Голосеменные» и «Покрытосеменные» насчитывается всего 76 видов, которые представлены пятью различными жизненными формами (рис.8). Среди растений, рекомендованных для проведения лабораторных работ, преобладают травянистые растения (50 видов) и деревья (16 видов). Меньшим количеством представлены кустарники (7), полукустарнички (2), и один вид принадлежит к древовидным лианам (княжик сибирский).
Проанализировав список растений Забайкальского края, нами были составлены ключи для определения видов растений семейств Розовые, Бобовые, Лилейные (прил. 6) [39,40]. Для семейств Крестоцветные, Астровые, Паслёновые, и Злаки ключи не составлялись, т.к. для работы с определительными карточками по всем семействам на уроках нет достаточного времени и также эти семейства будут трудны для определения.
Нами разработаны и апробированы 19 лабораторных работ с использованием регионального материала (растений Забайкальского края) (прил. 7).
Подготовлен гербарий растений, собранный, на территории Шелопугинского район в окрестностях с. Глинянка (прил.8).
Таким образом, в изучении предмета «Биология» практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы учителем при его проведении, зависит формирование практических умений и навыков обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты), умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию, которая пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности.
Заключение
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (2010) при обучении биологии необходимо, чтобы учащиеся овладели опытом использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде. Поэтому лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний. Выполнение лабораторных работ должно базироваться на материале, изложенном в учебной литературе, рекомендованной для данного курса
На эффективность лабораторных работ влияет обеспеченность школы приборами и раздаточным и демонстрационным материалом, который в школах не всегда имеется. Поэтому этот материал учитель может обеспечить сам, подобрав виды растений, произрастающих в данной местности. Помимо получения предметных знаний, использование растений, произрастающих в данной местности при проведении лабораторных занятий знакомит учащегося с флорой своего края. Но для того чтобы собрать необходимый материал для начала нужно проанализировать лабораторные работы и подготовить материал природной среды, который можно использовать в виде методического обеспечения.
Для анализа мы взяли предметы, в которых изучаются растительные организмы. Во всех трех программах, изучаемый материал для удобства сравнения мы разделили на 12 разделов, в которых посчитали количество лабораторных работ и каким разделам курса автор придаёт большее внимание. Например, больше всего лабораторных работ предусмотрено по теме «Основные разделы растений» в учебнике «Биология» линии И.Н. Пономаревой(2008) предложено 5 работ, в учебнике Н.И.Сонина (2008-2009) – 8 работ, В.В.Пасечника (2014) – 9 лабораторных работ, что является наибольшим в данной теме. Таким образом, нами были проанализированы все разделы курса «Биология. Растения» по всем авторским линиям.
В результате проведенного нами анализа программ по биологии растений мы пришли к выводу, что наибольшее количество лабораторных работ (29) предлагается по линии учебников «Биология» для 5-6 классов, В.В.Пасечника (2014): в 5 классе 10, в 6 классе предусмотрено 19 лабораторных работ. В учебниках «Природоведение» 5 класс (68 ч.), «Биология. Живой организм» (34 ч.) 6 класс, «Биология. Многообразие живых организмов» (68 ч.) 7 класс под редакцией Н.И. Сонина – всего 28 лабораторных работ по изучению растений, а наименьшее количество лабораторных работ (18) по программам И.Н. Пономаревой, «Биология» (2008) (рис.3).
В качестве методического обеспечения лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» проведена работа по изучению растений Забайкальского края на примере с. Глинянки Шелопугинского района.
Нами был составлен примерный перечень растений, произрастающих на территории нашего Забайкальского края и в частности окрестностей села Глинянка Шелопугинского района, для подготовки раздаточного и демонстрационного материала в виде гербария растений, коллекций плодов и семян, влажных препаратов, составления ключей для определения видов растений. 103 вида растений было включено в список, которые можно использовать при изучении основных тем курса: «Грибы» (5 видов или 4,8 %) от общего числа видов, «Водоросли» представлено 10 видов (9,8 %), «Хвощи» 3 вида (2,9%), «Мхи» 4 вида (3,8 %), «Папоротники» 5 видов(4,8), «Голосеменные» 9 видов(8,7 %) и наибольшее число 67 видов(65 %) отдела «Покрытосеменные».
Отдел «Покрытосеменные» мы проанализировали по семействам. Самым многовидовым является семейство Розовые (13 видов), Капустные (11 видов), Астровые (8 видов), Бобовые (7 видов), Лилейные (6 видов). Семейства, Луковые, Маковые, Вьюнковые, Ивовые, Вересковые представлены 2 видами. К одновидовым семействам относятся семейства Берёзовые, Жимолостные, Лютиковые, Красодневовые, Ворсянковые, Подорожниковые, Ирисовые, Ландышевые и др.
Среди растений, рекомендованных для проведения лабораторных работ, преобладают травянистые растения (50 видов) и деревья (16 видов). Меньшим количеством представлены кустарники (7), полукустарнички (2), и один вид принадлежит к древовидным лианам (Княжик сибирский).
Проанализировав список растений Забайкальского края, нами были составлены ключи для определения видов растений семейств Розовые, Бобовые, Лилейные.
Нами разработаны и апробированы 19 лабораторных работ с использованием регионального материала.
Подготовлен гербарий растений, собранный, на территории Шелопугинского района в окрестностях с. Глинянка.
Список литературы:
1. Боровицкий П.И. Методика преподавания биологии/П.И. Боровицкий [и др.]. М.: Высшая школа,1962. 336 с.
2. Богомазова Н. Г. Стебель - часть побега, его внешнее и внутреннее строение //Биология все для учителя, 2012 № 1. 35 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. с. 131
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ЮРАЙТ, 2005. 239 с.
5. Верзилин Н. М., Корсунская В.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: 1983.
6. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.- М.: Просвещение, 1985.
7. Зеленый мир Забайкальского края. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б. – – Чита : Экспресс-издательство, 2012. 188 с.
8. Корсун О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: Атлас Чита: Экспресс-издательство, 2006. 271с.: ил.
9. Корчагина В.А Ботаника, 5-6 класс: учеб. для сред. шк. /В.А.Корчагина – 19 -е изд./Перераб. А.Н. Сладковым. - М.: Просвещение , 1987. – 256 с.: ил.
10. Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб.для 6-7 кл. сред. шк. -21 –е изд.-М.: Просвещение,1989.-256 с.,ил.
11. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов-н/Д.6 Феникс, 2005. 120 с.
12. Ключникова Н. М., Пятунина С. К. Лабораторные работы по разделам "Растения", "Бактерии. Грибы. Лишайники" // Биология в школе. - 2001. № 6. - с. 35-36
13. Колесова М.С., Корякина С.В. Организация и проведение лабораторных работ по биологии//Биология в школе.-2012. № 5
14. Мягкова А.Н. , Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. Организация учебной деятельности на уроках биологии, М., 1988
15. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учебн. заведений. – М.: Просвещение, 1994. 253 с.
16. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии учеб. пособие для студ. пед. Вузов. М .: Издательский центр «Академия», 2003. 273 с.
17. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. -2 –е изд., перераб. И доп. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с .
18. Программы для средних общеобразовательных школ. Биология. 5-11 кл.– М.: Просвещение, 1988. – 49 с .
19. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. грибы, растения.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник.-М.:Дрофа,2012.-141 с. ,[3] с.
20. Пасечник. В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник. - 2 –е изд., стереотип. - М. : Дрофа,2014. – 207 ,[1] с.
21. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений - 4-е изд., стереоти. – М.:Дрофа,2009. – 174,[2] с.: ил.
22. Пономарева И.Н. Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.И.Н. Пономаревой. -3- е изд., перераб. – М.: «Вентана-Граф», 2008. – 240 с.: ил.
23. Попова, О.А., .Якимова Е.П.// Организация исследовательской работы АО биологии растений/учебно-методическое пособие, Чита. 2011
24. Растения Забайкалья: Атлас. // Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Чита: Изд-во: Учебно-информационный центр финансы, учет, налоги «Тайфун», 2005. 80с.
25. Региональная ботаника: Учеб. Пособие / М.В. Гилева, О.А. Попова, Е.П. Якимова, Н.В. Уманская. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2005. 173с.
26. Рыков Н.А. Методика преподавания зоологии: Пособие для учителей. - Ленинград; Москва: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1951. 312 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия/под ред. В. Г. Панова. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1993.
28. Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений, 5 –е изд. - М. : Просвещение,1999. – 224 с. : ил.
29. Смирнова О.Б. Ставим эксперимент – Изучаем главные функции живых организмов. Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников: Ростов-н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. с.6-8
30. Соколова С.И., Органзация и проведение учебных занятий. Методические рекомендации : Томск: 2005 . 33 с.
31. Сонин Н.И.Биология. Живой организм. 6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждний/Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2008. 174 с.,ил.
32. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин. - 2-е изд., стереоти. – М.:Дрофа,2009. – 255,[1] с. : ил.
33. Татевосян А. А. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам. 6 класс/ /Биология все для учителя,с.25
34. Томанова З.А. Биология: Живой организм. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной/З.А.Томанова, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2014.- 288 с.
35. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм.6 класс»/сост. И.Б.Морзунова. М.:Дрофа, 2010. 493 с.
36. Филиппова, И. П.//Ботаника [Электронный ресурс] : лаб. практикум : в 4 ч. Ч.
37. Хайбулина К.В. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ на основе индивидуально- групповой методики// Биология все для учителя, 2015 № 3.
38. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
39. Флора Центральной Сибири. Новосибирск: Наука, 1979. Т.1
40. Флора Центральной Сибири. Новосибирск: Наука, 1979. Т.2.
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. Вузов, обуч. по пед. специальностям/ И.Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ГАРДАРИКИ,2003. 519с.
42. http://mosmetod.ru Миловзорова А.М., Кулягина Г.П. - методисты ГМЦ ДОгМ. Методические рекомендации проведения лабораторного занятия.
43. https:/drofa-ventana.ru
44. http://ohrana-tryda.com/biologiya
45. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.