«Ладожские рисунки» поэта – монахини
Елизаветы Шаховой
Дворянка по происхождению, родилась в Санкт – Петербурге 30 марта 1822 года, наделенная редким поэтическим талантом, она уже в 10 лет писала стихи, а в 17 была автором двух сборников, за которые Российская Академия наградила девушку – поэта золотой медалью, а император Николай I подарил ей серьги и перстень, украшенный бриллиантами.
В 1841 году Елизавета Шахова переезжает с матерью из Петербурга в Москву, где знакомится с основательницей Спасо-Бородинского женского монастыря, вдовой героя Отечественной войны 1812 года, игуменьей Марией Тучковой. Увидев девушку и поговорив с ней, она однажды сказала Елизавете: «Если мир вас обманит, вспомните мать Марию, которая призывала вас в свои объятия» [1].
Слова игуменьи оказались пророческими. Неожиданно для многих Елизавета Шахова… Впрочем, пусть об этом она скажет сама:
В тот день, когда мой путь широко
Вдаль разостлался предо мной, -
В рассвете счастья, без порока,
Любви и радости земной,
За шаг до брачного чертога, -
Раздался, над челом моим,
Призывный глас Христа и Бога,
И – я, взяв крест, пошла за Ним. [2]
В 1845 году в возрасте 23-х лет Шахова ушла в подмосковный монастырь к мари Тучковой, чтобы стать послушницей. Через два года эту обитель посетил известный религиозный писатель и просветитель архимандрит Игнатий (Брянчанинов), который стал духовным наставником Елизаветы. В 1849 году по его совету она поселяется с матерью в Староладожском Успенском монастыре, который в то время был единственной женской обителью в Санкт – Петербургской епархии.
Здесь они провели 14 лет [3] и где, вероятно, Елизавета была пострижена в монахини с именем Мария. Изучив историю Староладожской обители, она опубликовала жизнеописание ее самой известной игуменьи Евпраксии. [4]
В 1862 году Шахова уехала из Старой Ладоги, чтобы посетить московские монастыри, а затем (в 1863 – 1871 гг.) занималась педагогической работой. Сначала она была наставницей в приюте для девочек в Тверском Рождественском монастыре, затем (в 1868 г.) ее перевели в Прибалтику возглавить училище для девочек духовного знания в Марии-Магдалинском монастыре в г. Вильно.
В 1871 г. по инициативе императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, Елизавету Шахову назначают начальницей Покровской общины сестер милосердия на Большом проспекте Васильевского острова в Петербурге. Но через год, из-за ухудшения зрения, а главное – от усталости жить в многолюдной столице, она оставляет свой пост. «Я уволилась от управления в Ладожский Успенский монастырь», - напишет она в автобиографии. [5] Здесь для нее был построен маленький домик – келья, где ей было свободно заниматься литературой, вести переписку и встречаться с коллегами по перу.
В 1896 году монахиня Мария (Шахова) приняла схимнический постриг со своим первым именем Елизавета. Перед самой смертью она ослепла. Скончалась 5 июля 1899 года и была погребена в Старой Ладоге на кладбище Успенского монастыря. Могила, к сожалению, не сохранилась.
В конце жизни она писала такие строки:
Пора и мне о силах новых,
О звуках новых не мечтать,
Но, в зимний сумрак лет суровых,
Итоги жизни сосчитать!
пора заржавленную лиру
На ветки северных берез
Закинуть, - пусть, по ветру, миру
Издаст свой стон последних грез!
***
Иные песни глас приносит,
Из жизни замкнутой, иной:
Но эти песен мир не просит,
Ему язык их не родной!
Земные цели и задачи
Ему решат его жрецы,
И роковые неудачи
Заменят призраком льстецы.
Ему не нужно гласов с неба!
Пусть все, что вне земли, молчит!
Он только: - «зрелища и хлеба!» -
Разноголосицей кричит.
Наш лишний век в века вселенной, -
Способен ринуть мир в хаос, -
Но, над землею обновленной
Свет лучший вызовет Христос! [6]
Творчество Елизаветы Никитичны Шаховой, монахини Марии, почти неизвестно современному читателю. Лишь некоторые стихотворения можно встретить в антологиях, например, «Царица муз: Русские поэты XIX - начала XX вв.» (М., 1989). Несколько ее стихов опубликовано в «Журнале Московской патриархии» (1995, № 12).
Предлагаю читателю познакомится с стихотворениями из цикла «Ладожские рисунки» и первой частью поэмы «Древний монастырь Успения Богородицы в Старой Ладоге», взятыми из книги «Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой» (СПб., 1911).
Развалины на берегу Волхова
в Старой Ладоге
Века, не годы, протекали
Над этой крепостью глухой,
Под грудой камней своды спали
Над исторической рекой;
Здесь, дикой зарослью повиты
(Еще исчез недавно след),
Чугунные торчали плиты,
С насечкой символов побед:
Мечи и панцири гласили,
Что тут прах рыцарей зарыт,
И буквы стертые носили
О них глагол, но смысл не вскрыт —
Все стерла давность! Нет сказаний
О чужестранных мертвецах
На этом месте, — без преданий
О здешних битвах и бойцах!
Но в край забытый муж ученый*),
С заветной думою достиг,
И — замок, прахом поглощенный,
Как остов собранный возник!
Раскрылись грозные руины,
Бойницы, башни, тайники,
И встали древние картины
Времен минувших у реки.
В них любопытный посетитель
Читает летопись побед,
Гадает, кто был победитель
И как был смят и прогнан швед.
Открыты внутренние сходы,
Колодец тайный под стеной,
Ступени, стены, переходы, —
Громадных камней — ряд сплошной…
Как любо тут стоять, мечтая,
Так сердце млеет, ум парит!
Днесь**) о тебе, о Русь святая!
Здесь камень с камнем говорит…[7]
*) археолог Н.Е. Бранденбург
**) ныне, сегодня
К фотографии вида развалин.
С семейной группой
Н.Е. Бранденбурга
Вот — на стекле, под свето-тенью,
Развалин вид изображен:
Внизу, под их отлогой сенью,
Своей семьею окружен,
На кратком отдыхе, тот самый
Рачитель ревностных трудов,
Кто грузный мусор — в панорамы
Преображает, в честь родов!
Сошлась к нему, — в часы досуга, —
Вся симпатичная семья:
Его прекрасная супруга,
И молодые сыновья,
И отрок — сын, — как миньятюра, —
Его черты, серьезный взгляд; —
С ним рядом — стройная фигура:
Струится облаком наряд,
Легко, воздушно очертанье
Красивой девушки: черты
Типичны, в целом — сочетанье
Ума и меткой остроты!
Еще, под группою, находит
Кого-то взгляд! еще портрет!
Его сотрудник! Он подходит
Склоняясь, и — в руке букет,
Из полевых цветов, подносит
Супруге друга своего,
С улыбкой, преданно он просит
Принять случайный дар его…
Поэзия такой картины, —
Свежа, как брошенный венок,
В обломках вскопанной руины,
Потомству дальнему зарок!
Живая, лучшая награда
Трудолюбивому дана:
Его талантливые чада,
И — друг-сподвижница — жена!
Твой жребий счастьем обеспечен,
Ученый муж, и гражданин!
И труд твой славой будет вечен,
У исторических руин.
Простите, гости дорогие!
Простите, новые друзья!
Когда опять, в полу—глухие
Старинной Ладоги края;
Из новой, в древнюю столицу,
На Волхов памятный, с Невы,
Одну Успенскую черницу
Утешить, соберетесь вы? [8]
Древний монастырь Успения Богородицы
в Старой Ладоге
Летопись-поэма в 3 частях
На низменном холме стоит старинный храм,
Над исторической рекою Новаграда,
Весь белый, выступил из-за зеленых рам
Деревьев вековых соседнего посада;
Внизу, по берегу, идет кирпичная ограда,
С двумя воротами, и — башни по углам.
За каменной стеною, серея, видны кровли
Отдельных домиков; тут втиснут монастырь,
Меж двух слобод, — где склад и сбыт торговли
Наполнили молвой береговой пустырь…
Не место, кажется, здесь было для вселенья
Избрать отшельницам обители святой!
Но шел за веком век, сменялись поколенья,
И — оглашаемый житейской суетой, —
Вокруг, со всех сторон, с реки и с суши,
Владычицы Успения удел,
Храня врученные от Господа Ей души,
Подобно Ноеву Ковчегу, уцелел.
Обитель вынесла рушения и беды,
Иноплеменников нашествия погром:
Предания гласят, как нападали Шведы,
Как билась Ладога отчаянно с врагом.
Свидетели тому — здесь — падшие твердыни
Стен древней крепости, — из местных крупных плит
И тесаных булыг, да ветхий храм, в средине,
О вере вековой безмолвно говорит.
Здесь — замок Рюрика, раскопанный недавно
Археологами, и твердостью основ
Он поразил их кладкою исправной
Оплота смелого, за несколько веков!
У самых врат святых, — дорога столбовая
На Грузино, и дальше, над рекой,
Святителя и Чудотворца Николая
Старинный монастырь стоит еще, мужской.
Завидное, безмолвное жилище!
Нет близко сел под ним: поля да лес густой,
И высится в нем холм, прозваньем Побидище,
Прославленный, при нем, победою святой:
Здесь был расчет славян с завистным шведом,
Здесь — Александр князь первых русских сил —
Решил их давний спор, с морским своим соседом,
И русский стяг высоко водрузил.
Так новгородские и шведские скрижали
Хранят предание и память здешних битв:
Не раз огонь и меч здесь страшно бушевали,
И снова возникал приют святых молитв,
И снова строилась тесовая ограда,
Где малый храм был цел, на низменном холме, —
Пристанище распуганного стада,
И собранного вновь, — чтоб светом быть во тьме
Живущим, в суете житейских попечений.
Оставшимся в живых, согражданам своим:
В трудах и подвигах, соблазном развлечений
Молва окрестная не повредила им.
Встарь были крепкие подвижницы святые,
Руководившие, по верному пути,
Послушных инокинь, и души их простые
Заботливо могли наставить и спасти.
Венчала подвиг их блаженная кончина,
Святая память их не тускла без следа!
Так вечной памяти достойна Акулина,
Вновь сестр своих собравшая сюда,
Чуть битва грозная, на месте, отгремела,
Неустрашимая строительница — мать,
Став крепкою главой у немощного тела,
Явилась монастырь с обломков поднимать!
Царевой милостью, боярской благостыней,
Обитель женская была воссоздана,
Из пепла фениксом, — с заветною святыней,
Возникла, и ведет с веками счет она!
Сменив тесовые на каменные рамы,
Картинкой выглядит, на зелени садов….
Есть церковь новая… но тесны наши храмы,
И маленький собор разрушится готов,
Дал трещины в стенах, — хотя и подновленный
Лет тридцать пять назад, — но кладка стен из плит, —
Непрочный матерьял – железами сцепленный, —
Внушает страх: надолго — ль Бог велит
Стоять, не падая, «безглавому» собору?
Глава старинная, широкая, снята,
Разбита бурею давно, в былую пору,
И – вместо прежнего, из дерева — креста,
Обитый жестью крест, на «фонаре» поставлен:
Лет семьдесят и более, прошло
Над круглым куполом, который обезглавлен,
И много чудного потом произошло…
В то время правила обителью святая
Евпраксия (чью память край поместный чтит,
Издалека, к ее могиле, притекая
Народ усопшую пустынницу святит).
Любила старица безмолвие пустыни:
В лесу, среди болот, за три версты, она
Нашла себе приют молитвенной святыни
Там, где высокая, кудрявая сосна
Шатром развесистым пригорок покрывала,
Где сень и тишина, среди немой глуши,
Ум к Богомыслию святому призывала.
Привольно было ей, из глубины души,
Свободно и вполне, молитве предаваться,
И стала старица, вдали монастыря,
По целым дням, до ночи, оставаться
В Абрамовском участке пустыря.
В убежище от всякой непогоды,
Велела сруб сложить, под кровлей из досок,
Затворец маленький, среди лесной природы,
С одною дверцею, с оконцем на восток.
У самого ствола большой сосны ветвистой,
Ютилась хижинка, обросшая травой,
А ниже, под холмом, — с водой прозрачно чистой,
Прорыла старица колодец ключевой,
И был благославлен тот подвиг потаенный,
В усилиях пустынного труда,
С молитвою святой всегда соединенный:
Руками трудницы добытая вода
Прияла, и хранит доныне, дар целебный:
К колодцу под крестом, и сестры, и народ
Приходят, с верою, поют над ним, молебны,
В день праздника Креста бывает крестный ход.
Теперь на месте том — часовенка другая,
И, стенками ее, вокруг обнесена,
Уже посохшая, от времени, нагая,
Сквозь кровельку, прошла заветная сосна,
И на сучке одном, чудесно водруженный
Самой Евпраксией, крест сверженный, с главой
От купола, — грозой не поврежденный,
И не расколотой стрелою громовой…
Когда та страшная здесь буря восшумела,
Евпраксия одна, внутрь храма, заперлась:
Не немощь женскую, но мужество имела
На подвиг стать, в тот час, как местность вся тряслась,
Блистали молнии и громы рокотали,
И ветер ярый выл, и ливень бушевал…
Вдруг — треск … Колокола качаться, с звоном стали,
И — вихрь, ударившись по куполу, сорвал
Главу церковную, усиленным напором,
Креста не повредив, с трезвоном прокатил,
Пронес главу над дрогнувшим собором,
И за оградою, на поле, опустил,
И стих….В обители же было первым делом
Главу, упадшую с собора, обрести…
Тогда, на куполе, печально опустелом,
Пришлось на «фонаре» крест новый вознести…
А первый крест – Евпраксия святая,
Отдельно от главы, на рамена взяла,
И скрытно, вечером, пустыни достигая,
Там, на сучек сосны заветной, вознесла…
Как был он водружен, то было лишь известно
Ее сподвижнице — монахине одной,
Но благодать, на месте, силы крестной
Является до днесь, над здешнею страной;
И освятил Господь и место, на поляне,
Куда был сброшен крест… Где встарь
Ростили рожь и жито поселяне,
Там Господу воздвигнут был алтарь:
Где, в бурю обрела когда-то Евпраксия
Главу, снесенную на ветреных крылах,
Там церковь создалась святого Алексея,
Усопших прихожан приосеняя прах.
Не злаками полей, и не снопами жнива,
Крестами убралось все поле, как помост,
В могильных бугорках, распаханная нива —
Всей Старой Ладоги кладбищенский погост. [9]
Примечание
[1] А. Белецкий. Тургенев и русские писательницы 30 – 60 гг. XIX века // Творческий путь Тургенева. Сборник статей. – Петроград, 1923, с. 135
[2] Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой. – СПб., 1911, с. 118, 119 («Автобиографический отзыв из глуши»)
[3] Автобиография Елизаветы Шаховой // Полное собрание творений святителей Игнития Брянчанинова. Том 8. – М., 2007, с. 287
[4] Журнал «Странник», 1860, март, с. 65 - 99
[5] Автобиография Елизаветы Шаховой. Указанное выше сочинение, с. 291
[6] Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой. – СПб., 1911, с. 117, 119
[7] Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой. – СПб., 1911, с. 207
[8] Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой. – СПб., 1911, с. 208
[9] Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой. – СПб., 1911, с. 34 – 38 (2-я пагинация)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.