УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАРМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
тема: «Легендарная стройка XX-века - БАМ»
Выполнила:
обучающаяся 6 класса
Макарова Александра
Куратор проекта;
Митюкова Наталья Павловна
Учитель английского языка
п.Тарма
2022 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Введение…………………………………………………………. |
2 |
I |
История создания БАМа………………………………………... |
5 |
II |
Карта ключевых станций БАМа………………………………... |
10 |
2.1 |
Тайшет……………………………………………………………. |
11 |
2.2 |
Лена………………………………………………………………. |
12 |
2.3 |
Таксимо…………………………………………………………... |
13 |
2.4 |
Тында……………………………………………………………... |
14 |
2.5 |
Нерюнги…………………………………………………………... |
15 |
2.6 |
Новый Ургал……………………………………………………... |
16 |
2.7 |
Комсомольск-на-Амуре…………………………………………. |
17 |
2.8 |
Ванино……………………………………………………………. |
18 |
2.9 |
Советская Гавань………………………………………………… |
19 |
|
Заключение………………………………………………………. |
20 |
|
Выводы о проделанной работе…………………………………. |
21 |
|
Список использованных материалов…………………………… |
22 |
|
Приложение 1……………………………………………………. |
23 |
Введение.
Рельсы упрямо
Режут тайгу,
Дерзко и прямо
В зной и пургу.
Веселей, ребята,
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче - БАМ.
...Так пели молодые комсомольцы Страны Советов – те, что отправлялись на территории с суровыми природно-климатическими условиями, чтобы построить Байкало- Амурскую магистраль (БАМ): Тайшет — Лена— Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — протяжённостью более 4000 км.
Актуальность. В 70-80-ые годы о великой комсомольской стройке знали: от мала до велика. Сегодня молодежь, к сожалению, не знает о трудовом подвиге БАМовцев. А ведь БАМ- это история наших бабушек и дедушек, в том числе и моей семьи. Именно там, на Байкало-Амурской магистрали совершил первый трудовой подвиг мой дедушка- Каширо Николай Иванович. Вместе со своими друзьями – отважными БАМовцами, чтобы построить магистраль, он перекрывал реку Лену.
Тема: «Легендарная стройка XX-века - БАМ»
Цели проекта: Расширить кругозор, пополнить знания о легендарной стройке БАМа и его отважных героях, создать маршрут.
Задачи:
1. Исследовать основные пункты БАМа;
2. Изучить литературу на предмет поиска ключевых станций БАМа;
3. Рассказать об основных пунктах БАМа и его отважных героях на английском языке;
4. Сделать вывод о проделанной работе.
Проектный продукт: карта основных пунктов БАМа.
Объектом исследования: сам БАМ.
Предмет исследования: ключевые станции БАМа.
Методы, которые мы использовали в работе:
- изучение специальной литературы;
- поиск информации в интернете.
Практическая значимость работы видим в том, что её материалы могут быть использованы учащимися на занятиях по внеурочной деятельности по английскому языку.
I. История создания БАМа.
The history of BAM
Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ), с 1985 года — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола — железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяженностью 4300км .
The Baikal-Amur Mainline (BAM), since 1985 the Leninsky Komsomol Baikal-Amur Railway, is a 4300-kilometer railroad that runs through Eastern Siberia and the Russian Far East.
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610—770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Основной этап строительства магистрали пришелся на 1974—1984 годы. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты.
One of the largest railway lines in the world. It runs about 610-770 km north of the Trans-Siberian Railway and is parallel to it. The main stage of construction of the mainline fell in 1974-1984. Most of the railway is laid in the permafrost zone.
БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек, среди которых - Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа и Бурея. Всего БАМ пересекает более 3500 водотоков. Магистраль проходит через 7 крупных горных хребтов, в том числе - Байкальский, Северо- Муйский, Удоканский, Кодарский, ОлекминскийСтановик, Туранский и Дуссе-Алинский.
BAM is crossed by eleven full-flowing rivers, including the Lena, Amur, Zeya, Vitim, Olekma, Selemdzha, and Bureya. In total, BAM is crossed by more than 3,500 watercourses. The mainline passes through seven major mountain ranges, including the Baikal, North Muisky, Udokan, Kodar, Olekminsky Stanovik, Turan and Dusse-Alin.
Первые идеи строительства железной дороги севернее и восточнее Байкала выдвигались еще до революции, а точнее — в 1887 году. На месте нынешнего БАМа по первоначальным идеям, вообще-то, должен был пойти Транссиб, то есть Транссибирская магистраль — Великий Сибирский путь, как её тогда называли, — ибо считалось, что по сегодняшнему бамовскому маршруту путь до берегов Амура окажется на 500 верст короче.
The first ideas of building a railroad north and east of Lake Baikal were put forward before the revolution, to be exact, in 1887. According to the original ideas, the Trans-Siberian Railway, or the Great Siberian Way, as it was then called, should have been laid on the place of the present BAM, because it was believed that the route to the banks of the Amur would be 500 miles shorter by the present BAM route.
В 1889 году было совершено две экспедиции на будущий БАМ.
In 1889 there were made two expeditions to the future Baikal-Amur Mainline.
Это были группы под руководством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски. Но условия, с которыми они столкнулись, были признаны совершенно непригодными, причем не только для строительства, но и вообще для будущей жизни здесь людей. Весь почти БАМ проходит по вечной мерзлоте, каждое здание здесь требует бурения скважин, установки на сваях.
They were groups under the guidance of surveyors Nikolay Afanasyevich Voloshinov and Ludwig Ivanovich Prohaska. But the conditions they were faced with were considered totally unsuitable, not only for the construction, but also for the future life here. The entire almost BAM runs through the permafrost, every building here requires drilling wells, installation on piles.
В результате после многих лет планов и проектов решение о строительстве современного БАМа было принято только в 1932 году после серии дебатов. Само название Байкало-Амурская магистраль, как и аббревиатура БАМ, появилось в 1930 году.
As a result, after many years of plans and projects, the decision to build the modern Baikal-Amur Mainline was made only in 1932, after a series of debates. The very name Baikal-Amur Mainline, like the acronym BAM, appeared in 1930.
Реально строить БАМ начали только в 1938 году с сооружения подходов к будущей трассе от Транссиба, по которым можно было бы подвозить строителей и необходимое для стройки. Это линии БАМ — Тында и Известковая — Ургал. Правда, рельсы с этих уже построенных подходов были вывезены на знаменитую Волжскую рокаду под Сталинград в 1942 году, где они были очень нужны. Но уже в 1943-м начали строить линию Комсомольск — Советская Гавань, а в 1945 году эта линия заработала. В 1951 году открылся западный подход к БАМу от Тайшета до Лены, но в постоянную эксплуатацию он был сдан только в 1958-м, семь лет спустя, — настолько временный характер носила стройка.
The real construction of BAM began only in 1938 with the construction of approaches to the future route from the Trans-Siberian railway, which could bring builders and necessary for the construction. These are BAM - Tynda and Izvestkovaya-Urgal lines. However, the rails from these already built approaches were taken to the famous Volga road near Stalingrad in 1942, where they were very needed. But already in 1943 they started to build a line Komsomolsk - Soviet Harbor, and in 1945 the line began to work. In 1951 the western approach to BAM from Taishet to Lena was opened, but it was not put into permanent operation until 1958, seven years later, so temporary was the nature of the construction.
Потом на десять лет на БАМе опять наступило затишье, пока ухудшение отношений с Китаем снова не сделало актуальными стратегические мотивы прокладки северной магистрали на восток. В 1967 году было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, и начались очередные изыскания трассы. В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Именно в этот год от Байкала и от Тихого океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, чтобы спустя 10 лет, уложив больше 3000 километров рельсов, встретиться посредине, на разъезде Балбухта. Фактическая стыковка случилась 29 сентября 1984 года, а спустя два дня, 1 октября, в 40 километрах к востоку, на станции Куанда, состоялось уже официальное празднование, официальное открытие — укладка «золотого» звена.
Then for ten years there was again a lull at BAM, until the deterioration of relations with China again made the strategic motives of laying the northern mainline to the east urgent. In 1967 a decree of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and the Council of Ministers of the USSR was issued, and the next survey of the route began. In 1974 BAM was declared an All-Union shock Komsomol construction site. Exactly in that year construction teams were moving towards each other from Baikal and from the Pacific Ocean to meet in the middle of Balbukhta passing track 10 years later after laying 3000 kilometers of rails. The actual joining took place on September 29, 1984, and in two days, on October 1, 40 kilometers to the east at Kuanda station there was the official celebration, the official opening - the laying of the "golden" link.
Таким образом, за десятилетие строительства магистрали БАМ был проделан огромный объем работ. Почти каждый год он становился новой вехой, новым рубежом в реконструкции Северной дороги.
Thus, over the decade of construction of the BAM highway, a huge amount of work has been done. Almost every year it has become a new milestone, a new frontier in the reconstruction of the Northern Road.
II. Карта ключевых станций БАМа
Байкало-Амурская магистраль пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края.
Ключевые станции БАМа:
· Тайшет;
· Лена;
· Таксимо;
· Тында;
· Нерюнги;
· Новый Ургал;
· Комсомольск-на-Амуре;
· Ванино;
· Советская Гавань.
Ключевые станции БАМа:
The Baikal-Amur Mainline (BAM) runs through the Irkutsk Region, the Trans-Baikal Territory, the Amur Region, the Republics of Buryatia and Sakha (Yakutia) and the Khabarovsk Territory.
Key BAM stations:
- Taishet; - Lena; - Taksimo;
- Tynda;
- Neryungi;
- Novy Urgal;;
- Komsomolsk-on-Amur;
- Vanino;
- Sovetskaya Gavan
Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км.
The total length of the BAM from Taishet to Sovetskaya Gavan is 4,300 km.
2.1. Тайшет
В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех направлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом.
В 1938 г. началось строительство западного участка от Тайшета до Братска.
Прокладка западного участка Тайшет - Лена велась в 1946-51 г.г. В 1947 г. открывается движение на линии Тайшет — Братск.
Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть – Илиме; в 1958 г. - участок Тайшет - Лена (692 км).
2.1. Taishet
Taishet has a railway junction and a major out-of-grade marshalling yard, where the four main lines converge. The Trans-Siberian Railway runs from west to east, the Baikal-Amur Mainline starts from Taishet (the first kilometre of the Baikal-Amur Mainline is in Taishet), and a railway line runs to the south, connecting the city with Abakan, the capital of Khakassia, and with Kuzbass.
In 1938 construction began on the western section from Taishet to Bratsk.
The laying of the western section of Taishet - Lena was carried out in 1946-51. In 1947, traffic was opened on the Taishet-Bratsk line.
This accelerated the construction of the Bratsk hydroelectric power station and large industrial facilities in Bratsk and Ust-Ilim; in 1958 - section Taishet - Lena (692 km).
2.2 Лена
В январе 1974 г. 18 строителей из 266-го Строительно-монтажного поезда (СМП-266) Управления строительства Ангарстрой во главе с начальником СМП П. П. Сахно отправились со станции Лена по направлению к реке Таюра на 64-й километр трассы БАМа. Им надлежало проложить зимник и создать базу для основных сил строителей.
На берегу Лены вблизи поселка Якурим начали обустройство строительной площадки рабочие мостоотряда № 5 треста Мостострой-9, которому предстояло соорудить через Лену большой мостовой переход. Так началось строительство БАМа в Иркутской области.
2 мая 1974 г. на станцию Лена прибыли первые посланцы Всесоюзного ударного комсомольского строительного отряда — 600 бойцов из всех союзных республик (командир отряда — бригадир монтёров пути СМП-568 Управления строительства Ангарстрой Герой Социалистического Труда В. И. Лакомов). Этим началось шефство комсомола над ударной комсомольско-молодёжной стройкой.
В июле 1974 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В Министерстве транспортного строительства было создано Главное управление по строительству Байкало-Амурской магистрали — Главбамстрой. Главку предстояло организовать строительство западной части магистрали — от станции Лена до станции Тында (включительно), а также достроить вторые пути на линии Тайшет — Лена.
Громогласно объявлялись «сверхударные», «сверхскоростные», «большевистские» темпы.
Комсомольцы и сознательная молодежь собрались на легендарную стройку века. Мой дедушка, как и все комсомольцы с других краев необъятной России поехал туда.
Его звали - Каширо Николай Иванович, он перекрывал реку Лену, чтобы построить БАМ. Дедушка работал на камазе. Это такая техника, на которой скидывали булыжники в реку, таким образом река перекрывалась и наполнялась водой. Это была очень ответственная и опасная работа, потому что она требовала внимательности. Известны случаи, когда техника проваливалась и гибли люди.
2.2 Lena
In January 1974, 18 builders from the 266th Construction and Assembly Train (SMP-266) of the Angarstroy Construction Department, headed by the head of the SMP P.P. Sakhno, set off from the Lena station in the direction of the Tayura River to the 64th kilometer of the BAM route. They were supposed to lay a winter road and create a base for the main forces of the builders.
On the banks of the Lena, near the village of Yakurim, workers of the bridge team No. 5 of the Mostostroy-9 trust began to equip the construction site, which was to build a large bridge across the Lena. Thus began the construction of BAM in the Irkutsk region.
On May 2, 1974, the first envoys of the All-Union shock Komsomol construction detachment arrived at the Lena station - 600 fighters from all the Union republics (the detachment commander was the foreman of the fitters of the SMP-568 track of the Angarstroy Construction Department, Hero of Socialist Labor V. I. Lakomov). This began the patronage of the Komsomol over the shock Komsomol-youth construction site.
In July 1974, the resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR "On the construction of the Baikal-Amur Railway" was adopted. The Main Directorate for the construction of the Baikal-Amur Mainline - Glavbamstroy - was created in the Ministry of Transport Construction. Glavka was to organize the construction of the western part of the highway - from the Lena station to the Tynda station (inclusive), as well as to complete the construction of the second track on the Taishet - Lena line.
Loudly announced "super-hard", "superfast", "Bolshevik" pace.
Komsomol's members and conscious youth gathered for the legendary construction site of the century. My grandfather, like all Komsomol members from other parts of vast Russia, went there.
His name was Kashiro Nikolai Ivanovich, he blocked the Lena River in order to build the BAM. Grandfather worked in a truck. This is such a technique, on which cobblestones were thrown into the river, thus the river was blocked and filled with water. It was a very responsible and dangerous job, because it required attention. There are cases when the equipment failed and people died.
2.3 Таксимо
Первые поселения в Муйской долине были основаны поселенцами-якутами в 1863 году. Посёлок Таксимо был основан в 1910 году, первым жителем стал И. А. Баранчеев, ссыльный из Москвы. Мощный толчок развитию посёлка оказало строительство в 1970-80-х годах Байкало-Амурской магистрали (Таксимо был одним из центров строительства БАМа). В возведении объектов инфраструктуры, производственной базы и иных объектов посёлка участвовали прибывший сюда в 1980 году отряд «Комсомолец Бурятии», строительно-монтажный поезд № 670 под руководством А. А. Мезенцева, а также прибывший в июле 1982 года ударный отряд строителей из Латвии. В августе 1984 года на участке Таксимо — Витим комсомольско-молодёжная бригада Александра Бондаря установила мировой рекорд скорости укладки железнодорожного полотна: 5400 метров за 1 день. Это достижение по состоянию на 2011 год никем не было превзойдено.
2.3 Taksimo
The first settlements in the Muya Valley were founded by Yakut settlers in 1863. The settlement of Taksimo was founded in 1910; its first inhabitant was I.A. Barancheyev, an exile from Moscow. Strong impulse for development of the settlement had Baikal-Amur main line construction in 1970-80s. (Taksimo was one of BAM construction centers). The construction of infrastructural and production bases and other objects of the settlement was fulfilled by the construction crew Komsomolets Buryatii which arrived there in 1980, the construction and assembling train No 670 by A.A. Mezentsev and also by the Latvian construction squad which arrived there in July 1982. In August 1984, Alexander Bondar's Komsomol-youth brigade set a world record in speed of laying the railway bed on the Taksimo-Vitim section: 5400 meters in 1 day. This achievement has not been surpassed by anyone else as of 2011.
2.4 Тында
В 1979 году 29 октября – в день рождения комсомола – Э. Ибрагимов приехал из Узбекистана на БАМ в составе первого Всесоюзного отряда молодых железнодорожников. 24-летний помощник машиниста быстро освоился на новом месте. В депо Эскендер Ибрагимов – один из лучших машинистов, его называют живой легендой магистрали. Ему довелось вести поезда с лидером Северной Кореи, министрами и президентом ОАО «РЖД», а в 1996 году кабину тепловоза инспектировал сам министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев. Он задал несколько вопросов, прошёлся по дизельному отделению и тут же дал распоряжение присвоить Эскендеру первый класс машиниста тепловоза без сдачи экзаменов за образцовое содержание локомотива и отличное знание ПТЭ. За профессионализм и преданность профессии машинист получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2.4 Tynda
In 1979, on October 29th - the birthday of Komsomol - Ibragimov came to BAM from Uzbekistan as a member of the first All-Union Young Railwaymen Team. The 24-year-old assistant driver quickly adapted to the new situation. Eskender Ibragimov is one of the best drivers of the depot, he is called the living legend of the railway. He had a chance to drive trains with the leader of North Korea, ministers and the President of JSC Russian Railways, and in 1996 the cab of the locomotive was inspected by Railway Minister Gennady Fadeev himself. He asked several questions, walked around the diesel compartment and immediately ordered that Eskender be awarded the first class of diesel locomotive driver without examinations for exemplary maintenance of the locomotive and excellent knowledge of technical regulations. For his professionalism and dedication to his profession, the driver was awarded the Order of Merit for the Fatherland, 2nd class.
2.5 Нерюнгри.
В зоне строительства БАМа упрятана вся таблица Менделеева – уголь Нерюнгри и медь Удокана, полиметаллические руды Озёрного и молибден Орекиткана, кварцевые песчаники Черемшанска и железистые руды Алдана, природный газ Вилюя и гидроресурсы Амура...И это только самые известные месторождения!
По факту и на слуху во всех репортажах 1980-х годов и далее только уголь Нерюнгринского угольного бассейна. Почему так? Дело в том, что в годы с 1974 до 1996 в зоне БАМа не было создано ни одного ТПК, кроме везде и всюду сотни раз упомянутого Нерюнгринского угольного разреза.
2.5 Neryungri.
The entire Mendeleev Table is tucked away in the BAM construction zone - Neryungri coal and Udokan copper, Ozerny polymetallic ores and Orekitkan molybdenum, Cheremshansk quartz sandstones and Aldan iron ores, Vilyui natural gas and Amur hydro resources… And these are just the most famous deposits!
In fact, and in all the reports of the 1980s and afterwards, only the coal of the Neryungrinsk coal field is in ears. Why is it so? The point is that in the years from 1974 to 1996, not a single TPK was created in the BAM zone, except the Neryungrinsky coal strip mine, mentioned hundreds of times everywhere.
2.6 Новый Ургал
Новый Ургал с населением более 6 тыс. человек – один из крупнейших населённых пунктов на восточном участке Байкало-Амурской магистрали. Расположенный между Тындой и Комсомольском-на-Амуре, этот посёлок городского типа – ровесник всесоюзной ударной стройки: в апреле 1974-го на БАМ ушёл первый эшелон со строителями, а через полгода на стройплощадке будущего посёлка был заложен первый камень.
2.6 Novy Urgal
Novy Urgal, with a population of over 6,000 people, is one of the largest settlements on the eastern section of the Baikal-Amur Mainline. Located between Tynda and Komsomolsk-on-Amur, this township is the same age as the All-Union shock construction project: in April 1974, the first trainload of builders left for BAM, and six months later the first stone was laid on the construction site of the future township.
2.7 Комсомольск-на-Амуре
Комсомольску было суждено стать отправной точкой бамовских ответвлений на восток и на запад. В начале 1930-х вышло постановление Совнаркома «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», утвердившее план строительства дороги от Тайшета до Советской Гавани. Планам помешала Великая Отечественная война.
Участок от Комсомольска до Харпичана после победы начали восстанавливать, и к 1953 году дорогу продлили до станции Вели (в последующем – Постышево). Ветку позже отдали в распоряжение Министерства лесной промышленности, поскольку вдоль трассы работали крупные леспромхозы.
2.7 Komsomolsk-on-Amur
Komsomolsk was fated to become the starting point of the Bamsk branches to the East and West. In the early 1930s there was a decision of the Council of People's Commissars "On construction of Baikal-Amur Mainline" which approved a plan of the construction of the road from Taishet to Sovetskaya Gavan. Plans were thwarted by the Great Patriotic War.
The section from Komsomolsk to Harpichan was rebuilt after the victory, and by 1953 the road was extended to the station of Veli (later Postyshevo). The branch line was later given to the Ministry of Timber Industry, as large timber farms operated along the route.
2.8 Ванино
Получил новый импульс развития и расположенный неподалёку от центра Совгавани знаменитый, даже легендарный Ванинский порт, транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути-дороги. Бухта Ванина, что в Татарском проливе, появилась на географических картах в XIX веке. Поселение и порт назвали в честь Иакима Клементьевича Ванина, топографа, который открыл эту глубоководную бухту в 1874 году, во время экспедиции, которой руководил Логин Большев. Но эта земля ещё долго – почти полвека – оставалась незаселённой. 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд.
2.8 Vanino
The famous, even legendary Vanino Port, a transport hub linking rail, sea and road routes, located near the center of Sovgavan, has also received a new impetus for development. Vanina Bay, in the Tatar Strait, appeared on geographical maps in the 19th century. The settlement and port were named after Iakim Vanin, a surveyor who discovered this deep-water bay in 1874, during an expedition led by Login Bolshev. But this land remained unpopulated for a long time - almost half a century. On July 20, 1945, the first train arrived in Vanino Bay from Komsomolsk-on-Amur.
2.9. Советская гавань
В 1931 году начались изыскательские работы на участке предполагавшейся будущей железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Большую роль в истории города сыграл выдающийся путешественник и писатель Владимир Арсеньев, разведывавший транспортные пути в окрестностях залива. Арсеньев ещё в начале 1920-х считал необходимым строительство Байкало-Амурской магистрали. Время доказало его правоту. Поселение стало активно развиваться, когда вся страна впервые узнала слово «БАМ». В середине 1930-х в Советской Гавани построили несколько крупных предприятий. Это был толчок к развитию производства.
2.9 Sovetskaya Gavan
In 1931, survey work began on a section of the proposed future railway line from Komsomolsk-on-Amur to Sovetskaya Gavan. Our outstanding traveller and writer Vladimir Arsenyev, who explored transport routes in the vicinity of the bay, played a great role in the history of the city. Arsenyev back in the early 1920s considered it necessary to build the Baikal-Amur Mainline. Time proved him right. The settlement started developing actively when the whole country
first got to know the word "BAM". In the mid-1930s, several large factories were built in Sovetskaya Gavan. It was an impetus for the development of production.
Таким образом, благодаря героическому труду многотысячных коллективов изыскателей, проектировщиков, строителей, военных железнодорожников, эксплуатационников, учёных, местных органов власти и населения в прошлом столетии была построена Байкало-Амурская магистраль: Тайшет — Лена — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
Thus, thanks to the heroic work of thousands of teams of surveyors, designers, builders, military railway workers, operators, scientists, local authorities and the population, the Baikal-Amur Mainline was built in the last century: Taishet - Lena - Severobaikalsk - Tynda - Komsomolsk-on-Amur - Soviet harbor.
Заключение
Вывод о проделанной работе
Работая над проектом, мы узнали много информации о БАМе. Основные станции Байкало-Амурской Магистрали: Тайшет, Лена, Таксимо, Тында, Нерюнгри, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская гавань. По данным местам была разработана карта и презентация.
Была неожиданно удивлена, что мой дедушка принимал участие в строительстве БАМа.
Думаю, что полученные нами знания способствовали развитию навыка самостоятельной работы с текстами, словарями и справочниками на английском языке
Результат работы можно использовать как и на уроках, так и на внеурочных занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Байкал Инфо, информационное агентство.[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://irkipedia.ru/
2. Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
3. Расшифровка БАМ: история строительства[Электронный ресурс]- Режим доступа: https://arzamas.academy/
4. Байкало-Амурская магистраль: легендарная стройка XX века[Электронный ресурс]- Режим доступа: https://kraevushka.livejournal.com/
5. Восточный полигон: Транссиб и Бам [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cargo.rzd.ru/
6. Тайшет. Начало БАМа. [Электронный ресурс]- Режим доступа:https://www.drive2.ru/
7. Рассказы о БАМе: 1974-1996 г.г. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://zen.yandex.ru/
8. Гавань магистрали[Электронный ресурс]- Режим доступа: https://lgz.ru/article/
9. Где заканчивается БАМ [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://snob.ru/travel/
10.Яндекс карты. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://yandex.ru/maps/geo/novosibirsk/53118058ll=82.956039%2C55.002021&z=9.96
Приложение 1
https://www.youtube.com/watch?v=InkwklnyTSU
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.