Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Павлово Нижегородской области.
Исследовательская работа
«Я сказку былого себе сказывал…»
Легенды и были Павловской земли.
Работу выполнила:
Орлова Екатерина,
10 лет, ученица 3 класса «Б»
Научный руководитель:
Орлова Зухра Айдимировна,
и
Учитель
истории
обществознания Павлово, 2019 год
2
План работы:
Введение
I.
II. Легенды и были Павлово – на Оке
1. Откуда есть пошло Павлово
а) легенды о названии города Павлово
б) павловские реченьки
в)Перемиловые горы
2.
Как в Павлово ремесло завелось
3. Павловские умельцы
4. Павловская Святыня
Заключение.
III.
IV. Список литературы.
V. Приложение. 3
Введение.
Аннотация:
«Быстротечное время размывает историческую память поколений,
прокладывая путь легенде» Зенон Косидовский.
Легенды как никакое другое искусство может
быть средством для
исследования истории родного края или отдельного народа, поскольку в
легендах зафиксированы события прошлого. С помощью легенд и былей
можно вызвать чувство гордости за своих предков и любви к родному краю.
Актуальность:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и
настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для
формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.
В своем классе я провела опрос:
1. Вы знаете, что такое легенда?
2. Какие легенды Вы знаете о нашем крае?
3. Какие были Вам известны о нашем городе?
По итогам опроса я поняла, что мое поколение мало знают легенд, преданий,
былей о родном крае.
Предметом настоящей работы являются легенды и были – о
происхождении названия города, различных местностей, рек, гор, о людях. Цель исследования:
Исследовать легенды,
связанные с
географическими названиями, достопримечательностями Павловской земли.
Задачи:
4
Провести библиографический обзор материала (работа в библиотеке и
музее)
Отобрать легенды, которые рассказывают о родном крае.
Найти сопроводительный материал: географические и исторические
справки.
Записать рассказы старожилов о легендах и преданиях родного края;
Систематизировать материал;
Подобрать иллюстративный материал.
Создать сборник «Легенды и были Павловской земли».
Гипотеза: Изучение легенд родного края поможет лучше узнать духовное
наследие русского народа, расширит знания о родном крае.
Методы исследований:
проведение учебноисследовательской
деятельности, связанной с подбором и анализом исторических и литературных
источников; обобщением, систематизацией и анализом собранного материала;
учащихся; беседа со священнослужителями,
социологический опрос
старожилами города, работниками краеведческого музея и библиотеки
им.Короленко.
Научная новизна работы заключается в том, что она является одной из
первых попыток обобщения и составления сборника легенд и преданий
Павлова на Оке и изучении географических объектов нашего района через
знакомство с топонимическими легендами. Практическая значимость: данный материал можно использовать
как на уроках литературного чтения, истории родного края, на классных
часах, тематических вечерах, внеклассных мероприятиях.
5
Легенды и были Павлово – на –Оке
Легенды1 передаются устно, публикуются в средствах массовой
информации, их можно встретить в литературе краеведческого характера. В
переносном смысле легенда относится к овеянным славой, вызывающим
восхищение событиям прошлого. Как правило, содержит дополнительный
религиозный или социальный пафос.
Легенды как никакое другое искусство может быть средством для
исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах
зафиксированы события прошлого. В том числе и действительно
исторические. В легендах
взаимоотношения между людьми.
отражена и реальная жизнь народа, и
Образность легенд присутствует в нашей современной повседневной
жизни в виде обычаев и обрядов, благодаря языку от поколения к поколению
передаваясь через пословицы и поговорки. Многие слова и выражения пришли
к нам из далекого исторического и мифологического прошлого, бытуют в
1 Легенда (от ср.лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») —
одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора; поэтическое предание о каком
нибудь историческом событии. языке, мы пользуемся ими каждый день, нисколько не задумываясь над их
древним содержанием.
То ли день, пусть, то ли вечер
Над красавицей Окой,
Расскажу на этой встрече
О сторонке мне родной.
Расскажу о граде вольном,
Что возник среди холмов,
Оглянись вокруг приволье
Описать не хватит слов.
6
Откуда есть пошло Павлово
В 70 верстах от Нижнего Новгорода сухим путем и в 111 верстах водой
вверх по реке Оке на правом берегу там, где впадает речка Тарка, стоит
известное издавна развившейся стально – слесарной промышленностью село
Павлово. Так описывал мой родной город А.Смирнов. (Приложение№1)
Посетив историко краеведческий музей (Приложение№2) и побеседовав
с директором музея Николаем Борисовичем Федотовым (Приложение №3), я
узнала, что город Павлово на Оке появился в 1566 году. (Приложение№4). О
возникновении Павлова имеется немало легенд и преданий. Известно, что
исторические легенды не возникают на пустом месте, обычно они в
художественной форме передают имевшее место явление.
Николай Борисович считает, что 1566 год, год первого упоминания о
Павлове дата условная, есть сведения о том, что село возникло раньше. С
момента своего возникновения в связи со своеобразным рельефом местности,
село Павлово существовало как два почти самостоятельных поселения. Одно на Спасской горе, рядом с острогом, другое в районе современного рынка,
улиц Нижегородской, Ленина, и некоторых других, вдоль речки Тарки.
Легенды о названии города Павлово
Интересен в этом отношении и такой факт: в первые десятилетия своего
существования село имело два названия Павлов острог и Павлов перевоз. По
приказу царя Ивана IV Грозного в середине XVI века на крутом берегу Оки, в
районе современной Спасской горы, откуда хорошо просматривалась
местность в южном и юговосточном направлениях, была срублен сторожевая
крепость острог2, ставшая местом постоянного пребывания небольшой
группы стрельцов3. (Приложение№5)
7
Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, а также
выполняли поручения местной администрации. Они не платили налогов, не
занимались земледелием, но им разрешалось иметь кузницы и заниматься
рыболовством, охотой. Гарнизон крепости "Павлов острог" в XVI веке
состоял из 50 человек во главе со стрелецким сотником Павлом.
На холме, скажу правдиво,
Стала крепость возникать.
В день один и час прекрасный
Встали башни, частокол4,
Труд затрачен не напрасно,
2 Острог - тип оборонительного сооружения (опорный пункт) русских в XIII—XVII веках
3 Стрельцы - выборный служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник
или пехотинец, вооружённый «огненным боем»
4 Частокол забор из кольев, часто вбитых в землю один возле другого Дабы враг здесь не прошел.
Крепость нарекли в честь Павла
Павловский Посад – Острог…
Время было тревожное: несмотря на разгром Казанского и
Астраханского ханств, продолжала существовать угроза нападения на русские
земли со стороны крымских татар и степняков. Подобные крепости
воздвигались тогда вдоль всех границ Московского государства. Ну а второе
название Павлов перевоз, откуда взялось оно?
В одной из легенд рассказывается, что в начале XVI столетия, когда оба
берега Оки были покрыты дремучим лесом, служившим в то время приютом
ворам и разбойникам, в глухом месте, где ныне стоит мой город, поселился
человек. Звали его Павел. Соорудил он себе хижину на берегу Оки в районе
современного рынка и занимался перевозом людей через Оку.
Домик на холме стоит
Жил в нем бородач безродный
Так предание гласит.
8
Человека звали Павел,
Рыбу да зверей ловил,
И челном5 он ловко правил,
Странников перевозил.
Был Павел или нет – теперь это не докажешь. Другое дело
заключенная в легенде идея о существовании в незапамятные времена в
районе рынка переправы
5 Челн небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева через Оку. Ведь она дала название населенному пункту – Павел Перевоз.
Значит, уже в далекие времена вокруг нее кипела жизнь. За несколько
десятилетий до возведения острога Павлов перевоз мог быть перевалочным
пунктом, через который осуществлялись экономические связи русского
населения, проживавшего по течению Клязьмы, с мордовскими племенами.
Такие связи могли происходить постоянно или посезонно, с устройством
торжищ и ярмарок. И в том и в другом случае на переправе должны были
возникнуть постоялый двор, кузница, для ковки лошадей, дома людей,
обслуживающих перевоз. Здесь же могли находить пристанище тех, чья
профессия была связана с рекой рыбаки, лодочники, сплавщики леса. Все
это, видимо имело место задолго до возведения крепости. Только в этом
случае название "Павлов перевоз" могло настолько крепко запасть в сознание
людей, что затем около сотни лет конкурировало с другим названием
"Павлов острог". (Приложение №6)
Павловские реченьки
А какая у нас красивая река Ока. В библиотеке я нашла книгу, где
описана легенда о ней.(Приложение7) Легенда из славянской мифологии:
«Было это в древние, древние времена. На Солнечном Острове у Рады и
Крышня родился сын — бог любви Кама. Как то раз, проезжая чистым
полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили
9
друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили —
чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и
пускать друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной
стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими
были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от
любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.»
(Приложение №8) Есть в Павлове еще одна речка, Тарка (Приложение№9). О ней в своем
творчестве рассказал местный поэт Н.Смагин.(Приложение№10)
Иль было, не было когдато,
Но снова сказ издалека.
С восхода солнышка на запад
Течёт ещё одна река.
Скорее не река, а речка,
Не широка, не глубока,
Петляет, словно хвост овечий,
Пока не встретится Ока.
С водой прохладной и прозрачной,
На перекатах чистый звон,
От глаз укрыта лесом мрачным,
Овраг пологий с двух сторон.
Об этой речке за обедом,
Ругая годы и кряхтя,
Побаску6 старую поведал
седой старик Ичалатя.
У склона рыжего оврага,
На самом берегу реки,
Живёт рыбацкая ватага.
Блестят смолою ботники7.
Землянка ветхая убога,
6 Побаска сказка (мордовск.)
7 Ботник лёгкий долблёный челнок
10 Крест на крест колья для сетей,
Лежат крылёны8 у порога.
Ватагой правит Кужендей.
Вечктян9 была у Кужендея
Какая редко средь людей:
Любил он девушку сильнее,
Чем песню любит соловей.
Его невесту звали Тарка
(Женой бы стала, вышел срок).
Была красавицадикарка
Стройна, как юный тополёк.
Глаза – две сливы. Только глянет –
Мягчеет чёрствая душа,
А уж когда моро10 затянет
Тогда и вовсе хороша.
А как любила Кужендея!
Бывало сядет у реки
И ждет весь день, от счастья рдея,
Когда вернутся рыбаки.
И надо же беде случиться –
Тарема – местный богатей –
11
8 Крылёна рыбацкая снасть
9 Вечктян любовь (мордовск.)
10 Моро песня (мордовск.) Приметил юную девицу
И стал ухаживать за ней.
Дарил тафту на платье, бусы,
Платочек, шитый серебром,
С цветным глазком серёжки в уши
И обещал построить дом.
Но только всё напрасно было
И отказала богачу:
Я Кужендея полюбила
И верной быть ему хочу!
Зашелся яростью Тарема:
Эй,вы! Убейте жениха!
И холодеющее тело
Подальше спрячьте в лес пока.
И ночь, и день тоскует Тарка:
Куда пропал любимый мой?
А звезды, что светили ярко,
Сменились кровяной зарей.
От страшной мысли холодея,
Молила Тарка: «Верепаз!11
Верни мне друга Кужендея.
Хочу, чтоб от беды ты спас».
Явились к Тарке ночью авы
И повели за руки в лес,
Куда тянулся след кровавый,
11 Верепаз, авы в мордовском фолклоре языческие добрые духи. Где Кужендей её исчез.
12
По перелескам и трясинам,
Через сплетение корней
К трём красно лиственным осинам,
Где спит убитый Кужендей.
Безмолвно пала на колени
Перед недвижимым дружком.
И слёзы Тарку одолели
Из глаз струятся ручейком
Вот с той поры стоит и плачет,
Как безутешная вдова.
И с грустью о любви судачат
Деревья, речка и трава.
Перемиловые горы.
У нас в народе говорят, что Павлово стоит на Перемиловых горах.
(Приложение №11) Произносить «горы» язык не поворачивается, но именно так
называется крутой высокий берег Оки, на котором стоит Павлово. А о
Перемиловых горах легенды хранят интересные истории.
Первая легенда связана с языческими верованиями12. По легенде здесь
существовало капище13 языческого бога Перемила, откуда горы и получили
название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог
12
Язычество религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство
13
Капище культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. любви, согласия и дружбы, и вероятно, отождествлялся со славянским богом
Лель» (Приложение №12).
Другую легенду мне рассказала старожительница города Павлово
Шишаева Наталья Васильевна (Приложение№13) Связана эта легенда с
преданиями о Петре и Февронии.14 (Приложение№14)Было дело, изгнали их
бояре из Мурома за неравный брак, и пришлось им жить на берегах Оки.
13
Потом, опомнившись после бед и Смуты15, неразумные бояре позвали их
обратно. Вот когда супруги возвращались из изгнания, то перед тем, как
садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью
гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «перемиловые горы» за то, что
дали нам приют и убежище». Вот с тех пор и Перемиловые горы эти. И речка
Муромка у их подножья есть, хоть и далеко от Мурома. (Приложение №15). В
каждой легенде есть доля сказки…
Нет, не в самом это в Павлово было, чуть выше по Оке, но «горы»
тянутся по Окскому берега издалека, почти от самого Мурома.
Сам Павлово – на – Оке «город на семи холмах», причем все семь
холмов имеют свои названия.(Приложение №16) Троицкая гора, Семенова
гора,
гора Каменка или Глиняная,
Спасская гора,
Убогая гора,
Воскресенская гора, Дальняя круча.
По нижегородским писцовым книгам 15881599 гг., стрелецкому
сотнику из села Павлов Острог Федору Родионову сыну Дуракову, по его
14
Петр и Феврония русские православные святые
15
Смута период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями,
гражданской войной, русскопольской и русскошведской войнами, тяжелейшим государственно
политическим и социальноэкономическим кризисом челобитью16 в Москву, было выделено в оклад в 1597 году поместье в
Ивановском полесье Сорочинской пустоши в Березопольском стане
Нижегородцкого уезда. Данное поместье было пожаловано Федору
Родионовичу не случайно. В конце 70х нач. 80х годов XVI века по
Нижегородцкому уезду прокатилась волна черемисских набегов, названных с
легкой руки историков "черемисскими войнами"17. От черемисских набегов
серьезно пострадала Сосновская волость, д.Тумботино (по документам 1588
1600 гг. она названа пустошью). Павлов Острог и Павловская волость меньше
соседей пострадали от опустошительных набегов только благодаря
успешному военному руководству гарнизоном павловской крепости
14
стрелецким сотником, которым в это время, по косвенным документальным
источникам, являлся Федор Родионович. На смену состарившемуся на
царской службе бывалому воину в 159799 гг. был поставлен стрелецким
сотником в Павлов Острог Игнатий Ильин.
В Павлове, кроме стрельцов, под защитой острога селились и
ремесленники — кузнецы, жестянщики, медники, бочары, горшечники и
другие. Отсюда можно сделать вывод, что именно от стрельцов пошло
развитие металлического производство, чем славится мой город.
Как в Павлово ремесло завелось. (Приложение №17)
Давно делото это было. Задумала както нечистая сила устроить ад на
земле, стало быть, на сем свете. Обернулся злой дух немцем и подсыпался к
16
Челобитная - индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом
били».
17
Черемисские войны войны между Русским царством и черемисами. Черемисы это прежнее
название марийцев.. графу, который проживал за границей. Что, дескать, людишки у тебя все
одною землей занимаются? Устрой да устрой у себя в имении завод. И
доход пойдет, да и почетнее тоже. Послушался помещик, сам остался за
границей, а немца послал в имение заводы строить. И построил немец
первый завод в Павлове, на Семеновой горе, железо делать.
Вот живет граф за границей, получает доход хороший. И вздумалось ему
както раз проведать свои имения и посмотреть, как работают на заводах. А
был он доброй души человек. Вот приехал он в Павлово и пришел на завод
как раз в ту пору, когда из сварочной печи вынимали раскаленную
«сварку»18. Глядит помещик: печь пламенем пышет, так что и подойти
невозможно, люди в дыму и в копоти. А сварка красная вся, шипит, трещит,
окалиной во все стороны так и брызжет. Подтащили ее крючьями к
наковальне, как грохнет по ней стопудовый молот, как пыхнет от нее пламя
да искры... С нами крестная сила! И людишекто изза огня не видно.
15
Испугался добрый граф... «Подать немца сюда! Не знал я, откуда у меня
доходы...» Глядь, а немец точно сквозь землю провалился.
Завод уничтожили, горно потушили, да искры изпод заводского горна
уже разлетелись кругом с Семеновой горы по всему Павлову. Застучали в
избушках молоты, завизжали пилы, зашипели паяльники, закипело
мастерство и разлилось, как пожар, по всей округе. По деревнямто хоть
землю не бросили, а павловцы совсем забыли про пашню.
Онито и явились зачинателями металлообрабатывающего промысла,
принесшего Павлову всероссийскую славу. (Приложение №18) Дальнейшему
18
Сварку процесс получения неразъёмных соединений посредством установления межатомных
связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве, пластическом
деформировании или совместном действии того и другого развитию павловских металлических промыслов способствовали близость
металла в Выксе и муромских лесах (6080 километров от Павлова), а также
обилие хвойных и лиственных лесов, дававших сырье для производства
древесного угля, необходимого в кузнечном деле.
В XVII веке в Павлове преобладали оружейные мастера и замочники. В
первой половине XVII века усилилось разделение труда и появилось много
новых видов изделий: столовые ножи и вилки, складные ножи, ножницы,
бритвы, художественно оформленные металлические изделия. Павлово
исстари славилось своими замками. Традиционной продукцией ворсменских
металлистов были ножи и вилки столовые, с черенками из перламутра,
кости, черного дерева, складные и перочинные ножи, кинжалы,
художественно оформленные многопредметные ножи, бритвы. Во время
Крымской войны здесь было начато производство медикохирургического
инструмента.
Павловские умельцы
Вот люди говорят про то, что, мол, тульские мастера аглицких за пояс
заткнули. Они сумели подковать ту механическую блоху, которую
заморские мастеровые в русские земли доставили. Все это так.
16
Но ведь тульские мастера наверняка со своим хитрым делом не
справились бы, если бы им павловские умельцы не помогли. Да, да! Эта
заводная блоха как раз куданибудь ускакала бы, если бы не павловчане.
Наши мастера для аглицкой блохи ошейник сделали, заперли его на замок
собственного изготовления и, как полагается, посадили ту блоху на цепь.
Вот тогдато тульские мастера и смогли ее подковать.
Да что для наших павловских умельцев ошейник и цепочка для
заморской блохи! В народе ходит предание про павловского кустаря Завьялова. Он, говорят, сделал такую цепочку, которая из двухсот сорока
замочков с ключиками состояла. А вес этой цепочки всего три золотника19.
Рассказывают и про другого мастерового по фамилии Хворов. Он всю
жизнь замки делал и все норовил поменьше да поаккуратнее их сделать, а
когда закончит — украшение к замочкуто приладит из меди там или из
серебра.
Один раз он задался целью сделать самые крохотные замочки. Долго
корпел он над ними, а всетаки сделал, да не скольконибудь там, а целых
двадцать четыре штуки. И весили они у него всего один золотник!
Но не только замки да ножики умели мастерить павловцы. Бывало, что и
позамысловатее вещицы работали. (Приложение№19)
«Кому неизвестны Павловские изделия?» – писал русский писатель.
«Почти всякий из нас обедает с Павловским ножом и вилкой, чинит перо
Павловским ножичком, запирает свои пожитки Павловским завитком, а с
некоторого времени и бриться стали Павловскими бритвами»
(П.И.Мельников – Печерский)
17
Павловская Святыня
Интересное историческое событие имело место в Павлове, которое было
связано с иконой Смоленской Божией Матери20. (Приложение №20) Об этом
19
Золотник русская мера веса, равна 4,266 грамма
20
Икона Смоленской Божией Матери почитаемая в православии икона Богородицы мне поведал настоятель Вознесенского кафедрального собора батюшка
Александр(Приложение №21,22)
В 1771 году в России из Молдавии распространилась чума.21 Когда
страшная заразная болезнь достигла чудовищного развития и дошла до
Павлова, его жители решили обратиться с молитвой об избавлении болезни к
чудотворному образу Смоленской Богоматери.
В Павлове такой иконы не было, но жители села знали, что она есть в
старинном городе Шуе. Эта икона славится чудесными избавлениями от
различных недугов обращавшихся к ней верующих. Стали павловчане срочно
искать человека, который смог бы написать икону Смоленской Богоматери.
Единственным иконописцем был тогда в Павлове Андрей Федотович Минеев.
(Приложение №23) Но он был убежденным раскольником и потому
категорически отказывался ехать в Шую для снятия копии чудотворной
иконы.
А чума свирепствовала. По убедительным просьбам павловцев
А.А.Минеев согласился их мольбу выполнить. Поехал он в Шую, сделал там в
церкви Воскресения Христова эскиз иконы и в Павлове написал ее за одну
неделю. Эту неделю все жители Павлова постились, и сам иконописец
наложил на себя строгий обет.
1 ноября 1771 года новописаная икона Смоленской Божией Матери
была готова. Ее размеры были внушительны: один аршин девять вершков в
высоту и пять четвертей в ширину (112×89 см). При огромном стечении
18
народа во главе с духовенством с подобающими почестями икону перенесли в
СпасоПреображенский храм. (Приложение №24)
21
Чума строе природноочаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций,
протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой,
поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. На следующий день жители Павлова совершили с ней крестный ход
вокруг села. Страшная жестокая болезнь пошла на убыль и вскоре совсем
исчезла.
Иконописец Андрей Минеев, бывший до того раскольником22, находился
под огромным впечатлением от чудесной силы иконы, избавившей Павлово от
чумы. После этого он не только сам отошел от раскольничества, но и
небезуспешно приводил своих бывших единомышленников к православию.
Вот поэтому икона Смоленской Богоматери и была высоко почитаемой
в Павлове. В честь ее на Спасской горе была построена часовня.(Приложение
№25)
Люди с молитвой обращались к ее образу не только во время горестей и
печалей, но и в дни семейных и общественных радостей и
торжеств(Приложение№26). Ежегодно, согласно церковному календарю, 28
июля (10 августа) жители Павлова совершали крестный ход с этой иконой
вокруг села.
22
Раскольники старообрядцы, участники религиозно общественного движения, возникшего в
России в середине 17 века 19
Заключение.
Изучая легенды, создавая сборник, я пришла к выводу о том, что, что
малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни
человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе
обычаи. Поняла, что любовь к родному краю, прошлому и настоящему,
богатой духовной культуре, народным традициям, природе, необходимы
каждому человеку, особенно подрастающему поколению
Я выяснила, что у всякой легенды и были, как и у всякого человека,
есть своя правда и тайна. Работая над данной исследовательской работой, я
изучила материал о русских легендах и преданиях, раскрыла для себя много
тайн своего края, скрытых в найденных, собранных. Затем изученных
легендах и преданиях Павловского района, систематизировала материалы и
составила сборник «Легенды и были Павловской земли».
Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы:
1. С помощью легенд и былей можно изучить историю своего края,
который после этого станет для меня ещё понятнее и ближе.
2. Знакомство с легендами и преданиями вызывает чувство сопричастности к
тем событиям и историям, о которых повествуется в них, возникает чувство
гордости за своих предков и любви к каждому уголку родного села и района.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что я достигла цели моей
работы: познакомилась с одним из видов фольклора – легендами, преданиями,
собрала некоторые доступные мне легенды и были Павловского района,
систематизировала материал – написала исследовательскую работу и
составила сборник «Легенды и были Павловской земли», которые стали
итогом моей работы. 20
Иль было, не было когдато,
Легенда это или нет,
Событиями жизнь богата
Уже четыре сотни лет.
Стирает время краски быта
Той давней, давней старины,
Следы острога былью скрыты,
Остатки храма чуть видны.
Но молодеет древний город,
И помнит пращуров своих,
И новое ему всё впору.
На этом и закончим стих! (Приложение №27) Список литературы.
1. Я.М. Волков Промышленность села Павлова в начале XVIII века//
Исторические записки. М., 1977
2. А.А.Ларионов. Павловские Святыни; Н.Новгород, 1999
3. В.И.Погодин. Сказание о Павлове; Н.Новгород,1992
4. Н.Смагин. Сказ о Павлове. Павлов Перевоз; Павлово, 2014
5. Н.Смагин. Окские легенды; Павлово, 2016
6. А.Смирнов. Павлово и Ворсма, известные стально –слесарным
производством села Нижегородской губернии, Н.Новгород, 1864
7. Г.В.Спиридонов, Н.К.Миронов. Павлово –на – Оке 15661991.
Н.Новгород,1991
8. Н.Б.Федотов. Павлово. Из прошлого в будущее 1566 – 2016;
Н.Новгород, 2016
9. http://www.pavlovo.org
10.https://www.nnov.ec
11.http://www.n52n.ru
12.https://ru.wikipedia.org
13.https://w.histrf.ru ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложений№1 Город Павлово на Оке
Приложение №2 Краеведческий музей города Павлово
Приложение№3 Федотов Николай Борисович, директор музея Приложение№4 Село Павлово
Приложение№5. Павлов отрог
Приложение№6 Павлово в старину Приложение№7. В библиотеке им.Короленко
Приложение №8 Красавица Ока Приложение №9 Николай Смагин, павловский поэт
Приложение№ 10. Речка Тарка
Приложение№11 Перемиловые годы Приложение№12 Славянский бог Лель
Приложение №13 Шишаева Наталья Васильевна
Приложение №14 Петр и Феврония Приложение№15 Муром
Приложение №16 Город на горах Приложение №17. Павловские мастера
Приложение №18 Павловские кузнецы Приложение№19 Павловские замочки
Приложение№20 Икона Смоленской Божьей Матери
Александр
Приложение№21 батюшка Приложение№22 Вознесенский кафедральный собор
Крестный ход
Приложение№23 Икона Смоленской Божьей Матери Приложение№24 Современное Павлово
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Легенды и были Павловской земли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.