LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТА ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются в последнее время на самом высоком правительственном уровне, являются предметом особого внимания первых лиц государства. Актуальность данного вопроса обусловлена и реализацией комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа» одобренной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым, где отмечено, что на данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров и решение данной проблемы возможно при конструктивном сотрудничестве образовательных организаций всех уровней [2].
Одна из ключевых идей Программы – это подготовка будущих инженеров не в высших учебных заведениях, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте [2]. Ведь дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Именно в этом возрасте у детей особенно выражен интерес к познанию мира, к техническому творчеству, что является благоприятной почвой для формирования инженерного мышления воспитанников, воспитания творческой личности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
В результате анализа и отбора инновационных технологий остановили свой выбор на внедрении в образовательную деятельность технологий LEGO -конструирования и робототехники, так как конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры, а инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности. LEGO - конструирование больше, чем другие виды деятельности, способствует развитию коснструкторских и технических способностей детей, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе [1].
LEGO - это не просто интересная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей.
В дошкольной организации создали комфортную, благоприятную, безопасную обстановку для работы с разнообразной коллекцией конструкторов LEGO (тематические наборы и программируемые робототехнические комплекты). Первое ознакомление детей с наборами LEGO Education было направлено на свободное экспериментирование с деталями конструкторов. Сначала знакомили с названиями деталей LEGO , вариантами кладок, техникой постройки столбов, стен, лестниц, крыш, лего-человечков.
На следующем этапе учили воспитанников выделять основные части объекта, подбирать и комбинировать цвета, дополнять и изменять конструкцию деталями, делать конструкцию устойчивой, придумывать и собирать объект по представлению, рассказывать о своих действиях. Предлагали детям строить разные дома (многоэтажный, одноподъездный, многоподъездный, разноэтажный, с разными вариантами крыши), закрепляли варианты кладки «кирпичная», кладки «крыша», создавать коллективные постройки («Город будущего», «Парк аттракционов»).
Затем перешли к конструированию представителей животного мира (птица, слон, черепаха, олень, жираф), выделяя части строения животного (голова, ноги, туловище, шея, уши и т.п.). Знакомили с новой техникой крепления деталей «пирамида».
В дальнейшем конструировали фигуру человека (дед мороз и снегурочка) с выделением основных частей (голова, туловище, шея, руки, ноги, коса); деревья (лиственные и хвойные), с выделением основных частей (ствол, крона, ветки, листья, корни), транспорт (машина, самолет, вертолет, простые модели кораблей, строительная техника - кран) с выделением основных деталей (кабина водителя, салон, колеса, кабина пилота, пассажирский или грузовой салон, шасси, крылья, колено, стрела крана) и фантастические объекты (космолет, робот).
Выполняя постройку, дети создавали объемное изображение, которое способствовало лучшему запоминанию образа объекта, упражнялись в счёте, определяя количество используемых деталей, делили целое на части, осваивали инженерные навыки при строительстве конструкций, учитывая их устойчивость, баланс, вес и размер, устанавливали причинно-следственные связи.
Созданные постройки воспитанники использовали в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия были обусловлены сюжетом того или иного литературного произведения, сказки. Предлагали пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу, чем предоставили возможность ребенку лучше осознать сюжет, и сделать пересказ более развёрнутым и логичным.
Развивая речетворчество детей при помощи LEGO, предлагали им придумать рассказ о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить и т.д Воспитанники охотнее придумывали разные истории о животном или растении, которые сделали сами.
С целью выявления навыков работы с лего-конструктором, предлагали конструирование по замыслу.
Используя в образовательной деятельности LEGO – конструирование, обеспечили детям возможность постоянно находиться в ситуации выбора. Они сами выбирали тему, способы постройки, сюжет для обыгрывания, способ фиксации результата своей деятельности. В процессе работы могли поменять замысел, использовать детали из другого набора LEGO Education. Но самое главное несли ответственность за полученный результат.
Как показали наблюдения, лего-конструирование – излюбленное занятие детей, поэтому результатом ряда тематических недель стало коллективное LEGO – творчество. С целью демонстрации творческого потенциала, индивидуальных интересов и способностей малышей провели научно-практическую конференция для воспитанников и их родителей «Инженеры будущего». Вниманию зрителей были представлены робот для облегчения бытового труда, «умный светофор», забавные механизмы.
Такой подход к организации образовательной деятельности с конструкторами LEGO Education способствовал получению следующих результатов:
- обеспечена интеграция различных видов детской деятельности,
- 75% воспитанников создают постройки любой конструкции, не ограничивая свою фантазию, начинают мыслить не стандартно, воплощать любые идеи,
- у воспитанников сформированы представления о деталях LEGO - конструктора, способах их соединений, об устойчивости моделей,
- 95% детей умеют планировать будущую работу, конструировать с опорой на схему, излагают мысли в четкой логической последовательности, отстаивают свою точку зрения и способны доводить начатое дело до конца.
- у воспитанников повысился интерес к конструированию, работе в коллективе, совместному решению конструкторских задач.
Игры с LEGO – конструктором – это своеобразная тренировка навыков будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы нашей стране. И наша задача поддержать талантливых детей, помочь реализовать им свой потенциал.
Список использованных источников и литературы:
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
2. Концепция комплексной государственной программы «Инженерная школа Урала» на 2015 – 2020 годы
3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
4. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.