Лекарственное растительное сырье потогонного действия

  • doc
  • 03.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка практ. занятия ЛРС потогонного действия.doc

                                       Балашовский филиал     

государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

«Саратовский областной базовый медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

« ЛРС потогонного действия».                  

 

 

ПМ.01 Реализация лекарственных средств

 и товаров аптечного ассортимента

МДК.01.01\Фармакогнозия

Специальность 33.02.01 Фармация

 

Курс 3

 

 

 

 

 

 

Балашов 2021


«Лекарственное растительное сырье, угнетающее центральную нервную систему. ЛРС потогонного действия» Методическая разработка практического занятия по МДК.01.01\Фармакогнозия .Автор: Сердобинцева Наталья Олеговна. Балашов, 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.

Пояснительная записка ………..……………………………………..

4

2.

Технологическая карта практического занятия …………………….

5

3.

Критерии оценок различных видов работ на занятии………………

8

4.

Контрольно-оценочный материал……………………………………

9

5.

Список рекомендуемой литературы…………………………………

15

6.

Приложения…………………………………………………………….

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой  по ПМ.01 МДК 01.01\ «Фармакогнозия» специальность 32.02.01 « Фармация» по теме: «ЛРС потогонного действия».

На изучение темы отводится 8 часов (из них: 4 часа теоретических занятий и 4 часа практических занятий) по рабочей программе. Методическая разработка отражает практическое занятие по теме,2 часа отводится на внеаудиторную самостоятельную работу ввиде изготовления гербария, а так же включает работу  с аннотациями и образцами лекарственных средств растительного происхождения. Тема занятия имеет тесную междисциплинарную связь с такими дисциплинами ,как латинский язык, анатомия  человека, патология, фармакология.                                                 

Назначение практического занятия - формирование у студентов практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Практическое занятие способствует:

1. Обобщению, систематизации, углублению, закреплению знаний о лекарственных растениях.

2. Закреплению умений, навыков и практического опыта в проведении

различных видов анализа в определении подлинности лекарственного сырья.

3. Формированию профессионально значимых качеств, таких как

самостоятельность, коммуникативность, ответственность, развитие творческого

профессионального мышления, профессиональная мотивация.

Практический опыт приобретается обучающимися через проведение

макроскопического и товароведческих анализов лекарственного растительного сырья в рамках практической работы.

Обучающийся должен знать:

- лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, обладающие

потогонным действием;

- внешние признаки сырья по ГФ – XIII;

- виды анализа на определение подлинности, доброкачественности лекарственного

растительного сырья;

- химический состав лекарственного растительного сырья;

- этапы товароведческого анализа лекарственного растительного сырья;

- методику проведения макроскопического анализа;

- применение в медицине лекарственных средств растительного происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта практического занятия

 

Учебные цели занятия:

знать:

1.     Характеристику лекарственного растительного сырья потогонного действия, латинские названия растений и семейства;

2.     требования к качеству лекарственного растительного сырья;

3.     современный ассортимент  лекарственные средства растительного происхождения и их применение;

4.     правила техники безопасности при работе с ЛР и ЛРС.

 

уметь:

1.     определять по морфологическим признакам ЛР и гербаризированном виде;

2.     использовать макроскопический  анализ для определения подлинности ЛРС; оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.

 

ПК:  

-       ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

-       ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

-       ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

-       ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

-       ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

-       ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

-       ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

-       ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

ОК

-       ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-       ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-       ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-       ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-       ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-       ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-       ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

-       ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

-       ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-       ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

-       ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

-       ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уровень освоения: 2

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. рабочая программа, технологическая карта практического  занятия, конспект,  учебник, гербарии;

2. презентации, созданные в программе Power Point: презентация занятия, презентация доклада «Лекарственные растения, потогонного действия»;

3. листы рабочей тетради и самоконтроля.

Распределение рабочего времени на учебном занятии (180 мин.):

 

Содержание занятия

Время

Методические указания

1.Организационный момент

2 мин.

Преподаватель приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой, предлагает сформулировать тему практического занятия, обсуждает актуальность темы, знакомит с системой оценки работы на занятии.

2.Формулировка темы, ее мотивация

2 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, обосновывает ее мотивацию.

3.Определение целей занятия

2 мин.

Преподаватель формулирует цели занятия, план занятия.

4.Предварительный контроль

20 мин.

Проводит фронтальный опрос («по цепочке»): предлагает ответить на вопросы по темам предшествующих теоретических занятий, вспомнить термины, необходимые для выполнения практической работы, методы анализа лекарственного сырья на определение подлинности.

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

50 мин.

Проверка домашнего задания, предлагает выступить с индивидуальным сообщением на тему «ЛРС потогонного действия». Обучающимся группы предлагает обсудить предложенную в сообщении информацию, оценить ее качество.

6. Вводный инструктаж

10 мин.

Пояснения к выполнению самостоятельной аудиторной работы по этапам.

7. Самостоятельная работа (расписать по этапам)

50 мин.

Предлагает обучающимся выполнить практические задания № 1- 2 в листах рабочей тетради, провести взаимопроверку,  демонстрирует правильные ответы на слайде.

Ø  Размещение обучающихся

10 мин.

Делит бригаду на 4 стола с ЛРС

Ø  Определение объекта исследования для каждого стола

30 мин.

Озвучивает задание «Определение подлинности лекарственного растительного сырья»

Ø   Оценить самим свою работу на пройденном этапе занятия, заполнить лист самоконтроля.

10 мин.

Предлагает обучающимся заполнить лист самоконтроля.

8. Подведение итогов занятия. Задание на дом

24 мин.

Преподаватель подводит итоги практической работы обучающихся: - указывает на допущенные ошибки, совершенные во время проведения анализа лекарственного растительного сырья, отмечает лучшие работы - проводит обобщающую беседу. Предлагает обучающимся рассчитать среднюю оценку за занятие, сдать листы самоконтроля.

Преподаватель формулирует домашнее задание. Обучающиеся записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценок различных видов работ на занятии

 

 

 

 

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

 

ФИО _____________________________________________________ гр ______________

 

КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА

1. Выполнение заданий на листе рабочей тетради

2. Фронтальный опрос

3. Участие в обсуждении индивидуального сообщения

ИТОГО: _______________

Оценка (лист контроля заполняется каждым обучающимся самостоятельно)

 

1. Критерии оценок опроса «по цепочке»:

1.     100% -90% правильных ответов – 5 баллов (2 ошибка)

2.     89% -80% правильных ответов-4 балла (3 ошибки)

3.     79% -70% правильных ответов-3 балла (4ошибки)

4.     менее 69% правильных ответов-2 балла (более 4 ошибок)

2.Критерии оценок выполненных заданий в листах рабочей тетради:

5.     5 (отлично) от 9 до 10 правильных ответов

6.     4 (хорошо) от 6 до 8 правильных ответов

7.     3 (удовлетворительно) от 4 до 5 правильных ответов

8.     2 (неудовлетворительно) менее 4-х правильных ответов

 

 

По итогам данных видов работ, фронтального опроса и самостоятельной работы ставится итоговая оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-оценочный материал

 

Фронтальный опрос «по цепочке» в начале практического занятия:

Дайте определение понятию «лекарственные растения».

2. Какие лекарственные растения применяются в «народной медицине» с целью понижения температуры?

3.  Что такое биологически активные вещества?

4.Какие биологически активные вещества, содержащиеся в растениях, будут оказывать преимущественно потогонное действие?

5. Дайте определение термину «лекарственное сырье»?

6. Какие требования предъявляются к лекарственному сырью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

1. Организационный момент

1.1. Вступительное слово преподавателя с элементами беседы - Здравствуйте! Проверьте ваши рабочие места. Они должны быть обеспечены следующим оборудованием: папки с гербарным материалом лекарственных растений, листы рабочей тетради, лист самоконтроля.

- На слайде вы видите изображения растений. Назовите эти растения? Как вы думаете, что их объединяет? (На слайдах демонстрируются изображения растений: липа сердцевидная и плосколистная, бузина черная, череда трехраздельная, малина обыкновенная. Вывод: это лекарственные растения, оказывающие противопростудное действие) - Попробуйте сформулировать сами тему нашего практического занятия:

«Лекарственное растительное сырье потогонного действия»

- Какое практическое значение имеет данная тема в профессиональной деятельности фармацевта?

На теоретических занятиях мы отмечали важность изучаемого материала в практической медицине, так как широко применяется и присутствует в ассортименте аптек. Данные растения являются растениями безрецептурного отпуска, поэтому фармацевтам приходится ежедневно решать профессиональные задачи по рациональному выбору, а также их адекватной замене.

Цель занятия: закрепить знания о лекарственных растениях и лекарственном растительном сырье, биологически активных веществах, методах определения подлинности.

Задачи занятия:

Рассмотрим лекарственные растения и сырье, оказывающие потогонное действие, их применение в медицине.

Русское, латинское названия производящего растения, сырье, семейство.

Провести макроскопический  анализ лекарственного растительного сырья.

Разберем правила хранения лекарственного растительного сырья, срок годности, фармакологические группы и механизм действия

 

В начале занятия вспомним и повторим те знания, которые у нас уже имеются по данной теме.

1 Проверка опережающего домашнего задания – чтение сообщения с демонстрацией мультимедийной презентации, обсуждение озвученной информации Сообщение «Лекарственные растения, потогонного действия». К лекарственным растениям и лекарственному растительному сырью, содержащим биологически активные вещества (БАВ), оказывающие преимущественное противопростудное действие относятся липа сердцевидная и плосколистная, бузина черная, малина обыкновенная, череда трехраздельная.

Простуда — общее название острых респираторных заболеваний (ОРЗ), возникающих, как правило, после охлаждения. Заболевания вызываются преимущественно вирусами и характеризуются воспалением слизистой оболочки дыхательных путей при умеренных явлениях интоксикации. В амбулаторной практике при простудных заболеваниях часто применяют лекарственные средства неспецифического действия. К лекарственным растениям, из которых получают такие средства, относятся липа сердцевидная и плосколистная, малина обыкновенная, череда трехраздельная, бузина черная. Во всех четырех растениях содержится сумма БАВ, обладающих потогонным, жаропонижающим, противовоспалительным, антимикробным и мочегонным действием. Терапевтическое действие цветков липы и бузины, плодов малины и травы череды связано с наличием в них флавоноидов, эфирного масла, органических кислот и других природных соединений. Препараты липы сердцевидной, малины обыкновенной, бузины черной, череды трехраздельной иногда условно включают в группу сердечно-сосудистых средств на том основании, что вызываемое ими потоотделение в значительной степени обусловлено расширением поверхностных сосудов кожи, а также некоторым усилением сердечных сокращений. Потогонное действие препаратов этих растений, по видимому, осуществляется путем возбуждения центров, регулирующих потоотделение. Настои из цветков липы и бузины, плодов малины и травы череды назначают главным образом при простудных заболеваниях в качестве потогонных, жаропонижающих, противовоспалительных и антимикробных средств, способствующих выведению из организма токсичных продуктов жизнедеятельности возбудителей болезней. Лекарственные растения противопростудного действия содержат БАВ: флавоноиды, антоцианы, тритерпеновые гликозиды,сапонины,каротиноиды, органические кислоты (салициловая, аскорбиновая, лимонная, яблочная), витамины группы В, фенологликозиды. Лекарственное растительное сырье входит в состав сборов: «Бруснивер», « Элекасол», «Аверин чай», сбор М.Н.Здоренко. Для правильного выбора средств лечения или при необходимости адекватной замены одного растительного препарата другим следует учитывать все виды их фармакотерапевтического воздействия на организм больного.

2. Фронтальный опрос («по цепочке»)

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «лекарственные растения».

2. Какие лекарственные растения применяются в «народной медицине» с целью понижения температуры?

3.  Что такое биологически активные вещества?

4.Какие биологически активные вещества, содержащиеся в растениях, будут оказывать преимущественно потогонное действие?

5. Дайте определение термину «лекарственное сырье»?

6. Какие требования предъявляются к лекарственному сырью?

3. Выполнение заданий в листе рабочей тетради

Выполните письменно задания в листе рабочей тетради.

Выполните взаимопроверку, оцените работу друг друга (Правильные ответы демонстрируются на слайде, критерии оценки прописаны в листах рабочей тетради).

4.Самостоятельная практическая работа обучающихся

Постановка задачи.

В аптеку поступило лекарственное растительное сырье потогонного действия. Требуется выполнить анализ лекарственного растительного сырья на определение подлинности. Что необходимо выполнить для решения данной задачи?

Выбор путей решения задачи (фронтальный опрос).

 Вопросы:

1.Какие знания необходимы для определения подлинности лекарственного растительного сырья противопростудного действия? (биологически активные вещества, оказывающие противопростудное действие, внешние признаки лекарственного растительного сырья противопростудного действия по ГФ-XIII, химический состав лекарственного растительного сырья, применение в медицине, противопоказания, условия хранения, срок годности) - Какие виды анализа лекарственного растительного сырья на определение подлинности существуют?

2.Назовите этапы фармакогностического (товароведческого) анализа лекарственного растительного сырья макроскопическим методом, последовательность их выполнения.

5.Получение задания для практической работы,(деление на группы, выбор объекта исследования).

 Задание для практической работы:

 1. Определить подлинность ЛРС макроскопическим методом

2.  Сформулировать вывод о подлинности ЛРС.

 Для выполнения практической работы обучающимся предлагается организоваться в группы согласно размещению за рабочими столами.

Объект исследования предлагается каждой группе по вариантам, всего 6 вариантов в соответствии с номером рабочего стола:

 №1. Цветки липы

 

 

 

 

 

 

 №2. Цветки бузины черной

Описание: рисунок бузина черная

 

 

№3. Плоды и листья  малины обыкновенной

 

 

 

 

 

 

 

№ 4  Трава череды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Выполнение практической работы

Организация обучающимися рабочего места.

Соответствующий объекту анализа гербарный материал, образцы сырья для анализа (цельное), ГФ-XIII, лупы.

В процессе выполнения обучающиеся заполняют таблицы в соотвествующих листах рабочей тетради.

 Во время выполнения практической работы преподаватель при необходимости консультирует обучающихся, контролирует правильность выполнения работы.

7.Подведение итогов практической работы

Вопросы:

1.     Какой опыт работы с лекарственным растительным сырьем приобрели?

2.     Можно ли определить подлинность лекарственного растительного сырья с помощью только одного анализа?

3.     Для выполнения каких трудовых действий профессиональной деятельности фармацевта будут востребованы приобретенные умения?

4.       Оцените свою работу.

5.     Что оказалось наиболее сложным?

6.      Почему?

Сдайте выполненную работу.

8.Оценивание

Обучающимся предлагается в листе самоконтроля рассчитать среднюю оценку за занятие, лист самоконтроля сдать преподавателю.

9. Домашнее задание

В качестве домашнего задания обучающимся предлагаются ситуационные задачи (на выбор 1 задача из 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1.     Беспалова Н.В., Пастушенков А.Л. Фармакогнозия с основами фитотерапии/ Н.В.Беспалова, А. Л. Пастушенков. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2.     2.Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия/ И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.

3.     3.Жохова Е.В. Фармакогнозия/ Е.В Жохова.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.

 

Дополнительная литература:

1.     Государственная фармакопея РФ, XIII издание, М., «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2018

2.     Периодические издания по специальности.

 

 

Интернет – ресурсы:

1.     Электронный  РЛС http://www.rlsnet.ru/.

2.                 Государственный реестр лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru .