Инструкция воспитателя
Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Дует, дует ветер, дует, задувает,
Жёлтые листочки с дерева срывает.
Падают листочки прямо нам под ножки.
Энергичные взмахи руками.
Имитация срывания листьев.
Наклон вперёд, руки касаются ног.
2. Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Плавные движения ладонями.
Показать обе ладони.
Загибать по одному пальчику, начиная с
большого пальца.
Резко разжать пальцы обеих рук.
Лексическая тема: «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ»
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия
1. Развитие общей моторики
Дует, дует ветер, дует, задувает,
Жёлтые листочки с дерева срывает.
Падают листочки прямо нам под ножки.
Энергичные взмахи руками.
Имитация срывания листьев.
Наклон вперёд, руки касаются ног.
2. Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Плавные движения ладонями.
Показать обе ладони.
Загибать по одному пальчику, начиная с
большого пальца.
Резко разжать пальцы обеих рук.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Бегемотик»
Упражнение для губ «Поцелуем маму»
Упражнение для языка «Собачка»
Попеременно открыть – закрыть рот, 5 раз.
Воздушный поцелуй 5 раз.
Покусывать кончик языка, произнося: «та – та
– та...»
4. Развитие фонетикофонематического восприятия
1) «Сколько?» Сказать, сколько раз произнесён звук [О]: «О (1); ОО; ООО; ОО; ООО»
2) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши: «Дуб (1 хлопок), клён (1), ель (1),
сосна (2), ива (2), каштан (2), ёлка (2), тополь (2), осина (3), берёза (3), рябина
(3)».
3) Назвать дерево на звук: «[Д] дуб, [К] клён, каштан, [С] сосна, [И] ива, [Т] – тополь,
[Бь] берёза, [Рь] – рябина, [Ль] – липа».
5. Развитие лексикограмматического строя речи
1) Назовите ласково маленькое деревце: «Дуб – дубочек, клён …, осина …, берёза …,
рябина …, ёлка …».
2) Назовите листочек этого дерева: «У дуба лист дубовый, у берёзы …, у рябины …,
у осины …, у клёна …, у каштана …, у тополя …, у ивы …»
3) Сосчитаем до 5: «Один клён, два клёна … пять клёнов. Одна берёза, две … пять…»
4) Игра «Топай – хлопай». Дерево лиственное – хлопать, хвойное – топать:
«Берёза, дуб, ёлка, рябина, сосна, клён, тополь, ель».
6. Развитие связной речи
1. Отгадывание загадок, чтение пословиц.
2. Заучивание стихотворений по лексической теме.
3. Чтение художественной литературы:
Н. Осенев «Осень».
К. Ушинский «Спор деревьев».
С. Воронин «Моя береза. Осенью».Л.Н. Толстого «Дуб и орешник».