Лексика. Омонимы.Синонимы.Антонимы.Паронимы.Фразеология.
Оценка 4.7

Лексика. Омонимы.Синонимы.Антонимы.Паронимы.Фразеология.

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
русский язык
5 кл—11 кл
29.01.2023
Лексика. Омонимы.Синонимы.Антонимы.Паронимы.Фразеология.
Презентация предназначена для уроков по разделу "Лексика" для 5-11 классов.
Лексика.ppt

Лексика. Омонимы. Синонимы. Антонимы

Лексика. Омонимы. Синонимы. Антонимы

Лексика. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеология

Лексикология и лексика. Определение понятий

Лексикология и лексика. Определение понятий

Лексикология и лексика. Определение понятий

Лексикология (от греч. Lexis – слово и logos – учение) – раздел языкознания, изучающий лексику.



Лексика (от греч. Lexikos – словарный, словесный) – словарный состав языка, для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной разновидности языка (книжная лексика), писателя или отдельного человека.

Синхроническая (описательная)

Диахроническая (историческая)

Исследует словарный состав языка в его современном состоянии

Развитие лексики данного языка

Лексическая омонимия Омонимы (от гр

Лексическая омонимия Омонимы (от гр

Лексическая омонимия

Омонимы (от гр. homos- одинаковый, onyma – имя) – слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения.



Полная омонимия

Частичная омонимия

Совпадение слов, принадлежащих к одной части речи, во всех формах

Совпадение в звучании и написании слов, принадлежащих к одной части речи, но не во всех формах

Наряд - одежда

Завод – промышленное предприятие

Наряд - предписание

Завод – приспособление для приведение в действие механизма

Корневые

Производные

Имеют непроизводную основу

Имеют производную основу

Мир – согласие
Мир - вселенная

Сборка собирать что – либо
Сборка мелкая складка в одежде

Омоформы. Омофоны. Омографы. Омоформы

Омоформы. Омофоны. Омографы. Омоформы

Омоформы. Омофоны. Омографы.

Омоформы

Омофоны

Омографы

Слова, совпадающие только в одной какой – либо грамматической форме.

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по- разному

Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по – разному (чаще всего имеют ударение на разных слогах)

Три – числительное
Три – глагол повелительного наклонения

Луг – лук
Молод – молот
Лет до ста расти нам до старости

парИть – пАрить
кружкИ – крУжки
засЫпал - засыпАл

Лексическая синонимия Синонимы (от гр

Лексическая синонимия Синонимы (от гр

Лексическая синонимия

Синонимы (от гр. syn nymos – одноименный) – слова, различные в написании, но схожи в значении, нередко отличающиеся стилистической окраской. (жена – супруга)


Семантические (смысловые)

Стилевые

Семантико - стилевые

Отличаются оттенками в значении

Различаются в экспрессивно – эмоциональной окраске

Отличаются и оттенками и стилистически

Мокрый – влажный – сырой (различная степень проявления признака)

Глаза (нейт.) – очи (выс.)

Молодые (разг.) – новобрачные (кн.)

Блуждать – идти куда – либо без определенного направления (кн.);
Кружиться – менять направление движения, попадать на одно и то же место (разг.)

Лексическая антонимия Антонимы (от гр

Лексическая антонимия Антонимы (от гр

Лексическая антонимия

Антонимы (от гр. anti - против и nymos – имя) – слова, различные по звучанию, имеющие полное противоположное значение. (добрый – злой)


Однокорневые

Разнокорневые

Противоположность значения вызвана различными приставками

Собственно – лексические антонимы.

Приходить – уходить
Вложить – выложить
Закрыть - открыть

День – ночь
Высокий - низкий

Лексическая паронимия Паронимы (от гр

Лексическая паронимия Паронимы (от гр

Лексическая паронимия

Паронимы (от гр. para – возле и onyma – имя) – однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению (роспись – подпись).

Паронимы, различающиеся приставками

Паронимы, различающиеся суффиксами

Непроизводная основа и приставочный способ образования

Непроизводная основа и суффиксальный способ образования

Непроизводная основа и приставочно - суффиксальный способ образования

Опечатки - отпечатки

Безответный - безответственный

Рост - вырост

Тормоз - торможение

Груз - нагрузка

Фразеология. Понятие фразеологического сочетания слов

Фразеология. Понятие фразеологического сочетания слов

Фразеология. Понятие фразеологического сочетания слов

Фразеология (гр. phrasis - выражение + logos - учение) - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний - фразеологизмов.
В русском языке слова соединяются друг с другом, образуя словосочетания. Одни из них свободные, другие - несвободные.
Там обшивали досками челн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили.
В первом предложении это словосочетание свободное, каждое слово в нем сохраняет самостоятельное значение и выполняет определенную синтаксическую функцию. Оба слова могут свободно сочетаться с другими словами: вниз дном, с прочным дном; вверх боком, вверх кормой, вверх и вниз и т.д. Подобные сочетания создаются в процессе речи в соответствии с личными восприятиями, впечатлениями как результат определенной ситуации. Такие сочетания в нашей памяти не сохраняются: изменятся обстоятельства - возникнут новые свободные сочетания.
Ночью в домик Тараса ворвались полицейские. Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы.
Во втором предложении это же сочетание имеет совсем иное значение: «привести что-либо в беспорядок, в состояние хаоса». Оно уже несвободно.

Характерные особенности фразеологизмов 1

Характерные особенности фразеологизмов 1

Характерные особенности фразеологизмов

1. Фразеологизмы всегда сложны по СОСТАВУ, они образуются соединением нескольких компонентов, не сохраняющих при этом значение самостоятельных слов: ломать голову, кровь с молоком, собаку съел. Не принадлежат к фразеологизмам предложно-падежные сочетания типа с кондачка, подмышкой.
2. Фразеологизмы СЕМАНТИЧЕСКИ НЕДЕЛИМЫ, они имеют обычно нерасчлененное значение, которое можно выразить одним словом: раскинуть умом - подумать, пятое колесо в телеге - лишний, вверх тормашками - навзничь, кот наплакал - мало. Правда, эта особенность свойственна не всем фразеологизмам. Есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению: садиться на мель - попадать в крайне затруднительное положение, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения или выполнения чего- либо. Такие фразеологизмы возникают в результате образного переосмысления свободных словосочетаний.
3. Фразеологизмы в отличие от свободных словосочетаний характеризует ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА. Тот или иной компонент фразеологизма нельзя заменить близким по значению словом, в то время как свободные словосочетания легко допускают такую замену Например, вместо кот наплакал нельзя сказать «кошка наплакала», «котенок наплакал», «щенок наплакал», вместо раскинуть умом — «разбросить умом», «раскинуть головой»', (ср. свободные словосочетания читаю книгу, просматриваю книгу, изучаю книгу, читаю роман, читаю повесть, читаю сценарии).
Однако некоторые фразеологизмы имеют ВАРИАНТЫ, от всего сердца - от всей души, наводить тень на плетень - наводить тень на ясный день. Тем не менее существование вариантов не означает, что в этих фразеологизмах можно произвольно обновлять состав: нельзя сказать «от всего духа», «от всего сознания», а также «наводить тень на забор» (на ясное утро).

Фразеологизмы отличает ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ , фразеологизмы употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке: закадычный друг, заклятый враг

Фразеологизмы отличает ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ , фразеологизмы употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке: закадычный друг, заклятый враг

Фразеологизмы отличает ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ, фразеологизмы употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке: закадычный друг, заклятый враг.
5. Большинству фразеологизмов свойственна НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ СТРУКТУРЫ В их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы. Так, зная фразеологизм потупить взор, мы не вправе сказать «низко потупить взор», «еще ниже потупить взор», «потупить печальный взор».
6. Фразеологизмам присуща УСТОЙЧИВОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ их компонентов: каждый член фразеологического сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять. Так, нельзя сказать «бить баклушу», «вытачивать лясу». Лишь в особых случаях возможны вариации грамматических форм в составе отдельных фразеологизмов: греть руку - греть руки; слыхано ли дело - слыханное ли дело.
7. Для большинства фразеологизмов характерен строго ЗАКРЕПЛЕННЫЙ ПОРЯДОК слов. Например, нельзя переставить компоненты в фразеологизмах все течет, все изменяется; ни свет ни заря; кровь с молоком. В то же время фразеологизмы глагольного типа, т. е. состоящие из глагола и зависящих от него слов, допускают перестановку компонентов: набрать в рот воды - в рот воды набрать; не оставить камня на камне - камня на камне не оставить

Типология фразеологизмов по составу

Типология фразеологизмов по составу

Типология фразеологизмов по составу

Тип фразеологизмов

Пример

сочетание прилагательного с существительным

заколдованный круг

сочетание существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже

точка зрения, камень преткновения, бразды правления, яблоко раздора;

сочетание имени существительного в именительном падеже с существи­тельными в косвенных падежах с предлогом

кровь с молоком, душа в душу, дело в шляпе;

сочетание предложно-падежной формы существительного с прилагатель­ным

на живую нитку, по старой памяти, на короткой ноге

сочетание глагола с существительным

окинуть взором, посеять сомнения, взять в руки, взяться за ум, водить за нос

сочетание глагола с наречием

попасть впросак, ходить босиком, видеть насквозь;

сочетание деепричастия с именем существительным

скрепя сердце, сломя голову

Типология фразеологизмов по синтаксической функции

Типология фразеологизмов по синтаксической функции

Типология фразеологизмов по синтаксической функции

Тип фразеологизмов

Пример

именные фразеологизмы (подлежащее, дополнение)

краеугольный камень, лебединая песня

глагольные фразеологизмы (сказуемое)

вешать нос на квинту; попасть пальцем в небо

адъективные фразеологизмы (определение, именная часть сказуемого)

косая сажень в плечах, себе на уме,

наречные, или адвербиальные, фразеологизмы (обстоятельство)

на живую нитку, спустя рукава, скрепя сердце, с глазу на глаз

междометные фразеологизмы (волеизъявление, нерасчлененное предложение)

ни пуха ни пера!; черта с два!; ни дна тебе ни покрышки!; в добрый час!

Типология фразеологизмов по происхождению

Типология фразеологизмов по происхождению

Типология фразеологизмов по происхождению

Исконно русские

Заимствованные

общеславянские

гол как сокол, ни рыба ни мясо, брать за живое

из старосла­вянского языка

запретный плод, земля обетованная, исчадие ада, хлеб насущный, в поте лица, кость от кости,

восточнославянские

ни кола ни двора, при царе Горохе, подложить свинью

из античной мифологии

гордиев узел, прокрустово ложе, да­моклов меч, колесо фортуны, сады Семирамиды

собственно русские

с гулькин нос, всем миром, отложить в долгий ящик, во всю ивановскую, сматывать удочки, тянуть канитель

крылатые сочетания

Ос­тавь надежду всяк сюда входящий (А. Данте); буря в стакане воды (Ш. Мон­тескье); принцесса на горошине (Г. X. Андерсен)

кальки

время – деньги, медовый месяц

Типология фразеологизмов по стилистике

Типология фразеологизмов по стилистике

Типология фразеологизмов по стилистике

Разговорная фразеология

без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь, белая ворона, как сыр в масле, каку Христа за пазухой, как с гуся вода, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, на роду написано, спустя рукава, дырка от бублика

Просторечная фразеология

вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках, драть глотку, задирать нос

Грубо просторечная фразеология

дуракам закон не писан, ни кожи ни рожи, морду воротить, дать по мозгам

Книжная фразеология:
Научная

Публицистическая

Официально – деловая

центр тяжести, щитовидная железа, периодическая система, аттестат зрелости, точка опоры

встреча в вер­хах, люди доброй воли, на грани войны, путем мирного урегулирования, мис­сия дружбы

давать показания, ввести в эксплуатацию, платежеспособный спрос, презумпция невиновности, имеет место

Нейтральная и экспрессивно - окрашенная

железная дорога, открытое собрание, повестка дня, Но­вый год, друг друга

Из предложений 15-23 выпишите один фразеологизм

Из предложений 15-23 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 15-23 выпишите один фразеологизм.

(15)Как пианист он играл всего Шопена. (16)Он и сочинял. (17)У него написаны четыре концерта для виолончели. (18)А как виолончелиста его знали и певцы, и музыканты, и дири­жёры. (19)Он выступал с Неждановой и Головановым, с Гольденвейзером и Игумновым. (20)Он и с Собиновым выступал, знал Шаляпина, у меня хранится соната Рахманинова с надписью от­цу, есть письмо Глазунова из Парижа, в котором он пишет отцу: «Никогда не забуду ваше бли­стательное исполнение моей любимой сонаты Шопена для виолончели». (21)Но он никогда не искал признания, оваций, денег, спокойно оставаясь в тени. (22)Он и в Москву-то переехал из-за меня, чтобы я мог учиться здесь у лучших учителей. (23)Хотя лучшего, чем он, учителя я не знаю. (24)Но мы приехали в Москву, в нищенство, жили здесь в коммунальной квартире, где, кроме нас, жило ещё, наверное, человек сорок, у нас была полу­тёмная комната в Козицком переулке.

Из предложений 50—54 выпишите один фразеологизм 50)Мы проявляли жестокость

Из предложений 50—54 выпишите один фразеологизм 50)Мы проявляли жестокость

24. Из предложений 50—54 выпишите один фразеологизм

50)Мы проявляли жестокость... (51)Вывести Иголкина из себя нам ничего не стоило. (52)И нам было неведомо, отчего изуродованная рука нашего учителя вдруг багровеет. (53)Откуда нам тогда было знать, что это происходит от прилива душевной боли? (54)Но один самый обыкновенный подслушанный разговор перевернул наши души.

Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм

Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.

(27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуж­дался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, ба­бушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила про­щения, стоя у гроба своего мужа. (30)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)Она добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.

Из предложений 58-65 выпишите один фразеологизм

Из предложений 58-65 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 58-65 выпишите один фразеологизм.

(58)— Они ушли. (59)3а взрывчаткой, видно... (60)— Он поймал её тусклый, всё пони­мающий взгляд, выкрикнул вдруг:
— Не победили они нас, понимаешь? (61)Я ещё живой, меня ещё повалить надо!..
(62)Он замолчал, закачался, баюкая руку.
(63)— Болит?
(64)— Здесь у меня болит. (65)— Он ткнул в грудь.

Из предложения 20 выпишите один фразеологизм (20)Ей помогла новелла

Из предложения 20 выпишите один фразеологизм (20)Ей помогла новелла

24. Из предложения 20 выпишите один фразеологизм

(20)Ей помогла новелла Флобера «Простая душа» — о малограмотной простой женщине, которая работает на ферме, изо дня в день видит и делает одно и то же и тем не менее глубоко радуется жизни и умеет найти в однообразии дней какое-то удовлетворение, потому что служит любимым людям.

Из предложений 12-16 выпишите один фразеологизм

Из предложений 12-16 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 12-16 выпишите один фразеологизм.

(12)Только всегда ли есть сумма в этих разностях? (13)Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своём существе? (14)Егор был единым, потому что всегда был самим собой. (15)Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. (16)И поступал не по соображениям ума, не с дальним прицелом, не для одобрения свыше, а по совести, так, как велела совесть.

Из предложений 36-38 выпишите один из фразеологизмов

Из предложений 36-38 выпишите один из фразеологизмов

24. Из предложений 36-38 выпишите один из фразеологизмов.

(З6)Саныч — о приближаю­щейся операции, да, для него цель — поставить на ноги самое дорогое, что у него есть, — свою дочь. (37)Делая всё ради неё, он готов на всё и не надо ему за это никакой благодарности, а са­мооценка его в настоящее время равна той нарастающей внутренней силе, которая помогает бо­роться за дочь. (38)Не было бы её — не было и этой огромной силы, именуемой любовью.

Из предложения 20 выпишите один фразеологизм (20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба,…

Из предложения 20 выпишите один фразеологизм (20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба,…

24. Из предложения 20 выпишите один фразеологизм

(20)Снилось, что я — колдун и мне подвластны все черти, они сделали невидимыми меня и её; вот мы оба, лёгкие, как снежинки, плывём с ней по воздуху, над пус­тынным полем, синим от синего неба, а впереди, между пирамид елей, стоит снежно-белый дом, из окон его, открытых настежь, в поле, навстречу нам рекой течёт удивительная музыка — от неё замирает сердце, и всё тело поёт, напитанное ею.

Из предложений 64-69 выпишите фразеологизм

Из предложений 64-69 выпишите фразеологизм

24. Из предложений 64-69 выпишите фразеологизм.

(64)Приказал долго жить... (65)Взял и помер зря... (66)Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку род­ная мать... (67)И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить... (68)Ведь жалко? (69)Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Из предложений 1-4 выпишите фразеологизм

Из предложений 1-4 выпишите фразеологизм

24. Из предложений 1-4 выпишите фразеологизм.

(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомби­ли, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с пе­чально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко.

Из предложений 23-26 выпишите один фразеологизм

Из предложений 23-26 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 23-26 выпишите один фразеологизм.

(23)Не знаю, сколько продолжалось моё сиденье в лодке. (24)Мне хотелось есть, я про­дрог — от сырости, от ночного холода, и в конце концов я взялся за весло. (25)Огонь на той стороне сослужил мне неоценимую службу. (26)Ориентируясь на него, я довольно легко, не блуждая в тумане, переехал за реку, затем так же легко по тропинке, мимо старой бани, огородом поднялся к дому.

Из предложений 1-9 выпишите один фразеологизм

Из предложений 1-9 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 1-9 выпишите один фразеологизм.

(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, по­явление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действи­тельно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.

Из предложений 66-76 выпишите один фразеологизм

Из предложений 66-76 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 66-76 выпишите один фразеологизм.

— Вообще-то, в чём дело? (66)Вы только это не пишите. (67)Я что, на самом деле подвиг совершил? (68)Я боюсь, вы напишете, а мне стыдно будет перед людями. (69)«Вон, — ска­жут, — герой пошёл!» (70)Народ же знаете какой... (71)Или — ничего, можно?
— (72)Нет, это ничего, можно. (73)Что вас заставило броситься к горящей машине?
(74)Пашка мучительно задумался.
— (75)Не знаю, — сказал он. (76)И виновато посмотрел на девушку

Из предложений 17-19 выпишите один фразеологизм

Из предложений 17-19 выпишите один фразеологизм

24. Из предложений 17-19 выпишите один фразеологизм.

(17)Днём он с несколькими танками нарвался на отступавшую артиллерийскую колонну и первыми же удачными выстрелами по голове и хвосту закупорил дорогу. (18)Сначала немцы разбежались, но потом, надо отдать им должное, пришли в себя, развернули несколько орудий и под прикрытием огня даже пробовали подобраться к танкам. (19)В конце концов атаковав­ших немцев перестреляли, орудия разбили, грузовики зажгли, а когда потом наскоро подсчи­тали, оказалось, что уничтожили целый артиллерийский полк.

Из предложений 70-71 выпишите один фразеологизм (70)А пули то и дело попадают в ушат и, того гляди, попадут в тебя

Из предложений 70-71 выпишите один фразеологизм (70)А пули то и дело попадают в ушат и, того гляди, попадут в тебя

24. Из предложений 70-71 выпишите один фразеологизм

(70)А пули то и дело попадают в ушат и, того гляди, попадут в тебя. (71)И по­падали: у дедушки плечо и рука перебиты пулями.

Из предложений 63-65 выпишите один фразеологизм (63)Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее

Из предложений 63-65 выпишите один фразеологизм (63)Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее

24. Из предложений 63-65 выпишите один фразеологизм

(63)Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее. (64)Раньше была перспектива — университет. (65)Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023