В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель,  ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом.
Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
	различные виды диктантов;
	лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
	упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
	упражнения по развитию речи детей.
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
            
        
        
        
                    
                
                    Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора 
по УВР школы первой ступени, 
учитель начальных классов 
МБОУ НОШ № 21 г. ЮжноСахалинска
ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ
В   начальном   курсе   грамматики,   правописания   и   развития   речи   большое   значение
придается словарноорфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с
непроверяемыми  и труднопроверяемыми написаниями,  данные в специальных  списках для
каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая
по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей,
ворона,  сорока, пенал, карандаш и др.,  запоминают  правописание  слов  Москва, учитель,
ученик,   собака,   корова.  В   каждом   из   последующих   классов   количество   таких   слов,
требующих   запоминания   и   грамотного   употребления   в   устной   и   письменной   речи,
увеличивается.  Усвоение  написания трудных слов требует многократных систематических
упражнений,   которые   связываются   с   изучаемым   на   уроке   грамматикоорфографическим
материалом.
Методические   исследования   и   практика   школьной   работы   показывают,   что   все
многообразие   лексикоорфографических   упражнений   можно   представить   в   виде   четырех
групп упражнений:
 различные виды диктантов;
 лексические   упражнения,   направленные   на   развитие   у   детей   внимания   к   слову,
  многозначностью   слов,
  антонимами,
наблюдения   над   синонимами,
фразеологическими сочетаниями;
 упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
 упражнения по развитию речи детей.
ДИКТАНТЫ.
Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий
вид работы над трудными словами.
Зрительный   диктант  с   предварительным   разбором.   Учащиеся   орфографически   и
орфоэпически   проговаривают   написанное   на   карточке   трудное   слово   с   выделенной
безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение
слова.
Картинный   диктант:  1)   учитель   показывает   карточкукартинку,   дети   называют
изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточкукартинку, дети называют изображенный предмет, записывают
слово,   выделяя  в  нем  безударную  гласную  и  ставя  знак  ударения;  3)  учитель   показывает
карточкукартинку,   дети  самостоятельно 
записывают   слово,   являющееся   названием
изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо
запомнить при письме, ставя знак ударения.Выборочный диктант  (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям
либо   карточкикартинки,   либо   карточкислова,   в   которых   пропущена   безударная   гласная,
либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик  слованазвания  животных,  во
второй    слованазвания  растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых
надо запомнить гласную Е, во второй  слова, в написании которых надо запомнить гласную О,
в третий  слова, в написании которых надо запомнить гласную А; 3) выписать только слова из
"Словаря":
                     Урожай, урожай!
                     Наше лето провожай!
                     Сколько сладкого гороха!
                     Огурцы как на подбор!
                     На гряде сорвать не плохо
                     Крупный красный помидор!
                     Пробежишься огородом  
                     Съешь морковку мимоходом.
Диктант с использованием загадок.  Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и
объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово
отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
Диктант по памяти.  Например:  1) записать по памяти слова, обозначающие названия
инструментов; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном
слоге гласную букву Е.
Диктант   с   комментированием.  Учитель   называет   слово   из   "Словаря"   или
однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают
эти слова в тетрадь. 
Творческий диктант.  Заменить развернутое определение одним словом. Например: 1)
четвертый   день  недели  (четверг);  2)  прием   пищи  в  середине   дня  (обед);   3)  плод  яблони
(яблоко); 4) помещение для торговли чемнибудь (магазин).
Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых
дети уже познакомились):
а) объяснительный диктант с лексическим заданием.
Этот   вид   диктанта   традиционен   и   проводится   большинством   учителей.   Он   носит
элементы   занимательности,   помогая   учащимся   закрепить   в   памяти   лексическое   значение
"трудного"   слова.   Если   же   учитель   в   словарной   работе   систематически   использует
этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения
о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен
записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.     
Например:   Как   называется   лиственное   дерево   с   белым   стволом?   Запись   в   тетради
ученика: береза (берза).
б) узнай слово по полной этимологической справке.
В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано
слово, и значение этого корня.
      Например: это слово произошло от…
… общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога);
… общеславянского КОР  "рог" (корова);
… восточнославянского КОРЗАТЬ  "рубить ветки, счищать кору" (корзина);
… исконно русского ХОРС  "чистый, убранный" (хороший).
б) диктант с обоснованием.
Выполняя   это   задание,   школьники   вспоминают   слово   или   исторический   корень,   к
которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.Например: (сольдо) солдат.
в) самодиктант.
Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают  как можно больше слов,
имеющих в своем составе исторический корень.
Например:   корень      КАП      от   КАПО   =   "голова"   (капитан,   капитанский,  капуста,
капустный и др.).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком
предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком  о сирени как цветке этого
растения.
1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.2.Как мой садик
свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.
2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
1.Вот   и   лето   подоспело      земляника   покраснела.   2.Земляничка,   земляничка   
красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3.Но ежели вы жили
возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
3. Запишите   только   те   однокоренные   слова   (осина,   осинник,   осиновый,   осинка,
подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый
лес; 3) гриб с красной или коричневокрасной шляпкой, который чаще всего можно встретить
в осиновом лесу.
4. Объясните,
  кого   так   называют:   библиотекарь,
  тракторист,
  комбайнер,
телефонист, шофер.
5. Объясните значение выделенных слов. 
1.Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий месяц у
ворот  это к солнцу поворот.
6. Найдите   в   предложениях   слова,   близкие   по   значению   слову   солдат,   выпишите   эти
слова.
1.Советский   воин   бережет   родной   страны   покой   и   славу.   2.С   далекого   фронта   в
родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3.Только взял боец трехрядку,
сразу видно  гармонист. 4.Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку
смело, победит врага в бою.
7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
                                     У лукоморья дуб зеленый;
                                     Златая цепь на дубе том:
                                     И днем и ночью кот ученый
                                     Все ходит по цепи кругом;
                                     Идет направо  песнь заводит,
                                     Налево  сказку говорит.
8. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
     Друг  товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец…9.  Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
10.Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком    
предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в 
тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.
1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о 
стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.
                                 
11.Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова 
болтать?
                                     За столом сказала мать:
                              Хватит языком болтать!
                           А сынишка осторожно:
                            А болтать ногами можно?
12.Что   значит  молоко   убежало?   Какими   словами   можно   заменить   слово  бежит  в
предложениях:
1.Время бежит. 2.Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину. 
 
13.Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок".
1.Обмануть.   2.Очень   много.   3.Неизвестно   когда.   4.Очень   давно.   5.Свободный   для
транспорта путь. 6.Очень быстро.
Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после
дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.
 
УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И
ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
1.Сапоги, ботинки  это обувь, а …  это одежда. 2.Заяц, …  это звери, а … , …  это
птицы.   3.Пенал,   …      это   учебные   принадлежности,   а   …   ,   …      это   инструменты.
4.Морковь, … , …  это овощи.
2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок".  1.Как
алмазы … на листьях росинки. 2.Пылает заря, … роса. 3.Снег … под лучами зимнего
солнца. 4.Солнце … , а месяц … .
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
3. Прочитайте   и   объясните   различие   в   значении   каждой   пары   слов.   Составьте
предложение   с   любым   словом:  морковь      морковка,   желтый      желтоватый,   черный   
черненький, ветер  ветрище, корова  коровенка, сверкать  сверкнуть.
4. К   данным   словам   подберите   подходящее   по   смыслу   словарное   слово.   Напишите
составленные словосочетания.
Жареный  … , восточный  … , соленый  … , тракторный  … , зеленая  … , сытный 
… , школьный  … , прекрасная  … , огородные  … .Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … ,
выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .
5. Выберите одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо
тому, кто любит свою … .
Слова: работа, дело, труд.
6. Выберите   синонимы   к   словам  Родина,   бесконечный,   охранять  и   запишите   их.
Составьте предложения с двумя прилагательнымисинонимами.
Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных
выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.
3. Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики
"Слова для справок".
В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо
тихо   было   в   лесу.   Вдруг   старик   услыхал:   "Дзенн!"   красивый   такой   звук,   как   струна
пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?"
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик.
4. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.
Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для
выхода   в   море  нужен   был   попутный   ветер.   Ветер   надувал   паруса   и   направлял   судно
вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении.
Пожелать комулибо попутного ветра  значит пожелать удачи.
5. Составьте текстописание на любую тему.
1.Ну   и   огурчик!   2.Молодая   осинка.   3.Земляничная   поляна.   4.Ох   уж   эта   лисица!
5.Буренушка.
6. Какую   бы   картину   вы   нарисовали   к   такому   выражению:  ждать   у   моря   погоды
(яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.).
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных
слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?",
"Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.:
1. "Кто   больше?"   К   данным   словам   подберите   однокоренные.   Запишите   только   те
однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .
2. "Кто   больше?"   К   любому   слову   подберите   подходящие   по   смыслу   имена
прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … .3.   "Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое
по значению) словарное слово.
Белый  … , юг  … , запад  … , грустно  … , медленно  … , прощай  … , плохо  … ,
4.    "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .
5.  "Кто больше?" 
1) Вспомните  загадки, отгадками  к которым  являются  словарные  слова.  Загадайте  их
друг  … 
товарищам.
2) Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
3) Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря.
4) Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря.
В   данной   работе   представлены   лишь   некоторые   из   возможных   упражнений,   которые
можно  рекомендовать  при  работе  над словами  с  непроверяемыми  и  труднопроверяемыми
написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых
слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и
правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.