Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
doc
русский язык
1 кл—4 кл
31.03.2018
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом.
Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
различные виды диктантов;
лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
упражнения по развитию речи детей.
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Лексико-орфографичекие упражнения.doc
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора
по УВР школы первой ступени,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21 г. ЮжноСахалинска
ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение
придается словарноорфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для
каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая
по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей,
ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель,
ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов,
требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи,
увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических
упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматикоорфографическим
материалом.
Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все
многообразие лексикоорфографических упражнений можно представить в виде четырех
групп упражнений:
различные виды диктантов;
лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову,
многозначностью слов,
антонимами,
наблюдения над синонимами,
фразеологическими сочетаниями;
упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
упражнения по развитию речи детей.
ДИКТАНТЫ.
Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий
вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и
орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной
безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение
слова.
Картинный диктант: 1) учитель показывает карточкукартинку, дети называют
изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточкукартинку, дети называют изображенный предмет, записывают
слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает
карточкукартинку, дети самостоятельно
записывают слово, являющееся названием
изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо
запомнить при письме, ставя знак ударения. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям
либо карточкикартинки, либо карточкислова, в которых пропущена безударная гласная,
либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слованазвания животных, во
второй слованазвания растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых
надо запомнить гласную Е, во второй слова, в написании которых надо запомнить гласную О,
в третий слова, в написании которых надо запомнить гласную А; 3) выписать только слова из
"Словаря":
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом
Съешь морковку мимоходом.
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и
объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово
отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
Диктант по памяти. Например: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия
инструментов; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном
слоге гласную букву Е.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из "Словаря" или
однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают
эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Например: 1)
четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3) плод яблони
(яблоко); 4) помещение для торговли чемнибудь (магазин).
Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых
дети уже познакомились):
а) объяснительный диктант с лексическим заданием.
Этот вид диктанта традиционен и проводится большинством учителей. Он носит
элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение
"трудного" слова. Если же учитель в словарной работе систематически использует
этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения
о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен
записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.
Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради
ученика: береза (берза).
б) узнай слово по полной этимологической справке.
В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано
слово, и значение этого корня.
Например: это слово произошло от…
… общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога);
… общеславянского КОР "рог" (корова);
… восточнославянского КОРЗАТЬ "рубить ветки, счищать кору" (корзина);
… исконно русского ХОРС "чистый, убранный" (хороший).
б) диктант с обоснованием.
Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к
которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например: (сольдо) солдат.
в) самодиктант.
Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают как можно больше слов,
имеющих в своем составе исторический корень.
Например: корень КАП от КАПО = "голова" (капитан, капитанский, капуста,
капустный и др.).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком
предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком о сирени как цветке этого
растения.
1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.2.Как мой садик
свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.
2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
1.Вот и лето подоспело земляника покраснела. 2.Земляничка, земляничка
красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3.Но ежели вы жили
возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка,
подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый
лес; 3) гриб с красной или коричневокрасной шляпкой, который чаще всего можно встретить
в осиновом лесу.
4. Объясните,
кого так называют: библиотекарь,
тракторист,
комбайнер,
телефонист, шофер.
5. Объясните значение выделенных слов.
1.Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий месяц у
ворот это к солнцу поворот.
6. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти
слова.
1.Советский воин бережет родной страны покой и славу. 2.С далекого фронта в
родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3.Только взял боец трехрядку,
сразу видно гармонист. 4.Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку
смело, победит врага в бою.
7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
8. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
Друг товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец… 9. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
10.Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком
предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в
тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.
1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о
стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.
11.Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова
болтать?
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
12.Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в
предложениях:
1.Время бежит. 2.Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину.
13.Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок".
1.Обмануть. 2.Очень много. 3.Неизвестно когда. 4.Очень давно. 5.Свободный для
транспорта путь. 6.Очень быстро.
Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после
дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.
УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И
ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
1.Сапоги, ботинки это обувь, а … это одежда. 2.Заяц, … это звери, а … , … это
птицы. 3.Пенал, … это учебные принадлежности, а … , … это инструменты.
4.Морковь, … , … это овощи.
2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок". 1.Как
алмазы … на листьях росинки. 2.Пылает заря, … роса. 3.Снег … под лучами зимнего
солнца. 4.Солнце … , а месяц … .
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
3. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте
предложение с любым словом: морковь морковка, желтый желтоватый, черный
черненький, ветер ветрище, корова коровенка, сверкать сверкнуть.
4. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите
составленные словосочетания.
Жареный … , восточный … , соленый … , тракторный … , зеленая … , сытный
… , школьный … , прекрасная … , огородные … . Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … ,
выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .
5. Выберите одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо
тому, кто любит свою … .
Слова: работа, дело, труд.
6. Выберите синонимы к словам Родина, бесконечный, охранять и запишите их.
Составьте предложения с двумя прилагательнымисинонимами.
Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных
выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.
3. Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики
"Слова для справок".
В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо
тихо было в лесу. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!" красивый такой звук, как струна
пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?"
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик.
4. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.
Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для
выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно
вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении.
Пожелать комулибо попутного ветра значит пожелать удачи.
5. Составьте текстописание на любую тему.
1.Ну и огурчик! 2.Молодая осинка. 3.Земляничная поляна. 4.Ох уж эта лисица!
5.Буренушка.
6. Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды
(яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.).
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных
слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?",
"Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.:
1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те
однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .
2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена
прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … . 3. "Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое
по значению) словарное слово.
Белый … , юг … , запад … , грустно … , медленно … , прощай … , плохо … ,
4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .
5. "Кто больше?"
1) Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их
друг …
товарищам.
2) Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
3) Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря.
4) Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря.
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые
можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых
слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и
правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.