Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Оценка 4.9

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
doc
русский язык
1 кл—4 кл
31.03.2018
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:  различные виды диктантов;  лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;  упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;  упражнения по развитию речи детей. В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Лексико-орфографичекие упражнения.doc
Пасынок Юлия Юрьевна, заместитель директора  по УВР школы первой ступени,  учитель начальных классов  МБОУ НОШ № 21 г. Южно­Сахалинска ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ В   начальном   курсе   грамматики,   правописания   и   развития   речи   большое   значение придается словарно­орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми  и труднопроверяемыми написаниями,  данные в специальных  списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона,  сорока, пенал, карандаш и др.,  запоминают  правописание  слов  Москва, учитель, ученик,   собака,   корова.  В   каждом   из   последующих   классов   количество   таких   слов, требующих   запоминания   и   грамотного   употребления   в   устной   и   письменной   речи, увеличивается.  Усвоение  написания трудных слов требует многократных систематических упражнений,   которые   связываются   с   изучаемым   на   уроке   грамматико­орфографическим материалом. Методические   исследования   и   практика   школьной   работы   показывают,   что   все многообразие   лексико­орфографических   упражнений   можно   представить   в   виде   четырех групп упражнений:  различные виды диктантов;  лексические   упражнения,   направленные   на   развитие   у   детей   внимания   к   слову,   многозначностью   слов,   антонимами, наблюдения   над   синонимами, фразеологическими сочетаниями;  упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;  упражнения по развитию речи детей. ДИКТАНТЫ. Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. Зрительный   диктант  с   предварительным   разбором.   Учащиеся   орфографически   и орфоэпически   проговаривают   написанное   на   карточке   трудное   слово   с   выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова. Картинный   диктант:  1)   учитель   показывает   карточку­картинку,   дети   называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку­картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово,   выделяя  в  нем  безударную  гласную  и  ставя  знак  ударения;  3)  учитель   показывает карточку­картинку,   дети  самостоятельно  записывают   слово,   являющееся   названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения. Выборочный диктант  (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо   карточки­картинки,   либо   карточки­слова,   в   которых   пропущена   безударная   гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик  слова­названия  животных,  во второй  ­  слова­названия  растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, во второй ­ слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий ­ слова, в написании которых надо запомнить гласную А; 3) выписать только слова из "Словаря":                      Урожай, урожай!                      Наше лето провожай!                      Сколько сладкого гороха!                      Огурцы как на подбор!                      На гряде сорвать не плохо                      Крупный красный помидор!                      Пробежишься огородом ­                       Съешь морковку мимоходом. Диктант с использованием загадок.  Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово­ отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Диктант по памяти.  Например:  1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном слоге гласную букву Е. Диктант   с   комментированием.  Учитель   называет   слово   из   "Словаря"   или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.  Творческий диктант.  Заменить развернутое определение одним словом. Например: 1) четвертый   день  недели  (четверг);  2)  прием   пищи  в  середине   дня  (обед);   3)  плод  яблони (яблоко); 4) помещение для торговли чем­нибудь (магазин). Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились): а) объяснительный диктант с лексическим заданием. Этот   вид   диктанта   традиционен   и   проводится   большинством   учителей.   Он   носит элементы   занимательности,   помогая   учащимся   закрепить   в   памяти   лексическое   значение "трудного"   слова.   Если   же   учитель   в   словарной   работе   систематически   использует этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.      Например:   Как   называется   лиственное   дерево   с   белым   стволом?   Запись   в   тетради ученика: береза (берза). б) узнай слово по полной этимологической справке. В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня.       Например: это слово произошло от… … общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога); … общеславянского КОР ­ "рог" (корова); … восточнославянского КОРЗАТЬ ­ "рубить ветки, счищать кору" (корзина); … исконно русского ХОРС ­ "чистый, убранный" (хороший). б) диктант с обоснованием. Выполняя   это   задание,   школьники   вспоминают   слово   или   исторический   корень,   к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например: (сольдо) солдат. в) самодиктант. Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают  как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень. Например:   корень   ­   КАП   ­   от   КАПО   =   "голова"   (капитан,   капитанский,  капуста, капустный и др.). ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком ­ о сирени как цветке этого растения. 1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.2.Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень. 2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. 1.Вот   и   лето   подоспело   ­   земляника   покраснела.   2.Земляничка,   земляничка   ­ красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3.Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное. 3. Запишите   только   те   однокоренные   слова   (осина,   осинник,   осиновый,   осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево­красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. 4. Объясните,   кого   так   называют:   библиотекарь,   тракторист,   комбайнер, телефонист, шофер. 5. Объясните значение выделенных слов.  1.Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий месяц у ворот ­ это к солнцу поворот. 6. Найдите   в   предложениях   слова,   близкие   по   значению   слову   солдат,   выпишите   эти слова. 1.Советский   воин   бережет   родной   страны   покой   и   славу.   2.С   далекого   фронта   в родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3.Только взял боец трехрядку, сразу видно ­ гармонист. 4.Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою. 7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.                                      У лукоморья дуб зеленый;                                      Златая цепь на дубе том:                                      И днем и ночью кот ученый                                      Все ходит по цепи кругом;                                      Идет направо ­ песнь заводит,                                      Налево ­ сказку говорит. 8. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.      Друг ­ товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец… 9.  Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово. Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста… 10.Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком     предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в  тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык. 1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о  стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.                                   11.Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова  болтать?                                      За столом сказала мать:                             ­  Хватит языком болтать!                            А сынишка осторожно:                            ­ А болтать ногами можно? 12.Что   значит  молоко   убежало?   Какими   словами   можно   заменить   слово  бежит  в предложениях: 1.Время бежит. 2.Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину.    13.Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок". 1.Обмануть.   2.Очень   много.   3.Неизвестно   когда.   4.Очень   давно.   5.Свободный   для транспорта путь. 6.Очень быстро. Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.   УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 1. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова. 1.Сапоги, ботинки ­ это обувь, а … ­ это одежда. 2.Заяц, … ­ это звери, а … , … ­ это птицы.   3.Пенал,   …   ­   это   учебные   принадлежности,   а   …   ,   …   ­   это   инструменты. 4.Морковь, … , … ­ это овощи. 2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок".  1.Как алмазы … на листьях росинки. 2.Пылает заря, … роса. 3.Снег … под лучами зимнего солнца. 4.Солнце … , а месяц … . Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать. 3. Прочитайте   и   объясните   различие   в   значении   каждой   пары   слов.   Составьте предложение   с   любым   словом:  морковь   ­   морковка,   желтый   ­   желтоватый,   черный   ­ черненький, ветер ­ ветрище, корова ­ коровенка, сверкать ­ сверкнуть. 4. К   данным   словам   подберите   подходящее   по   смыслу   словарное   слово.   Напишите составленные словосочетания. Жареный ­ … , восточный ­ … , соленый ­ … , тракторный ­ … , зеленая ­ … , сытный ­ … , школьный ­ … , прекрасная ­ … , огородные ­ … . Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … , выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … . 5. Выберите одно из близких по смыслу слов. Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою … . Слова: работа, дело, труд. 6. Выберите   синонимы   к   словам  Родина,   бесконечный,   охранять  и   запишите   их. Составьте предложения с двумя прилагательными­синонимами. Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить. УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. 1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено. 2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу. Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие. 3. Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики "Слова для справок". В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо­ тихо   было   в   лесу.   Вдруг   старик   услыхал:   "Дзенн!"   красивый   такой   звук,   как   струна пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?" Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик. 4. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст. Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода   в   море  нужен   был   попутный   ветер.   Ветер   надувал   паруса   и   направлял   судно вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому­либо попутного ветра ­ значит пожелать удачи. 5. Составьте текст­описание на любую тему. 1.Ну   и   огурчик!   2.Молодая   осинка.   3.Земляничная   поляна.   4.Ох   уж   эта   лисица! 5.Буренушка. 6. Какую   бы   картину   вы   нарисовали   к   такому   выражению:  ждать   у   моря   погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.). В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.: 1. "Кто   больше?"   К   данным   словам   подберите   однокоренные.   Запишите   только   те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь. Герой, комбайн, желтый, песок, осина … . 2. "Кто   больше?"   К   любому   слову   подберите   подходящие   по   смыслу   имена прилагательные (глаголы). Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … . 3.   "Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово. Белый ­ … , юг ­ … , запад ­ … , грустно ­ … , медленно ­ … , прощай ­ … , плохо ­ … , 4.    "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят. Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … . 5.  "Кто больше?"  1) Вспомните  загадки, отгадками  к которым  являются  словарные  слова.  Загадайте  их друг ­ …  товарищам. 2) Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух. 3) Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря. 4) Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря. В   данной   работе   представлены   лишь   некоторые   из   возможных   упражнений,   которые можно  рекомендовать  при  работе  над словами  с  непроверяемыми  и  труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря

Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018