Лекция 1.
Роль и место дистанционного обучения в системе открытого образования
Потребность в образовательных услугах и отдаленных регионах, применение высших технологий и компьютерных систем, а также готовность профессорско-преподавательского состава к новациям вызвали необходимость возникновения дистанционного обучения в России.
В России и многих других странах эта система до сих пор не применялась в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточно высокого уровня развития средств коммуникации на базе вычислительной техники. В настоящее время созданы все предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании.
Общество в целом и академическое сообщество практически преодолело известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Многие ВУЗы России в настоящее время в том или ином масштабе и в той или иной форме разрабатывают и применяют средства и методы ДО. В большинстве регионов России проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно – технические журналы и монографии.
Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. В переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготовить по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования в период до 2000 г. около 40 млн. человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.
Эти проблемы накладываются на такие традиционные для России факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Предстоящий в XXI в. переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.
Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно - образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.
Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.
Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п. Средств для этого вполне достаточно, учитывая разнообразие уже созданных компьютерных технологий. И здесь, видимо, уже скоро возникнет необходимость в стандартизации подходов.
Центральным звеном системы дистанционного образования (СДО) являются средства телекоммуникации и информационные технологии. При этом важнейшим условием эффективного использования любой информационной среды является ее содержательное наполнение. Эти звенья и другие элементы дистанционного образования не могут существовать и рассматриваться раздельно.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой иные. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, что и при очном обучении, но реализуются они способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
ЦЕЛИ ДО.
Дистанционное обучение само по себе не является само целью. Выделим основные цели ДО.
Индивидуализация обучения – эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения, за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим.
Персонализация учебного процесса – обучение студентов по индивидуальному графику, а не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися.
Интенсификация – наиболее реальный мотив внедрения ДО – это средний возраст преподавателей состава высшей школы, постоянно снижающаяся квалификация, увеличивающаяся почасовая нагрузка
увеличение эффективности использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам, посредствам CD, Интернет т.п. – являясь проявлением технического прогресса, должно, в конечном счете, при правильном использовании приносить свои плоды.
ЗАДАЧИ ДО.
Задачи в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом.
· соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении.
· Систему ДО можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую, традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя.
· организация доставки учебного материала (Интернет, интранет, CD-ROM, видеокассеты и т.д.)
· сертификация знаний в системах ДО реализуется практически единственным способом – интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.
ПОКОЛЕНИЯ ДО.
ДО возникло более века тому назад. Принято различать 4 поколения развития ДО.
Первое поколение ДО начало развиваться в конце 19, в начале 20 века. Самыми распространенными тогда материалами были отпечатанные в типографиях учебники и сборники упражнений к ним. Взаимодействие обучаемого с преподавателем происходило с помощью обычной почтовой связи (обмен письмами).
Второе поколение ДО начало развиваться в 70-е годы. Был создан ряд университетов (в основном в Англии), цель которых была готовить студентов, которые по тем или иным причинам не имели возможности обучаться в очной форме. Учебные материалы давались с использованием местного телевидения и радио или путем пересылки по почте аудио записей курсов. Аудио-конференции с использованием телефонных систем, тоже являются частью второго поколения развития ДО.
Третье поколение ДО (начало 80-х годов) связывают с появлением спутниковых технологий и развитием компьютерной техники. Доставка информации стала возможна с помощью компьютерных сетей в цифровом виде. К третьему поколению развития ДО также относят видеоконференции и использование носителей CD-ROM.
Четвертое поколение ДО возникло с момента распространением Internet-технологии по всему миру. Internet намного облегчил доступ у информации. Сделал возможным как синхронное (chat, видео и аудио конференции), так и асинхронное (e-mail) взаимодействие обучаемого с преподавателем. Использование в ДО технологий базирующихся на WEB дает возможность применять во время учебного процесса не только текстовую информацию, но и звук и видео.
Лекция 2.
ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, чебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.
В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и, вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;
Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации;
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Задача дистанционного обучения — учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым. Эта задача сама по себе стара как мир. Говорят, она хорошо решалась шаманами и знахарями, затем медиумами-спиритами, потом почтой (сначала голубиной). А теперь появился Интернет! Казалось бы, взял старую схему заочного обучения и перевел ее на новые технические рельсы. Ан, нет! — сейчас к обучению предъявляются новые высокие требования, диктуемые взрывным ритмом жизни и революционными техническими возможностями.
Можно сформулировать базовые критерии, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являющиеся сегодня мерилом удачных или неудачных решений.
Доступность обучения. При хроническом недостатке времени учиться надо все больше и больше. Причем процесс обучения должен начинаться когда угодно — когда есть время; длиться сколько угодно — сколько есть времени и сил; он может быть внезапно прекращен или прерван, и продолжен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т. д., и т. п. Радикальный прорыв в этой области позволили осуществить известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер и Интернет.
Радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень её восприятия. Среди них можно выделить: максимальное использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т.е. то, что получило название «мультимедиа»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ) ДО
Информационные технологии – совокупность методов и программно – технических средств, объединенных в техническую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности.
Коммуникационные технологии – это технологии обеспечивающие распространение научно – методического опыта.
Дистанционное обучение (ДО) - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индеферентный к их расположению в пространстве и во времени.
Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения. Или в развернутом описании
Дистанционное образование – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образованной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, (спутниковое телевидение, радио, компьютерные сети и т.п.)
Дистанционный курс или информационно образовательная среда ДО - … это совокупность средств аппаратно – программного и организационно – методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Дистанционные технологии – система форм и методов организации обучения, позволяющих учащемуся получать образование вне зависимости от его местонахождения и наличия возможности очного контакта с преподавателем.
Интерактивность – реакция со стороны программы в ответ на какие – либо действия пользователя, обеспечивающая режим диалога с ЭВМ.
Интранет (Intranet) – внутрикорпоративная Российская сеть, использующая стандарты, протоколы и технологии Internet (чаще в образовательных целях).
Открытое образование – развитая форма дистанционного образования с возможностью обучаться на протяжении всей жизни, основу которой составляет виртуальная среда обучения, обеспечивающая целенаправленную, контролируемую, интенсивную, самостоятельную работа обучаемого в удобных для него месте и темпах обучения.
Провайдер дистанционного обучения - учебный центр (учебное заведение), осуществляющий необходимые функции организационной поддержки.
Телематика – это совокупность информационных и телекоммуникационных технологий в системе дистанционного образования. Название образованно от сочетания слов телекоммуникация + информатика.
Тьюториал – очное занятие, проводимое тьютором на основе активных методов обучения и направленное как на усвоение обучаемыми определенного материала, так и на контроль знаний, умений и навыков обучаемых.
Тьюторы – преподаватели в системе дистанционного обучения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДО ПЕРЕД ЗАОЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ.
Какие новые возможности позволяет использовать ДО по сравнению с широко известной заочной формой?
Возможность оперативного обмена информации по изучаемой проблеме, как с преподавателем, так и с другими участниками, изучающими курс.
Доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру, огромному количеству библиотек.
Возможность организации совместных международных конференций по изучаемой проблеме, возможность запроса и получение ответа на интересующие вопросы через электронные конференции.
Возможность обучения в престижных зарубежных вузах, не покидая родного дома.
ПОТРЕБИТЕЛИ ДО
Потенциальными потребителями ДО являются лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
специалисты
уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые
знания или получить второе образование;
обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся
к поступлению в вузы ;
· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой
(сельские жители, вахтовики, и т.п.),
· лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
· иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
· лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
· специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые
знания или получить второе образование;
· талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
· различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
· лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран;
· безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе муниципальных центрах занятости.
Лекция 3
Особенности ДО и её модели.
Гибкость
Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность
В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность
Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие
Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность
Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Массовость
Эту особенность иногда называют «». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Рентабельность
Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
Социальность.
ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
В настоящее время успешно используются следующие модели ДО.
1. Модель ДО на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования.
Такая модель организации ДО характерна для многих ведущих университетов мира. Университеты работающие по данной модели, обучают студентов как очно (в стенах университета), так и дистанционно. Студенты обеих форм обучения проходят одинаковую программу и сдают одни и те же экзамены в соответствии с одинаковыми стандартами. ДО проводится в основном по кейс - технологии (печатные пособия, аудио и видео кассеты, компакт диски) с использованием телекоммуникационных технологий. Обучение проводится с широким использованием новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации, аудио и видеокассеты. Создаются информационно-образовательные среды отдельных университетов, где студенты могут получать огромный массив дополнительной информации к своему курсу. Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира.
2. Модель ДО, основанная на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Два и более учебных заведения могут объединяться в консорциумы, совместно используя учебные материалы и разделяя между собою обязанности. Так одно из них может взять на себя ответственность за подготовку средств обучения, другое выделяет преподавателей или обеспечивает аккредитацию. Подобная практика реализована, например в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Перспективная цель данной модели – дать возможность гражданину получить любое образование на базе функционирующих в сотрудничестве институтов и университетов, не покидая своего дома.
3. Модель ДО в университетах, специально созданных для этих целей.
Использующие эту модель учебные заведения, в том числе открытые университеты, осуществляют лишь ДО, как правило, студентов, не имеющих возможности или желания посвятить учебе полный рабочий день. Учебные планы, средства обучения, материальная поддержка студентов – всё это представляет единый комплекс, предназначенный для удовлетворения потребностей студентов, обучающихся дистанционно. Учебные учреждения данного типа ориентированны на разработку мультемидийных курсов. В их компетенцию входят так же оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне.
4. Модель, включающая в себя автономные обучающие системы (модель удалённых аудиторий).
Обучение в рамках подобной системы ведётся целиком посредством радио или телепрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Аудио- или видеоконференции, а также спутниковая связь позволяет студентам присутствовать на виртуальных уроках, которые один преподаватель может одновременно давать в нескольких местах. Подобная модель ДО широко распространена в университетах и старших классах школ США. Однако, сюда же часто подключаются и программы самообразования.
5. Модель ДО по типу экстерната.
Обучение, ориентированное на школьные и вузовские экзаменационные требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким то причинам не могут посещать очные учебные заведения. Модель предусматривает консультации специалистов, тестирование. Прообразом такой модели можно считать организованный в 1836 г. Лондонский университет, основной задачей в те годы была помощь в проведении экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся и студентов, не посещающих обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне. В настоящее время для организации консультативной помощи используются средства телекоммуникаций, в первую очередь электронная почта.
6. Модель интегрированного ДО на основе мультимедийных программ.
Это программы самообразования при возможности консультаций. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут как часть официальной образовательной программы быть интегрированны в эту программу или специально ориентированными на определённую образовательную цель, или специально нацеленными на профилактические программы здоровья, как, например программы для развивающихся стран.
Все данные модели ДО преследуют 3 основные цели:
1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.
2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов.
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
Лекция 4
СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ДО.
Любое обучение требует определенной организационно – информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:
· Провайдер дистанционного обучения. (Учебный центр).
· Информационные ресурсы
· Средства общения
· Система тестирования
· Система администратирования.
· Тьюторы.
· Студенты.
Обычно учебный центр включает в себя и преподавателей с дополнительным персоналом, и информационные ресурсы, и отдельно стоящую организационно – административную систему (своего рода «электронный деканат»). Также для простоты можно предположить, что он включает в себя технические и программные средства, хотя, по сути, они касаются всех аспектов системы дистанционного образования.
Информационные ресурсы. Важнейшими компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т.к. в них сосредоточена содержательная часть – контент (content). Контент включает:
· Учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы)
· Дополнительные информационные материалы. (Комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы).
· Библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web -ресурсов).
· Предметный и/или тематический словарь.
· Программу обучения (академический словарь) и т.д.
Средства общения – обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.
Традиционно здесь выделяются почта e-mail, доски объявлений, виртуальные конференции, видео и аудио трансляции.
Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения, которые условно разделяют на:
асинхронные (offline) - не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения (e-mail).
синхронные (online) – предполагает одновременные согласованные действия сторон – один говорит, другой слушает в одно и тоже время. (chat).
Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр.
Система тестирования включает:
· средства обработки результатов тестирования
· интерактивные тесты
· графики прохождения тестов.
Система администратирования обеспечивает доступ к личному делу, доске администрации, интерактивным анкетам и пр.
Лекция 5
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ДО.
Дистанционное образование обладает следующими основными характеристиками
Разрыв между тьютором и студентом в пространстве и во времени.
Определяющая роль самообразования.
Интерактивность – обязательным элементом является взаимодействие учащегося с преподавателем.
Технологическая база для ДО - это PC, электронные учебники и вычислительные сети. Развитие сети коммуникаций и появление необходимых образовательных серверов в сети Интернет сделали реальностью распространение новых технологий ДО.
Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно придти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии
Кейс – технология
TV – технология
Сетевые технологии.
Кейс – технологии – это технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и доставке их учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями – консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. При данной технологии используются следующие виды учебно-методических материалов:
Печатные материалы
Материалы на аудио-, видео-носителях.
Пакеты компьютерных, обучающих, тестирующих программ
TV–технологии – базируются на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения. TV-технологии, на сегодняшний день не получили широкого распространения в российском образовании.
К сетевым технологиям относится Интернет–технологии и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В Интернет–технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Данная терминология имеет ряд существенных преимуществ перед другими. Она позволяет проводить обучение по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт, как с преподавателем, так и с другими студентами и администрацией учебного центра.
В Интернете используются два основных средства поиска информации, реализующие разные методы, но единые в целях:
Каталоги
Поисковые серверы.
Каталоги Интернет - это средства хранения тематически систематизированных коллекций ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы WWW. Пользователь должен лишь найти интересующий его вопрос в каталоге. Каталоги имеют иерархически организованную тематическую структуру. Они обеспечивают и такой сервис, как поиск по ключевым словам в своей базе данных.
Поисковые серверы – это выделенные компьютеры, которые автоматически просматривают ресурсы сети Интернет. Пользователь сообщает поисковому серверу фразу или набор ключевых слов описывающих интересующую нас тему. В ответ на этот запрос сервер сообщает пользователю список соответствующих ресурсов.
Лекция 6
Организация процесса дистанционного образования при помощи информационно образовательных сайтов в Internet.
Бурное развитие глобальной сети Интернет за последнее десятилетие послужило толчком к появлению новой эпохи в развитии открытого и дистанционного обучения (ОДО). На смену эпохе телевидения и радиовещания, когда учебный материал предлагался слушателю на аудио- и видеоносителях или транслировался на радио- и телевизионных каналах, пришла эпоха Интернет и Мультимедия технологий. Основным преимуществом данных технологий является, безусловно, интерактивность, то есть обучающийся, используя сеть Интернет, имеет возможность общения с преподавателем: он может задавать интересующие его вопросы, получать комментарии и даже сдавать тесты и контрольные работы, не выходя из дома. Другим преимуществом новой эпохи в дистанционном обучении является возможность общения не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, что практически исключено в других формах ОДО. Дискуссионные форумы, круглые столы, а также другие виды интерактивного общения в Интернет, стали неотъемлемой частью электронных курсов.
Структура информационно-образовательного web-сайта в системе ОДО состоит из следующих разделов[1]:
1. Система новостей
Данный раздел включает в себя постоянно обновляющуюся информацию о новых курсах, модулях, новых программах, способах обучения и других новостях компании. Безусловно, данная информация должна помещаться на титульной странице сайта или хотя бы иметь ссылку с титульной страницы. Следует также предусмотреть возможность поиска по новостям и архив новостей.
2. Предлагаемые образовательные услуги
В этом разделе помещается полный список курсов, модулей и программ, по которым проводится обучение, с детальным описанием, указанием цен, сроков и дипломов, получаемых по окончании того или иного курса или программы.
3. Электронная среда обучения (Electronic Learning Environment)
Это наиболее важный и значимый раздел информационно-образовательного сайта для ОДО. Так как данный раздел непосредственно используется в процессе обучения, то для получения доступа к нему студенты и преподаватели проходят процедуру авторизации, т.е. ввода имени пользователя и пароля. Пройдя процедуру авторизации, обучающиеся получают доступ к учебным курсам и модулям, программам для тестирования и проверки знаний, библиотеке материалов по данному курсу и ссылок на другие источники, не содержащиеся в библиотеке. Важнейшим элементом электронной среды обучения является программа или набор программ для коммуникации между обучающимся и преподавателем, а также между самими обучающимися. Слушатели курсов обсуждают актуальные вопросы между собой и, в некоторых случаях, консультируются с преподавателем. Один из таких инструментов групповой работы является дискуссионный форум. Возможно также использование "чатов", видео конференций и других специализированных программ для коммуникаций.
С технической точки зрения, электронная среда обучения представляет собой, как правило, базу данных, установленную на сервере. Такая база данных может быть выполнена с использованием различных технологий, например, электронная образовательная среда обучения и система сопровождения учебного процесса, разработанная коллективом Центра дистанционного обучения МИЭМ и предоставленная участникам проекта DELPHI (компонента "Открытое и дистанционное образование"), была разработана в среде Lotus Notes.
4. Контактная информация
Помимо адреса, телефона, электронной почты и других реквизитов данный раздел web-сайта может содержать некоторые элементы обратной связи, например, гостевую книгу, где каждый желающий может оставить свои коментарии и пожелания.
5. Ссылки на другие ресурсы
Данный раздел не является обязательным для информационно-образовательных сайтов, хотя, как правило, он присутствует и содержит ссылки на другие организации, занимающиеся ОДО, электронные библиотеки, поисковые системы и другие ресурсы, не находящиеся на данном сервере.
Информационно-образовательного web-сайта ДО должен отвечать ряду требований:
· сайт должен иметь удобную систему навигации, т.е. возможность перехода к любой интересующей информации за 2-3 нажатия клавиши мыши (например, сайт проекта DELPHI). Возможно также создание так называемой "карты сайта";
· титульная страница сайта не должна иметь очень большой объем, т.к. не все пользователи сети Интернет имеют высокоскоростные каналы доступа. Рекомендуемый размер - до 60 килобайт, включая размещенную на странице графическую информацию;
· не рекомендуется использование малоизвестных программ-дополнений (plug-ins) на титульной странице, т.к. перед полноценным просмотром данной страницы большинству пользователей придется загружать данное дополнение, что в большинстве случаев не очень удобно;
· при использовании программы Macromedia Flash для создания сайта рекомендуется сделать также и html- версию для тех пользователей, Интернет-браузер которых не поддерживает данную программу;
· сайт должен одинаково хорошо смотреться в наиболее популярных версиях Интернет-браузеров;
· при использовании графической информации высокого качества (и как следствие, большого объема) рекомендуется использовать пиктограммы (thumbnails), с помощью которых осуществляется доступ к полному изображению;
· при разработке электронной среды обучения, а, следовательно, и системы авторизации, следует предусмотреть возможность завершения сеанса пользователя (Log out), что необходимо в тех случаях, когда один компьютер используется несколькими пользователями, например, в компьютерном классе.
НЕДОСТАТКИ ДО.
Достоверность сертификации знаний. Оценка знаний предельно усложняется. Если раньше это вверялось в руки преподавателей-гуру, которые в ходе личной встречи (для некоторых студентов в ходе последовательности таких встреч) добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Соответственно и методики сертификации знаний существенно отличаются от используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании, которые используются в практике очного образования скорее как дополнительные. Здесь они — основные. И сразу же встает другая проблема — при отсутствии очного контакта нет гарантий того, что экзамены не сдал кто-то другой. . На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого.
Таким образом, если к "дистанционным" сертификатам не будет доверия, как к сертификатам по очным формам обучения, то вся затея с дистанционным образованием теряет смысл, подрываются все экономические основы дистанционного обучения.
Другой наиболее острой проблемой в развитии системы ДО определена система переподготовки преподавательских кадров и как разработчиков новых электронных, в том числе сетевых учебно-методических материалов и как преподавателей, использующих их в учебном процессе, а также преподавателей – консультантов. Нельзя не отметить консерватизм преподавательского состава. Необходимость постоянного сопровождения курса. Бытует мнение, что после внедрения дистанционного обучения ее сопровождения не потребуется. Это далеко не так. Потребуется убеждать окружающих в необходимости постоянных затрат для того, чтобы поддерживать и развивать направление ДО.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?
Ниже приведен список ресурсов Интернета по дистанционному образованию.
5.1 РОССИЯ
5.1.1 Институт дистанционного обучения
http://www.ido.ru/
На этом сервере Вы найдете ответы на все свои вопросы о дистанционном обучении. Здесь подробно разъясняются его концепция, цели, задачи, нормативно-правовая база. Если Вы решили, что дистанционное обучение – это то, что Вам нужно, сделайте следующий шаг и ознакомьтесь с ИДО МЭСИ (Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики). На его страницах помещен перечень специальностей, по которым проводится подготовка, планы занятий с указанием количества часов и список экзаменов. Бывших военных, возможно, больше заинтересует Центральный институт конверсии военных кадров (ЦИКВОК), при котором открыт Учебный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, увольняемых с военной службы, на гражданские специальности. На странице “Ресурсы” указаны цены учебников, CD-ROM, а также помещен список курсов, демо-версия и правила пользования сетевой библиотекой. Подсчитав стоимость обучения, Вы можете тут же заключить договор (интерактивная форма прилагается) и стать студентом института или слушателем курсов. Кроме того, на сервере публикуется журнал «Дистанционное образование», предлагающий статьи об организации учебного процесса, официальные документы, новости, материалы конференций и семинаров.
5.1.2 Центр «Информика»
http://www.informika.ru/
Сервер Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования РФ предлагает большой список ассоциаций и институтов, центров дистанционного образования в высших учебных заведениях, поисковую систему по свободно распространяемому программному обеспечению для дистанционного образования, а также содержит информацию по методическому обеспечению учебного процесса и сведения о различных проектах в сфере дистанционного обучения. Здесь же можно ознакомиться с двумя электронными курсами (по экономике и праву в России).
5.1.3 Центр дистанционного обучения МИЭМ
dlc.miem.edu.ru
История создания Центра Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) уходит корнями в далекий апрель 1993 года. С сентября 1997 года МИЭМ проводит подготовку и переподготовку специалистов в системе дистанционного обучения по различным программам. Это и получение второго высшего образования, и профессиональная переподготовка, и обучение по отдельным курсам с выдачей сертификата МИЭМ, и обучение за рубежом в ведущих университетах Америки и Австралии. По каждому из направлений обучения на страницах сервера предлагается аннотация, краткое содержание, учебный план и условия приема, информация о стоимости обучения.
5.1.4 Проекты по дистанционному обучению группы Махаон
Дистанционное обучение: www.machaon.ru/educ.html
В настоящее время в Сети появились целые виртуальные университеты и колледжи и всем им необходимы специальные электронные учебные материалы с новыми техническими возможностями. Пример такого пособия представлен на этом сайте – компьютерный курс «Атомная энергетика и ее безопасность», разработанный группой Махаон совместно с несколькими другими научными учреждениями. Те, кто интересуется теоретическим аспектом проблемы дистанционного обучения, могут ознакомиться с материалами научно-методических конференций, посвященных проблемам образования и развития телекоммуникаций. Кроме того, на сервере собрана коллекция ссылок на ресурсы по дистанционному обучению и помещено несколько электронных тестов из различных областей знаний (английский язык, литература).
5.1.5 Интернет
www.dlab.kiev.ua/dori/rl00.htm
www.ospu.odessa.ua/dori/rl00.htm
«Основы работы в Интернете» – название небольшого, из 30 уроков, курса дистанционного обучения, предлагаемого Центром открытых систем КГТУ им. А. Н. Туполева. На страницах сайта помещена информация о преподавателях, которые будут работать с каждым из подписчиков индивидуально, отвечая на все вопросы по электронной почте. Здесь же публикуется список рекомендуемой литературы, условия регистрации, причем единственным требованием для начала занятий является наличие электронной почты у желающего пройти курс.
5.1.6 Программы тестирования студентов
www.nntu.sci-nnov.ru/DISLRN/titul.htm
Типичный пример прикладного использования Интернета для тестирования студентов. На сервере Нижегородского государственного технического университета помещены контрольные работы для студентов-заочников, а в разделе «Методические указания» дан наиболее оптимальный путь их решения, основные формулы, нужные для расчета. Приведена необходимая литература.
5.2 ЗАГРАНИЦА
5.2.1 Виртуальный университет Spectrum
http://www.vu.org/
Сервер виртуального университета является прекрасной иллюстрацией действующего учебного центра в Интернете. Здесь можно ознакомиться с программами и расписанием занятий, получить исчерпывающую информацию о виртуальном учебном процессе, осуществить подписку на интересующий вас курс, посетить виртуальное кафе, где можно в режиме реального времени общаться со студентами университета Spectrum из всех стран мира. Новые информационные технологии позволят сделать процесс обучения довольно эффективным и достичь желаемых результатов в изучении различных предметов, а также приобрести интересные и полезные специальности в различных областях.
5.2.2 Обучение через Интернет в университете Фэрбэнкс, шт. Аляска
uafcde.uaflrb.alaska.edu
Центр дистанционного обучения осуществляет подготовку специалистов, используя традиционную заочную форму обучения и форму интерактивного обучения через Интернет. На сервере Центра размещен список курсов и условия приема. Студенты, успешно окончившие программу курса, получают стандартный университетский диплом, имеющий одинаковый статус с дипломами, выдаваемыми выпускникам университетов с очной формой обучения. Единственным отличием от традиционных учебных заведений является невозможность защиты диссертаций и присвоения ученой степени.
5.2.3 Интернет-курсы Британского открытого университета
cszx.open.ac.uk/zx
Британский открытый университет является лидером в области дистанционного обучения, предлагая сотни разнообразных программ студентам любых стран мира с 1969 года. В настоящее время университет использует Интернет в качестве основной среды дистанционного обучения. На Web-сайте размещены учебные планы по обучению работе с компьютером, программированию, прикладным программам в области бизнеса.
5.2.4 City University
http://www.cityu.edu/
Особенностью университетской программы обучения через Интернет являются разработанные стандарты, предусматривающие защиту диссертаций и присвоение ученой степени. В виртуальном университете, используя Web, обучаются студенты из многих стран мира. С сервера можно получить справочник по интерактивному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О тенденциях развития системы дистанционного обучения. Впервые за несколько лет экономический кризис августа 1998 года заставил задуматься об эффективности образовательного процесса, его рентабельности в целом и, в том числе, различных систем дистанционного обучения. Рассмотрим оценку некоторых проблем эффективности ряда систем дистанционного обучения.
Так, несмотря на кризисное состояние, наборы студентов по системам дистанционного обучения вузов не уменьшились, а кое-где даже увеличились. Хотя объективно казалось, что в условиях снижения платежеспособности населения возлагать надежды на расширение рынка образовательных услуг нецелесообразно. Причин для этого несколько. Основная из них заключается в непродуманной стратегии ценовой политики вузов в регионах, приводящей к резкому увеличению цен на образовательные услуги в традиционных формах обучения. Кроме того, анализ ситуации на рынке образовательных услуг показывает, что потребности в образовательном процессе не уменьшились. Основная масса студентов прекрасно понимает, что качественное высшее образование сегодня - это их устойчивое экономическое положение в будущем. При этом большей популярностью не всегда пользуются вузы, оплата за обучение в которых значительно меньше. Студенты предпочитают платить несколько больше, но получать образование в более престижном вузе либо в вузе, использующем новые перспективные образовательные и информационные технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Авторы: Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., и т.д./ под ред. З.О. Джалиашвили.- СПб.: БХВ - Петербург, 2003.-336с.:ил.
2. Воловник А. Знакомьтесь, информационные технологии. СПб.: БХВ - Петербург, 2002- 352с.: ил.
3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
5. Домрачев В., Багдасарян А, «Дистанционное обучение на базе электронной почты» ж. Высшее образование России. №2, 1995
6. Журнал PCWEEK Russian edition №5 (227) 2000 год
7. Журналы Дистанционное образование
8. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. - Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1996.
9. Зубков В.Г. «Информационно-образовательная среда ВУЗа, использующего дистанционные технологии». Сб. статей Информационные технологии в учебном процессе.
10. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорьевич Д.В. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000.-303с
11. Солдаткин В. И. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация./ Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГУ, 2003.-508с.
12. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные, коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учебное пособие – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко» 2004.- 280с.
13. Яшкова Е.В. «К вопросу о дистанционной педагогике»: Сб. статей Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуровневого образования./ Нижн. Новгород. 2003.
14. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.