Лекционный материал в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
Оценка 4.9

Лекционный материал в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"

Оценка 4.9
Лекции
doc
русский язык
29.01.2022
Лекционный материал в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
Лекционный материал в помощь для элективного курса "Подготовка к публичному выступлению"
подготовка к публичному выступлению.doc

Подготовка к публичному выступлению

Как готовиться к устному выступлению

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:

1. Экспромт — выступление без подготовки.

2. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

3. Текст выступления — готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и вос­производится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер, американский теоретик, считал: План-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступлений. Разные ораторы пользуются своими записями по-разному. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Коли необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1—2 аспекта или вопроса, не более. Так будет и вам легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям. Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» — материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать — вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о... и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...», «Я глубоко убежден в правильности мысли том, что..и т.д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление по блокам — так вы лучше его запомните и сможете лучше его отредактировать.

Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления

Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей виде) вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, «разделить объем понятия», то есть выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Например, тема «Проблемы современного студенчества» — могут быть, выделены такие вопросы в рамках этой темы: проблема платности/бесплатности образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании, цели в учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.

Структура публичного выступления

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей. Почему это необходимо? Для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Аудитория ждет трехчастной композиции

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль, в основной части приводятся аргументы и доказательства, в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель - мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).

Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.

Обозначение структурных частей выступления

Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логический частей выступления являются: начну с..., теперь о..., и наконец, о..,. в заключение отмечу, что... и др. Аналогично могут использоваться: во-первых..., во-вторых..., в третьих... Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона.

Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье...) как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, и рекомендуется ими пользоваться. Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. д.

Место важной информации

Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления ее давать? В конце XIX века психолог Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого эффективно применение рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что... Итак, мы установили, что...

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги — так будет легче их собрать и расклассифицировать» советует Д. Карнеги.

Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. — так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например: «Платное образование», «Русский характер»,  Правила общения» и т.д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге — это отвлекает от сущности. Записи должны быть. разного формата, размера — так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание».

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом:

1.   Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно — оно может понадобиться впоследствии.

2.       Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3.       Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.

4.    Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

5.   Разбейте план на вступление, основную часть и заключение Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6.   Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту.

Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал.

Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал.

Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст листа, но при этом как бы рассказывал.

Физиолог И. М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко: он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда — «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50 % уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя — это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже. Оптимальный вариант пользования конспектом: иметь в руках план-конспект на небольших листках.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют набираться опыта.

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что и вопрос — это краткое речевое произведение и его можно всегда и приготовить заранее. Очень важно поднять руку и громко задать и вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите краткие реплики — две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить. Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение — сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучшe делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице.

Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

Mмногократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями.

Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте следующим рекомендациям:

1.  Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели.

О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал и в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке, и почему она туда все время заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно написано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, никто вас не съест.

2.  Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.

Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно в первую очередь то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их не так сильно интересует, как вам кажется.

«Представьте себе, вы — посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, yубежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения, и будете владеть собой» (Д. Карнеги).

3.  Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» — мысль о них укрепит вашу уверенность.

Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

4. Не готовьтесь в день выступления.

5.За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными непривычными для вас делами, не начинайте новых дел — это рассеет ваше внимание.

6. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера — как известно, когда он был голоден, испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

 

Основные требования к публичному выступлению

Когда мы готовимся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся нам не очень сложными — например, если нам надо сделать объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности, как мы увидим потом), другие — например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь юбилее института, торжественном собрании — гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров — и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные, Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные из них:

1.                   Решительное начало выступления.

2.                   Драматизм.

3.                  Сдержанная эмоциональность.

4.                  Краткость.

5.                  Диалогичность.

6.                  Разговорность.

7.        Установление и поддержание контакта с аудиторией

8.        Понятность главной мысли.

9.        Решительный конец.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее  ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего, краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля  выступления.

Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление — это, прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда — не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит — и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит — смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее pреакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно — не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировав словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это — завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. Основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

«Советы молодому оратору».

1.        Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

2.        Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

3.         Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

4.         Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

5.         Говори проще.

6.        Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

7.        Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

8.        Употребляй пословицы,  поговорки, крылатые выражения. Они твои друзья и помогут сделать твою речь образной и выразительной.

9.        Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.


10.   

Подготовка к публичному выступлению

Подготовка к публичному выступлению

Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их

Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их

Структурные части выс тупления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона

Структурные части выс тупления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона

Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?»

Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?»

Репетиция выступления Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь,…

Репетиция выступления Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь,…

Основные требования к публичному выступлению

Основные требования к публичному выступлению

Нужно учиться говорить коротко

Нужно учиться говорить коротко

Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса

Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022