Лекционный материал "Знаменитые ораторы"
Оценка 4.6

Лекционный материал "Знаменитые ораторы"

Оценка 4.6
Лекции
doc
русский язык
29.01.2022
Лекционный материал "Знаменитые ораторы"
Лекционный материал в помощь по элективному курсу "Подготовка к публичному выступлению"
знаменитые ораторы.doc

Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима.

План:

1.        Возникновение риторики. Софисты – учителя риторики.

2.        Сравнение значительных городов-государств – Спарты и Афин.

3.        Демосфен – величайший оратор Древней Греции.

4.        Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия».

5.        Общая характеристика «Риторики» Аристотеля.

6.         Политическая сила ораторского искусства в Древнем Риме. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве.

7.        Квинтилиан – автор «Риторических наставлений».

 

1. В истории ораторского искусства выделяется, прежде всего, античный период. Античная риторика возникла в Греции в VIV вв. до нашей эры, сложилась в систему в IIIII вв. до нашей эры и распространилась в Риме в I веке до нашей эры.

Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты V век до нашей эры, высоко ценившие слово и силу его убеждения.

Теорию риторики активно разрабатывал философ Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника в споре защищают два  противоположных взгляда. По свидетельству Диогена Лаэтского, Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.

Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчёркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не сохранился.

Следует отметить, что отношение к софистике было двойственным и противоречивым. В начале слово софист имело положительный смысл и обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определённом искусстве. В конце V века до нашей эры софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.

На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приёмам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно не было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он «выворачивался» примерно так: «Кто лжёт, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становится лжемудрец, шарлатан, фокусник.

Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, обучали умению убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.

2. Важнейшим условием появления и развития ораторского искусства являются демократические формы правления.

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив — причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.

Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ «разного рода изъятиями и прибавлениями» стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», т. е. решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначива­ет лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию (экклесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и т. д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.

Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т. е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

3. Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий историк Плутарх писал о нем:

Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение

Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности (из его биографии известно, что он страдал многими физическими недостатками) и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:

Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики.

4. Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.

По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

5. Создатели риторики видели в ней «науку убеждать» мудростью и мастерством слова; в то же время риторика должна была раскрыть тайну воздействия оратора на слушателей.

Древний мир умел ценить силу слова: наука красноречия почиталась одной из высших наук о разуме человека; так, Аристотель этому предмету посвятил труды «Логика», «Риторика», «Поэтика» и др. Риторика тесно связывалась с теорией литературы и театра, с просодией — наукой ритмики речи, ее мелодики и интонации, с теорией стилей.

Красноречие подразделялось по своим сферам и целям. Так, Аристотель в своей «Риторике» выделяет три рода риторических речей: совещательные, цель которых склонять или отклонять; судебные, цель которых обвинять или оправдать; эпидейктические, цель которых хвалить или порицать. Внутри этих трех родов рождались различные виды красноречия, которые впоследствии получили определенные названия. Так, афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию социально-политического красноречия. Примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против агрессивной политики македонского царя Филиппа II.

Высокого мастерства в полемике достигли философы (академическое красноречие). Словесные баталии между представителями различных философских школ до сих пор изучаются как образцы дискуссий, доказательств, аргументации, находчивости, остроумия.

На основе научных диалогов развивалось учебное (или дидактическое) красноречие, достигшее в Древней Греции высокого уровня. Примером могут служить диалоги Сократа, излагавшего свое учение устно, в живом общении с учениками. Известен сократический метод учебного диалога: философ так строил беседу, чтобы ученик, который не видит своей ошибки, продолжая развивать свою мысль, в конце концов убедился бы в ее абсурдности. Примером военного красноречия могут служить речи Перикла, государственного деятеля. Он, в частности, произнес «Надгробное слово» павшим героям Пелопоннесской войны.

В «Риторике» Аристотеля много внимания уделено красноречию дружеской беседы, обогащающей душу человека, приносящей радость. В этой беседе собеседники выражают свои мнения, позиции по самым разнообразным темам и проблемам, рассказывают о событиях и людях, рассуждают о счастье.

Не меньшее место Аристотель отводит и судебному красноречию, видя в нем средство борьбы за справедливость и истину.

Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, договоров, с торговыми связями и пр.

Древние риторы (ритором называли оратора, а также учителя ораторской речи) огромное внимание уделяли нравственным проблемам риторики.  Мастерство красноречия налагает на оратора или автора сочинений огромную ответственность: ведь он, обращаясь к своим слушателям, вкладывает в их души свою мысль, свое убеждение, оказывает влияние на их поступки и нравственность. Аристотель предъявляет высокие требования к личности оратора: это должен быть высокообразованный человек, с широ­кими интересами. У него всегда есть запас знаний и идей. Он — человек заслуженный, известный, народ ему доверяет, уважает его и ценит его мнение. Оратор для слушателей — образец нравственной жизни.

Содержание выступлений должно служить счастью людей, которое Аристотель понимал как «благополучие, окрыленное добродетелью». Он рассматривает компоненты, составляющие счастье; достаток, большое и дружное семейство, уважение людей, на первое же место ставит наличие хорошего друга...

Аристотель требует также хорошего владения языком и тщательной подготовки оратора к выступлению. Свою книгу «Риторика» он делит на три части: 1) общие цели этой науки, виды речей, принципы убеждения; 2) личность оратора; 3) правила построения речи и словесного оформления мысли. Речь должна иметь приступ (вводную часть), сообщение — рассказ, доказательство и вывод.

6. Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме.

Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 г. издается эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:

Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодежь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными

Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной. Один из римских историков писал:

Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? < ... > чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? — на ораторов, конечно

Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима IIIII веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы — Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.

Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошею оратора.

Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство — это функция политики.

Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.

Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

В трактате «Об ораторе» он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно, По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами.

В других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами peчи, дыханием и самими звуками речи.

Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный.

Трактаты «Брут» и «Оратор», написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала. В диалоге «Брут, или О знаменитых ораторах» Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

«Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был».

В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления «цветов красноречия».

Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

Нравственная позиция оратора — это, пожалуй, самое глав­ное в ораторском искусстве. Она важна не только для полити­ческого деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культу­ры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

7. К в и н т и л и а н (I в.) написал «Риторические наставления» и 12 книгах; этот труд охватил опыт нескольких столетий. Книги отразили такие проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове. В книгах 3—10 основное внимание обращено на форму произведений: приступ, повествование, доказательства, заключение, размышления; возбуждение страстей, смеха; ясность речи, ее украшение, расположение слов; писание и поправки, произношение. Существенное внимание уделяется таким видам красноречия, как судебное, служебное (деловое) и торжественное, хвалебное.

Следует обратить внимание на то, как Квинтилиан определяет самое риторику и ее цель. Если древние греки определяли ее как «искусство убеждения», т. е. как воздействие на других людей, то римские риторы пишут: «Риторика — искусство говорить хорошо» (Квинтилиан), хорошо со стороны достижения коммуникации, понимания, и с позиций эстетики, украшения самой речи.

Вся дальнейшая история риторики в Европе заключена в пространстве, ограниченном этими двумя полюсами: на одном полюсе — воздействие на людей средствами мастерства речи, на втором — совершенство формы, украшение речи в эстетических целях.


Знаменитые ораторы Древней Греции и

Знаменитые ораторы Древней Греции и

Спарта была типичной олигархической республикой

Спарта была типичной олигархической республикой

Возрождения, в периоды социальных револю ций, когда в общественное движение вовлекаются миллион ные массы трудящихся

Возрождения, в периоды социальных револю ций, когда в общественное движение вовлекаются миллион ные массы трудящихся

По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины

По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины

Аристотель требует также хорошего владения языком и тщательной подготовки оратора к выступлению

Аристотель требует также хорошего владения языком и тщательной подготовки оратора к выступлению

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик

Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов

Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов

Книги отразили такие проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове

Книги отразили такие проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022