Лекция 3.
Тема 3. Третий шаг – интеграция деятельности музея в образовательновоспитательный процесс в соответствии с программой воспитания образовательной организации.
Содержательные компоненты музейной педагогики.
Слайд 1. Интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс в соответствии с программой воспитания образовательной организации.
Слайд 2. Основные вопросы лекции:
1. Содержательные компоненты музейной педагогики. Основные направления деятельности музея образовательной организации.
2. Методы, формы, приемы и средства организации воспитательной деятельности.
3. Технологии проведения экскурсий, организации выставок.
4. Критерии эффективности деятельности музея образовательной организации.
Слайд 3.
Как часть социокультурного пространства, образовательная среда музея, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта каждой личности.
Рассмотрим выделенные содержательные компоненты более подробно.
Понимание образовательной среды музея связано со становлением музейной образовательной деятельности и музейной педагогики, с их базовой установкой на развитие музейными средствами эмоциональной, познавательной и мотивационной сфер. Существующая взаимосвязь между исторически сложившимся пониманием образовательной деятельности музея и современным осмыслением значения музейной образовательной среды, позволяет сделать вывод о том, что эта специфическая среда, имеющая длительный опыт образовательной деятельности, являет особой частью социально-культурной среды. Образовательная среда музея, имея в своей основе в преобладающем большинстве случаев информационные принципы работы с посетителями, расширяет представление людей о картине мира и направлена на передачу узкоспециальных знаний. В музейной среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к прошлым эпохам, а также почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты (А. Робер).
Рис. 1. Содержательные компоненты музейной педагогики
Слайд 4.
Образовательная среда музея позволяет выстраивать многоуровневое взаимодействие взрослого и детей в пространстве современного искусства в форме диалога ребенка с самим собой: как автора и зрителя (Я – Я другой), ребенка – зрителя с автором художественного произведения (Я – Автор), ребенка – зрителя с иной культурой (Я – Культура) и разных культур между собой (Культура – Культура).
Выдающийся педагог начала XX века А.В. Бакушинский, рассматривая образовательную деятельность художественного музея как педагогический процесс, подчеркивал, что значительная роль в этом принадлежит педагогам, пред которыми стоят обязательные условия:
• знать историко-искусствоведческий контекст произведения;
• уметь самому переживать произведения искусства;
• учитывать психологические особенности группы.
В образовательном пространстве музея одним из «главных действующих лиц» выступает музейный педагог в роли и хранителя, и экспозиционера, и смотрителя, стоящего на службе музейных коллекций. Термин «музейный педагог», по одним источникам, впервые был предложен Г. Фрейденталем (1931), а по другим – К. Фризеном (1934). Любой музейный педагог заинтересован в том, чтобы музей стал стимулом для проявления каждого ребенка. Американский ученый Ф. Тилден рассматривает музейного педагога как интерпретатора, который заставляет каждую музейную вещь «разговаривать» с посетителями, а педагог, интерпретируя, стимулирует их общение, то есть, музейная интерпретация направлена на извлечение смысла предмета.
Музейному педагогу, как профессионалу, должны быть присущи следующие качества:
1) знание коллекций;
2) умение организовывать образовательный процесс;
3) хорошая ориентировка в экспозициях для оптимального выбора маршрута движения детей по музею;
4) способность легко варьировать и приспосабливать музейные программы к конкретной аудитории;
5) умение задавать вопросы и выслушивать ответы;
6) умение свободно общаться с аудиторией;
7) обладать знаниями в области возрастной физиологии, психологии и педагогики.
Слайд 5.
Ведущая деятельность музейного педагога направлена на приобщение ребенка к музейным ценностям. Но для соприкосновения с прекрасным личность должна обладать следующими способностями: быть грамотным музейным «зрителем», применять художественные способы познания и освоения мира; сопереживать и эмоционально откликаться на происходящее вокруг. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музейной культуры основано на способности музейного педагога «выбрать в музейной среде такие доминанты, которые развертываются в духовное пространство личности». Музейно-педагогическая деятельность педагога направлена на самосовершенствование ребенка и заключается в организации творческого процесса совместного поиска, в результате которого ребенок лично добывает знания, а педагог совершенствует свое педагогическое мастерство.
Задание.
Приведите пример фрагмента экскурсии для разных уровней с использованием конкретного музейного предмета.
При реализации любых программ в музее необходимо обеспечить несколько уровней взаимосвязи, представленных на рис. 2.
Рис. 2. Уровни взаимосвязи музейного педагога и ребенка в образовательном пространстве музея
Осуществляя познавательную деятельность в образовательном пространстве музея, музейный педагог должен выбрать методику, способствующую наиболее точной интерпретации новых музейных понятий. В образовательном пространстве музейная педагогика использует различные обучающие методики, опираясь на данные возрастной психологии, физиологии и педагогики.
Слайд 6.
Основные функции и формы деятельности МУЗЕЯ отражены в ПОЛОЖЕНИИ О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1. Интеграция деятельности МУЗЕЯ в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
3.2. Осуществление музейными средствами учебно-воспитательных задач на основе музейных коллекций.
3.3. Сохранение историко-культурного и природного наследия как национального достояния.
Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. В школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 17 февраля 2021 г.) определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3). Одним из принципов является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия и свободного развития личности. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками.
Слайд 7.
В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.
На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирование других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов:
Личностных:
− сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;
− готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− сформированность мотивации школьников к целенаправленной
познавательной деятельности;
− сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.
Метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;
− умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
− умение использовать различные ресурсы для достижения целей;
− умение устанавливать контакты с представителями социума;
− овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
− способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.
Предметных:
− приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках различных направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Приведенные виды и формы деятельности носят примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Слайд 8.
Музейная деятельность детей должна быть интегрирована в учебновоспитательный процесс. Через разные формы музей связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышается эффективность достижения образовательных результатов.
Можно выделить следующие взаимосвязанные направления совместной деятельности взрослых и детей: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. Каждое из направлений предполагает определенные виды деятельности обучающихся.
Слайд 9.
Формы работы с музейной аудиторией – это способы реализации культурнообразовательной деятельности музея. Все они обладают как устойчивостью, так и подвижностью. К базовым формам относятся экскурсия, лекция, консультация; в современной музейной практике активно используются также научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубная работа (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейный праздник, историческая игра. Их синтез и соединение с формами, заимствованными из других практик, становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие), что стимулирует расширение музейной аудитории и интеграцию музея в местное сообщество.
Задание.
Проведите ранжирование данных форм в порядке уменьшения популярности использования.
Слайд 10.
Ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея – экскурсия.
Порядок этапов для подготовки экскурсии.
1) определение цели и задач экскурсии;
2) выбор темы;
3) отбор и составление списка литературы;
4) определение источников экскурсионного материала;
5) отбор и изучение экскурсионных объектов;
6) составление маршрута экскурсии;
7) предварительный объезд или обход маршрута;
8) подготовка контрольного текста экскурсии;
9) комплектование «портфеля экскурсовода»;
10) определение методических приемов проведения экскурсии;
11) определение техники ведения экскурсии;
12) составление методической разработки;
13) составление индивидуального текста экскурсии;
14) прием (сдача) экскурсии; 15) утверждение экскурсии.
Слайд 11. Чек-лист к открытию музея.
ü Разработать рекламную продукцию (буклеты, путеводители, объявления, листовки, памятки, закладки и т.п.) и организовать рекламную кампанию музея в местной печати, телевидении.
ü Написать сценарий проведения экскурсии и провести официальное открытие музея.
Источники информации
• Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1992. – 66 с.
• Развитие музейного пространства с учетом целей воспитания (ссылка на видеолекцию)
• Актуальная информация о примерной программе воспитания
• Содержание, виды и формы деятельности в соответствии с Программой воспитания
HYPERLINK
"http://form.instrao.ru/bitrix/documents/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0% 9
• 0 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на
%
ступени основного общего образования D (презентация)
• МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Инновационные формы0 проведения образовательных экскурсий% »
• 9Музейная педагогика в культурно-образовательной и практической Dдеятельности личности
%
D
0
%
9
8
%
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.