Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
по учебному предмету ПО.02. УП. 02 «История изобразительного искусства»
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Учебный год: 2020– 2021 учебный год
Класс: 8 «А»
Преподаватель: Кириленко Людмила Григорьевна Для переписки: lyudmila.kirilenko@mail.ru
Тема: «Архитектура первой половины ХХ века»
В начале XX века архитектура развивалась в русле стиля модерн.
Модерн, стиль «прекрасной эпохи» погиб с началом Первой Мировой войны.
В период между Первой и Второй Мировыми войнами получил развитие новый стиль – функционализм. Из названия понятно, что среди трёх составляющих архитектурной постройки (польза, прочность, красота) этот стиль предпочитает функцию, то есть пользу. Ведь в разрушенных войной европейских странах остро стоял вопрос восстановления городов: людям просто негде было жить и работать. На первый план выдвинулась задача массового строительства.
Здание теперь ценится не за красоту или оригинальность решения, не за уникальность, а за удобство использования и быстроту возведения. Ещё лучше, если здание будет типовым, то есть по одному проекту можно будет выстроить сотни домов. Начиналась эпоха массового строительства, которая продолжается, по сей день.
Архитекторы разрабатывают тип многоквартирного дома для рабочих, застройку пригородных посёлков, городских районов, а также учебные, офисные и промышленные здания. Впервые они стремятся проектировать город как единое целое, построенное по заранее определенному плану.
Такие проекты появились ещё в начале ХХ века. Тогда они казались утопическими, то есть изначально неосуществимыми, возможными только для воображения. Ведь европейские города стояли столетиями, и ломать их в угоду новым потребностям никто не собирался. Война сделала это. Теперь архитекторам-функионалистам представилось широкое поле деятельности. Они могли осуществить часть своих идей (не все: многие так и остались в проектах, им помешала Вторая Мировая) Важный вклад в развитие современного движения внесли архитекторы Ле Корбюзье, Валтер Гропиус, Мис Ван дер Роэ.
Архитектор Валтер Гропиус создал Высшую художественно-промышленную школу Баухауз (нем. дом строительства) и стал её первым руководителем. Она возникла в немецком городе Веймаре. В 1925 году школа была переведена в Дессау, где для неё было построено здание по проекту В.Гропиуса и А.Майера. Его можно считать образцом функционализма.
Здание асимметрично, имеет свободный план. Связанные между собой корпуса отражают чётко определенные функции. Белый шестиэтажный корпус общежития связан одноэтажной перемычкой с учебными корпусами. В перемычке располагаются столовая и актовый зал. Особенно выделяется корпус мастерских. Три его высоких этажа с трёх сторон образованы прозрачными стенами, подвешенными на металлических рамах к консолям перекрытий. Железобетонные столбы каркаса несколько отодвинуты вглубь, что создаёт эффект парения стеклянной перегородки. Корпус лекционных аудиторий прорезан ленточными окнами. Тёмная горизонталь цокольного этажа равномерно проходит через всё здание.
Баухауз в Дессау организован как эффективная объёмно-пространственная композиция, подчинённая ритму вертикалей и горизонталей. План здания ассиметричен, поэтому с разных точек зрения оно выглядит по-разному. Различные функции здания (жилая, учебная, административная) строго разграничены в пространстве и в то же время связаны между собой. Рациональное, техническое приобретает образное звучание.
В Баухаузе в разное время преподавали такие известные архитекторы, дизайнеры, художники как Л. Мис ванн дер Роэ, И иттен, Л. Моголи-Надь, О. Шлеммер, В. Кандинский, П. Клее. Они считали, что с помощью архитектуры и дизайна можно преобразовать общество, решить социальные проблемы. Впервые архитекторы ставили перед собой такие масштабные, значительные задачи.
Одним из лидеров функционализма и самым известным его представителем стал французский архитектор Шарль Эдуар Жаннере, известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он оказал влияние на архитектуру XX в. и как практик , и как теоретик, как общественный деятель и организатор. Он сформулировал свои принципы в статье «Пять отправных точек архитектуры». Многие из них использовались и другими архитекторамимодернистами.
Все «пять точек» основаны на применении в строительстве железобетона и металлического каркаса. Железобетон – материал очень прочный, способный выдержать большие нагрузки. И одновременно достаточно дешёвый и простой в изготовлении. Он долговечен: при бетонировании несложно получить любую форму конструкции. Железобетон может быть сборным и монолитным, но в любом случае стальной каркас заливают жидким бетоном. После застывания конструкция может использоваться.
Первое изобретение Ле Корбюзье – дом на опорах. Он даёт возможность разгрузить поверхность земли и поднять над ней все полезные функции здания. Опоры представляют собой конструктивный «скелет», каркас здания. В своей практике Ле Корбюзье постоянно применял этот приём. Массивный верх опирался на лёгкий, «сквозной» низ, что противоречит традиционной тектонике зданий )тяжёлый низ, легкий верх).
Следующий пункт – свободная композиция фасадов. Благодаря использованию каркасной конструкции стены здания перестают быть несущими (несущим становится каркас). Поэтому их расположение снаружи и внутри может быть произвольным. Композиция фасадов может быть асимметричной, внутренняя планировка – свободной: в интерьере стены и перегородки могут размещаться в любых местах. А значит, можно планировать и зонировать пространство здания исходя из функции, из того, как предполагается его использовать.
Свободная компоновка фасадов позволяет использовать ленточные окна. Окно никак не связано с конструктивным скелетом здания и может иметь любые пропорции и размеры. Ле Корбюзье нередко вытягивал окна лентой вдоль всего фасада, стыкуя их вплотную, без промежутков. Возможно также сплошное остекление, то есть превращение стены в прозрачную перегородку.
Ещё один пункт – плоские крыши. Идея была почерпнута архитектором во время восточных путешествий. Она предполагает устройство эксплуатируемой кровли, превращаемой в дополнительный открытый этаж.
Помимо этих принципов, для самого Ле Корбюзье и других архитекторовфункционалистов характерно тяготение к простым геометрическим формам и объёмам. Они отказались от орнамента и любых декоративных элементов. В раннем творчестве архитектора преобладал белый цвет стен, что связано с представлениями о гигиене и здоровом режиме освещённости (обилие света).
Ряд известных построек Ле Корбюзье 1920-30-х гг.представляет собой воплощение этих идей. Таковы вилла Савой в Пуасси (Франция), павильон «Эспри нуво» на выставке 1925 г. И другие.
Вилла Савой была построена среди сельского пейзажа на тонких бетонных сваях. Расположенные на разных уровнях террасы, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, ракурсы, открывающиеся и меняющиеся при движении, неожиданные виды в просветах между частями здания – эти приемы основаны на принципе «пространство во времени».
Эффектное сочетание объёмов и форм – прямоугольных и скруглённых, крупных и мелких, ярко освещённых и затенённых – воспринимается как переведённая в пространственную форму абстрактная картина, обитаемый арт-объект. В основе композиции лежит геометрически чёткая сетка расстановки опор, продуманное распределение функций, стремление связать здание с природным окружением, впустить внутрь свет, воздух, вид прилегающего луга и деревьев.
Для определения размеров дома и его элементов архитектор применил изобретенную им модульную систему – модулор – систему дополнительных пропорций, основанных на принципе «золотого сечения». Здание оказало огромное влияние на развитие следующего поколения архитекторов.
После второй Мировой войны почерк Ле Корбюзье меняется. Он предпочитает монолитный железобетон, оставленный снаружи без обработки, так называемый «грубый бетон». Поэтому этот этап называют брутализмом (от фр. грубый). Облик зданий становится более массивным.
В это время актуальной для Европы была идея нового, частично
обобществлённого жилища (многоэтажного дома). Реализовалась впервые Ле Корбюзье в жилом доме в Марселе - марсельская жилая единица (Unité d'Habitation) — семнадцатиэтажный единый комплекс в Марселе (1945—1952) расположен среди парка на бульваре Мишле. Ориентация квартир — восток — запад, на север» (в сторону мистраля) выходит глухой торец. Здание поднято на мощных опорах. Оно включает 337 квартир 23 различных типов (квартиры для холостяков, для мало- и многосемейных), обслуживаемых пятью коридорами— «внутренними улицами», средняя из которых, торговая, связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, размещенными в доме.. Квартиры расположены в двух уровнях, что позволило разместить коридоры через два этажа и дало возможность резко дифференцировать комнаты по высоте, внести в интерьер жилища пространственные контрасты.
Марсельский дом — это эксперимент с целой серией идей в области стандартизации и современных методов строительства и вместе с тем плод градостроительной концепции, определяющий принцип которой — свободная постановка в пространстве многоэтажных зданий. Это и опыт организации средствами архитектуры определенного образа жизни с заданным соотношением индивидуального и коллективного. Архитектура дома активна и красноречива. Она не только формирует быт жильцов, но и страстно апеллирует к их духовному миру, утверждая свое право на то, чтобы быть «искусством в его высшем выражении».
Дом в Марселе выполнен из монолитного железобетона. На наружной поверхности намеренно оставлены следы деревянной опалубки, которые придают ей специфическую фактуру. В отделке лоджий использованы яркие пятна, жёлтого, красного цветов, складывающиеся в композицию наподобие полотен П.Мондриана.
В поздних работах Ле Корбюзье рациональность и геометричность сменяются пластичностью, плавными переходами и скруглениями, которые навеяны природными ассоциациями: совершается переход от функционализма к экспрессионизму. Такова церковь Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Она была построена на месте храма, разрушенного в годы Второй Мировой войны. Образ церкви был навеян архитектору панцирем краба.
Здание органически вписывается в ландшафт, задумано как его продолжение, увенчивает вершину холма и, вместе с тем, противостоит зелени окружающего луга. Храм построен из армированного бетона, однако его каркасная основа скрыта в толще стен. Намеренно создан эффект массивной тяжеловесной постройки, напоминающей о крепостной мощи романских церквей. Поверхность стен снаружи покрыта цементной штукатуркой внабрызг и побелена. Храм имеет асимметричный план с рядом скруглений, фасады непараллельны: северная и западная стены слегка выпуклы, южная и восточная – вогнуты. Объём настолько сложен, что воспринимается лишь в обходе, при смене точек зрения.
Особую выразительность зданию придаёт кровля, заострённая на углу. С некоторых точек зрения она напоминает палатку или парус корабля. Усиливают выразительность силуэта три башнеобразных выступа. Объем здания заставляет обойти вокруг, подчёркивает взаимодействие с ландшафтом. Однако интерьер противопоставлен наружному пространству. Свет проникает внутрь через южную стену, которая прорезана прямоугольными окнами разных размеров и пропорций, свободно разбросанных по фасаду. Стена сделана преувеличенно толстой, свет словно с усилием прорезает толщу материи. Но перекрытие потолка приподнято над стеной, и в промежутке между ними устроено узкое окошко, полосой света зрительно приподнимающее потолок над интерьером, делающее его легким.
Большую роль в сложении форм современной архитектуры сыграло творчество немецкого архитектора Людвига Миса ван дер Роэ. После прихода в Германии к власти нацистов он переехал в США и там стал разрабатывать архитектуру высоких зданий. Образцом для множества более поздних подражаний послужило построенное им здание фирмы Сигрэм в Нью-Йорке (Сигрем-билдинг).
В основу этого 38-этажного корпуса высотой около 160 м положен железобетонный каркас. Стены образованы пластинами тёмного солнцезащитного стекла.
Междуэтажные перекрытия снаружи облицованы металлом. Вертикальные членения здания подчёркнуты металлическими профилями, покрытыми бронзой. Нижний этаж выше остальных и имеет уменьшенную площадь, «отступает» вглубь здания. Благодаря этому с двух сторон опоры оставлены открытыми, образуя две галереи-лоджии. Внутри все помещения группируются вокруг ствола лифтовых и инженерных коммуникаций. Перегородки, разделяющие офисы, могут трансформироваться. Микроклимат поддерживается системами кондиционирования. Окна не допускают проветривания: здание замкнуто идеальной оболочкой. Сочетание материалов изыскано и придаёт небоскрёбу представительный вид.
Сигрем-билдинг – сооружение дорогое и узнаваемое. Однако оно послужило образцом для сотен офисных зданий по всему миру. В сознании людей такие постройки связаны с господством большого бизнеса, триумфом рациональности и техницизма.
Еще одно важное явление архитектуры первой половины и середины XX века – органическая архитектура. Её создатель и лидер – американский архитектор Фрэнк
Пенсильвания, названная «дом над водопадом». Здание возведено в живописной местности как загородный дом для отдыха. Райт стремился сделать своё творение частью природной среды, по возможности нисколько её не нарушив.
Архитектор избрал для строительства участок так называемого Медвежьего ручья, расположив дом прямо над водою. Высокие пороги горной реки с небольшим водопадом стали неотъемлемой частью ансамбля. Здание словно вырастает из скалы, на которую опирается. Его композиция, построенная на эффектных сочетаниях вертикалей и горизонталей, кажется частью естественного ландшафта. Использованный в кладке опорных конструкций камень местного происхождения уложен горизонтальными слоями, создавая впечатление сланцевой породы. Тонкие железобетонные перекрытия, в разнообразном ритме смещённые друг относительно друга, имеют большие выносы и создают эффект парения этажей-террас. Энергичные сопоставления вертикалей и горизонталей, выступов и углублений, открытых и закрытых элементов композиции придают постройке выразительность и, вместе с тем, направлены на стирание границы между внешним и внутренним пространством. Основные помещения дома группируются вокруг отопительного ядра. В гостиной первого этажа скала частично заменяет пол, а массивные валуны, добытые на строительной площадке, использованы для устья камина. «Дом над водопадом» удивительно красив и необычен. Постройка оказала огромное влияние на архитектуру XX века.
Наиболее значительной постройкой Райта послевоенного времени стал НьюЙоркский музей современного искусства Соломона Гугенхейма. Развивая идею непрерывности жизненных процессов, он спроектировал выставочное пространство в виде расширяющегося вверх спирального пандуса, на стенах которого расположены экспонаты. Завершается эта спираль, состоящая из восьми витков, остеклённым куполом-фонарём. По замыслу архитектора, посетители должны начинать осмотр экспозиции сверху, предварительно поднявшись туда на лифте.
В архитектуре первой половины и середины XX века были и другие направления, рассказ шёл о самых значительных.
1. Почему функционализм в архитектуре возникает после Первой Мировой войны? В чём состоят его главные задачи?
2. Как реализуются принципы функционализма в здании Баухауза в Дессау?
3. Как ты думаешь, действительно ли с помощью архитектуры и дизайна можно преобразовать общество, решить социальные проблемы? Обоснуй своё мнение.
4. Перечисли «пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье. Понаблюдай за архитектурой нашего города, улицы. Какие из этих «точек» (принципов) она использует?
5. Что такое брутализм? Почему Ле Корбюзье назвал свой 17-этажный дом в Марселе «жилой единицей»?
6. Какое здание, спроектированное Л. Мисом ванн део Роэ, послужило образцом для большинства высотных офисных зданий мира? Где оно находится? Как выглядит?
7. Что такое органическая архитектура? Назови имя создателя этого направления.
Ссылки по теме:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D 0%BE%D0%B9
http://corbusier.totalarch.com/villa_savoye
https://ru.qwe.wiki/wiki/Le_Corbusier
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/282/77282/58376?p_page=3
http://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_marseille
https://artchive.ru/pietmondrian
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%80-%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B4%D1%8E-%D0%9E
http://delovoy-kvartal.ru/kapella-notr-dam-dyu-o/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.