Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
по учебному предмету ПО.02. УП. 02 «История изобразительного искусства»
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Учебный год: 2020– 2021 учебный год
Класс: 8 «А»
Преподаватель: Кириленко Людмила Григорьевна Для переписки: lyudmila.kirilenko@mail.ru
Тема: «Фовизм и его основные представители»
Первым «измом»XX столетия стал фовизм. Он был впервые отмечен в Париже на Осеннем салоне 1905 года и «сошёл на нет» в 1908 году. Биография фовизма как направления продлилась всего три года, однако творческая биографии каждого из художников была длительной и разнообразной. Все представители фовизма лишь на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, чтобы работать независимо и обособленно. Однако фовистская манера распространилась по многим странам за пределами Франции: в Германии, России, скандинавских государствах. Фовизм стал течение, знаменовавшим окончательный переход от стиля модерн к авангарду.
Как и многие названия в истории искусства, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. В газете «Жиль Блаз» в октябре 1905 года журналист Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Осеннего Салона (ежегодной выставки произведений искусства, проводимой в Лувре). Среди картин Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Оттона Фриеза был помещён торс работы скульпторанеоклассициста Альберта Марке. Воксель сказал о нём, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив итальянского мастера эпохи Возрождения новой, яркой по цвету живописи.
Художники ничуть на это не обиделись, напротив, они приняли новое имя. Но близкого сходства между ними не было. Ведь скоро к первым фовистам присоединились ещё Жорж Руо, Рауль Дюфи, Жорж Брак, Кес ванн Донген, мастера очень самостоятельные и оригинальные. У них не имелось единой программы, они были скупы на высказывания. Только позже, десятилетия спустя, они стали говорить в статьях и интервью об этом периоде своего творчества. Тогда же, в 1905-м, это был чистый эксперимент с яркими несмешанными цветами, с восприятием цвета на полотне.
Фовисты решительно и окончательно отвергли приёмы живописи XIX века. В искусстве они абсолютно не стремились подражать реальности, а тем более решать какието серьёзные общественные вопросы. В их картинах не следует искать темы, проблемы, сюжета. Дерен в письме к Вламинку писал: « Я уверен, что реалистический период в живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается…». Как и другие художники начала нового столетия, фовисты считали, что в реалистической картине живопись всегда второстепенна, она лишь способ выражения содержания, передачи идей. И для художника, и для живописи такое положение обидно и унизительно. Художник оперирует цветами и формами. И не потому, что с их помощью желает о чем-то рассказать. Цвета и формы важны и ценны сами по себе. Это не язык живописи, это и есть сама живопись.
Однако зрителям, воспитанным в традициях реализма, да и многим художникам трудно это понять. И тогда фовисты идут в лобовую атаку. Они настолько усиливают, педалируют свою идею, что она непременно будет замечена, не останется втуне. Это как резкий удар по сложившимся стереотипам. Конечно, вовсе не обязательно делать колорит таким «диким», можно его и сгармонизировать. Но это будет после. А переход искусства на качественно новый уровень невозможен без подобных ударов, сломов.
Признанным главой группы стал Анри Матисс, старший среди своих товарищей и имевший самое универсальное дарование. В Салоне 1905 года Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие». Она написана под влияние пуантилизма, но не точками, а яркими, контрастными по цвету мазками. Здесь же висела «Женщина в шляпе», написанная мощными крупными пятнами открытых цветов. Это портрет супруги художника Амелии Матисс, державшей в ту пору шляпную мастерскую.
Оглушающая мощь красочных пятен словно натягивает холст, делает его тугим и жёстким, вибрирующим, гудящим от цветового напряжения. Кажется, что цветовые пятна и плоскости не связаны с формами головы и тела. Но если смотреть на портрет просто как на цветовую композицию, они складываются в жёсткую конструкцию. Эта цветовая конструкция образует своего рода второй портрет героини. Впервые в истории живопись существует только ради живописи, не заботясь ни о сюжете, ни об идее, ни о внешнем сходстве с натурой, создаёт мир чистых и радостных цветов на плоскости холста.
Эта свобода самовыражения открыла каждому из художников-фовистов путь к пониманию собственной индивидуальности. Не прошло и пяти лет, как мастера стали абсолютно разными. Только Матисс, казалось, изменился меньше всех; на самом деле он просто раньше других нашёл самого себя.
Фовисты не считали принципиальным: работать с натуры, по памяти или по воображению. Главное – добиться максимальной энергии цвета. Цвет должен вызывать сильные реакции. В использовании его хотелось найти абсолютный предел. Фовисты искали предельного красного, жёлтого, синего, белого. Цвет был, скажем, не просто синим, но самым синим, какой только возможен. Поэтому от пуантилизма они пошли к мощьным цветовым аккордам больших пятен, предельно обобщая форму. Такая обобщённость формы не нуждается в светотени, воздушной среде и перспективе.
Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но, в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо таки «небесные пожары». Многие художники писали, густо накладывая краски на холст, замешивали краски нарочито грубо. Любимыми сочетаниями стали помещаемые рядом взаимодополнительные цвета –зелёные и красные, жёлтые и фиолетовые. Напряжённые контрасты появлялись за счёт ярких цветовых теней и рефлексов. Активно использовали фовисты и цветовой контур, открытый до них Ван Гогом и Тулуз–Лотреком. Он обособлял одну форму от другой, помогал их систематизировать. Контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов. Контур усиливал силуэтность и экспрессию.
Жанры фовистов вроде бы традиционны. Главный из них – пейзаж, который выдвинулся на первые роли со времён Барбизонской школы и импрессионистов. Большое значение имел портрет: художники писали себя, друг друга, своих родных и знакомых. Вслед за Дега и Лотреком они интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Тут появился гротеск, краски становились едкими. Таковы «Бар» и «Танцовщица Мулен Руж» Вламинка, «Антония Ла Кокинера» Ва Донгена, «Акробат» Дюфи, клоуны Руо.
Фовизм подводил итоги стиля модерн, «прекрасной эпохи» и указывал дальнейшее движение, причём не только в живописи. Вламинк говорил, что он хотел бы совершить переворот «в нравах обычной жизни», а Дерен сравнивал колорит с динамитом. В переписке художников обсуждались проблемы анархизма, а за Ван Донгеном и Дюфи следила полиция, подозревая их в неблагонадёжности. Фовисты читали или слушали лекции популярного философа А.Бергсона. Особое внимание он уделял творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нём природой. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется».
Художниками владело желание строить новый мир, однако, давая волю фантазии, они находили возможность «советоваться с натурой». Лучшие работы А.Дерена периода фовизма построены на сочетании розовых, фиолетовых, пурпурных, синих и желтых тонов. Это виды Лондона, портреты и обнажённые фигуры на пленэре. К нему был близок М. Вламинк: он писал темпераментно, смело бросая на полотно подвижные мазки контрастных тонов. Он – самый «дикий из диких». Кес ванн Донген, талантливейший колорист, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими огромными глазами и алым ртом. Он виртуозно умел передать блеск шёлка, бархатистость фетра огромных шляп, пудру на розовой коже.
Но французские художественные объединения не отличались замкнутостью или фанатизмом, что порой было свойственно футуристам в Италии, кубофутуристам и супрематистам в России. При всей неустроенности собственного быта французы всегда исповедовали радостную свободу поиска, весёлое любопытство и истинную страсть к своему ремеслу.
Перемены наметились к 1908 году. Многих фовистов заинтересовал кубизм.
Особенно увлёкся ми Жорж Брак. Отказываясь от прежней манеры, художник сказал, что «невозможно всё время находиться в пароксизме». Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, выверенное. Большое значение приобрёл лозунг «Назад к Сезанну», тем более, что осенью 1907 года в Париже была открыта посмертная выставка «отшельника из Экса». Пластическая цельность формы, конструктивность, чувство колористического единства произвели впечатление на всех фовистов. Краски их стали сдержаннее. Марке стал работать преимущественно в области пейзажа, стремясь сочетать воздушность импрессионизма с красочностью фовизма. Матисс опубликовал в 1908 году «Заметки живописца», подводя итоги сделанному и намечая пути дальнейшего развития.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками, скульпторами. В разное время они увлекались кубизмом, неоклассицизмом, экспрессионизмом, реализмом. Они занимались оформлением спектаклей, модой. Однако ещё в начале 1900-х годов среди них решительно выделялся Анри Матисс, личность не только одарённая, но и художественно универсальная.
1. Когда возник фовизм? Откуда взялось само слово?
2. Кто из художников принадлежал к фовизму? Перечисли.
3. Каковы основные принципы фовизма? В чём их отличие от принципов импрессионизма?
4. Как понимать высказывание Дерена «Я уверен, что реалистический период в живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается…»?
5. Какого эффекта добивались фовисты, помещая рядом взаимодополнительные цвета? Почему они часто использовали контурную обводку – чёрную и цветную?
6. 6. Что такое анархизм? Как ты считаешь, действительно ли его можно напрямую связать с фовизмом?
Ссылки по теме:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B C
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B2%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%81, _%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8 %D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BA,_%D0%96%D0%B E%D1%80%D0%B6
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD,_%D0%9 0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B3%D0%B0,_%D0%AD%D0% B4%D0%B3%D0%B0%D1%80
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%B7-
%D0%9B%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D 0%B8_%D0%B4%D0%B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BE %D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8
https://www.youtube.com/watch?v=aBjFk7FKTAw
https://www.youtube.com/watch?v=lQrqFpefvGo
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.