лекция к курсам ппк-проблемы современного педагога

  • doc
  • 08.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Lektsia_6_проблемы современного педагога.doc

Лекция № 6. Стратегия и практика выживания учителя-исследователя в современной школе.

Опережающее задание:

1.    Вспомните, о чем мы с Вами говорили на лекции № 3 «Европейские методы, формы, приемы и навыки проектной деятельности».

Учитель-исследователь европейского уровня должен уметь:

1.Провести дебаты, дискуссию, «мозговой штурм», дать подлинную свободу слова учащимся на уроке.

2.Сформировать школьный музей.

3.Провести конференцию, круглый стол, семинар по гуманитарным дисциплинам.

4.Руководить групповыми, индивидуальными проектами школьников и учителей.

5.Быть председателем методического объединения.

6. Поощрять социальные инициативы школьников.

7. Смотреть позитивно и высоко на жизненные проблемы на самом высоком уровне.

2.    Подумайте, как можно построить особую модель адаптированного обучения в школе и Вузе, наподобие лучших европейских традиций, чтобы учитель-исследователь чувствовал себя комфортно?

Следует помнить, как уже не раз было сказано, что проекты обуславливают познавательную и творческую, деятельностную активность. Поэтому учитель-исследователь (занимающийся наукой, аспирант, докторант) должен быть мотивированным, организованной личностью, владеть высокой культурой исследований. Он обязан уметь доказывать свое право на творческий отпуск, организацию проектной группы и т.д.

Риски: взаимопроникновение в проблемы исследования, когда творческий подход («в целом», или нонконформизм) заменяет объективность. Нельзя испытывать негативное отношение, чувствовать надменность по отношению к реалиям школы. В противном случае отношение вернется к Вам «бумерангом». С Вами перестанут «считаться», Вас будут не выпускать на научные мероприятия, в конечном итоге, не дадут возможности «защититься» и т.д.

В современной школе проще дать 1,5 ставки и зарплату в 25-30 тысяч рублей, чем оценить его научные исследования, потенциальные и реальные заслуги и платить из премиального фонда до 40-60 тыс. рублей. Ситуация отягощается авторитарным, тоталитарным настроем директора, администрации, традиционными тяготами коллектива (в первую очередь, субъективностью), равнодушием районных методистов. Процент защитившихся аспирантов, работающих в школах, неуклонно падает.

Стратегия выживания, решения проблем проста. Как говорили древние мудрецы, надо принять основную вину при любом анализе на себя. Не должно быть «отдельного» «перетягивания» одеяла на себя. Нужно все время развиваться, стремиться к совершенствованию, успеху. Абсолютно правильно Парция Нельсон говорил: «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности».

Учитель--интеллигент, а особенно, исследователь--интеллигент и поэтому он не должен себе позволять сплетни, «очернение репутации» коллег, подчиненных, обиды, интриги. Поэтому стремитесь к прогрессивной работе как предметника, занимайтесь исследовательской деятельностью с детьми. Но никогда не опускайтесь до уровня Ваших конкурентов, мешающих Вам работать. Последнее пожелание: работайте системно и изучайте европейские методы и приемы и Вам не будет равных!

Этапы деятельности уч-ся

Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Мини-проект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты

 

Основные понятия, определения которые должен знать наизусть молодой учитель-исследователь

Категории, которые он обязан применять:

                              I.           Стратегическое мышление;

                           II.           Интеграция, инклюзирование, инвариантность, интерактивность;

                       III.           Адаптированность

                        IV.           Мотивация

                           V.           Проективное мышление

                        VI.           Объективное саморазвитие, самооценка.

1.     Проект отличается от исследования деятельностный составляющей и ориентацию на практический результат, а исследование более предполагает научный процесс.

2.     Выбрав тему, важно уяснить, в чем заключается цель, конкретные задачи и аспект ее разработки.

3.     Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель неразрывно связана с актуальностью проводимого исследования, формулируется после ее изложения и включает в себя, что конкретно будет выполнено автором, какая задача будет решаться в работе. Цель исследований обычно излагается в виде одного или двух предложений и отражает последовательность тех предполагаемых действий, которые предпримет автор, чтобы достигнуть конечного результата. Различают следующие пути достижения цели: общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные.

Задача представляет собой шаг, звено, этап достижения цели: обобщение результатов, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта. Это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Причем, если цель исследования определяется общим состоянием изучаемой проблемы, то задачи исследования логические вытекают из цели исследования и учета требования практики.

Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. По существу, научная гипотеза - это предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования, это описание продвижения исследователя к цели, это развернутое предположение, своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления, благодаря которой происходит открытие нового в науке.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: “Если ..., то ..., так как...”. Первая часть гипотезы содержит формулировку условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы, вторая часть гипотезы показывает предположительный результат будущего исследования, и третья часть гипотезы заключает теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.

 

Формулирование гипотезы требует от исследователя терпения, интеллектуального напряжения, гибкости мышления.

Рефлексия по результатам исследований:

Готовы ли вы к исследовательской работе?

Понравилась ли Вам тренинговая форма работы?

Желаете ли Вы, чтобы мы продолжили тренинги по проектной деятельности?

Какие упражнения Вам запомнились больше всего?

Что Вам не понравилось в тренинге?

  1. Виды исследовательских работ

Форма

Структура

УЧИТЕЛЬ 2

Доклад

в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения.

УЧИТЕЛЬ1

Тезисы доклада

основные положения доклада; основные выводы и предложения;

УЧИТЕЛЬ 2

Научная статья

заголовок;

вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу;

УЧИТЕЛЬ 1

Научный отчет

краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

детальная характеристика применявшихся методов;

существование новых научных результатов;

заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

выводы и предложения;

УЧИТЕЛЬ 2

5.      

Как опытный исследователь может помочь юному исследователю написать хорошую работу (по материалам МГУ им. М.В. Ломоносова).

Как помогать школьнику выполнить научно-исследовательскую работу. Как подготовиться к научной конференции. Как попасть на российскую и зарубежную конференцию высокого уровня.

Выполняя научное исследование, Вы приобретаете навыки самостоятельного творчества, которые, по нашему убеждению, будут Вам полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Дело в том, что современная школа "загружает" Вас большим объёмом изучаемого материала, который подаётся механически, при этом упор делается на память, а не на осмысление материала. Однако в современном мире крайне важно обладать навыками самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения. Вот почему выпускники лучших школ страны, таких как СУНЦ МГУ, становятся не только учёными, но и политиками, бизнесменами, банкирами. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.

Выполняя исследовательскую работу, Вы сможете найти себе дело по душе, понять, какое Вам понадобится образование в дальнейшем. Проведя исследование, Вы сможете принять участие в научной конференции школьников у нас в стране или за рубежом, познакомиться и подружиться со своими талантливыми сверстниками и побывать в интересных местах.

Как выполнить исследование

Перед началом исследования определитесь с тем, что Вы хотели бы изучить, то есть с областью исследования (физика, математика, и т.д.). Оцените имеющиеся у Вас ресурсы: кто будет Вашим руководителем и где Вы будете находить нужную Вам информацию (доступ к книгам, Интернету), каким оборудованием и вычислительной техникой Вы располагаете. После чего Вам необходимо выбрать тему исследования. Чем нужно руководствоваться при выборе темы? Выбор темы - это прерогатива руководителя работы, Вам её могут просто предложить. Соглашайтесь, руководитель обычно понимает, что из какой темы получится за то время, которым Вы располагаете. Но не поленитесь внимательно посмотреть примеры работ школьников, которые имеются на сайтах школьных конференций и на этом сайте: узнав, что смогли сделать Ваши ровесники, Вы лучше поймёте, что будет по силам Вам.

Если Вы только начинаете исследование и в Вашем распоряжении нет близко расположенного университета, а есть только родная школа, Вам придётся в большей степени рассчитывать на свои силы и, если понадобится, наши консультации. Тогда мы рекомендуем Вам ознакомиться со списком работ, которые выполняли участники наших летних школ. Эти работы достаточно просты, но они содержат все элементы настоящего научного исследования. Вы можете легко повторить их, привнеся при этом что-то своё. Помните, что задача школьника - отнюдь не потрясти основы науки своим открытием (это Вы сделаете, окончив школу, университет и много поработав), а приобрести необходимые навыки, которые Вам так помогут в будущей профессиональной деятельности. Вы также можете принять участие в одной из наших каникулярных школ и начать своё исследование под нашим руководством.

Если Вы уже выполняете работу, то Вам нужно обратить особое внимание на две вещи. Во-первых, работа должна быть методически грамотной, а результаты - правильно обработанными (ну, например, если у Вас результаты представлены в виде графиков, то на них обязательно должны быть нанесены погрешности). Здесь Вам неоценимую помощь окажет Ваш руководитель. Вы также можете обращаться к нам с любыми вопросами. Во-вторых, Вам нужно выбрать конференцию, на которой Вы сможете представить Ваши результаты научному жюри и Вашим сверстникам, а также узнать, что их интересует в науке. Конференций проводится много и очень разного уровня. Постарайтесь быть честны перед самим собой и выступить не на той конференции, где раздают красивые дипломы всем подряд, а на той, где Вы сможете получить реальную оценку Вашей работы и, что важнее, доброжелательные замечания и рекомендации на будущее. Мы рекомендуем список таких конференций. Кроме того, мы рекомендуем ознакомиться с примерами работ наших учащихся, выступавших с докладами.

Чем хорошая работа отличается от плохой

Только одним - тем, что автор хорошей работы является Хозяином своей работы. Это означает, что он хорошо понимает суть проведённого исследования. Для того, чтобы понять, являетесь ли Вы Хозяином своей работы, попробуйте ответить на вопросы:

1.   Что из результатов Вашей работы было получено лично Вами?

2.   Чем отличается Ваш метод исследования от других методов?

3.   Как устроен прибор, которым Вы пользовались?

4.   Что обозначают величины, входящие в используемые Вами формулы?

5.   На каких фундаментальных законах базируется Ваша теория?

Работа однозначно плоха, если:

1.   она является рефератом, то есть Вы просто пересказываете то, что прочитали в какой-то книге или нашли в Интернете;

2.   Вы добросовестно ходили в какую-то лабораторию, и Ваш руководитель дал Вам пересказать что-то из его работ, при этом Вы не всё там понимаете.

Глубоким заблуждением, распространённым среди школьников, является мнение, что "настоящая" работа - это та, где много сложных формул, малопонятных определений. Или что она должна быть выполнена "на самом краю современной науки". Как правило, лучших мест удостаиваются те школьные работы, где установки собраны "на коленке" и как раз там, куда брезгует войти "взрослая" наука. Но при этом автор и является тем самым Хозяином.

И не стесняйтесь побеспокоить нас, если у Вас возникнут конкретные вопросы.

Что должно быть в Вашей работе

Выполнив работу, напишите тезисы (не более 1 страницы), в которых обязательно должно быть чётко и ясно отражено следующее:

1.   Постановка задачи. Цель выполнения работы.

2.   Состояние дел в данной области до Вашего исследования (или ссылки на литературу).

3.   Метод исследования. Используемые подходы.

4.   Перечень основных полученных результатов.

5.   Выводы к работе, её перспективы.

Если Вы не можете чётко ответить на какой-то из этих вопросов, Вам необходимо поразмышлять на эту тему. Написав по абзацу на каждый пункт, Вы получите ТЕЗИСЫ своей работы и можете выбрать конференцию, на которой представите результаты.

Где можно представить результаты своей работы и как это сделать

Рекомендуем ознакомиться со списком хороших конференций, на которых Вы можете представить полученные Вами результаты. Каждая конференция имеет свои требования по срокам представления заявок и оформлению материала, с которыми Вы можете ознакомиться на соответствующем сайте.

Вопросы:

1.     Сколько предпочитают возможности давать среднему учителю, который не имеет возможности проработать исследовательский материал для того, чтобы он не успевал заниматься критическим мышлением:

1)1,5 ставки;

2)2,0 ставки;

3)1 ставка;

4)1, 25 ставки.

2. Как организовывается конференция?

3. Категории, которые учитель-исследователь обязан применять, напишите недостающую:

                              I.           Стратегическое мышление;

                           II.           Адаптированность

                       III.           Мотивация

                        IV.           Проективное мышление

                           V.           Объективное саморазвитие, самооценка.

4.Проект отличается от исследования деятельностный подход и…

5.Как выполняется исследование (подход МГУ)?


Скачано с www.znanio.ru