1. Понятие и виды налогового контроля
Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов, направленных на обеспечение соблюдения налогового законодательства и налогового производства.
Налоговый контроль включает в себя:
наблюдение за подконтрольными объектами;
прогнозирование,
планирование,
учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Виды налогового контроля
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);
негосударственный контроль:
внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов;
внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов РФ.
По времени проведения налогового контроля различают:
предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
текущий (оперативный) контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.
В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;
фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.
Формы проведения налогового контроля
Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
проверка данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода;
другие формы, предусмотренные НК РФ.
Основная форма проведения налогового контроля — налоговая проверка.
Налоговые проверки подразделяются на
камеральные
выездные.
Они могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
Постановка на учет в налоговых органах
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу.
Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах:
по месту нахождения организации
месту нахождения ее обособленных подразделений;
по месту жительства физического лица;
по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику (организации или физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Постановка на учет организации по месту нахождения или индивидуального предпринимателя по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц или реестре индивидуальных предпринимателей, в установленном Правительством РФ порядке.
Министерство финансов РФ определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.
С 2007 г. физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
Обязанности по сообщению в налоговые органы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков, возлагаются на органы юстиции; советы адвокатских палат субъектов РФ; органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния физических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, транспортных средств; органы опеки и попечительства; иные органы (ст. 85 НК РФ).
Свои обязательства перед налоговыми органами в соответствии со ст. 86 НК РФ имеют и банки. Они должны:
открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта;
выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.
2. Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты и носит периодический характер.
Процедурная сторона камеральной налоговой проверки описана в ст. 88 НК РФ. Такая проверка осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов или в последующие периоды. Камеральная налоговая проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков без специального решения руководителя налогового органа.
Задачами камеральной проверки являются:
* визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;
* проверка правильности составления расчетов по налогам;
* логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;
* предварительная оценка достоверности отчетности и налоговых расчетов.
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации (расчета). Продление срока проведения такой проверки не допускается. При осуществлении контроля налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Исключение составляет камеральная проверка НДС с целью его возмещения, а также налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
С1 января 2009 г. введена следующая норма: если налогоплательщик до окончания камеральной проверки представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. При этом налоговый орган не должен требовать документы, которые сдавались вместе с первоначальной декларацией (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Результаты камеральной налоговой проверки. В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или о противоречиях в сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в течение пяти дней. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется заключение, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей выездной проверки.
Возможно также применение санкций за правонарушения, которые не требуют документального подтверждения. Так, руководитель налогового органа вправе наказать налогоплательщика за несвоевременное предоставление необходимых документов.
3. Выездная налоговая проверка
осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно у налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Основанием для такой проверки является решение руководителя налогового органа.
Порядок проведения выездной налоговой проверки оговорен в ст. 89 НКРФ.
Выездная проверка проводится в отношении одного налогоплательщика не более двух раз в течение календарного года.
Деятельность организации проверяется от даты предыдущей документальной проверки до даты составления последнего бухгалтерского отчета, но не более трех последних календарных лет.
Продолжительность проверки — не более двух месяцев (срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев).
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но он вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок самостоятельной налоговой проверки структурных подразделений не может превышать один месяц.
В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и выемку документов у налогоплательщика, а также экспертизу.
Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований. Копия протокола об изъятии передается налогоплательщику (ст. 94 НК РФ).
Экспертиза проводится в соответствии со ст. 95 НК РФ в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налоговрго органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.
Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, осуществляется на основании ст. 90 НК РФ. Кроме того, в ходе проверки могут принимать участие специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий — осмотра помещений, выемки документов и т. д. (такие действия регулируются ст. 96-98 НК РФ).
Достоверность фактов хозяйственной деятельности организации устанавливается двояко:
* путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие удостоверяют не только правильность заполнения всех реквизитов документов, но и подсчетов в них;
* путем истребования документов (информации) у контрагентов (ст. 93.1 НК РФ).
Следует отметить, что нарушение процессуальных правил (в частности, порядка и условий привлечения специалистов, свидетелей и т. д.) может привести к тому, что данные, полученные налоговыми органами с нарушением этих правил, не будут обладать доказательной силой при решении вопросов о взыскании налога или привлечении к ответственности.
При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к данному виду документов, приведены в ст. 99 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю).
Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных (ст. 100 НК РФ). Форма и требования к составлению акта устанавливаются Федеральной налоговой службой.
В акте налоговой проверки, в частности, указываются:
* документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;
* выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
* ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие соответствующую ответственность.
Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющий инспектор делает в акте соответствующую отметку.
Акт налоговой проверки передается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или пересылается по почте заказным письмом.
Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые с его точки зрения документы).
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки производится в соответствии со ст. 101 НК РФ. Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом.
С 2009 г. в НК РФ введена норма, устанавливающая срок вручения акта камеральной и выездной налоговой проверки и решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. На это отведено пять дней с момента составления акта (со дня вынесения решения) (п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101 НК РФ).
В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение. При невыполнении налогоплательщиком добровольно требования об уплате налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций.
Налогоплательщик также может быть привлечен к административной ответственности. В этом случае уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого налоговые органы производят действия в соответствии с административным законодательством РФ.
4. Виды защиты налогоплательщиком своих интересов
Защита прав налогоплательщиков — это допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ различают два способа защиты прав налогоплательщиков:
1) административный;
2) судебный.
Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138-141 НК РФ.
В ст. 139 НК РФ оговариваются порядок и сроки подачи жалобы. Налогоплательщик имеет право подать жалобу в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен только при наличии уважительной причины (например, тяжелой болезни, форс-мажорных обстоятельств).
До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако при этом налогоплательщик теряет право на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу).
Срок рассмотрения жалобы — не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы налоговым органом (должностным лицом) в течение месяца принимается одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику или иному обязанному лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
Преимущества административного способа — относительная простота процедуры обращения, быстрое рассмотрение жалобы, отсутствие пошлины, возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела.
Основной недостаток административной защиты заключается в большой вероятности принятия субъективных решений вышестоящим налоговым органом или его должностными лицами.
Для того чтобы до суда доходили лишь разногласия, устранить которые не удалось в административном порядке, с 1 января 2009 г. вступила в действие норма НК РФ об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров вышестоящими налоговыми органами. В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Такой обязательный претензионный, или досудебный, порядок урегулирования налогового спора установлен для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:
* для решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
* для решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о приостановлении операций по счетам и др.) могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного административного обжалования либо обжалованы одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ), а также не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п. 1 ст. 141 НК РФ).
Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами.
Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137-138 НК.
В самых общих чертах порядок судебной защиты прав налогоплательщика следующий:
* определение подведомственности ведения дел;
* разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков);
* исполнение решения суда;
* обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.
Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков:
* о признании недействительным ненормативного акта налогового органа;
* о признании недействительным нормативного акта налогового органа;
* о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
* о признании поручения не подлежащим исполнению; Ф о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
* о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Преимущества судебного разрешения конфликтов проявляются в четкой определенности всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством и в относительной объективности рассмотрения спора. Кроме того, имеется возможность по некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу, а также получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие расходы, связанные с ведением судебного процесса.
Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика — обращение в Конституционный Суд РФ. Однако такое право возникает у налогоплательщика только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.