Лекция. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера
Оценка 5

Лекция. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера

Оценка 5
docx
05.01.2022
Лекция. Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера
Л3-0026118.docx

Лекция.

Менеджер, его понятие и основные роли. Функции менеджера

 

 

Менеджер это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации иректор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.

 

 

Признание             особой    роли   менеджеров    поставило    вопрос    об    их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего организатором, психологом, социологом.

 

 

Роли менеджера:

1.                Связана с принятием решений.

•                 Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

•                 Разрабатывает    и    запускает   проекты   по    совершенствованию производства, приносящие изменения;

•                 Контролирует разработку определенных проектов;

•                 При    столкновении    с    нарушениями   менеджер    отвечает    за корректирующие действия;

•                 Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

•                 Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

2.                Информационные роли.

•                 Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах дела;

•                 Распределяет    полученную    информацию    в    виде    фактов    и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;

•                 Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.


3.                Межличностные роли.

•                 Выполняет обязанности правового и социального характера;

•                 Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников;

Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера:

 

 

1.                Профессиональная компетентность; 2.                   Организаторские способности;

3.                Морально-этическая зрелость; 4.                   Личные качества.

Также к любому менеджеру предъявляются следующие требования: • Наличие знаний в области управления предприятием;

•                 Компетентность в вопросах технологии отрасли;

•                 Владение    навыками    предпринимательства,    умение     владеть ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы;

•                 Умение      принимать     обоснованные     решения     с      участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;

•                 Наличие опыта и знаний в области экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает;

•                 Умение анализировать деятельность конкурентов.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми                    понимаются   индивидуально   –    психологические   особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать.

К организаторским способностям относятся:

- Адаптационная мобильность клонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);

- Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);

-                Стрессоустойчивость      (интеллектуальная      и       эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);

- Доминантность ластность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).

Важнейшее требование к менеджеру умение управлять людьми, а именно:

- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;


- знание условий, связывающих предприятие и работников; - защита интересов тех и других на справедливой основе;

- психологическая компетентность менеджера;

-               умение      устранять     неспособных     с      целью      эффективного функционирования фирмы.

Менеджер должен обладать лидерскими качествами. Лидер имеет иной характер действий, чем обычный менеджер администратор. Он не командует, а ведёт за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями, которые разделяют его взгляды и готовы идти за ним. Лидер при этом оказывается в роли вдохновителя, он не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на доверии.

Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему.

Личные и профессиональные качества менеджера.

Качества             менеджера    -    это    обобщенные,    наиболее    устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант                   менеджера     определяется     многими     психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

- на уровне задач деятельности менеджера; - на поведенческом уровне;

- на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются:


Психологическая             избирательность    -    способность    адекватно,    без искажения отражать психологию организации.

Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их. Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

Гибкость                   -     способность    реально    оценивать     обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность                  -     способность    осуществлять    деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность                  -    подчинение    установленному    порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность -                  умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей                  основой   развития   менеджера   как    специалиста    и    как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное                  значение    имеют    для    деятельности    менеджера коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; - социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:


а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителямиоллегами.

в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит     от                манеры           поведения.    Хорошие    манеры    помогают    быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим на следующее: Мотивационно-волевые качества:

стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

социальная                компетентность       (компетентность,       разговорчивость, общительность,     готовность   к    обсуждению,   сила    убеждения,    обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным                              эмоциональным    воздействиям,    вызывающим    высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.


 

Л е к ция. М е н е д ж е р, е го поняти е и о с новны е р оли

Л е к ция. М е н е д ж е р, е го поняти е и о с новны е р оли

М е жлично с т ны е роли. •

М е жлично с т ны е роли. •

М е н е дж е р д о лж е н об л а д а ть л ид е р с к и…

М е н е дж е р д о лж е н об л а д а ть л ид е р с к и…

П с и х о л о г и ч ес к а я изби р а т е ль н о с ть -…

П с и х о л о г и ч ес к а я изби р а т е ль н о с ть -…

В з а ви с имо с ти от конкр е тн ой с ит у а ции и ц е л е й, в…

В з а ви с имо с ти от конкр е тн ой с ит у а ции и ц е л е й, в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022