Методика и основные показатели анализа финансовой деятельности предприятия
В современных условиях трансформация рыночной экономики вновь вернула к жизни такой важнейший элемент аналитической работы, как финансовый анализ.
В его основе лежит анализ и управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Основными исполнителями такого анализа стали бухгалтеры и финансовые менеджеры. Важно отметить, что анализ хозяйственной деятельности, понимаемый как технико-экономический анализ, не отменяется, - просто он становиться прерогативой линейных руководителей.
В литературных источниках о финансовом анализе приводятся самые различные методики финансового анализа и их классификации. Их можно разбить на следующие основные группы:
1. методы, прямо или косвенно заимствованные из других наук;
2. методы чтения финансовой отчетности.
Существуют различные классификации методов, которые могут быть применены в финансовом анализе. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описание аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.д. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большее значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Основными методами являются классические и традиционные методы:
Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных постановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.
Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.
Кроме этого. можно применить такие методы как: математико-статические, экономические, экономической кибернетики и оптимального программирования.
Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, расчетными по бюджету. Эти модели используются в основном в финансовом внутреннем анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводиться историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
- горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позицией отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определением тренда, то есть основой тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
- факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Однако следует сказать, что не все модели, изложенные выше, будут использованы мною в данной работе в ходе анализа финансового состояния. Это объясняется ограниченностью информации, которая имеется в распоряжении, а также тем, что анализ будет преимущественно внешним.
В ходе анализа будет использоваться дескриптивная модель, т.е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:
1. Вертикальный и горизонтальный анализ отчетности – выражение данного метода будет построение сравнительного аналитического баланса;
2. Построение системы аналитических коэффициентов, на основе которых будут рассматриваться финансовая устойчивость, ликвидность;
3. Факторный анализ – определение степени влияния отдельных составляющих показателей на его величину – будет проводиться при рассмотрении структуры активов и пассивов, выручки от реализации;
4. Анализ рентабельности – показатели этой группы будут использоваться для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два типа финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ производиться аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и поэтому не имеющие доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации и финансового характера, имеющий целью:
- оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
- оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
- спрогнозировать состояние предприятия на рынке капиталов.
В основе финансово анализа, равно как и финансового менеджмента, в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Для Донецкой Народной Республики этот фрагмент финансового анализа имеет приоритетное значение в силу ряда обстоятельств, в частности, недостаточная развитость финансового рынка снижает значимость такого фрагмента, как анализ рисков и т.п.
При составлении анализа финансового состояния предприятия чаще всего используются дескриптивные модели. Дескриптивные модели, известные также, как модели описательного характера, являются основными для анализа финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических резервах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
Горизонтальный анализ позволяет выявить изменения в отдельных статей или групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.
Система аналитических коэффициентов - ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Известны десятки этих показателей, потому для удобства они подразделяются на несколько групп.
1. Анализ ликвидности. В коммерческой деятельности в странах с развитой рыночной экономикой считается, что наличные денежные средства считаются наиболее важными, чем прибыль. Это связанно с тем, что отсутствие денежных средств у предприятия приводит к тому, что предприятие не может своевременно расплачиваться с местным бюджетом, банками, персоналом. Тем самым возникает угроза дальнейшей работе предприятия, и предприятие может быть объявлено банкротом (т.е. имущество идет в счет погашения долга). Поэтому важную роль играет оценка возможностей предприятия своевременно выполнять свои обязательства. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочными (текущими) обязательствами. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспеченно предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (способностью и быстрой конвертации в абсолютно ликвидные средства). рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает какая часть краткосрочных (текущих) обязательств может быть необходимости погашена немедленно. Рекомендованная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе -0,2. В отечественной практике для предприятий Донецкой Народной Республике значение коэффициента абсолютной ликвидности считается достаточным в пределах 0,2 - 0,25.
Коэффициент промежуточного покрытия («критической ликвидности»). Данный коэффициент характеризует готовность предприятия погасить свои текущие обязательства, используя на ряду с денежными средствами и ценными бумагами также дебиторскую задолженность. Значение коэффициента промежуточного покрытия считается достаточным в пределах 0,7 - 0,8.
Коэффициент общей (текущей) ликвидности. Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Логика исчисления данного показателя заключается в том, то предприятие погашает краткосрочные (текущие) обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, текущие активы превышают по величину текущие обязательство, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом общей (текущей) ликвидности в западной учетно-аналитической практике проводиться критическое нижнее значение показателя-2; хотя ряд экономистов считает его явно завышенным. Его нормальное значение для предприятия Донецкой Народной Республики колеблется в зависимости от отраслей, вида деятельности в пределах 0,5-2,5.
Таким образом, на основании выше перечисленных показателей можно определить платежеспособность предприятия.
Следует иметь в виду, что на основании только этих показателей нельзя безошибочно оценить финансовое состояние предприятия, так как данный процесс очень сложен, и дать полную характеристику 2-3-мя показателями нельзя. Коэффициент ликвидности-показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Само же финансовое состояние за это время существенно измениться.
2. Анализ финансовой устойчивости. В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия. С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамики соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем надежности, степенью риска и др.
Коэффициент финансовой автономии (“независимости”) характеризует степень зависимости предприятия от внешних кредиторов, то есть, он характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. Его критическое значение — 0,5. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущем. тенденция с точки зрения кредиторов повышает гарантированность предприятием своих обязательств.
Коэффициент финансовой устойчивости(стабильности). Показывает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время. Чем выше значение данного коэффициента, тем больше удельный вес источников финансирования, которые используются предприятием в течение длительного времени.
Коэффициент финансирования. Показывает, какая часть деятельности финансируется из собственных средств, а какая — из заемных. Нормативное значение показателя должно быть больше 1. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее для банков и кредиторов финансирование (улучшает возможность получения кредита).
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Является наиболее общим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия и характеризует, сколько денежных средств было привлечено на 1 денежную единицу собственных средств, вложенных в активы. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.
Коэффициент маневренности собственных средств. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо.
3. Анализ формирования и распределения прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Таким образом, показатели прибыли (абсолютные показатели) характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от нереализационных операций. Поэтому наиболее важным направлением анализа формирования и распределения прибыли является исследование влияния факторов на и вменение величины балансовой прибыли («факторный анализ»).
4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы (относительные показатели) практически не подвержены инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, подученную с каждого рубля средств (собственных, заемных), вложенных в предприятие. Существуют такие вилы коэффициентов рентабельности:
- коэффициент рентабельности продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие:
а) рентабельность всей реализованной продукции;
б) общая рентабельность;
в) рентабельность, продаж по чистой прибыли;
- коэффициент рентабельности производственных фондов. Характеризует эффективность использования производственных фондов предприятия. Рост значения показателя говорит об эффективном использовании производственных фондов предприятия;
Для анализа эффективности использования имущества используют различные показатели, среди которых выделяются:
- коэффициент рентабельности имущества (активов). Характеризует размер чистой прибыли приходящийся на 1 рубль средней стоимости активов. Увеличение значения данного показателя свидетельствует о рентабельности использования оборотных средств;
- коэффициент рентабельности долгосрочных финансовых вложений. Характеризует долю долгосрочных финансовых вложений, т.е. эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций. Рост значения данного показателя свидетельствует о том, что анализируемое предприятие вкладывает в другие организации достаточное количество собственного капитала;
- коэффициент рентабельность инвестиций. В зарубежной практике рассматривается как способ оценки мастерства управления инвестициями. Увеличение данного показателя свидетельствует о привлекательной инвестиционной политике предприятия;
- коэффициент рентабельности собственного капитала. Инвесторы капитала вкладывают свои денежные средства с целью получения прибыли от этих инвестиций, поэтому с их точки зрения, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является прибыль на вложенный капитал. Характеризует величину прибыли приходящийся на 1 рубль вложенного капитала. Рост значения данного показателя стимулирует акционеров к увеличению вложений капитала в предприятие.
По рассчитанным относительным и абсолютным показателям возможно судить о финансово состоянии конкретного капитала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.