Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
по учебному предмету ПО.02. УП. 02 «История изобразительного искусства»
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Учебный год: 2020– 2021 учебный год
Класс: 8 «А»
Преподаватель: Кириленко Людмила Григорьевна Для переписки: lyudmila.kirilenko@mail.ru
Тема: «Развитие экспрессионизма.
Художественные объединения: «Мост» и «Синий всадник». М.Шагал»
Художник, приступая к созданию произведения, всегда, даже если он того не осознаёт, делает выбор: что важнее – отражение объективной реальности или передача собственных чувств, своего внутреннего мира. И какими средствами этот внутренний опыт можно передать? Предметный мир однозначен и кажется повторяющимся и банальным. Тогда что? Аккорды красочных пятен? Деформированные, искажённые предметы? Абстрактные линии? Всё это и многое другое будут использовать художники, которые войдут в историю искусства под именем экспрессионистов.
Можно сказать, что экспрессионизм был всегда. Он появился тогда, когда впервые человек пожелал не изображать, а выразить, когда противопоставил собственную личность окружающему миру и зафиксировал те чувства, которые этот мир вызывает. Говоря по существу, экспрессионизм – (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Экспрессионизм в Германии возник одновременно с фовизмом во Франции. Развитие этих двух стилей происходило независимо друг от друга.
На первый взгляд, для обоих направлений характерны яркие цвета, отсутствие строгой предметности, резкость и энергия форм, свобода предельно выразительного мазка. Но экспрессионисты внесли в свои произведения трагизм и содержательность, психологическую глубину, то, что фовистам было принципиально чуждо.
Фовисты стремились к декоративному эффекту, передающему радость, гармонию жизни.
Экспрессионисты выплескивали страсть и страдания. И если они деформировали изображённые предметы, то это было результатом душевного спазма, невыносимого напряжения, как в прошлом поколении у Ван-Гога.
Все художники нового века ощущали реалистическое искусство пройденным, прожитым этапом. Предмет или человек теперь интересен не сам по себе, а потому, что может выразить чувства автора, иногда очень сильные. Поэтому реальность можно и нужно деформировать, выбирая из неё только те предметы, которые способны выражать. В экспрессионизме часто выражались страх, боль, отчаяние. Как стиль он преодолел границы одного вида искусства и, кроме живописи, проявился в литературе, музыке, кинематографе.
Важная тема искусства экспрессионизма – человек, не желающий потерять в перегруженном цивилизацией мире свою душу, израненную и больную. Поэтому душевные муки и переживания вполне могут быть утрированы, отчаянием можно упиваться, эмоции должны бурлит, а страдания дают почувствовать подлинность существования.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Группа «Мост» - объединение немецких художников, созданное студентами архитектурного отделения Высшего технического училища и Школы искусств в Дрездене. Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. В живописи они были самоучками. Современное состояние живописи казалось им катастрофическим. Художники увлекались наивным искусством примитивов, народных мастеров, детскими рисунками и произведениями душевнобольных, находя там искренность и непосредственность выражения.
В 1906 состоялась первая выставка группы на Ламповом заводе в Дрездене. Прошли выставки в Берлине, берлинская публика пока не была готова к экспериментам.
«Мост» просуществовал шесть лет, за это время каждый художник выработал свой собственный стиль, обрел творческое лицо, потребность в таком объединении оказалась больше ненужной, и в 1913 г. «Мост» самораспустился.
Но экспрессионизм продолжал развиваться. В это время в Германию приезжает русский художник Василий Кандинский. Ему близки идеи экспрессионизма и в Мюнхине он создаёт новое художественное объединение, многочисленное и интернациональное по составу. Часть вошедших в него художников происходили из России, хотя и жили долгое время за границей.
В галерее Танхаузер в 1909 году открылась первая выставка «Нового художественного объединения Мюнхена». В ней участвовали, кроме самого Кандинского, М.Верёвкина, А.Явленский, Г.Мюнтер, В.Издебский, Ле Фоконье и другие.
Местная критика встретила выставку враждебно, заявляя о её абсурдности.
Кандинский тем временем познакомился и сблизился с художниками Августом Маке, Францем Марком и Паулем Клее. У Марка и Кандинского возникла идея издавать альманах с поэтическим названием «Синий всадник». Синий – цвет сна, мечты, грёз. Было принято решение в редакции альманаха устраивать выставки. В них участвовали русские художники М.Лаврионов, Н.Гончаров, К.Малевич и братья Бурлюки. Скоро так стала называться и группа художников во главе с Кандинским.
Кандинский в это время шёл к живописной абстракции. В альманахе он опубликовал статью «К вопросу о форме», которая теоретически обосновывала переход к абстрактной живописи. Важнейшей задачей было достижение новых способов выражения духовного начала, освобожденного от материальных оков, которыми и казалась предметность. Кандинский подчёркивал, что главным содержанием его искусства является то, «что зритель переживает и чувствует под воздействием цветов и форм картины». Образцом служила музыка: ведь музыка ничего не изображает и не стремится подражать реальному миру, как это делает живопись. Она лишь рождает чувства, ощущения.
Сходным образом мыслил и один из крупнейших художников XX века Марк Шагал.
Особенно чувствуется экспрессионизм в работах Шагала, написанных перед Первой Мировой войной. Картина «Я и деревня» (1911) выглядит странной, лукавой и фантастической мистерией. Мы видим наслаивание зрительных образов, из свободное смешение. «Парад ассоциаций» проходит в фантастическом пространстве, организованном перекрещенными треугольниками. Это напоминает песочные часы: образ времени постоянен для творчества мастера. Ритм расходящихся концентрических окружностей пульсирует, придаёт «планетарность» земле, сопрягает малое со всеобщим, а веточку в руках крестьянина превращает в мировое дерево, ось мира. В картине нет не только прямой перспективы и глубинного пространства, кажется в ней нет низа и верха, силы тяжести. На персонажей действуют не законы физические, объективные, но законы внутренней жизни автора, очень субъективные. Действия происходят у Шагала всегда вне времени и над временем.
Не менее фантастична и ситуация в картине «Над городом». Как говорил сам мастер, здесь он изобразил два объекта своей любви – город Витебск (там он родился) и невесту Беллу. Городской пейзаж почти узнаваем, и при этом сюжет не реальный: влюбленные летят над городом, свободно, легко, не испытывая никаких неудобств. Можно сказать: фантастика. Но в творческом мышлении Шагала нет разделения на реальность и фантастику, они не противостоят друг другу. Он словно расквитался с законами земного бытия, чтобы быть от них свободным раз и навсегда.
На творчество Шагала оказало влияние и другое направление – кубизм.
1. Что такое экспрессионизм, когда он появился впервые? В какой стране и когда возник экспрессионизм XX века?
2. Какова роль В. Кандинского в движении экспрессионизма? Кто из русских художников участвовал в выставках экспрессионизма, организованных Кандинским? Как назывался издаваемый им альманах?
3. С помощью книг и сети Интернет узнай о символике цвета, разработанной Ф.Марком.
4. С помощью книг и сети Интернет узнай о работах М.Шагала, выполненных во Франции. Перечисли самые значительные из них.
Ссылки по теме:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B 5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC https://artrecept.com/zhivopis/stili/ekspressionizm
http://artuzel.com/content/ekspressionizm-i-most-expressionisme-and-die-brucke
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0% B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B
D%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%
D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0% B2%D0%B8%D1%87
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.