ЛЕКЦИЯ ПО ОБЖ "АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ"
Оценка 4.7

ЛЕКЦИЯ ПО ОБЖ "АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ"

Оценка 4.7
Лекции
docx
СCУЗ, ВУЗ
24.07.2020
ЛЕКЦИЯ ПО ОБЖ "АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ"
ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПРИ АВАРИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ
ОБЖ 2.docx

ТЕМА:  «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ »

 

1. Городской и общественный транспорт.

2. Железнодорожный транспорт и его опасности.

3. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро.

4. Особенности поведения на авиационном транспорте.

5. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие обязанности имеются у водителя, пассажира, пешехода в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий? 2. Какие самые безопасные места в вагоне поезда? Самые безопасные вагоны поезда? 3. Какие зоны опасности есть в метрополитене? 4. Какие действия пассажира, упавшего на пути? 5. В каких случаях нельзя останавливать поезд? 6. Что нужно делать при задымлении и пожаре в вагоне поезда? 7. В каких случаях приходиться пользоваться кислородной маской в самолете? 8. Какие существуют рекомендации для предотвращения или уменьшения травматизма при авариях на взлете и посадке воздушного судна?  9. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде? 10. Что должен знать пассажир при нахождении на водном транспорте? 11. В каких случаях отдается распоряжение оставление судна? 12. Как необходимо  вести при аварийных ситуациях на различных видах транспорта?

 

1. ГОРОДСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ.

Интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда достаточно высокая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и ряд других обстоятельств создают предпосылки возникновения экстремальных ситуаций аварийного характера.

Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Для соблюдения мер безопасности необходимо знать специфические особенности каждого из них.

Городской транспорт - наиболее многочисленный и наиболее аварийный. По магистралям и улицам города непрерывными потоками совершаются перевозки грузов и людей. Участвуют в этом потоке и легковые машины, технически исправные и с дефектами, управляемые профессионалами и водителями-любителями с различным опытом и ответственностью за свои действия, с разнообразными спектрами психического состояния и здоровья.

Нередки случаи лихачества, грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД) и откровенного автохулиганства, а также управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Следует учитывать также и то, что состояние автодорожного полотна большинства улиц оставляет желать много лучшего.

Автотранспорт в настоящее время стал наиболее опасным. Так, на 1 млрд пассажирокилометров на железнодорожном транспорте приходится 2 погибших, на воздушном - 6, а на автомобильном - 20 человек.

Жертвами аварий транспорта становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике до 65% пострадавших погибает еще на месте происшествия, причем более 2/3 из них - внутри автомашины. Большое количество погибающих на месте аварии объясняется неспособностью окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами:

1)                  двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет - по обочине;

2)                  вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта;

3)                  проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе по подземным и наземным), а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

4)                  при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка дорогу переходить под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;

5)                  в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика;

6)                  в других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен, и вы не создадите помех движению транспорта;

7)                  нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения.

Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным. Зачастую даже цвет машины играет существенную роль. Установлено, что чаще всего пешеходы попадают под машины песочного, сиреневого и молочно-белого цветов.

Аварийные ситуации

Правильное поведение водителя и пассажиров в аварийной ситуации залог спасения

жизни.

* При начале движения необходимо пристегнуться ремнями безопасности. Они могут спасти вашу жизнь в случае столкновения. Боковое столкновение менее деформирует автомобиль за счет конструктивных особенностей, в то время как лобовое столкновение наиболее опасно для жизни. Если неизбежно боковое столкновение необходимо сгруппироваться так, что бы получить наименьшие повреждения. Например, необходимо подбородок прижать к груди, а во избежание попадания стекол в глаза, они должны быть зажмурены (закрыты). Крайне не желательно держаться за ручки, поскольку рука может быть зажата. Правильнее - руки должны быть скрещены на груди, а ноги лучше поджать, вместо того чтобы прятать их под сидение. Пассажирам заднего сидения также необходимо группироваться, необходимо упереться ногами в пол, а спиной о спинку сиденья, это позволит остаться на месте, а не лететь через весь салон при столкновении.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

·                     Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

·                     При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).

·                     При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

·                     В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

·                     Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

·                     Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.

 

2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ.

Ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера на транспорте основываются на знании возможных причин их возникновения и последствий. Разумные, инициативные, решительные и грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают шанс выйти из аварии с наименьшими потерями, во всяком случае, снизить степень экстремальности. Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих. Если с вами не произошло ничего серьезного, окажите помощь окружающим. Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне - это полки купе, расположенные в сторону движения. Последним после полной остановки падает человек, лежащий на верхней по ходу движения полке. Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. При резком торможении опасайтесь травм конечностей, головы, груди, сгруппируйтесь, займите фиксированное положение. Опасайтесь ударов падающих вещей.

Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести, либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время.

 

 

 

 

 

 

 

По возможности, немедленно отойдите от окон и дверей, ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами.

 После остановки состава, вагон покидайте через выходы или окна. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в 3-м и 6-м купе со стороны поперечных полок.

 В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей. Чтобы не попасть под шаговое напряжение, отойдите от пути не менее чем на 30 м.

 При наличии навыков, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

image2

Наденьте как можно больше одежды. Защитите голову.

 Прыгайте по ходу движения, обращая внимание на встречные препятствия (столбы, вехи, переключатели стрелок). Прыгать следует на сторону, где нет столбов.

 Приземляйтесь на соединенные вместе полусогнутые ноги. Кувырками и перекатами погасите скорость падения.

ВЫПРЫГИВАЙТЕ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОЕЗДА ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ПРЯМОЙ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ !

ПРИ   ПОЖАРЕ   В   ПОЕЗДЕ:

·                    Сообщите проводнику вагона.

·                     Разбудите спящих пассажиров.

·                     Эвакуируйтесь в передние вагоны; если это невозможно, уходите в задние вагоны, плотно закрывая двери.

 

image4

  • Зайдите в купе или туалет.
  • Плотно закройте за собой дверь и откройте окно.
  • Ожидайте помощь, подавая сигналы голосом и стуком.

 

 

 

  • image5Остановите поезд стоп-краном.
  • Откройте двери, выбейте окна подручными средствами.
  • Помогите эвакуироваться детям и пострадавшим.
  • Действуйте в соответствии с указаниями пожарных и должностных лиц поездной бригады.

 

 

 

Правила поведения

В зоне действия железнодорожного транспорта:

  • двигаясь вдоль железнодорожных путей, не подходите к крайнему рельсу ближе, чем на 5 м;
  • не поднимайтесь на опоры, по которым подается электроэнергия, не прикасайтесь к лежащим проводам;
  • переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, - по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям и лишь после этого продолжать переход;
  • перед переходом путей убедитесь в отсутствии движущегося поезда;
  • на железнодорожном переезде пути переходите только при открытом шлагбауме и если позволяют световая и звуковая сигнализации;
  • не бегите рядом с движущимся вагоном;
  • не находитесь ближе 2м к краю платформы во время прохождения поезда;
  • садиться и выходить из вагона следует только со стороны платформы или перрона;
  • не подлезайте под стоящие вагоны, не пролезайте через автосцепки.

В вагоне поезда:

  • во время движения не открывайте наружные двери тамбура, не стойте на подножках и переходных площадках, не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • во время остановок поезда на перегонах не выходите из вагона;
  • во избежание травм двери в купейных вагонах фиксируйте при чрезвычайной ситуации;
  • не загромождайте двери в купе;
  • не оставляйте на столике стеклянную посуду и бутылки: при резком торможении вас могут поранить осколки;
  • заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Запрещается:

  • перевозить взрывоопасные предметы, токсичные и легковоспламеняющиеся вещества;
  • пользоваться электробытовыми приборами (кроме электробритв);
  • курить, зажигать спички и свечи в неустановленных местах;
  • размещать громоздкие вещи на верхних полках без надежного крепления.

 

3. МЕТРОПОЛИТЕН.

Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро.

Метрополитен - сложная производственная система, включающая в себя элементы автоматики, телемеханики, вентиляции, водоснабжения и электроснабжения. Электрооборудование усиливает опасность возникновения экстремальных ситуаций, связанных с токопоражением людей и пожарами. Наиболее опасны в этом отношении рельсовые пути и туннели. Для обеспечения безопасности пассажиров воспрещается заходить в служебные помещения метрополитена, прикасаться к каким-либо элементам электрооборудования и спускаться на рельсовые пути.

Зоной повышенной опасности метрополитена, где наиболее вероятны аварийные ситуации, могут быть эскалатор, электрооборудование, платформа (перрон), вагоны с автоматическими дверями.

В целях безопасности запрещается провозить: легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, взрывчатые и зловонные вещества; огнестрельное оружие; колющие и легко бьющиеся предметы и вещи без футляров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и спецконтейнеров (сумок); длинномерный и громоздкий багаж.

Находясь в вагоне, следует знать, где находится его противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель. Над диваном на стене обозначены силуэт огнетушителя красного цвета и стрелка, указывающая местонахождение огнетушителя.

Для экстренной связи с машинистом на стене находится приемно-передающее устройство. При возникновении экстремальной ситуации в вагоне надо, нажав кнопку устройства, оповестить машиниста о произошедшем. Для отключения дверей имеются краны, ручки которых надо повернуть на себя.

В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуаций свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир-машинист».

При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, бесхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

 

 

 

 

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА АВИАЦИОННОМ ТРАНСПОРТЕ.

Статистика утверждает, что авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиационных катастрофах гибнут чуть больше трех тысяч человек. Для сравнения - дорожно-транспортные происшествия уносят только в одной нашей стране - более 30 тысяч жизней! В то же время, воздушные катастрофы, если случаются, оставляют пассажирам авиалайнеров очень немного шансов на спасение.

Самыми безнадежными с точки зрения выживания следует признать аварии, связанные со взрывами самолетов в воздухе, столкновениями авиалайнеров. Чуть больше шансов на спасение при неуправляемых падениях на землю. Единственное, что здесь можно посоветовать, - это четко выполнять указания экипажа. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте. При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением.

И, тем не менее, даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать! История авиации знает поистине удивительные случаи.

Сев в самолет,  НАДО:

  • изучить памятки, прослушать инструкции экипажа;
  • застегнуть ремень, подогнав его под фигуру;
  • при разгерметизации самолета - немедленно надеть кислородную маску, помочь это сделать соседям;
  • при аварийной посадке снять сережки, очки и выбросить прочие острые и бьющиеся предметы; принять позу безопасности;
  • при давке на выходе - воспользоваться запасным выходом.
  • Застегнуть ремни, причем отрегулировать их под свои габариты, чтобы они не болтались на теле и были как можно ниже, желательно почти на бедрах. Положить скрещенные руки на спинку находящегося перед вами кресла, наклонить, прижать к ним голову, ноги вытянуть и упереться ими в пол или переднее кресло.

Защитная поза

«Дамы и господа! Защитную позу Вы должны принять, услышав команду: «СГРУППИРУЙТЕСЬ! СГРУППИРУЙТЕСЬ!», и сохранять её до полной остановки самолета. Для того чтобы принять её - поставьте ступни ног вместе, так чтобы пятки стояли немного позади колен; наклонитесь вперед так, чтобы подбородок коснулся Ваших колен; спинка кресла может быть отклонена вперед; положите одну ладонь на другую, затем закройте ими Вашу голову; прижмите локтями Ваши голову и колени. Когда самолет остановится, расстегните ремни безопасности, снимите туфли на высоком каблуке, оставьте все вещи в салоне и следуйте к ближайшему выходу. Покинув самолет, бегите от него». См. рис. 23.

 От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т.п. карманной мелочи лучше избавиться. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас.

В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. До полной остановки самолета ни в коём случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.

 Покидать самолет следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках.

Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в сторону.

Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим - упирается в землю. Пассажирам необходимо, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и задерживаться внизу у трапа, мешая спуску других. (См рис.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае , не дожидаясь команды, немедленно нужно надеть кислородную маску (не нужно пытаться оказывать кому-либо помощь до того, как будет надета маска). После этого пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к резкому снижению.

Действия пассажира при вынужденной посадке самолета на воду.

При приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы: надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот. Спасательные плоты спускаются после вынужденной посадки самолета на воду. Время приведения плота в рабочее состояние составляет летом 1 мин, зимой-3 мин. Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета.

Спасжилеты хранятся в сиденье самолетных кресел, снизу.

Действия авиапассажиров при пожаре в самолете.

При пожаре в самолете (схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымлен­ность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имею­щуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

 

5. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ.

Любой человек, поднявшийся на борт судна, должен в целях обеспечения личной и общей безопасности выполнить несколько требований:

1)                 Внимательно выслушать устный инструктаж капитана судна или назначенного им представителя команды. Изучить «аварийные памятки», правила противопожарной безопасности, планы эвакуации с потерпевшего аварию судна. Правила, памятки, планы обычно вывешиваются в коридорах, кают-компаниях, каютах и других помещениях. Лучше использовать несколько минут из своего досуга на внимательный анализ письменных и устных инструкций, чем впоследствии тратить время на их изучение во время аварии. Не надо экономить время там, где речь идет о сохранении собственной жизни!

2)                 В обязательном порядке принимать участие в учебных тревогах. Огромное количество жертв кораблекрушений во многом объясняется неправильными действиями пассажиров во время спасательных операций.

3)                 Каждый человек, находящийся на судне, должен знать, где находится закрепленный за ним спасательный жилет, и уметь обращаться с ним.

4)                 Каждый пассажир должен знать кратчайший путь на шлюпочную палубу. Желательно пройти этот путь многократно, освоив его до такой степени, чтобы ориентироваться с закрытыми глазами.

5)                 Знать на память звуковой сигнал шлюпочной тревоги. Сигнал «Шлюпочная тревога» - 7 коротких и один продолжительный звук - подается звонком громкого боя или судовым свистком. Сигнал повторяется несколько раз. В некоторых случаях «Шлюпочная тревога» объявляется по судовой трансляции или сиреной.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. От вашей расторопности зависит ваша жизнь. Надо схватить одеяло и спасательный жилет и немедленно выбираться наверх.

После объявления шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение и экипаж готовится к оставлению судна.

Всем участникам плавания необходимо надеть всю имеющуюся в их распоряжении одежду (лучше это сделать заранее, не дожидаясь сигнала «Шлюпочная тревога»): плотное хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду и, конечно, спасательный жилет.

Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного толстого. Многослойная одежда защищает от холода лучше как в воздушной, так и водной среде за счет сохранения тепла в воздушных (или нагретых телом водных) прослойках между слоями одежды.

Шею следует обмотать шарфом (в крайнем случае, полотенцем, рукавом разорванного свитера, штаниной запасных штанов), так как она сильно подвержена переохлаждению в воде. На голову надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, руки защитить варежками или перчатками.

! Чем больше в морской аварийной ситуации на человеке оказалось одежды, тем дольше он сможет сопротивляться холоду!

Надо стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям - грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову.

Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.

Наиболее опытные пассажиры должны проверить, правильно ли надели спасжилеты их товарищи. Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения.

Все участники плавания собираются к месту хранения коллективных спасательных средств или другому, указанному капитаном. Туда же доставляются аварийные комплекты, судовые и личные документы, радиостанция, сигнальные средства, медицинская аптечка, аварийные запасы воды и продовольствия, одеяла и т.п.

Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна. В противном случае их после спуска на воду будет наваливать волной на борт судна и может повредить.

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на шлюпку переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди.

Им необходимо организовать страховку, для чего на шлюпку может перейти один взрослый мужчина. В некоторых случаях допустимо страховать людей с помощью веревки, обвязанной вокруг груди.

Перешедшим в спассредство передаются аварийные комплекты и прочее аварийное имущество. Аптечки и аварийные комплекты лучше не бросать, а передавать из рук в руки, при этом нельзя разжимать пальцы, пока нет абсолютной уверенности, что их приняли и крепко держат.

При переброске к вещам желательно привязать страховочные шнуры, чтобы иметь возможность в случае падения вытащить их из воды.

Капитан, как всякий настоящий капитан, покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

!Перед посадкой в надувные плоты необходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковки, пряжки, выступающие гвозди, которые при прыжке могут повредить резиновую обшивку.

Можно надеть поверх ботинка толстый шерстяной носок или снять обувь вовсе и взять с собой, завернув в запасную одежду.

При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию.

! Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно плота! При высоте свыше 5 метров для импортных плотов и 2 метров для отечественных попадать в них лучше с воды.

Первые люди, оказавшиеся в шлюпке или на плоту, должны страховать их от повреждения - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу, плавающие по поверхности воды предметы, а также помогать другим пассажирам.

При сильном волнении, исключающем швартовку спассредства к борту судна, можно перебираться в спассредство по воде. При этом необходимо страховать детей и людей, не умеющих плавать.

Особенности оставления судна прыжком в воду.

! Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. При прыжке надо предварительно осмотреть место предполагаемого приводнения, потому что плавающие на поверхности воды случайные предметы могут стать причиной серьезных телесных повреждений, порвать спасжилет. Также опасно падение на плавающего внизу человека. Причем обоюдно.

Перед прыжком необходимо снять очки, а женщинам сережки, так как при ударе о воду они могут причинить травму.

Встать на срез борта. Спасжилет необходимо крепко прижать к телу, одновременно оттягивая его вниз, к ногам, что позволит избежать травм от рывка при входе в воду; другой рукой закрыть нос и рот, перед этим сделав глубокий вдох. Прыгнуть вниз ногами, соединив их вместе и слегка согнув в коленях. Подбородок следует прижать к груди, но голову при этом сильно не наклонять, чтобы не удариться лицом о поверхность воды.

Безопаснее всего совершать прыжок в момент, когда волна достигает высшей точки подъема. Чтобы не удариться о судно, надо стараться отпрыгнуть как можно дальше от борта. Оказавшийся в воде человек должен развернуться лицом к судну, чтобы в случае необходимости иметь возможность отталкиваться от борта ногами и руками.

При отсутствии спасательных средств

! При нахождении в воде в спасжилете необходимо принять полусидячее положение - ноги скрестить и подтянуть к животу, руки прижать к бокам, ладони сложить на груди.

При сохранении такой позы вода в наименьшей степени омывает наиболее чувствительные к охлаждению части тела - затылок, голову, шею. В любом случае голову и шею надо стараться удерживать на воздухе. Чем большая поверхность тела находится на воздухе, тем меньше теплопотери в организме.

Если в воде оказалось несколько человек, необходимо собраться вместе и как можно теснее прижаться друг к другу, стараясь сохранить горизонтальное положение. Самые слабые помещаются внутрь круга. При сильном волнении всем необходимо связаться куском любой веревки. Случайные плавсредства надо отдать людям, не имеющим спасжилетов, раненым, женщинам и детям или использовать поочередно.

! Следует использовать любую возможность выбраться из воды. При сильном ветре иногда может создаться ощущение, что на воздухе холоднее, но это чаще всего не соответствует истине. Надо знать, что даже минусовые температуры в воздушной среде менее опасны около нулевых в воде!

В воде необходимо как можно меньше двигаться, чтобы сохранить тепло. На суше для человека естественно согреваться, совершая интенсивные движения. Двигательная активность способствует усиленному притоку крови к мышцам, кожным покровам, общему согреванию. При нахождении в воде усиленное тепловыделение приводит к обратному результату - быстрому переохлаждению всего организма! Движения в воде способствуют интенсивному омыванию тела пловца холодными водными массами, вытеснению нагретых слоев воздуха и воды, сохраняющихся между телом и одеждой и между слоями одежды. Поэтому движения должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву.

Усиливают поражающее действие холода: слабая физическая закалка, некоторые психические реакции (страх, угнетенное состояние, истерия и пр.), физическое переутомление, недосыпание, голод, переохлаждение до попадания в воду. И, наоборот, закалка, уверенность в своих силах повышают продолжительность безопасного пребывания в холодной воде.


 

ТЕМА: «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ » 1

ТЕМА: «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ » 1

Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным

Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным

По возможности, немедленно отойдите от окон и дверей, ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

По возможности, немедленно отойдите от окон и дверей, ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

Правила поведения В зоне действия железнодорожного транспорта: двигаясь вдоль железнодорожных путей, не подходите к крайнему рельсу ближе, чем на 5 м; не поднимайтесь на опоры,…

Правила поведения В зоне действия железнодорожного транспорта: двигаясь вдоль железнодорожных путей, не подходите к крайнему рельсу ближе, чем на 5 м; не поднимайтесь на опоры,…

Находясь в вагоне, следует знать, где находится его противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель

Находясь в вагоне, следует знать, где находится его противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА АВИАЦИОННОМ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА АВИАЦИОННОМ

Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между…

Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между…

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ

Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна

Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна

Чем большая поверхность тела находится на воздухе, тем меньше теплопотери в организме

Чем большая поверхность тела находится на воздухе, тем меньше теплопотери в организме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020