Понятие «готовность» к школьному обучению.
Что такое «готовность к обучению в школе»? Говоря о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Понятие «готовность к обучению в школе» включает в себя: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все составляющие школьной готовности взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Подготовка ребенка к школьному периоду развития - это одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главное условие полноценного развития - это целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых, педагогов и родителей. Это возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой для дальнейшего развития ребенка.
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Готовность к обучению определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Характер требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает вес стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале обучения в первом классе это: мотивы учения, зрительный анализ, способность принимать учебную задачу, вводные навыки, графический навык, произвольность регуляции деятельности, обучаемость, вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к. школе.
Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности - учению».
Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимися учебной деятельности и, с другой стороны, спецификой учебного материала (Д.Б. Эльконин). [16, стр.12]
В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности можно выделить пять блоков учебно-важных качеств:
I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.
П. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок, к началу обучения.
IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
Психологическая готовность к школе – это некая интегральная характеристика развития ребенка, которая включает в себя определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие, интеллектуальное развитие, развитие речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и т. п. Разработаны несложные, достаточно информативные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе, позволяющие выделить « факторы риска» в развитии ребенка и определить наиболее эффективные меры предотвращения школьных трудностей.
Специалисты Института возрастной физиологии РАО Безруких М.М. и Ефимова С.П. считают, что « готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка». [15, стр.65]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.