1. Понятие о творческом рассказывании детей
Возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчестве (Л.С. Выготский).
Л.С.Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской. Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания. Приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов. Которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
2. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии. Наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтении литературы с описанием природных явлений.
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов – определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детьми тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме» и т.д. Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай».
3.Требования к рассказам детей.
Какие же требования предъявляются в программе к качеству любого рассказа детей старшей группы?
Во-первых, рассказ должен быть связанным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.
Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии излишней детализации – ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержана вниманием и памятью ребенка, в нем более выделяется структура. Между тем многие воспитатели не обращают внимание на это качество, подчеркнутое в программе («короткий», «небольшой»), и добиваются от детей описания многопредметной картины, подробного описания праздника в детском саду и т.д.
С этим могут справиться не все дети, поэтому описание у некоторых оказывается поверхностным. А ведь программа рассчитана на прохождение ее каждым ребенком.
В–третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя.
Такой рассказ должны уметь составлять дети к концу пребывания в старшей группе.
Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа (говорить на тему, не отвлекаясь от содержания). Нужно приучать детей рассказывать про определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание.
Очень важное качество любого рассказа – последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи.
По объему рассказ ребенка 6 лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства места, времени и др.); желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения.
В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Мы должны поощрять самостоятельность ребенка в составлении фактических рассказов, выдумку – в придуманных – и способствовать этому. Но инициатива не должна уводить ребенка от выполнения поставленной задачи.
Воспитателю следует активно обращать внимание на выразительность рассказа (по исполнению), заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказа.
Е.И. Тихеева большое внимание обращала на формирование культуры речи: «Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста».
Детей приучают внимательно слушать рассказы товарищей, если надо, дополнять их.
4. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа.
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазий.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описание природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетания с сюжетным действием.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.
Например по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).
С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжение авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи обучения рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию, развязку), умение точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими навыками ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание предложения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером. С обстановкой, в которой происходит действие. Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, больше их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавливать свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказов по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и форму.
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
Помощь детям оказывает образец воспитателя.
Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказывать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? Какая трава весной? Какая может быть яблонька весной?»,
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской беседе бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.
Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью. У них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные. На этой основе появляются стихи, часто подражательные.
Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.
Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.
Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.
Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы, дети с удовольствием по - многу раз слушают свои рассказы.
Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.
Государственное Общеобразовательное Учреждение
Педагогический колледж № 16
Контрольная работа
Предмет: «Методика развития речи».
Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию».
Выполнила: Коваленко Т.Н.
Группа: 214 з/о
Преподаватель: Борисова Л.Ю.
Москва 2009 г.
План.
1. Понятие о творческом рассказывании детей.
2. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение.
3. Требования к рассказам детей.
4. Методика проведения занятий по обучению детей творческому
рассказыванию.
5. Конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию.
Литература.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1984.
3. Гербова В.В. занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1978.
4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979.
5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 1999.
7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004.
Конспекты занятий
(подготовительная группа).
Конспект №1.
Тема: Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Задачи: Связная речь. Учить детей придумывать сказку на заданную тему, списывать внешний вид персонажей, их действий, поступки и переживания; оценивать рассказы друг друга;
Грамматика. Учить подбирать однокоренные слова;
Словарь. Учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;
Звуковая культура речи. Учить регулировать силу голоса (произносить четверостишие громко, тихо, шепотом).
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки:
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни - одной?
( Н. Артюхова.)
Дети отгадывают, что это заяц и еж.
Затем дети отвечают на вопросы воспитателя:
«Почему у ежика много иголок? Зачем они ему? Какие еще бывают иголки?
- Где живут еж и заяц? (В лесу).
- Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок).
Если дети испытывают затруднения, педагог задает дополнительные вопросы:
- Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу). (Лесная).
- Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник).
- Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок).
- А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.
Следующее задание – придумать синонимы к названным словам.
- Еж был смелый, а заяц – какой? (Трусливый). Сейчас слушайте внимательно , задание будет трудным.
- Заяц трусливый. А как можно сказать про него по другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый…)
- смелый еж. Подберите слова близкие по смыслу к слову смелый. ( Храбрый, отважный).
Если дети не смогут самостоятельно подбирать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова – друзья».
- Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ежик мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Воспитатель выслушивает не менее пяти детей. После двух – трех ответов спрашивает, чья сказка больше понравилась и почему.
Затем проводится упражнение на подбор слов, противоположных по смыслу.
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова противоположные по смыслу
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус».
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь «начало» я скажу –
Ну, отвечай:…(конец).
Задание выполняется два раза. Дополняя строку стихотворения, дошкольники могут сказать не «храбрец», а «храбрый». Воспитатель поясняет: «Если было бы сказано «трусливый», тогда нужно ответить «храбрый», но здесь слово «трус» и противоположное ему по смыслу слово – «храбрец».
В заключение все вместе читают первый куплет стихотворения (громко, тихо, шепотом).
Рассказы детей:
« Жили были заяц и еж. Жили они в лесу. Их домики были недалеко друг от друга. Зайчик с ежиком очень дружили. Часто ходили друг к другу в гости. И вот однажды ежик пришел к зайчику и пригласил его прогуляться по лесу.
Гуляли они по лесу и дошли до реки.. Зайчик шел первый, а ежик за ним. Зайчик шел и разглядывал все по сторонам оступился и упал в реку. Ежик бросился спасать зайчика. Зайчик кричал: «Помогите!». Ежик пытался вытащить зайца, но у него ничего не получалось. Белочка услышала крик зайца и прибежала на помощь. Ежик вместе с белочкой помогли зайцу выбраться из воды. Зайчик очень испугался. Он был весь мокрый и дрожал от холода, и тогда ежик предложил ему пойти к нему домой. Дома ежик напоил зайчика чаем и уложил его спать. После этого случая ежик и зайчик стали жить еще дружнее».
«Встретились как-то в лесу зайчик и ежик. Ежик собирал грибы, готовил запасы на зиму, а зайчик хотел пойти к леснику в огород нарвать морковки. Зайчик был очень трусливый и попросил ежика сходить с ним вместе к леснику. И вот идут они по лесной тропинке, и вдруг из-за кустов выскочил волк и схватил зайчика. Зайчик так испугался, что затрясся от страха. Ежик был очень смелый. Он подбежал к волку и начал колоть его своими острыми иголками. Волк отпустил зайчика и убежал. Зайчик поблагодарил ежика за то, что он его выручил, спас от беды.
Конспект № 2.
Тема: Придумывание сказки на тему « День рождения зайца».
Задачи: Связная речь. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;
Грамматика. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа.
Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произношении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к детям:
- В прошлый раз вы придумывали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что они видели в лесу, поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле).
Представьте себе, что вы тоже гости зайца. Придумайте, какого зверя вы будете изображать и какую загадку подарите зайцу. В загадке надо рассказать о том, что вы видели, чего не видели, чего видели много. А все гости будут отгадывать.
Такое грамматическое упражнение формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и неодушевленных существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.
После того как дети выполняют упражнение, воспитатель предлагает детям придумать сказку на тему «День рождения зайца».
Воспитатель намечает план: «Сначала расскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей хотел ему подарить. Потом расскажите, как звери загадывали загадки. Сказка должна быть интересной, короткой и законченной».
В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом.
Следующее упражнение – на формирование чувства ритма. Воспитатель произносит первую строчку потешки, а дети продолжают ее в том же ритме (воспитатель выстукивает ритм).
«Зайчик – зайчик, как гулял?
Ежик – ежик, с кем плясал?
Эй, зверята, где вы были?
Ты, лисичка, где гуляла?
Медвежонок, где ты был?»
Дети выбирают потешку, которая им больше понравилась, произносят ее медленно и быстро, громко и шепотом.
Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была». Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка произносится сначала медленно, затем умеренно и быстро.
«У зайчика был День рождения. Он пригласил в гости своих друзей медведя, белочку, ежика и мышку. Зайчик готовил праздничный обед, чтобы всем гостям угодить. Для мышки он приготовил – сыр, для белочки – орешки, для ежика – грибы, а для мишки – сладкий мед.
Гости тоже готовились к празднику и все думали, что же подарить зайчику? И они придумали веселую песенку.
Гости пришли, спели зайчику песенку. Песенка зайчику очень понравилась. Потом все сели за праздничный стол. После обеда зверушки пели, танцевали, играли в разные игры. Всем было очень весело».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.