Лекция Речь
Оценка 4.7

Лекция Речь

Оценка 4.7
docx
17.07.2024
Лекция Речь
Лекция 2.4.3 Речь.docx

Лекция 2.4.3

Слайд № 1

Речь и ее функции. Виды речи.

Слайд № 2

Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.

Слайд № 3

Язык - это результат исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. 

Слайд № 4

Язык, как ранее мы говорили – это система знаков.

Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.

Слайд № 5

Сущность и определение речи.  Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии.  Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.

Слайд № 6

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Слайд № 7

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.

Слайд № 8

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Слайд № 9

Единицей языка является слово.

Слова обладают значением и смыслом. 

Слайд № 10

Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. 

Слайд № 11

Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Слайд № 12

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;

Слайд № 13

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;

Слайд № 14

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

Слайд № 15

Может проявляться в трех видах:

а) информационная – передача знаний;

б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;

в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.

Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной?

Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли, с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.

Например, американские ученые супруги Гарднер в 1972 г. предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.

Слайд № 16

Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.

К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.

Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.

2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.

Рассмотрим эти виды.

Слайд № 17

Речь подразделяется на внешнюювнутреннюю и эгоцентрическую.

Слайд № 18

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Слайд № 19

Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.

Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Слайд № 20

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.

У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.

Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.

Слайд № 21

Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Слайд № 22

Монологическая речь – речь одного человека.

Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Слайд № 23

ДиалогИческая речь происходит между двумя или несколькими лицами.

Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.

Слайд № 24

Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуатИвную и контекстуАльную речь.

Слайд № 25

СитуатИвная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.

Слайд № 26

КонтекстуАльная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Слайд № 27

ЭгоцентрИческая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.

У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.

Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека.

Слайд № 28

Внутренняя речь – речь про себя.

Слайд № 29

Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.

Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.

В некоторых опытах взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).

Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.

Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.

Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.

Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.

Слайд № 30

Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

Слайд № 31

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно Ивану Петровичу Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Слайд № 32

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:

• с левым полушарием головного мозга;

• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. 

Слайд № 33

СинтагматИческие механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга.

Слайд № 34

 ПарадигматИческие механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Слайд № 35

Развитие речи. Основные этапы развития речи:

1. Фонетический:

А) дословарный (доречевой):

- гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);

- детский лепет (5 – 11 мес.);

Б) дограмматический (11 – 19 мес.).

Слайд № 36

2. Грамматический (19 – 3 года).

Слайд № 37

3. Семантический (смысловой) (после 3 лет).

На фонетическом этапе происходит формирование фонематического слуха и навыков произнесения фонем родного языка.

На грамматическом этапе человек овладевает начальным  словарным запасом и правилами построения фраз (синтаксисом).

Семантическом этапе происходит усвоение понятийной отнесенности слов.

В совокупности всех этих процессов происходит становление и развитие связанной речи, то есть речи, адекватно отражающей мысли говорящего (пишущего) с точки зрения ее понятности для слушающего (читающего).

Слайд № 38

Речевые свойства личности

Слайд № 39

Общительность – оптимальное проявление потребности в контакте с людьми.

Слайд № 40

Замкнутость – отсутствие потребности в общении.

Слайд № 41

Болтливость – несдержанность речевой активности.

Слайд № 42

Красноречие – способность связано, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли.

Слайд № 43

Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.

Слайд № 44

Лаконичность – краткость и четкость выражения мысли.

Слайд № 45

Афористичность – склонность к употреблению афоризмов.

Слайд № 46

Стили речи:

- обиходно-бытовой;

- художественный;

- деловой;

- научный;

- сленг (жаргон).

Слайд № 47

 


 

Лекция 2.4.3 Слайд № 1 Речь и ее функции

Лекция 2.4.3 Слайд № 1 Речь и ее функции

Слайд № 6 Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка

Слайд № 6 Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка

Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;

Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;

В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах

В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах

Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами

Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами

Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека

Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека

Слайд № 31 К периферическим системам обеспечения речи относятся: • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука; • легкие и главная дыхательная мышца —…

Слайд № 31 К периферическим системам обеспечения речи относятся: • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука; • легкие и главная дыхательная мышца —…

Слайд № 34 ПарадигматИческие механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т

Слайд № 34 ПарадигматИческие механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т

Б) дограмматический (11 – 19 мес

Б) дограмматический (11 – 19 мес

Слайд № 43 Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме

Слайд № 43 Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2024