Лекция 2.4.3
Слайд № 1
Речь и ее функции. Виды речи.
Слайд № 2
Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.
Слайд № 3
Язык - это результат исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками.
Слайд № 4
Язык, как ранее мы говорили – это система знаков.
Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.
Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.
Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.
Слайд № 5
Сущность и определение речи. Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.
Речь тесным образом связан с мышлением в своем возникновении и развитии. Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.
В речи аккумулируются проявления всех сторон психической жизни человека. Соотношение речи и других психических процессов выявляется в соотношении речи с сознанием в целом.
Слайд № 6
Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.
Слайд № 7
Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).
Речь и язык. Речь как средство общения должна строиться по общим для субъектов общения правилам. Эти правила заключены в языке.
Слайд № 8
Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).
Слайд № 9
Единицей языка является слово.
Слова обладают значением и смыслом.
Слайд № 10
Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке.
Слайд № 11
Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.
Слайд № 12
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;
Слайд № 13
2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.
Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;
Слайд № 14
3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Слайд № 15
Может проявляться в трех видах:
а) информационная – передача знаний;
б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;
в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.
Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной?
Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли, с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.
Например, американские ученые супруги Гарднер в 1972 г. предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.
Слайд № 16
Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.
К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.
Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.
2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.
Рассмотрим эти виды.
Слайд № 17
Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую.
Слайд № 18
Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.
Слайд № 19
Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.
Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.
Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.
Слайд № 20
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.
У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.
Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.
Слайд № 21
Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.
Слайд № 22
Монологическая речь – речь одного человека.
Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.
Слайд № 23
ДиалогИческая речь происходит между двумя или несколькими лицами.
Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.
Слайд № 24
Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуатИвную и контекстуАльную речь.
Слайд № 25
СитуатИвная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.
В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.
Слайд № 26
КонтекстуАльная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.
Слайд № 27
ЭгоцентрИческая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.
Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.
У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.
Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.
Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека.
Слайд № 28
Внутренняя речь – речь про себя.
Слайд № 29
Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.
Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.
В некоторых опытах взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).
Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.
Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.
Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.
Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.
Слайд № 30
Физиологические основы речи. Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.
Слайд № 31
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;
• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;
• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно Ивану Петровичу Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
Слайд № 32
Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:
• с левым полушарием головного мозга;
• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:
• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.
Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.
Слайд № 33
СинтагматИческие механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга.
Слайд № 34
ПарадигматИческие механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).
Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.
У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.
Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Слайд № 35
Развитие речи. Основные этапы развития речи:
1. Фонетический:
А) дословарный (доречевой):
- гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);
- детский лепет (5 – 11 мес.);
Б) дограмматический (11 – 19 мес.).
Слайд № 36
2. Грамматический (19 – 3 года).
Слайд № 37
3. Семантический (смысловой) (после 3 лет).
На фонетическом этапе происходит формирование фонематического слуха и навыков произнесения фонем родного языка.
На грамматическом этапе человек овладевает начальным словарным запасом и правилами построения фраз (синтаксисом).
Семантическом этапе происходит усвоение понятийной отнесенности слов.
В совокупности всех этих процессов происходит становление и развитие связанной речи, то есть речи, адекватно отражающей мысли говорящего (пишущего) с точки зрения ее понятности для слушающего (читающего).
Слайд № 38
Речевые свойства личности.
Слайд № 39
Общительность – оптимальное проявление потребности в контакте с людьми.
Слайд № 40
Замкнутость – отсутствие потребности в общении.
Слайд № 41
Болтливость – несдержанность речевой активности.
Слайд № 42
Красноречие – способность связано, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли.
Слайд № 43
Краснобайство – склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.
Слайд № 44
Лаконичность – краткость и четкость выражения мысли.
Слайд № 45
Афористичность – склонность к употреблению афоризмов.
Слайд № 46
Стили речи:
- обиходно-бытовой;
- художественный;
- деловой;
- научный;
- сленг (жаргон).
Слайд № 47
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.