Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы».
Оценка 5

Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы».

Оценка 5
docx
08.07.2023
Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы».
Л. В. Роль директора в уч.- воспит. процессе школы..docx

            Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы».

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования.

                                                                                                     Менделеев Дмитрий Иванович

Руководитель школы - ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании.

В последние годы в школе происходят значительные перемены. В учебно-воспитательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии на уровне концептуальных изменений, требующих подготовки квалифицированных педагогов новой формации. В этих условиях функции и роль руководителя школы существенно меняются. Директор школы - это эффективный менеджер, так как сегодня ему приходится выполнять очень много управленческих функций - распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах(модель), и в приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.

Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. Основные качества, присущие руководителю, это:

Внимательное отношение к подчиненным.

Смелость в принятии решений.

Способность творчески решать проблемы.

Последнее является самым важным. Современный руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, Современный руководитель – это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.

Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.

Современный руководитель – это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений и поддерживающий энтузиастов.

Из практики управления выдвигается следующая концепция внутришкольного управления, методологическими основами которой являются:

1. Повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, между педагогами и учащимися. Перевод внутришкольного управления на демократическую основу, т.е. включение в процесс управления учителей и учащихся.

2. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в учебно-воспитательный процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.

Управленческая схема в школе:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/25/s_58b1d225d1578/572772_1.png

Данная модель позволяет планомерно, организованно, научно-обоснованно систематически воздействовать на инновационные, экспериментальные процессы, привлекая к управлению наибольшее количество учителей. Нововведения и положительный опыт работы учителей внедряются через творческие группы, которые формируются для решения определенных задач.

3. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

При выполнении управленческих функций идёт ориентация на следующие принципы управления коллективом:

1. Принцип уважения и доверия к человеку:

уважать личное достоинство человека;

предоставлять личности свободу выбора;

доверять человеку на основе взаимоуважения;

не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;

способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;

поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;

гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.

2. Принцип целостного взгляда человека:

строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;

делать все возможное, чтобы время проведенное на работе, были светлыми и радостными;

встречаться с учителями в неформальной обстановке.

3. Принцип сотрудничества:

знать и учитывать личные качества учителей;

ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;

бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.

Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – это творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный.

Главное внимание в группе – поисковая работа.

Формы занятий – практикумы, теоретические семинары, диспуты и т.д.

4. Принцип социальной справедливости:

равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;

систематически освещать в коллективе деятельность администрации;

предоставлять педагогам равные “стартовые” возможности;

приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.

5. Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:

глубоко изучать систему работы каждого учителя;

систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;

помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;

вселять в учителя профессиональную уверенность;

постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;

учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;

определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.

6. Принцип обогащения работы учителя:

следить за повышением квалификации учителей;

проводить семинары, “круглые столы”, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;

проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.

7. Принцип личного стимулирования:

справедливо использовать моральные и материальные стимулы;

иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;

помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находиться в одинаковых демократических условиях.

9. Принцип непрерывного повышения квалификации:

обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;

формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

10. Принцип консенсуса (согласия, единодушия):

объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;

четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе;

осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;

“мобилизировать” мнение наиболее влиятельной части педагогов.

11. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:

не привлекать учителей к управлению без их желания;

приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;

добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;

оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;

добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.

12. Принцип целевой гармонизации:

чтобы в школе не делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

стремиться сформировать целевое единство педагогического коллектива.

13. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка.

Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединены в “мини-команды” с определенными задачами.

14. Принцип постоянного обновления:

помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем учителя.

Практика показывает, что от уровня работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы, они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Оценку деятельности руководителя школы определяется по следующим критериям:

- по результатам работы школы;

- по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;

- по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.

И в подтверждение всему сказанному хочется привести слова Акио Морита , известного японского физика, изобретателя, менеджера, «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них».


 

Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы»

Лекция: «Роль директора в учебно-воспитательном процессе школы»

Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в учебно-воспитательный процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога

Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в учебно-воспитательный процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога

Принцип сотрудничества: знать и учитывать личные качества учителей; ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность; бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы

Принцип сотрудничества: знать и учитывать личные качества учителей; ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность; бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы

Принцип личного стимулирования: справедливо использовать моральные и материальные стимулы; иметь хорошо продуманную систему стимулов

Принцип личного стимулирования: справедливо использовать моральные и материальные стимулы; иметь хорошо продуманную систему стимулов

Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка

Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2023