Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"
Оценка 4.8

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
29.09.2019
Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"
Лекция "Почему дети обманывают" написана для проведения родительского собрания в 3-4 классах. Данный материал оказывает помощь для выявления причин обмана родителей детьми и помогает разобраться в этой проблеме. В лекции в доступной форме рассказывается о причинах детской лжи и способах её устранения.
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.docx
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?» ВЫПОЛНИЛА: Головина Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?       Честность  ­ одна из основных черт, которую родители в первую очередь  стараются воспитать в детях. А вы знаете взрослого человека, который  никогда в жизни никого не обманул, чего­то не скрыл, где­то не схитрил?  Вряд ли. Тогда почему же нас особенно возмущает, а иногда и пугает ложь  детей?                                                                                                                       Все дети любят придумывать истории и обманывать других. Но   обман чаще всего указывает не на моральные проблемы ребенка, а на  психологический дискомфорт в обществе окружающих его людей.                   Ученые считают, что ложь дошкольников, которая преимущественно имеет  вид фантазирования, является значительным достижением в психологическом развитии ребенка. Систематическая ложь младших школьников должна стать  первым сигналом тревоги для родителей ­ у вашего ребенка проблемы. Как  объяснить ребенку, что врать ­ это плохо и отучить его от такой привычки в  будущем? Отношение к детской лжи может быть различным: сначала мы не  придаем ей значения, затем она нас огорчает.  В мире взрослых мы пользуемся, словом ложь для определения низкого  морального поступка. Зато детская ложь классифицируется несколько по­ другому. Здесь можно выделить ложь воображаемую и ложь ради достижения  собственных целей.        Дошкольники не задумываются над тем, что говорить неправду может  быть недостойным поступком. Их воображение настолько богато, что они  часто не могут отличить истинное от вымышленного.  Малышам нравится  придумывать истории, которые якобы произошли с ними или с другими членами семьи, отождествлять себя с героями мультфильмов и компьютерных игр, выдумывать виртуальных друзей.   В таких ситуациях ложь­выдумка  является значительным достижением в психологическом развитии ребенка  ­утверждают психологи. Фантазирование является признаком нормального  развития речи и воображения ребенка. Вещание становится основой для  формирования логического мышлением ребенка, а воображение позволяет  абстрагироваться от реальности и мысленно познавать неизвестное. Сознание ребенка работает в двух направлениях ­ изучает действительность и  создает иллюзию. Но стоит запомнить, когда ребенок постоянно обманывает, то остановиться  ему будет непросто. С чего начинается ложь Развитие детей проходит от простого к сложному. Чем старше дети, тем  сложнее поддаются воспитательному воздействию. Обманывают люди в  любом возрасте и ложь искоренить невозможно. Важно, чтобы обман не  перерос в патологию. Ложь не только стимулирует развитие личности в 10  летнем возрасте. Она приводит к конфликтам, недопониманию в школе,  семье, в кругу друзей. А их недоверие и нелюбовь могут привести к  формированию различных комплексов. Ложь норма? Современная психология считает, что ложь  нормальное явление в развитии  детей. Почему? Впервые  5 лет происходит быстрое психологическое и  физическое формирование ребенка. Дети получают много информации и  учатся пользоваться ею в повседневной жизни. Их мышление старается  отделить реальность от вымысла. Как только дети начинают разговаривать, в  их основу речи ложатся логические размышления. Дети изучают окружающий их мир, а чего понять не могут, дополняют  фантазиями. Это ярко отражает игра «дочки­матери», где все происходит  понарошку. Маленьких детей очень привлекают взрослые вещи. Детям хочется примерить  взрослую одежду, потрогать ценную вещь, попробовать «взрослую» еду. Но  взрослые часто запрещают трогать свои вещи. На просьбы «хочу» и «дай»  один ответ «нельзя!». Но детское любопытство сильнее запретов. Они  начинают соображать, как заполучить запретное. Изучают рычаги воздействия на психику родителей. Методом проб и ошибок подбирают ключики. И в  какой­то момент замечают, что одним из эффективных способов оказывается, когда безобидная фантазия, а когда и откровенная ложь. Взрослые  ограничения становятся толчком к первым выдумкам ребенка. Поначалу  родители легко отличают фантастические сюжеты небылиц от реальности. Но  постепенно дети, особенно в 10 лет, придумывают все более реальные  ситуации, которые могли бы произойти на самом деле. И взрослым все  труднее определиться, где ложь, а где правда. Причины детского обмана Чаще всего дети прибегают к обману при общении с другими детьми. Как и  для взрослых, детям важен статус  что о них думают друзья и подруги. Они  привирают о какой­то интересной ситуации, приукрашивают достижения  своих родителей, гиперболизируют домашнюю обстановку. И компьютерная  игра у них круче, и папа самый сильный, и мама самая красивая. Еще одной причиной обмана служит желание выкрутиться сухими из воды при детских ссорах. Дети частенько сваливают вину на кого­то другого. Они еще  не понимают негативных последствий своего вранья, что невинному ребенку  достанется под первое число. А это самое обидное  быть без вины виноватым.  Причем детям все равно на кого спихивать вину. Это могут быть и другие дети, и собачка Жучка, неодушевленный предмет или природное явление.  Причем лгунишки стойко отстаивают свою версию происходящего. Выведать  правду бывает трудно. Естественно, часто сами взрослые учат своими примерами лжи. Погоня за  материальными благами часто превалирует над поисками духовных  ценностей. Замечено, что у набожных родителей дети редко прибегают к  обману ради какой­то выгоды. А в семьях, где деньги превыше всего, ложь  привычное явление. Нередко обман вызван желанием выглядеть в среде сверстников постарше. В  этом случае больше подходят термины приукрашивание, гипербола,  привирание. Но среди фантазий может родиться и более вредная для  дружеских отношений хвастливая ложь. Дети младше 10 лет при частом  общении с более старшими детьми начинают прибегать к «запрещенным»  приемам и в 9, и в 8 лет. Хвастливая ложь может у сверстников, не очень искушенных в обмане,  вызвать противоположное чувство  зависть. Дети могут верить на слово  бурной фантазии друга или подруги. Они еще не в силах отличать ложь от  правды. Поэтому начинают завидовать другим. Детская зависть может  спровоцировать детское воровство. Или испортить характер скупостью. Ложь  это тот же детский крик. Часто дети усиленно врут, если родители не  обращают должного внимания на них. При отсутствии общения дети ищут  способы достучаться до родителей. Как предотвратить обман Не надо делать трагедии с естественного процесса обучения. Детский обман  частенько является фантазией, игрой воображения. К изощренным  логическим уловкам дети10 лет не способны прибегнуть. Хотя простые приемчики все же применяют. На вопрос: «Вовочка, ты сделал уроки?» кто из  нас не отвечал утвердительно, лишь бы вырваться на улицу к друзьям? Однако при патологическом вранье надо задуматься над причинами. И они лежат  чаще в семье. Дети ведь учатся от взрослых! Если родители замечают, ребенок лжет с корыстными целями, возможно, есть  пробелы во взаимоотношениях родители ребенок. Надо проанализировать  ситуацию. Ребенок просто так не лжет. Что­то вынуждает его прибегать к  «запретным»  приемам. Важно не гневно реагировать на ложь, а дать понять, что родители все так же  любят свое повзрослевшее чадо, как и раньше. Дети должны видеть, что они  дороже для родителей, чем лишняя копейка. Маяковский сочинил гениальное творение о том, что такое хорошо, а что   плохо. Родителям не мешало бы его перечитать. Ребенок должен знать, когда  он поступает плохо. Полностью искоренить  вранье у детей не получится. Но  можно разъяснить понятия «вежливой лжи», лжи во благо. Если на День  рождения дарят неинтересный подарок, необязательно вслух об этом говорить и обижать гостя. Он­то хотел порадовать! Почему обманывающие дети в 10 лет так напрягают  родителей? Да потому  что дети отражение родителей. Ведь взрослые сами прибегают к обману и не  хотят признаваться в этом. Для родителей очень важно разобраться в причинах детской лжи. Чтобы не  сталкиваться в своей семье с обманом снова и снова, постарайтесь устранить  то, что побуждает ребёнка лгать? Какие же причины могут подтолкнуть  малыша к обману? Пример взрослых 1. Мама, разговаривая по телефону, отказывается от приглашения в  гости. Объясняет это тем, что у нее болит голова.  – Да ну их, с ними скучно! – говорит она после того, как разговор  закончился. 2. Звонит телефон. Папа просит сына: – Скажи, пожалуйста, что меня нет дома. 3. Ребенок радостно показывает свой рисунок. Мама, даже не  посмотрев на него: – Как красиво ты нарисовал! 4. Мама красит лаком ноготок на ручке дочери: – Только папе не говори, а то он ругаться будет!  Иногда мы сами не замечаем, как обманываем. Конечно, мы же не со зла!  Просто не хотим обидеть кого­то, пытаемся избежать неприятностей,  стараемся облегчить жизнь себе и своим близким. Однако ребенок учится  жизненным принципам у своих родителей. Ему пока трудно отличить просто  неправду ото «лжи во спасение». Родителям надо быть честными даже в мелочах. И не только к ребенку, но и к  окружающим. Не обещайте того, что не можете исполнить. Если вам не  удалось сдержать слово, извинитесь и объясните причину произошедшего. Не  имитируйте интерес, участие и общение. Страх за последствия Если в семье принято наказывать ребенка за малейший проступок, остается  единственный способ избежать наказания– обман.  Проанализируйте, всегда ли вы справедливы с сыном или дочкой, не слишком  ли строги? Может, вы отчитываете малыша при посторонних людях? А ведь это очень унижает маленького человечка! Чтобы ваш ребенок не врал от  страха, дайте ему понять, что не будете ругаться, если он сам признается в  плохом поступке. Тогда ему просто незачем будет обманывать вас. «Похвалите меня!» Когда взрослые дают понять ребенку, что он не оправдывает их ожиданий,  малыш начинает чувствовать себя неудачником. Недостаток слов ободрения  вынуждает ребенка повышать свою значимость всеми возможными способами. Ребенок начинает рассказывать о несуществующих геройствах, материальных  благах, богатых родственниках в компании приятелей.  Чтобы малыш вновь поверил в себя, почаще хвалите его. Объясните, что он  вам дорог всегда, даже когда совершает ошибки. Расскажите, что любой  человек время от времени делает что­то не так, но правда помогает сохранить доверие и изменить ситуацию в лучшую сторону. В то время как ложь не  сохранит уважение в обществе. Защита «своей территории» Взрослые сами провоцируют ребенка на обман, слишком жестко контролируя  его жизнь. Родители беспокоятся за свое чадо и этим оправдывают себя,  заставляя ребенка рассказывать о проступках других детей. А как же чувство  товарищества в среде сверстников? Конечно, родители ответственны за  поведение своего ребенка. Но ведь каждый человек, даже самый маленький,  нуждается в собственных секретах.  Не шпионьте за ребенком, не держите его «под стеклянным колпаком». Этим  вы скорее спровоцируете потерю его доверия и желание бороться за свою  независимость. Если вас что­то беспокоит, поделитесь с ребенком своими тревогами. Будьте тактичны и терпимы. Только в ответ на ваше участие и  доверие он будет с вами откровенным.  Творческое начало Иногда ребенок не обманывает, а просто сочиняет. Не надо бороться с его  фантазией! Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии  – это  выдумки, воображаемый мир. Обычно маленький ребенок очень убедительно  сочиняет. А секрет этого заключается в том, что он сам верит во все, о чем  рассказывает. Ваша задача в этом случае научить его различать невинные  выдумки и ложь. Если же ребенок продолжает обманывать и это выводит вас из равновесия,  постарайтесь сохранять спокойствие. Отложите серьезный разговор до тех  времен, когда вы будете себя полностью контролировать. Не угрожайте, не  кричите. Лучше расскажите ребенку несколько историй из своей жизни,  иллюстрирующих негативные последствия обмана.  Обязательно цените, если ребенок нашел в себе смелость признаться в плохом поступке или в том, что он вам врал. Продолжайте строить отношения внутри  семьи, основываясь на доверии, уважении, заботе и любви. Итак, все дети лгут, но всегда ли это должно огорчать и настораживать  родителей? Ведь  Ученые считают, что ложь дошкольников, которая преимущественно имеет  вид фантазирования, является значительным достижением в психологическом развитии ребенка. Систематическая ложь младших школьников должна стать  первым сигналом тревоги для родителей ­ у вашего ребенка проблемы. Как  объяснить ребенку, что врать ­ это плохо и отучить его от такой привычки в будущем. В мире взрослых мы пользуемся, словом ложь для определения низкого  морального поступка. Зато детская ложь классифицируется несколько по­ другому. Здесь можно выделить ложь воображаемую и ложь ради достижения  собственных целей. Дошкольники не задумываются над тем, что говорить неправду может быть  недостойным поступком. Их воображение настолько богато, что они часто не  могут отличить истинное от вымышленного. Малышам нравится придумывать  истории, которые якобы произошли с ними или с другими членами семьи,  отождествлять себя с героями мультфильмов и компьютерных игр,  выдумывать виртуальных друзей. В таких ситуациях ложь­выдумка является значительным достижением в  психологическом развитии ребенка ­утверждают психологи. Фантазирование  является признаком нормального развития речи и воображения ребенка.  Вещание становится основой для формирования логического мышлением  ребенка, а воображение позволяет абстрагироваться от реальности и  мысленно познавать неизвестное. Сознание ребенка работает в двух направлениях ­ изучает действительность и  создает иллюзию. Придумывая свой фантастический мир, ребенок делает попытку создать свою  тайну, отгородиться от родителей, заявляет право на свою частную жизнь. Не  нужно ругать ребенка за его бурное воображение. Наоборот, вы должны  помочь ребенку сделать фантастический мир реальным. Поговорите с  ребенком о его фантазиях, предложите нарисовать их. Таким образом, вы  сможете духовно сблизиться с ребенком и лучше понять внутренний мир его  фантазий. Мнимая ложь имеет разное значение в сознании и поведении ребенка. Но  когда дошкольникам выдумки совсем не вредят, наоборот, являются признаком развитого детского воображения, то такие выдумки после шести  лет могут негативно сказаться на психологии ребенка, особенно, когда он сам  не может отличить правду ото лжи. Когда же продолжает фантазировать  школьник ­ семилеток, стоит с ним провести серьезную беседу. Ребенок рождается на свет с тягой к справедливости и добра. Но дальнейшая  жизнь, к сожалению, вносит изменения в ее поведение. Так инстинктивно  заложена борьба за выживание и вездесущая конкуренция, влияют на  поведение малыша ­ ребенок стремится быть лучше других и всегда получать  желаемое. И самым простым  путем к такому лидерству ложь. И это лишь  одна из вероятных причин детской лжи. Вообще психологи выделяют  следующие основные причины детской лжи: Оправдать ожидания. Часто дети попадают под давление надежд, которые на них возлагают  родственники. Таким образом родители сами побуждают ребенка к лжи,  предъявляя к нему завышенные требования. Ребенку хочется оправдать  ожидания старших, поэтому она лжет о своих успехах. Родителям следует  реально оценивать своего ребенка и выдвигать требования только в разумных  пределах. Обратить на себя внимание. Ребенок может выдумывать ложные истории для того, чтобы на него обратили внимание, чтобы почувствовать себя нужным. В таком случае следует  находить хотя бы полчаса каждый день только для малыша, а также всячески  демонстрировать свою заинтересованность его жизнью. Избежать наказания. Ребенок врет, потому что боится, что его накажут Именно родители своими карательными мерами воспитали в ребенке страх и  нежелание признавать свою вину, говоря правду. Не стоит открыто  спрашивать «Кто это сделал?", Тем самым провоцируя ребенка на ложь.  Лучше констатировать факт «Вижу, что ты сделал» и искать вместе пути  устранения ущерба. Избежать стрессовых ситуаций. Ребенок обманывает, чтобы скрыть от посторонних семейные проблемы (не  благополучность семьи, родителей алкоголиков, отсутствие папы). Попытка примирить родных. Когда ребенок является свидетелем неоднократных ссор взрослых, то  пытается самостоятельно помочь им помириться, придумывая ситуации,  которых не было. Страх неудачи. Ребенку стыдно за свой поступок, он не хочет, чтобы об этом кто­то узнал,  потому придумывает истории. Похожее происходит в школе, когда ребенок  не знает ответа на какой­то вопрос и пытается выкрутиться. Подражание. В основном лгать ребенок учится от взрослых, которые при них говорят  неправду другим или просят ребенка рассказывать кому­то неправду  .Например: «Скажешь папе, что мы ходили гулять». «Когда придет тетя,  скажи, что мамы нет». Как узнать, что ребенок обманывает? Обычно дети еще не настолько искусные актеры, чтобы умело замаскировать  свою ложь. Поэтому обман можно проследить в поведении ребенка, ведь существует несколько общих признаков: ­ Изменение выражения лица, появление неосознанных движений; ­ Изменение темпа речи, снижение тона, заикания; ­ Заговаривание, попытка сменить тему разговора; ­ Промедление с ответом. Как преодолеть детскую ложь? Практически все дети время от времени говорят неправду. Задача родителей  заключается в том, чтобы удержать ребенка от лжи, искоренить в нем эту  вредную привычку. Обычно первой реакцией родителей на ложь ребенка  является наказание, хотя оно не всегда дает желаемый результат – ребенок  в  следующий раз может лучше замаскировать свою ложь. Для того, чтобы  бороться с ложью, нужно сначала выявить ее причины, а потом уже  действовать. Попробуйте увидеть ситуацию глазами ребенка. Покажите, что  готовы его  простить . Реагировать на ложь нужно в соответствии с возрастной категорией ребенка.  Когда ребенку нету 6 лет, не реагируйте строго, можно даже отшутиться.  Зато, когда речь идет о лжи школьника, то следует немедленно поговорить с  ребенком о том, что стало причиной лжи и какие последствия он может  иметь. Ваша задача дать ребенку понять, что врать ­ плохо и что ложь всегда  разоблачается. Ваши действия на будущее. 1. На ложь реагируйте спокойно ,избегайте избытка эмоций и физических  наказаний; 2. Совместное решение проблемы: постарайтесь найти причину лжи, вместе придумайте другой выход из ситуации. 3. Хвалите ребенка, когда он говорит правду, особенно когда это требует от  него определенных усилий и внутренней борьбы. 4. Помните о презумпции невиновности. Не делайте поспешных выводов,  когда вину ребенка не установлено. Это может травмировать ребенка и, в  дальнейшем, он будет расценивать вас как несправедливое лицо. 5. Подавайте хороший пример. Ребенок очень чувствительный к другим  людям, особенно, когда они учат его говорить правду, а сами иногда врут.  Врать дети в основном учатся у взрослых. Хроническую привычку лгать у детей называют синдромом Мюнхгаузена. Но  такие дети попадутся обычно редко ­2­3 человека на 10 тыс. человек Для большинства родителей очень болезненно воспринимается обман ребенка. Еще вчера малыш выглядел невинным ангелочком. Но недавно проявились  первые негативные последствия взросления  ложь и обман. Родители  недоумевают, почему обманывают дети 10 лет. Ведь именно в этом возрасте  осознанная и бессознательная фантазия ребенка приобретает ярко  выраженные черты.       Но стоит ли паниковать? Этот процесс  взросления проходят большинство  детей. Это же переживали в детстве и родители, просто не помнят. Дети 10  лет уже достаточно умные, чтобы заменить младенческое эмоциональное  поведение более «продвинутой» логической формой воздействия на взрослых. Вместо выпрашивания чего­то желанного истерикой или обезоруживающей  улыбкой, дети прибегают к более изощренным приемам: к хитрости и вранью.  Родители часто прибегают к запретам. А любознательность детей требует найти способы обойти строгие запреты. Вот почему обманывают дети. В  некоторой степени это эволюционное развитие мозга ребенка. Но родители  боятся, что дети останутся лгунами на всю жизнь и бьют тревогу. Не стоит излишне огорчаться, когда поймали своего ребенка на лжи. Это его  первое испытание взрослым миром. Попробуйте вместе с ним выяснить  мотивы и факторы, повлекшие ложь. Объясните ему, что из этой ситуации  можно было выйти не обманывая. Когда вы воспользуетесь  вышеприведенными советами и проведете хорошую психическую беседу ­ ваш ребенок больше не будет врать. Ведь лгать ребенок начинает из  необходимости ,когда ему не хватает вашей любви, понимания, внимания,  заботы. Список используемой литературы: По материалам ИНТЕРНЕТА

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"

Лекция для родителей: "Почему дети обманывают?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2019