Добрый дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в страну танцев. И начнём мы с вами со старинного танца сарабанда. История этого танца поражает неожиданными поворотами. В XVI веке в Испании её танцевали крестьяне на празднике урожая. Позже она стала сольным женским танцем страстного «демонического» характера. Танец приобрёл характер бешеной пляски, движения которой сопровождались темпераментным пением, звуками гитары, звонким щёлканьем кастаньет. За такое исполнение сарабанда была запрещена и стала предметом особой ненависти отцов церкви.
Спустя некоторое время сарабанда появилась вновь, но уже как медленный, торжественный танец – шествие для погребальных церемоний. В таком виде она допускалась даже в храмах. Тяжёлая поступь траурной процессии напоминала о шагах неминуемой смерти и бренности всего земного. В XVIII веке сарабанда становится весьма популярным придворным танцем. На балу её танцуют парами: медленно и спокойно. К сарабанде обращались такие композиторы как И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А. Вивальд
Лекция-концерт
«Бал на все времена»
Добрый дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в небольшое
путешествие в страну танцев. И начнём мы с вами со старинного танца
сарабанда. История этого танца поражает неожиданными поворотами.
В XVI веке в Испании её танцевали крестьяне на празднике урожая.
Позже она стала сольным женским танцем страстного
«демонического» характера. Танец приобрёл характер бешеной
пляски, движения которой сопровождались темпераментным пением,
звуками гитары, звонким щёлканьем кастаньет. За такое исполнение
сарабанда была запрещена и стала предметом особой ненависти отцов
церкви.
Спустя некоторое время сарабанда появилась вновь, но уже как
медленный, торжественный танец – шествие для погребальных
церемоний. В таком виде она допускалась даже в храмах. Тяжёлая
поступь траурной процессии напоминала о шагах неминуемой смерти
и бренности всего земного. В XVIII веке сарабанда становится весьма
популярным придворным танцем. На балу её танцуют парами:
медленно и спокойно. К сарабанде обращались такие композиторы как
И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А. Вивальд
Г.Ф.Гендель Сарабанда
1697 год – великолепный бал по случаю свадьбы герцога
Бургундского. Этот праздник открывала куранта. Движения
танцующих состояли из поклонов, реверансов, затейливый рисунок
которых демонстрировал особую учтивость,
утончённость и
изыскательных манер. Её называли «танец манер» или «докторским
танцем»: человек постигший тайны её безупречной пластики, считался
учёным. В XVIII веке куранту перестали танцевать на балах, и она
вошла в инструментальную сюиту И.С.Баха, Г.Ф.Генделя.
И.Каттинг Куранта
На всех сельских праздниках в Бретани, в провинции Пуату
крестьяне непременно исполняли свою любимую пляску с пением:
пары делали маленькие шаги, плавно приседали, легко подпрыгивали.
Жители Пуату очень бы удивились, узнай они о блестящем будущем
незамысловатого танца на два века ставшего «королём танцев» и
«танцем королей». В XVII веке менуэт, название которого напоминало
о маленьких шажках крестьянской пляски, с триумфом завоёвывает
всю Европу – от Англии до России. Этот танец состоит из бесконечных
поклонов, реверансов: кавалер образцом галантной почтительности и
преклонения перед дамой, дама же демонстрировала идеальную
красоту, изысканность манер и тонкий вкус. Движениями менуэта
обучались годами, а танцевальное мастерство ценилось высоко. Как
говорили в XVIII веке «кто хорошо танцует менуэт, тот всё делает
хорошо».
Л.Моцарт МенуэтМенуэт был образцом для других танцев XVII - XVIII века в
музыкальном языке и форме. Для композиторов XX века обращение к
этому жанру стало прекрасным способом мгновенно перенестись в век
напудренных париков, затейливых нарядов и утончённых манер.
Ж.Векерлен «Менуэт Экзоде»
Фаворитом моды в XVIII веке наряду с менуэтом стал гавот. Этот
танец требовал от танцующей пары безукоризненного мастерства,
мягких «танцевальных» рук и лёгкости в исполнении сложных
прыжков. В этом танце идеально сочетаются подвижность и
уравновешенность. Звуки гавота вызывают воспоминания об отблеске
французского двора века Людовика, и уже с середины XVII века мода
на гавот охватывает и другие европейские страны, и популярен он был
довольно долго – до времени наполеоновской империи. В XX веке
композиторы вновь воскрешают гавот.
Стоит вспомнить
С.С.Прокофьева, который включает в свою первую симфонию – гавот,
как воспоминание о «галантном» стиле.
И.С.Бах Гавот
Трудно назвать другой танец, требующий от танцора такой строгой
горделивой осанки и достоинства в каждом движении, как полонез.
Название его хранит память о национальных корнях торжественного
степенного танца – шествия на польских сельских праздниках и
свадебных торжествах. В XVIII веке громогласные фанфары полонеза
открывают торжественные приёмы, празднества и балы по всей
Европе. Горделивые ритмы полонеза узнаются во множестве опер
(М.И.Глинка «Иван Сусанин»), а также вокальных и инструментальных
произведений. Для польских композиторов этот танец стал символом
родины.
И.С.Бах Полонез
С середины XVIII века ни один танец не мог конкурировать с
контрдансом. Это был как свежий порыв ветра после этикетных,
галантных танцев. В Европу контрданс был завезён из Англии в XVII
веке - там его называли деревенским танцем. Парни и девушки, стоя в
кругу по очереди повторяли придуманные одной парой движения. О
нём писали «Веселье неразлучно с этим танцем». Позднее контрданс
стал инструментальной пьесой, которая предназначалась для
слушания, а не для танца.
Ф.Шопен Контрданс
Один из путешественников посетивших Баварию в конце XVIII века
отмечал в своём путевом дневнике: «Люди здесь необычайно любят
танцевать. Стоит им услышать музыку вальса, как они начинают
кружиться». Спустя некоторое десятилетие «закружилась» Вена, а
вслед за ней и вся Европа. Современники с тревогой предупреждали –
общество заражено «вальсовой заразой». Вальс танцевали бароны икупцы, художники, дамы и их горничные. Правительство многих стран
пыталось остановить опасную «танцевальную болезнь». Во Франции
даже выпускали листовки,
в которых вальс объявляли
безнравственным танцем. Но вальс завоевал весть мир – раз и навсегда.
С.С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка»
Почву для вальса готовили многочисленные танцы разных народов –
французская вольта, польский куявяк, австрийский лендлер. Этот
танец одинаково хорошо звучит как в симфоническом оркестре, так и
для народных инструментов. Сейчас этот замечательный танец
прозвучит в исполнении инструмента баяна.
Д.Самойлов «Вальс»
Вальс быстро утвердился в профессиональной музыке. Королём
вальса считаются члены семейства Штраусов, писали вальсы также
Ф.Шопен, К.М.Вебер, Ф.Лист. Вскоре этот танец могли не только
танцевать, но и просто слушать. Сейчас прозвучит вальс, как вокальное
произведение.
Г.П.Добарский «Ханты-Мансийский вальс»
Единственным танцем, чья необыкновенная популярность на время
смогла затмить успех вальса, стала полька. История её появления
описана очень точно. Летом 1835 года чешский педагог Неруда увидел
на улице девушку, которая шла, что-то напевая и пританцовывая.
Неруда записал эту мелодию и показал её своим в Праге и в Вене.
Чешский учитель Роаб продемонстрировал новый танец своим
коллегам, а французский танцмейстер Целлариус разучил его с
несколькими парами и на одном из балов представил на суд
парижского общества. Как писали газеты на другой день «парижане
сошли с ума, все бросились танцевать польку».
Полька – значит половинка. Её танцевали парами по кругу, пары
делали лёгкие мелкие шажки с подскоками и поворотами.
Д.Б. Кабалевский «Полечка про Олечку»
Самым сложным и блестящим бальным танцем XIX века можно
назвать мазурку.
Мазурка превосходила по сложности другие
современные ей танцы, поэтому она всегда была танцем избранных,
обладающих особым терпением и мастерством. Её живой, активный
ритм узнаётся с первых тактов. Характерная черта этого танца – смена
акцентов то на второй, т о на третьей доли.
М.И. Глинка Мазурка.
Самым вдохновенным певцом мазурки был Ф.Шопен, а творчестве
которого она звучит то, как захватывающая деревенская пляска, то как
задушевная элегическая поэма.
Ф.Шопен МазуркаКаждый народ создал и продолжает создавать танцы, отличающиеся
национальным своеобразием. Таковы, например, русские камаринская и
трепак, украинский гопак и казачок.
Гопак - самый популярный танец на Украине, его танцуют все – от
мало до велика. Во время Войска Запорожского в пляс выходили
мужчины-воины. Во время танца исполнители и зрители часто
выкрикивали танцору «гоп». Это задорное восклицание и дало название
танцу. Особенности гопака – это частые и разнообразные прыжки. Позже
гопак стал парным танцем, сохранив быстрый темп и упругий ритм.
М.П.Мусоргский Гопак
Народный танец, как и песня, стал основой многих произведений
великих композиторов. В танцевальных пьесах Ф.Шуберта, И.Брамса,
Ф.Шопена заметна связь народной танцевальной музыкой. Издавна
композиторов привлекала яркая самобытность венгерской музыки. Её
красочность и неудержимая темпераментность наиболее полно выражены
в танце. Самобытность венгерской танцевальной музыки нашла
претворение в «Венгерских танцах» композитора Иоганеса Брамса.
И. Брамс Венгерский танец d-moll
Английское кэйкуок переводится как шествие с пирогом. Говорят,
на негритянских праздниках готовилось нежнейшее воздушное
пирожное, которое при малейшем движении опадало или ломалось.
Желающие получить приз должны были пронести его на голове, не
придерживая руками, в лёгком танце с прыжками. На рубеже XIX – XX
веках волна кэйкуока захлестнула Америку, а затем и Европу. Ритмика
этого танца придаёт оттенок юмористичности, аккорды аккомпанемента
часто напоминают звучание банджо.
К.Дебюсси «Маленький негритёнок»
Родившийся в американском захолустье в XX веке, регтайм,
мгновенно распространился по всему миру. Часто говорят, что своё
название регтайм получил именно от неровного, как бы рваного ритма.
Но слово rag напоминает и о «лохмотьях, рванье» - одежде танцующих
чёрных рабов. Кроме того, в негритянской среде слово rag означает еще,
и «дразнить», «насмехаться». Действительно в этом танце наивное
веселье неотделимо от насмешки и иронии. Регтайм оказался
непосредственным предшественником джаза – самого громкого открытия
XX века.
С. Джоплин «Регтайм»
Говорят в XV – XVII веках по Италии странствовали особые
оркестры, которые помогали излечиться от «тарантизма». Музыканты
играли много часов подряд, повторяя одну и ту же ритмическую фигуру,больные, впадая в своеобразное гипнотическое состояние, совершали
быстрые беспорядочные движения, благодаря которым, как считалось, яд
выходил наружу. Скорее название танцу дало не ядовитое насекомое, а
город Таранто а Италии. Мелодия тарантеллы похожа на стремительную
скороговорку, непрерывность в мелодии.
С.С.Прокофьев «Тарантелла»
Афро-бразильский парный танец самба сопровождался пение и
шумовыми инструментами. Для неё характерен двухдольный ритм, и
синкопированный ритм. Направление, которое возникло в 1959 году в
бразильской лёгкой музыке изменило облик классической городской
самбы. Это босса – нова. Её стиль