Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "
Оценка 4.6

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Оценка 4.6
Лекции
docx
классное руководство
Взрослым
21.05.2017
Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "
Материал лекции предназначен для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, также может представлять интерес для классных руководителей, так как раскрывает вопросы, связанные с формами, методами и приемами воспитательного воздействия. Воспитательное мероприятие в лекции рассматривается как основной элемент воспитания, а классный час как основная форма воспитательной работы.
ОР кл рук.docx
Тема: Организация воспитательной работы классного руководителя  План занятий 1. Формы работы классного руководителя с учащимися: индивидуальные, групповые коллективные формы. 2. Методы воспитания. 3. Средства воспитания.  4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания. 5. Современные технологии воспитания. 6. Воспитательное мероприятие как основной элемент воспитания. 7. Классный час как основная форма воспитательной работы. Содержание теоретического материала При   выборе   форм   работы   с   обучающимися   целесообразно руководствоваться следующим:  определять   содержание   и   основные   виды   деятельности   в соответствии   с   задачами,   стоящими   перед   общеобразовательным учреждением;  учитывать   принципы   организации   образовательного   процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;  обеспечивать   целостность   содержания,   форм   и   методов   социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.   В соответствии со своими функциями классный руководитель  выбирает формы работы с обучающимися:  индивидуальные   (беседы,   консультации,   обмен   мнениями,   оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);   коллективные   (конкурсы,   спектакли,   концерты,   походы,   слеты, соревнования и др.). Методы воспитания ­ это конкретные пути влияния на сознание, чувства, волю,   поведение   школьников   с   целью   решения   педагогических   задач   в процессе совместной деятельности воспитанников и воспитателей. Проблема выбора методов воспитания является чрезвычайно сложной. Не существует   универсального   или   универсальных   методов   воспитания.   Но задача совершенствования методов является необходимым условием любого процесса воспитания и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей, решает   их,   вносит   в   разработку   общих   методов   свои   частные   изменения, дополнения,   соответствующие   конкретным   условиям   воспитательного процесса.   Такие   частные   усовершенствования   методов   называют приемами воспитания.  Прием воспитания  ­ часть общего метода, отдельное действие (влияние), конкретное улучшение. Выделяется также понятие  средства воспитания  (средствами воспитания, как   правило,   предметы   материальной   и   духовной   культуры,   которые используются для решения педагогических задач). Под приемом понимают единичную действие, под средством ­ совокупность приемов воспитания.   Средство ­ это уже не прием, но еще и не метод.   Например, труд ­ это средство   воспитания,   но   образец,   оценка   труда,   указания   на   допущенные ошибки  в работе  ­ это  приемы. Слово  (в широком  понимании)  ­  средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В этой связи иногда  метод воспитания  определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения определенной цели. Знание   методов,   приемов   и   средств   воспитания,   умение   верно   и эффективно их использовать ­ это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства. Воспитательная   технология  –   совокупность   форм,   методов,   способов, приемов   обучения   и   воспитательных   средств,   позволяющего   достигать поставленные   воспитательные   цели.   Это   один   из   способов   воздействия   на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:  по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или  научной концепции);  по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных  качеств, развитие индивидуальности);  по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия  дают лучшие результаты);  по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью  технологии (диагностические функции, функции управления  конфликтными ситуациями);  по подходу к ребёнку Современные воспитательные технологии: технология проектного обучения; технология здоровьесберегающая; технология учебной деловой игры; технология развития критического мышления; технология КТД И. П. Иванова; технология проведения учебных дискуссий;   личностно­ориентированная технология;       Тьюторство – технология педагогической поддержки;   шоу­технологии;  Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм,  технология создания ситуации успеха; ситуативные технологии. широко используемых в воспитательной работе учреждения. Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:  определенную систему отношений к окружающей действительности;  формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности,  ответственность за поступки; влияет на общественное мнение;   приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации. Мероприятия  –   это   события,   занятия,   ситуация   в   коллективе, организуемые   педагогами   для   воспитанников   с   целью   непосредственного воспитательного воздействия на них. Воспитательное   мероприятие   является   процессом,   предполагающим   в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:  Определение   актуальности   темы   мероприятия,   понимание педагогической цели.  Организация   подготовки   непосредственного   воспитательного воздействия на обучающихся.  Определение концепции, включая цель, задачи.  Планирование этапов мероприятия.  Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия. В   процессе   организации   и   проведения   любого   воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:  Как же подготовить мероприятие?  С чего начать?  Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия? Постараемся ответить на вопросы организаторов. Подготовительная часть:  Определить цели и задачи мероприятия.  Выбрать   формы,   методы   и   приемы   с   учетом   возрастных   особенностей воспитанников.  Продумать   об   оптимальной   занятости   воспитанников   в   подготовке   и проведении мероприятия.  Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения.  Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников.  Определить   возможность   участия   родителей,   других   педагогов   и специалистов. Организационная часть:  Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности.  Использование простых и сложных средств.  Построение   логической   последовательности   хода   и   логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.  Выравнивание   и   просчет   по   продолжительности   мероприятия   в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения. Основная часть:  В ней должны отражаться современные воспитательные технологии.  Формироваться   на   современном   этапе   принципы   воспитания (индивидуальности, доступности, результативности).  Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы.  Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия.  Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия  Учитываться   как   переизбыток,   так   и   недостаток   информации   для восприятия   обучающимися   содержания   мероприятия,   которое   должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом. Заключительная часть:  Имеет важное организационно­педагогическое значение.  Позволяет   подвести   итог   не   только   данного   мероприятия,   но   и определенного этапа работы с детьми.  Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.  На   этом   этапе   мероприятия   важно   создать   ситуацию   успеха   для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.  Организуя   с   детьми   любую   форму   проведения   мероприятий,   важно   не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ, т.е. «изюминку» мероприятия. Классный час – форма воспитательной работы, при которой школьники под   руководством   педагога   включаются   в   специально   организованную деятельность, способствующая  формированию  у них системы отношений  к окружающему миру. Для   каждого   классного   часа   существует   определенный   день   и определенное время. Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и   методы   проведения,   содержание,   определяет   роль   и   функции   классного руководителя и его взаимоотношения с детьми. Классный   час   представляет   собой   форму   воспитательной   работы (неурочной) во внеурочное время. Методика   подготовки   и   проведения   классного   часа,   прежде   всего, предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей   и  задач,  возрастных   особенностей   учащихся,  их   опыта.  В  последнее время есть много разработок, которые облегчают классному руководителю его   работу.   Безусловно,   что   темы,   содержание   классных   часов   классный руководитель   определит   тогда,   когда   изучит   уровень   воспитанности школьников,   их   нравственные   представления,   взгляды,   интересы,   желания, суждения. Выделяют функции классного часа: 1. Просветительская – она заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире.  Ориентирующая  –   она   заключается   в   формировании   определенных отношений к объектам окружающей действительности.   и   учащихся 2. 3. Направляющая – она помогает переводить разговор о жизни в целом в область реальной   практики   учащихся,   нацеливая   их   деятельность   на   реальные практические дела. 4.  Формирующая  –   она   связана   с   формированием   у   школьников   привычки обдумывать   и   оценивать   свою  жизнь   и   самому   себя,  вырабатывать   умение вести диалог и аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения   между детьми   в   коллективе,   вырабатывает   положительные   и   действенное общественное   мнение.   Важно   использовать   разнообразные   формы   при проведении   классного   часа:   игра,   викторина,   чаепитие.   Методика   и организация классного часа предполагает его содержания, которое зависит от целей и задач, а так же возраста учащихся. Темы и содержание классных часов определяются   после   уровня   изучения   воспитанности   школьников,   их нравственных представлений, взглядов, интересов и желаний. Особый цикл составляют классные часы по нравственному воспитанию. Здесь чаще всего используется   этическая   беседа   о   нравственных   качествах:   о   дружбе   и товариществе, честности и правдивости, доброте и скромности, и т.д. Эти беседы   помогут   усвоить   общечеловеческие   нормы   морали,   усвоить   и осмыслить имеющийся собственный жизненный опыт. Важное значение имеют также диспуты, которые можно организовать в том случае, если у школьников уже   есть   некоторые   знания   и   мнения   по   обсуждаемому   вопросу.   Диспут позволяет   определить,   насколько   действенны   и   эффективны   проводимые ранее классные часы. Подготовка   классного   руководителя   к   проведению   классного   часа осуществляется следующим образом. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наличие   цели   (по   теме)   исходя   из   задач   воспитательной работы. Подготовка   к   проведению   классного   часа   (предварительная работа с учащимися). Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач. Определение формы классного часа. Подбор   методов   и   средств,   которые   повышают   внимание   к обсуждаемой проблеме. Разработка содержания классного часа. Оформление сопровождения, подготовка помещения и т.д. Определение педагогом роли на воспитательном мероприятии. Подбор информации для осуществления рефлексии.   музыкального пособий,   наглядных   Таким   образом,   особое   внимание   классный   руководитель   должен обратить   на   психологическую   подготовку   учащихся.   Учащиеся   должны настроиться на важный и серьезный разговор. Вопросы для самоконтроля  Назовите формы работы классного руководителя с учащимися.  Охарактеризуйте индивидуальные формы работы классного руководителя.  Охарактеризуйте групповые формы работы классного руководителя.  Охарактеризуйте коллективные формы работы классного руководителя.  Какие вы знаете методы воспитания?  Дайте определение средствам воспитания.   Раскройте  педагогическую технику воздействия в процессе воспитания.  Что относится к современным технологиям воспитания?  Почему   воспитательное   мероприятие   считается   основным   элементом воспитания?  Как осуществляется подготовка к проведению классного часа?

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "

Лекция на тему: "Организация воспитательной работы классного руководителя "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2017