Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.Лекция для занятия с педагогическими работниками образовательных организаций по гражданской обороне
Общегосударственная система противодействия терроризму
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Общегосударственная система противодействия терроризму
представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и
нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению,
предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию
террористической деятельности,
минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма.
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана
обеспечить проведение единой государственной политики в области
противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные
органы государственной власти и органы местного самоуправления, в
компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию
терроризму, негосударственные организации и объединения, а также
граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и
органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических
мероприятий.
Координацию деятельности по противодействию терроризму,
организацию планирования применения сил и средств федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с
терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями
обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный
оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в
субъектах Российской Федерации.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия
терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права, международные договоры
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные
законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики
Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая
Концепция, а также нормативные правовые акты Российской Федерации,
направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Цель противодействия терроризму в Российской Федерации защита
личности, общества и государства от террористических актов и иных
проявлений терроризма.Основными задачами противодействия терроризму являются:
а) выявление и устранение причин и условий, способствующих
возникновению и распространению терроризма;
б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и
организаций, направленных на подготовку и совершение террористических
актов и иных преступлений террористического характера;
в) привлечение к ответственности субъектов террористической
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному
предназначенных для выявления,
использованию сил и средств,
предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической
защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в
том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения,
а также мест массового пребывания людей;
е) противодействие распространению идеологии терроризма и
активизация работы по информационнопропагандистскому обеспечению
антитеррористических мероприятий.
Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется
по следующим направлениям:
а) предупреждение (профилактика) терроризма;
б) борьба с терроризмом;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений
терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем
основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного,
административного, режимного, военного и технического характера,
направленных на обеспечение антитеррористической защищенности
потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административноправовых
режимов.
Особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма
принадлежит эффективной реализации административноправовых мер,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение
следующих задач:
а) разработка мер и осуществление мероприятий по устранению
причин и условий, способствующих возникновению и распространению
терроризма;б) противодействие распространению идеологии терроризма путем
обеспечения защиты единого информационного пространства Российской
Федерации; совершенствование системы информационного противодействия
терроризму;
в) улучшение социальноэкономической, общественнополитической и
правовой ситуации в стране;
г) прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз,
информирование о них органов государственной власти, органов местного
самоуправления и общественности;
д) использование законодательно разрешенных методов воздействия
на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям
террористического характера;
е) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий
по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской
Федерации;
ж) определение прав, обязанностей и ответственности руководителей
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а
также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по
антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;
з) разработка и введение в действие типовых требований по
обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных
объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового
пребывания людей;
и) совершенствование нормативноправовой базы, регулирующей
вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц,
участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в
результате террористического акта;
к) усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти и укрепление международного сотрудничества в области
противодействия терроризму;
л) обеспечение скоординированной работы органов государственной
власти с общественными и религиозными организациями (объединениями),
другими институтами гражданского общества и гражданами.
Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе
комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения
терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого
разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия
терроризму,
своевременного определения приоритетов в решении
поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия
оперативных, оперативнобоевых, войсковых и следственных подразделений
путем внедрения штабного принципа организации управления
контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектовинформационными ресурсами, включающими современные аппаратно
программные комплексы.
Одно из основных условий повышения результативности борьбы с
терроризмом получение упреждающей информации о планах
террористических организаций по совершению террористических актов,
деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и
каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными
средствами для осуществления террористической деятельности.
Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является
заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия
терроризму к пресечению террористического акта в ходе командноштабных,
тактикоспециальных,
организуемых
Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах
Российской Федерации.
оперативнотактических учений,
Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов
возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна
быть ориентирована на решение следующих основных задач:
а) недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из
приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми
ресурсами;
б) своевременное проведение аварийноспасательных работ при
совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи
лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в
результате террористического акта, их последующая социальная и
психологическая реабилитация;
в) минимизация последствий террористического акта и его
неблагоприятного моральнопсихологического воздействия на общество или
отдельные социальные группы;
г) восстановление поврежденных или разрушенных в результате
террористического акта объектов;
д) возмещение в соответствии с законодательством Российской
Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.
Условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации
последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных
ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов,
подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической
деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств
общегосударственной системы противодействия терроризму и их
заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.
При осуществлении деятельности по предупреждению
(профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижениеуровня угроз террористических актов, урегулирование экономических,
политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий,
которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как
следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение
террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов
террористической деятельности. При этом используются различные формы
общей и адресной профилактики,
осуществляемой с учетом
демографических, этноконфессиональных, индивидуальнопсихологических и
иных особенностей объекта,
к которому применяются меры
профилактического воздействия.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма
относятся:
а) политические (нормализация общественнополитической ситуации,
снижение уровня социально
международного
разрешение социальных конфликтов,
политической
осуществление
сотрудничества в области противодействия терроризму);
напряженности,
б) социальноэкономические (оздоровление экономики регионов
Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение
масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного
расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);
в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за
преступления террористического характера, незаконный оборот оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров,
опасных
биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма,
а также регулирование миграционных процессов и порядка использования
информационнокоммуникационных систем);
радиоактивных материалов,
г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его
общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом
идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в
противодействии терроризму);
д) культурнообразовательные (пропаганда социально значимых
ценностей и создание условий для мирного межнационального и
межконфессионального диалога);
е) организационнотехнические (разработка и реализация целевых
программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов
инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания
людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма
ответственности
за
обеспечения
защищенности объектов террористической
антитеррористической
деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов
противодействия терроризму).
несоблюдение
требованийВыбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от
уровня выявленных террористических угроз, для устранения которых
вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в себя
административнорежимные, оперативнорозыскные и иные мероприятия,
реализуемые оперативными штабами в субъектах Российской Федерации во
взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах
Российской Федерации и подразделениями федеральных органов
исполнительной власти, а также временные ограничения, направленные на
недопущение совершения террористического акта и минимизацию его
последствий.
Основной формой пресечения террористического акта является
контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию
комплекса специальных, оперативнобоевых, войсковых и иных мероприятий
с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению
террористического акта,
обеспечению
безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
обезвреживанию террористов,
В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
а) оказание экстренной медицинской помощи;
б) медикопсихологическое сопровождение аварийноспасательных и
противопожарных мероприятий;
в) социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате
террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
г) восстановление нормального функционирования и экологической
безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
д) возмещение морального и материального вреда лицам,
пострадавшим в результате террористического акта.