Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"
Оценка 4.9

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Оценка 4.9
Лекции
docx
химия +1
Взрослым
22.12.2018
Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"
Данная лекция сопровождается красочной и наглядной презентацией. состоящей из 23 слайдов. Она помогает лучше воспринимать материал, который направлен на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках химии. Метод ТРИЗ имеет практическую направленность, организует ребят на исследовательскую работу. Также благодаря этому методу осуществляется метапредметность.
Доклад на РМО Универсальные ТРИЗ.docx
Районное методическое объединение учителей химии Изобильненского городского округа Ставропольского края Доклад  на тему:  «Универсальные приёмы ТРИЗ на уроках химии». Подготовила учитель химии  МБОУ «СОШ № 11» ИГОСК Педашенко Г.В. г. Изобильный 30 октября 2018 Слайд 2 В настоящее время в педагогике очень много различных технологий, которые помогают представить учащимся материал в более доступной форме. Для   развития   познавательной   деятельности   в   области   химии   можно использовать ТРИЗ ­технологию (Теория решения изобретательских задач). Эта   технология   направлена   на   развитие   у   детей   природных   способностей, также дает возможность проявить себя, завоевать уважение одноклассников Слайд 3 Есть русская пословица «Все новое — это хорошо забытое старое». Это относится к технологии ТРИЗ, так как работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллер и его коллегами еще в 1946 году. Первая публикация — в 1956 году   —   это   технология   творчества,   основанная   на   идее   о   том, что «изобретательское   творчество   связано   с   изменением   техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда   должно,   независимо   от   субъективного   к   этому   отношения, подчиняться объективным закономерностям».  Слайд 4 Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются: • Решение изобретательских задач любой сложности и направленности; • Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных  способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего  образного воображения и системного мышления). Слайд 5 Цель данной технологии: «Знает, понимает, применяет» Слайд  6 ТРИЗ разбивает материал на фрагменты. Процесс приобретает  модульный характер. Существует три основных  принципа ТРИЗ: ­ Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным  законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего  мира. ­ Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление  противоречий. ­ Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от  конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Слайд  7 Дидактические возможности ТРИЗ: • решение творческих задач любой сложности и направленности; • • • • • ­ решение научных и исследовательских задач; ­ систематизация знаний в любых областях деятельности; ­ развитие творческого воображения и мышления; ­ развитие качеств творческой личности и формирование ключевых  компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной,  мировоззренческой; ­ развитие творческих коллективов. Слайд 8 В качестве примеров можно представить несколько задач, а также  несколько приемов данной технологии. 1.В начале прошлого века немецкий химик Кристиан Шенбейн изобрел новые  симпатические чернила, представляющие собой раствор сульфата марганца.  После высыхания текст, написанный ими на розовой бумаге становится  совершенно невидимым. Гордый выдумкой, Шенбейн написал своими  чернилами письмо английскому физику и химику Майклу Фарадею. История  умалчивает, удалось ли Фарадею прочесть послание своего немецкого  коллеги. Вопрос. Подумайте, как можно было проявить написанное?  Слайд  9 2.Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку  из­под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?  (Консервные банки изготавливают из жести (тонкая холоднокатаная сталь), на поверхность которой для предохранения от воздействия пищевой среды и  коррозии наносят защитный слой олова. Постепенно растворяясь под  действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную  минеральную подкормку, и растение лучше растет. Предварительно банки  необходимо обжечь, т. к. их поверхность изнутри покрыта специальным  пищевым лаком). Слайд 10 3.Для повышения октанового числа бензина используют добавку  антидетонатора — тетраэтилсвинца. Это очень ядовитое вещество, которое  может присутствовать в парах бензина, а значит попадать в воздух. Особенно  это опасно на автотранспортных предприятиях. Предложите способ  обнаружения паров тетраэтилсвинца в воздухе.  Слайд 11 Сказка Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:    «Папа, что ты делаешь?»  ­ «Хочу драгоценность получить, дочка». ­ ­ «Из этой свечи?» ­ «Нет, из подсвечника», ­ отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина  на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий  раствор; бросил щепоть соды ­ выпал зеленоватый осадок; добавил едкую  щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность? Слайд 12 Почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов,  превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла.  Что это за газы ? Элементы, входящие в состав, ­ соседи по периодической  таблице; первый из газов вдвое легче второго, молекулы первого газа двухатомна, второго одноатомна, к тому же второй газ инертный. Назовите  эти газы. ( Водород и гелий) Слайд  13 В качестве приемов данной технологии можно использовать кейсы, загадки и  т.д. 1. Объясните химические процессы, упоминаемые в строках  стихотворения А.Ахматовой.                          «На рукомойнике моем                          Позеленела медь.                          Но так играет луч на нем,                          Что весело глядеть».  Слайд 14         В кружево будто одеты         Деревья, кусты, провода.         И кажется сказкою это,         А в сущности – только ……. Слайд 15 ­­ Кто и когда впервые осуществил синтез воды?  ­­ Какой воздух тяжелее – сухой или влажный?  ­­ В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в  каком – наименьшее?  ­­ Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в  метеорологии.  ­­ сколько молекул воды в океане?  ­­ Что такое снежинки?  ­­ Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?  ­­ Может ли вода гореть?  ­­ Может ли вода течь вверх?  ­­ Перечислите химические и физические свойства воды. ­­ Роль воды в жизни человека.  Слайд 16 Загадки о химических элементах. Давно известно человеку: она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она.  Объясните с точки зрения химии ее свойства.  Слайд 17 Как вдохнешь зеленый газ, так отравишься сейчас.    Кто открыл хлор? Где он применяется? Как  влияет на организм?  Слайд 18 Я светоносный элемент, Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня — и под водой Оксид мой станет кислотой.    Какими свойствами обладает фосфор? Где применяется ? Какие  аллотропия модификации Вы знаете? Объясните механизм свечения.  Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на  основе которых затем сконструировать творческие задачи  исследовательского типа: 1. На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не  гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях? 2. Почему уже со второй­ третьей дозы героина возникает зависимость  человека от этого вещества? Из этих познавательных вопросов можно с помощью технологии ТРИЗ  сконструировать целый ряд творческих задач. Для  конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим  алгоритмом: ­ исходный факт; ­ формулировка задачи; ­ выявление противоречия; ­ поиск ресурсов. ­ формулировка идеального конечного результата. Слайд 19 Пример . Исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая  изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат. Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии  тёплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находятся знаменитая железная колонна – одно из чудес света. Почему же железная колонна в  Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера  создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в  современных электролитических печах? Слайд 20 Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться  (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии. Выдвижение гипотез: Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна  не будет ржаветь; Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется  гальванической пары, способствующей разрушению; Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом,  водой и кислородом, создали защитный слой. Слайд 21 Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и сети  Интернет. Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который,  реагируя с железом, водой, кислородом, создал своего рода защитный  антикоррозийный поверхностный слой.  Слайд 22 Современные предприятия, учреждения, фирмы ищут для работы творческих людей, способных давать нестандартные решения различных проблем,   умеющих   решать   творческие   задачи.   Перед   современной школой, в рамках «Концепции модернизации российского образования», сформулирована   основная   цель   общеобразовательной   школы   – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся… при   этом,   важно   обеспечить   право   каждого   школьника   на индивидуальное развитие. Слайд 23

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"

Лекция по химии на тему: "Универсальные приемы ТРИЗ на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018