Тренинг |
|
Кондратова Т.С. |
Тема занятия |
Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения |
|
Цель |
Учителя сформируют сущность подхода «Исследование урока» как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучение учащихся. Определяет способы использования подхода «Исследование урока» в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей в своей школе. |
|
Результаты обучения |
Учителя выработают алгоритм поддержки /внедрения подхода «Исследование урока» в школах в качестве средства для развития и усовершенствования преподавания, обучения и практики учителей. |
|
Ключевые идеи |
В зависимости от того, внедрен ли в школе подход «Исследование урока», акцент на занятиях делается либо на развитие и поддержку процесса, либо на его дальнейшее планирование. |
|
Ресурсы |
МТБ. Карточки с номерами. Раздаточный материал. Раздаточный материал («Рефлексия в практике», с.431). Презентация «Lesson study» № 1 и № 2, презентация № 3. Цветные карточки (жёлтый, зелёный, красный). Листы самооценивания. Весёлая музыка Meghan_Trainor_-_Better_When_I_m_Dancin_OST_Snupi_i_Meloch_Puzataya_V_Kino_(iPlayer.fm) (можно использовать на своё усмотрение). Видеоролик о проведении исследования урока в родной школе. Ватман А 2. Маркеры. Рефлексивные листы. |
|
Дополнительное чтение |
|
Заметки тренера
Время |
Деятельность тренера |
Деятельность слушателей |
Оценивание |
Ресурсы |
Занятие 1 900-1030 |
|
|
|
|
900-945
|
I Стадия вызова. 1. Разминка (3 мин)
Формирование коллаборативной среды.
3. Обучение предыдущего дня (2 мин) -Анализируя наше предыдущее занятие, скажите, как влияет СПСПУ на ежедневную практику учителей? - Что вы ожидаете от серии последовательных уроков? - Что необходимо предпринять, что бы проследить развитие чего-либо в динамике от урока к уроку? 4. Работа с раздаточным материалом. Стратегия «Мозговой штурм» Задание: прочитайте раздаточный материал и, обсудив прочитанное в группах, дайте этому тексту название.
5. Организация индивидуальной работы по целеполаганию (5 мин)
6. Обсуждение критерий успехов. Записываю их на доске. (3 мин.)
II Стадия осмысления 7. «Групповая дискуссия» (20 мин)
- Что вас заинтересовало? - Каковы условия, способствующие совместной работе учителей над исследованием урока? - Каким образом можно использовать подход Lesson study в практике? |
Выполняют упражнение
Делятся на группы
Ответы на вопросы тренера
Работают в группе по стратегии «Мозговой штурм» Дают тексту название «Lesson study»
Каждый индивидуально ставит перед собой критерии успеха
Обсуждение критерий успехов. Выявление самых удачных (достижимых) критерий. Соотносят с СМАРТ-целями.
Просмотр презентации № 1 «Lesson study» и её дальнейшее обсуждение |
|
Карточки с номерами
Раздаточный материал № 1.
Презентация № 1 «Lesson study» |
945 - 1000 |
Перерыв |
|
|
|
1000- 1045 |
8. Организация групповой работы. (25 мин.) Задание: Обсудите в группах следующие вопросы в рамках своего профессионального контекста · Условия, которые могут способствовать совместной работе учителей над исследованием урока? · Препятствия, которые могут помешать совместной работе учителей над исследованием урока? · Как вы можете способствовать совместной работе учителей над планированием исследования урока? В своих группах выведите правила совместной работы для исследования урока и сделайте постер с этими правилами.
По полученным постерам каждая группа даст обратную связь (5 мин)
9. Разминка «ПЯТКА К ПЯТКЕ» (10 мин) Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддержка группового взаимодействия. Инструкция: - По команде "Двигаемся" или по началу музыки участники начинают произвольно двигаться. Я говорю "стоп!" и даю команду "Пятка к пятке!" Участники должны быстро объединиться в пары и приставить свои пятки к пяткам соседа. Снова звучит музыка, снова все двигаются до новой команды. Варианты команд: "Носок к носку!", "Нос к носу!", Ухо к уху!", "Локоть к локтю!" и так далее. - На какую мысль вас натолкнула данная разминка? - Что получилось хорошо, а что с трудом?
III Стадия «Рефлексии» (10 мин) 10. Стратегия «Лист самооценки» - Я получил удовольствие …. - Я узнал что-то новое … - Я ничего не понял … - Я удивился … - Я расстроился … 11. Обратная связь тренера |
Слушатели обсуждают и выводят на постере правила совместной работы для исследования урока.
Дают обратную связь
Активно участвуют в динамической разминке. Делают выводы о ее целесообразности и назначении.
Работают на листах с неоконченными предложениями и дают свою оценку внутреннему состоянию |
Взаимооценивание |
Раздаточный материал № 2 («Рефлексия в практике», с.431), ватман А2, цветные маркеры
Музыка Meghan_Trainor_-_Better_When_I_m_Dancin_OST_Snupi_i_Meloch_Puzataya_V_Kino_(iPlayer.fm) (можно использовать на своё усмотрение)
Лист самооценки
|
1045-1115 |
Перерыв. |
|
|
|
Занятие 2 1115- 1300 |
|
|
|
|
1115-1200 |
I Стадия вызова. Организация рефлексии. 1 Обучение предыдущего занятия (2 мин) -Анализируя наше предыдущее занятие, скажите, какова ключевая идея «Lesson study»? -С какой целью проводится «Lesson study»? 2. Разминка (15 мин) Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. - Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой». Рефлексия: - Как проходило обсуждение в командах? - Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Обратная связь: Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нём, каждая несёт свою определённую функцию, без которой дом не может быть полноценным. - Как можно связать данное упражнение с темой нашего занятия? О чем мы сейчас будем говорить?
3. Деление на группы по цветам на 4 группы II Стадия осмысления 4. «Мозговой штурм» (28 мин) 1) - Как организовать процесс исследования урока в нашей школе? (групповое обсуждение)
2) – А теперь прочитайте дополнительную литературу об исследовании урока и обсудите в группах, есть ли сходства по вашему алгоритму и можно ли ещё что-то добавить.
|
Слушатели дают ответы на вопросы тренера
Участие всех участников в групповом упражнении
Обсуждение в группах, обосновывают свой выбор.
Связывают данное упражнение с темой занятия.
Делятся на группы по цветным жетонам
Работают в группе на постерах: обсуждают, составляют, защищают алгоритм процесса LS, исследования урока. Взаимооценивают.
Работают в группе по раздаточному материалу: обсуждают, сравнивают, дополняют, защищают алгоритм процесса LS, исследования урока. Взаимооценивают.
|
Формативное оценивание презентаций цветными карточками по стратегии «Светофор»
Формативное оценивание презентаций цветными карточками по стратегии «Светофор» |
Презентация № 3 (Слайд № 1 изображение дома)
Цветные листы 4-х цветов, ватманы А 2, цветные маркеры
Раздаточный материал № 3, те же ватманы А 2 из предыдущего задания, цветные маркеры
|
1200- 1215 |
Перерыв на кофе-брейк |
|
|
|
1215- 1300 |
5. Разминка «Поменяйтесь местом» (15 мин) Процедура проведения: Вы все сидите на стульях в кругу. - Задача тех, кто обладает данным умением или признаком -поменяться местами. Запасной игрок должен успеть сесть на любое освободившееся место. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:
Рефлексия: что нового узнали об участниках?
6. Просмотр видеофильма «LS» Русский язык в 3 классе (17 мин)
Рефлексия после просмотра (3 мин) - Что вас заинтересовало? - Каковы условия, способствующие совместной работе учителей над исследованием урока? - Каким образом можно использовать подход Lesson study в практике? 7. Обобщение. - Итак, закрепим полученную информацию на сегодняшний тренинг. Цель ИД - выяснение причин, негативно влияющих на
эффективность практики, и поиск путей их устранения. 8. Обратная связь. Оценивание.(5 мин) Упражнение «А на последок я скажу…» (последовательно ответить на три вопроса) - На сколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо? - Что оправдалось и почему? - Мои и наши перспективы. |
Динамичная игра – разминка на внимание и быстроту реакции.
Просмотр видеофильма из практики учителей 3 уровня родной школы
Дают ответы на вопросы тренера
Закрепляют в словесной форме, дополняют тренера
Заполняют рефлексивные листы по 2 занятию
|
|
Видеофильм о проведении исследования урока в родной школе
Презентация № 3 (Слайд № 2), рефлексивные листы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.