Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения
Оценка 4.7

Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения

Оценка 4.7
Исследовательские работы +8
docx
биология +1
Взрослым
16.10.2022
Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения
Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения
Кондратова Т.С..бббб.docx

Тренинг  

 

Кондратова  Т.С.

Тема

занятия

Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения

Цель

Учителя сформируют сущность подхода «Исследование урока» как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучение учащихся.

Определяет способы использования подхода «Исследование урока» в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей в своей школе.

Результаты

обучения

Учителя выработают алгоритм поддержки /внедрения подхода «Исследование урока» в школах в качестве средства для развития и усовершенствования преподавания, обучения и практики учителей.

Ключевые

идеи

  • «Исследование урока» - специфическая форма экспериментального исследования, проводимого в классе и включающего группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках.
  • «исследование урока» содействует размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным учащимся.
  • Цикл «Исследование урока» помогут учителям развить или усовершенствовать инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся.
  • Открытия, сделанные в ходе «Исследования урока», популяризуются в среде коллег своей и других школ.

В зависимости от того, внедрен ли в школе подход «Исследование урока», акцент на занятиях делается либо на развитие и поддержку процесса, либо на его дальнейшее планирование.

Ресурсы

МТБ.

Карточки с номерами.

Раздаточный материал.

Раздаточный материал («Рефлексия в практике», с.431).

Презентация «Lesson study»  № 1 и № 2, презентация № 3.

Цветные карточки (жёлтый, зелёный, красный).

Листы самооценивания.

Весёлая музыка  Meghan_Trainor_-_Better_When_I_m_Dancin_OST_Snupi_i_Meloch_Puzataya_V_Kino_(iPlayer.fm)

(можно использовать на своё усмотрение).

Видеоролик о проведении исследования урока в родной школе.

Ватман А 2.

Маркеры.

Рефлексивные листы.

Дополнительное чтение

 

Заметки тренера

Время

Деятельность тренера

Деятельность

слушателей

Оценивание

Ресурсы

Занятие 1

900-1030

 

 

 

 

900-945

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  Стадия вызова. 

1.  Разминка  (3 мин) Формирование коллаборативной среды.
Упражнение «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня)
2. Деление на группы по номерам  от 1 до 4 (3 мин) (Раздаю номера карточек)

 

3. Обучение предыдущего дня (2 мин)

-Анализируя наше предыдущее занятие, скажите, как влияет СПСПУ на ежедневную практику учителей?

- Что вы ожидаете от серии последовательных уроков?

- Что необходимо предпринять, что бы проследить развитие чего-либо в динамике от урока к уроку?

4. Работа с раздаточным материалом. Стратегия «Мозговой штурм» Задание: прочитайте раздаточный материал и, обсудив прочитанное в группах, дайте этому тексту название.

 

 

5. Организация индивидуальной работы по целеполаганию (5 мин)

  • Чего вы хотите достичь к концу занятия?
  • Как вы этого можете достичь?
  • Как вы узнаете, что этого достигли?

6. Обсуждение критерий успехов. Записываю их на доске.

(3 мин.)

 

 

 

II  Стадия осмысления

7. «Групповая дискуссия» (20 мин)

  • Просмотрите презентацию – «история «Lesson study» или «Исследование урока»

- Что вас заинтересовало?

- Каковы условия,  способствующие совместной работе учителей над исследованием урока?

- Каким образом можно использовать подход  Lesson study в практике?

 

Выполняют упражнение

 

 

Делятся на группы

 

 

 

Ответы на вопросы тренера

 

 

 

 

Работают в группе по стратегии «Мозговой штурм»

Дают тексту название «Lesson study» 

 

Каждый индивидуально ставит  перед собой критерии успеха

 

Обсуждение критерий успехов. Выявление самых удачных (достижимых) критерий. Соотносят с СМАРТ-целями. 

 

 

Просмотр презентации № 1

«Lesson study» и её дальнейшее обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с номерами

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация № 1  «Lesson study»

945 - 1000

Перерыв

 

 

 

1000- 1045

8. Организация групповой работы. (25 мин.)

Задание: Обсудите в группах следующие вопросы в рамках своего профессионального контекста

·         Условия, которые могут способствовать совместной работе учителей над исследованием урока?

·         Препятствия, которые могут помешать совместной работе учителей над  исследованием урока?

·         Как вы можете способствовать совместной работе учителей над планированием исследования урока?

В своих группах выведите правила совместной работы для исследования урока и сделайте постер с этими правилами.

 

По полученным постерам каждая группа даст обратную связь (5 мин)

   

9.  Разминка   «ПЯТКА К ПЯТКЕ» (10 мин)

Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддержка группового взаимодействия.

Инструкция:

- По команде "Двигаемся" или по началу музыки участники начинают произвольно двигаться. Я говорю  "стоп!" и даю команду "Пятка к пятке!" Участники должны быстро объединиться в пары и приставить свои пятки к пяткам соседа. Снова звучит музыка, снова все двигаются до новой команды. Варианты команд: "Носок к носку!", "Нос к носу!", Ухо к уху!", "Локоть к локтю!" и так далее.

- На какую мысль вас натолкнула данная разминка?

- Что получилось хорошо, а что с трудом?

 

III  Стадия «Рефлексии» (10 мин) 

 10. Стратегия «Лист самооценки»

- Я получил удовольствие ….

- Я узнал что-то новое …

- Я ничего не понял …

- Я удивился …

- Я расстроился …

11. Обратная связь тренера

 

Слушатели обсуждают и выводят на постере правила совместной работы для исследования урока.

 

 

 

 

 

 

 

Дают обратную связь

 

Активно участвуют в динамической разминке.

Делают выводы о ее целесообразности и назначении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают на листах с неоконченными предложениями и дают свою оценку внутреннему состоянию 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

 

Раздаточный материал № 2 («Рефлексия в практике», с.431),  ватман А2, цветные маркеры

 

 

 

 

 

 

Музыка Meghan_Trainor_-_Better_When_I_m_Dancin_OST_Snupi_i_Meloch_Puzataya_V_Kino_(iPlayer.fm)

(можно использовать на своё усмотрение)

 

Лист самооценки

 

 

 

 

 

 

1045-1115

Перерыв.

 

 

 

Занятие 2

1115- 1300

 

 

 

 

 

1115-1200

I  Стадия вызова.  Организация рефлексии.

1 Обучение предыдущего занятия (2 мин)

-Анализируя наше предыдущее занятие, скажите, какова ключевая идея «Lesson study»?

-С какой целью проводится  «Lesson study»?

2. Разминка (15 мин)

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Процедура проведения: участники делятся на 2 команды.

- Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Рефлексия:

- Как проходило обсуждение в командах?

- Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль?

Обратная связь: Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нём, каждая несёт свою определённую функцию, без которой дом не может быть полноценным.

- Как можно связать данное упражнение с темой нашего занятия? О чем мы сейчас будем говорить?

 

 

3. Деление на группы по цветам на 4 группы

II  Стадия осмысления

4. «Мозговой штурм» (28 мин)

1) - Как организовать процесс исследования урока в нашей школе? (групповое обсуждение)

  • Презентация идей (1 мин)
  • Составление алгоритма внедрения подхода
  • Рефлексия

 

 

 

2) – А теперь прочитайте дополнительную литературу об исследовании урока и обсудите в группах, есть ли сходства по вашему алгоритму и можно ли ещё что-то добавить.

  • Презентация идей (1 мин)
  • Дополнение алгоритма внедрения подхода
  • Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Слушатели дают ответы на вопросы тренера

 

 

Участие  всех участников в  групповом упражнении

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в группах, обосновывают свой выбор.

 

 

 

 

Связывают данное упражнение с темой занятия.

 

Делятся на группы по цветным жетонам

 

Работают в группе на постерах: обсуждают, составляют, защищают алгоритм процесса LS, исследования урока.

Взаимооценивают.

 

 

Работают в группе по раздаточному материалу: обсуждают, сравнивают, дополняют, защищают алгоритм процесса LS, исследования урока.

Взаимооценивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формативное оценивание презентаций цветными карточками по стратегии «Светофор»

 

Формативное оценивание презентаций цветными карточками по стратегии «Светофор»

 

 

 

 

 

 

 

Презентация № 3 (Слайд № 1 изображение дома)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветные листы 4-х цветов,

ватманы А 2, цветные маркеры

 

 

 

 

 

Раздаточный материал № 3, те же ватманы А 2 из предыдущего задания, цветные маркеры

 

 

1200- 1215

Перерыв на кофе-брейк

 

 

 

1215- 1300

5. Разминка «Поменяйтесь местом» (15  мин)

Процедура проведения: Вы все сидите на стульях в кругу.

 - Задача тех, кто обладает данным умением или признаком -поменяться местами. Запасной игрок должен успеть сесть на любое освободившееся место.

Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

  • Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)
  • ...служил в армии
  • …у кого трое детей, двое
  • …у кого длинные волосы,
  • …у кого стрижка,
  • …кто умеет вязать крючком,
  • …кто красиво рисует
  • …кто умеет работать на компьютере,
  • …кто любит мороженое,
  • …кто любит печь булочки
  • …кто окончил ВУЗ
  • …кто родился в 60-х годах,
  • …кто начал работать в 2-х тысячных годах
  • …кто владеет казахским языком,
  • …кто понимает и разговаривает на английском языке.
  • …кого награждали грамотами,
  • …у кого есть автомобиль
  • …кому скоро на пенсию,
  • …у кого есть дочь 
  • …кто красит волосы
  • …кто отдыхал в Турции
  • … кто понял сущность исследования урока

Рефлексия: что нового узнали об участниках?

 

6. Просмотр видеофильма «LS»

Русский язык в 3 классе (17 мин

 

 

 

 

Рефлексия после просмотра (3 мин)

 - Что вас заинтересовало?

 - Каковы условия,  способствующие совместной работе учителей над исследованием урока?

- Каким образом можно использовать подход  Lesson study в практике?

7. Обобщение. - Итак, закрепим полученную информацию на сегодняшний тренинг.

Цель ИД - выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
Информация из классных журналов. Анкетирование.
Изучение личных дел. Исследование различных ситуаций.
Протоколы встреч, совещаний. Образцы работ учащихся.
Опрос. Аудиозаписи.
Видеозапись. Фотографии.

8. Обратная связь. Оценивание.(5 мин)

Упражнение «А на последок я скажу…»

(последовательно ответить на три вопроса)

- На сколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо?

- Что оправдалось и почему?

- Мои и наши перспективы.

Динамичная игра – разминка на внимание и быстроту реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофильма из практики учителей 3 уровня

родной школы

 

Дают ответы на вопросы тренера

 

 

 

 

 

 

Закрепляют в словесной форме, дополняют тренера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют рефлексивные листы по 2 занятию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофильм о проведении исследования урока в родной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация № 3 (Слайд № 2), рефлексивные листы

 


 

Тренинг Кондратова

Тренинг Кондратова

Время Деятельность тренераДеятельность слушателейОцениваниеРесурсы

Время Деятельность тренераДеятельность слушателейОцениваниеРесурсы

Исследование урока» - Что вас заинтересовало? -

Исследование урока» - Что вас заинтересовало? -

III Стадия «Рефлексии» (10 мин) 10

III Стадия «Рефлексии» (10 мин) 10

О чем мы сейчас будем говорить? 3

О чем мы сейчас будем говорить? 3

ВУЗ …кто родился в 60-х годах, …кто начал работать в 2-х тысячных годах …кто владеет казахским языком, …кто понимает и разговаривает на английском языке

ВУЗ …кто родился в 60-х годах, …кто начал работать в 2-х тысячных годах …кто владеет казахским языком, …кто понимает и разговаривает на английском языке

Разминка «Поменяйтесь местом» (15 мин)

Разминка «Поменяйтесь местом» (15 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022