Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: показать особенности древнерусской культуры. Культура (с лат. - возделывание, обрабатывание) - все, что было создано человечеством за весь период его существования: памятники материальной и духовной культуры, нормы поведения, традиции.
Выделяют материальную и духовную культуры.
ЛЕКЦИЯ № 23 § 22. Древнерусская культура.
Условия развития культуры. Долгое время определяющим в духовной
жизни славян являлось язычество. После крещения на смену ему пришло иное,
во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на
культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное
называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после
смерти.
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси
сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но
вобрала в себя многие языческие отявы и обряды, сохранившиеся и поныне,
например такие,как празднование Масленицы.
Через христианство были восприняты многие достижения античной,
особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных
славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых
народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (хазары,
половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и
воспринимала ее культуру.
Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое
распространение грамотности. Для Европы того времени это было необычно.
Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме
отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей
королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность
лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие
же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность
гораздо более доступной и распространенной.
Письменность существовала на Руси еще до принятия христианства.
Свидетельство тому — сообщение летописи о тексте договоров Олега и
Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала письменность,
создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности в Русских землях свидетельствуют берестяные
грамоты — письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О
грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть
временных лет». Традиционно ее автором считается монах КиевоПечерского
монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном
сознании мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является
автором двух произведений древнерусской литературы — «Чтение о Борисе и
Глебе» и «Житие Феодосия Печерского». Описание жизни и гибели русских
святых в «Чтении о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с
изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности«Повесть временных лет» — сложное произведение, вобравшее в себя
фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.
К числу выдающихся русских писателей относится митрополит Иларион.
В своем философскопублицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он
обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран,
раскрывает смысл Крещения Руси.
Литературными памятниками являются произведения Владимира
Мономаха, автора многих писемпосланий и «Поучения» детям. «Поучение»
наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об
обязанностях правителя, о соотношении
нравственности и политики.
Одновременно это первая автобиография на русском языке.
Философскорелигиозные искания отразились в таких произведениях, как
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника, и др.
Все эти произведения написаны в русле христианской традиции, но были
и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это, прежде
всего самый известный памятник древнерусской литературы — «Слово о
полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород
северского князя Игоря Святославича против половцев в1185 г. В поэтической
форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор
«Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.
самобытные
черты
Архитектура и изобразительное искусство. Первые каменные
христианские храмы строили на Руси мастера из Византии. Но уже в них
проявились
из
сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был
значительно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности Софийский
собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это
величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
русской архитектуры.
Древнейшая
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов.
Больше всего их сохранилось во ВладимиреСуздальской земле. Самый
известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее
Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по
сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее
прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церкви Суздаля,
ПереяславляЗалесскогои др. Самостоятельные архитектурные школы сложились
в Новгороде, других землях.
Многие соборы были украшены каменной резьбой и рельефами. В них
проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви
стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных,
растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном
искусстве.Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками,
иконами, мозаиками.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли особенности развития древнерусской культуры?
2. Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал
уровень грамотности в Западной Европе?
3. Дайте краткую характеристику известным памятникам древнерусской
литературы.
4. Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны? Если
вам приходилось видеть какиелибо из таких памятников, опишите свои
впечатления от них.