ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Древнерусская культура».

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: показать особенности древнерусской культуры. Культура (с лат. - возделывание, обрабатывание) - все, что было создано человечеством за весь период его существования: памятники материальной и духовной культуры, нормы поведения, традиции. Выделяют материальную и духовную культуры.
Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ № 23.docx
ЛЕКЦИЯ № 23            § 22. Древнерусская культура. Условия  развития  культуры.  Долгое  время  определяющим в  духовной жизни  славян  являлось  язычество.  После  крещения  на  смену  ему  пришло  иное, во     многом    противоположное  мировоззрение.     Язычество     было     основано    на культе  природы и  ее  явлений,  любви  к  земной  жизни.  В  христианстве  земное называлось  бренным  и  преходящим,  а  настоящей  жизнью считалась жизнь после смерти. В     результате     взаимодействия     язычества     и     христианства     на   Руси сложилась  своеобразная  культура.  Она  развивалась  в  рамках  христианства,  но вобрала  в  себя  многие  языческие отявы и  обряды,  сохранившиеся  и  поныне, например  такие,как празднование Масленицы. Через     христианство     были     восприняты     многие     достижения   античной, особенно  древнегреческой  культуры.  Велико  было влияние и  культуры  южных славян,  прежде  всего  болгар. Немалое  значение  имело  также  влияние  кочевых народов, как   древних   (скифы,   сарматы),   так   и   современных   Руси   (хазары, половцы).     Наконец,     Русь     имела     широкие     связи     с     Западной   Европой   и воспринимала ее культуру. Письменность   и   литература.   Для   Руси   было   характерно широкое распространение  грамотности.  Для  Европы  того  времени  это  было  необычно. Неслучайно  дочь  князя  Ярослава Мудрого  королева  Франции  Анна  в  письме отцу   высказывала   свое   удивление   низким   уровнем   образованности   жителей королевства  по  сравнению  с  Русью.  Католичество  считало важной  письменность лишь  на  латинском  языке,  недоступном  большинству  населения.  Православие же  допускало  чтение  Библии  на  национальных  языках.  Это  делало  грамотность гораздо более доступной и распространенной. Письменность   существовала   на   Руси   еще   до   принятия   христианства. Свидетельство   тому   —   сообщение   летописи   о   тексте   договоров   Олега   и Игоря  с  Византией.  Вместе  с  христианством  на  Русь  попала  письменность, создана  славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Об  уровне  образованности  в  Русских  землях  свидетельствуют берестяные грамоты — письма людей самого разного социального  статуса,  пола  и  возраста.  О грамотности  горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях. Важнейшим  произведением  древнерусской  литературы  является «Повесть временных  лет».  Традиционно  ее  автором  считается  монах  Киево­Печерского монастыря  Нестор.   Однако     это     устоявшееся     в     российском     национальном сознании  мнение  не  соответствует  научным  данным.  Монах  Нестор является автором  двух  произведений  древнерусской  литературы  —  «Чтение  о  Борисе  и Глебе»  и  «Житие  Феодосия  Печерского».  Описание  жизни  и  гибели  русских святых  в  «Чтении  о  Борисе  и  Глебе»  кардинальным  образом  расходится  с изложением  этих  же  событий  в  «Повести  временных  лет». В  действительности«Повесть     временных     лет»     —     сложное   произведение,     вобравшее     в     себя фрагменты  разных  летописей и литературные труды многих авторов. К  числу  выдающихся  русских  писателей  относится  митрополит Иларион. В  своем  философско­публицистическом  труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное   место   Руси   среди   других   христианских   стран, раскрывает смысл Крещения Руси. Литературными       памятниками       являются       произведения   Владимира Мономаха,  автора  многих  писем­посланий  и «Поучения»  детям.  «Поучение» наполнено   глубокими   философскими   размышлениями   о   смысле   жизни,   об обязанностях   правителя,     о     соотношении     нравственности     и     политики. Одновременно это первая автобиография на русском языке. Философско­религиозные  искания  отразились  в  таких  произведениях,  как «Слово»  и  «Моление» Даниила  Заточника, и др. Все  эти  произведения  написаны  в  русле  христианской  традиции,  но  были и  труды,  где  языческие  черты  преобладали над  христианскими.  Это,  прежде всего   самый   известный   памятник   древнерусской   литературы   — «Слово   о полку    Игореве».     В     нем     рассказывается     о     неудачном     походе     новгород­ северского  князя  Игоря  Святославича  против  половцев  в1185  г.  В  поэтической форме  дается  широкая  панорама  жизни  Руси  того  времени.  Неизвестный  автор «Слова»  призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.   самобытные     черты   Архитектура     и     изобразительное     искусство.     Первые     каменные христианские  храмы  строили  на  Руси  мастера  из  Византии.  Но  уже  в  них проявились     из сохранившихся  построек  — Софийский  собор  XI  в.  в  Киеве,  но  позже  он  был значительно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности  Софийский собор     в     Новгороде,     сохранившийся     почти     в   первозданном     виде.     Это величественное  и  суровое  сооружение, характерное для Северной Руси.   русской   архитектуры.     Древнейшая   В   XII   в.   вырабатывается   особый   русский   тип  однокупольных   храмов. Больше     всего     их     сохранилось     во     Владимире­Суздальской     земле.     Самый известный   храм   —  церковь   Покрова   на   Нерли,   возведенная   при   Андрее Боголюбском. Правда,   ныне   она   также   несколько   изменила   свой   вид   по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией.   Не   менее прекрасны   Успенский   и   Дмитриевский   соборы   Владимира,   церкви   Суздаля, Переяславля­Залесскогои  др.  Самостоятельные  архитектурные  школы  сложились в Новгороде, других землях. Многие   соборы   были украшены   каменной резьбой и рельефами.   В   них проявилось     не     всегда     совпадающее     с     аскетическими     идеалами     церкви стремление   древнерусских   мастеров к   прекрасному.   Изображения   животных, растений,  людей говорят  о  сохранении  языческих  мотивов  в  изобразительном искусстве.Художественное  творчество  Древней  Руси  представлено также фресками, иконами, мозаиками. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.   В  чем  состояли  особенности  развития  древнерусской  культуры? 2.   Почему  общий  уровень  грамотности  в  Древней  Руси  превышал  уровень грамотности в Западной Европе? 3.   Дайте  краткую  характеристику  известным  памятникам  древнерусской  литературы. 4.   Какие  архитектурные  памятники  Древней  Руси  вам  известны? Если   вам  приходилось  видеть  какие­либо  из  таких  памятников, опишите свои  впечатления от них.