ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: "Общество Древней Руси".

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего профессионального образования НПО и СПО. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: формирование представлений раннесредневекового общества славян Древней Руси. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура. Форма проведения урока: стандартный урок.
Иконка файла материала ЛЕКЦИЯ № 21.docx
ЛЕКЦИЯ № 21           § 20. Общество Древней Руси. Система     управления.     Центральное     место     в     системе     управления Русским  государством  занимал великий  князь.  Он был  не  только  правителем, но  и  высшим  судьей,  предводителем  войска.  В  подчиненные  области (уделы) киевский  князь рассылал  наместниками  своих  сыновей.  Каждый удельный князь был  полноправным  правителем  своей  земли,  однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя. Князь  Владимир  и  его  сыновья  правили,  опираясь  на  помощь дружин. Дружинники  делились  на старших  и младших.  Старшие  дружинники  — бояре —  были  советниками князя,  с  ними  он  обсуждал  вопросы  управления.  Так возникла Боярская дума. При   принятии   важнейших   решений   Владимир   советовался   также   со «старцами  градскими»,  т.е.  с  выборными  главами  народного  самоуправления в   городах.   Эти   старцы,   очевидно,   избирались   на  вече.   Без   поддержки   вече князь   не   мог совершить   ни   одно   серьезное   действие.   В   дальнейшем   роль народного собрания еще больше возрастала. Социальная структура общества. С XI в.  на  Руси  начинает складываться новая  социальная  структура,  характерная  для раннесредневекового общества. В  качестве  платы  за  службу  князья  стали  раздавать  своим боярам  земли с  крестьянами.   Такие  земельные  владения  —  вотчины   —  передавались   по наследству  от  отца  к  сыну.  Помимо  получения  земли  от  княжеской  власти,  по мнению  некоторых  историков,  существовал  и  другой  источник  формирования высшего   слоя бояр­вотчинников.   Значительная (а  возможно,  и  подавляющая) часть  бояр  происходила  из  среды местной знати. На  землях  князей  и  бояр  трудились  зависимые  от  землевладельца крестьяне.  Древнерусские  источники  сохранили  названия  различных  категорий зависимого  населения: рядовичи   (заключившие  с  землевладельцем  договор  — ряд  — об условиях работы), закупы, (трудившиеся за  долг  — купу, — взятый  у землевладельца).   Споры   вызывает   истолкование статуса   смердов.   Некоторые ученые  считают,  что смерд  —  это название  лично  свободных  крестьян,  другие полагают,  что смерды  находились  в  зависимости  от  землевладельцев.  Скорее всего,   содержание   этого   термина   менялось   в   зависимости от исторического периода и региона. Основная  масса  сельского  населения  Руси  называлась люди.  Люди  жили вне  вотчин  и  несли  повинности  в  пользу государства. В     самом     приниженном     положении     находились   холопы     —   рабы,     в основном     из     числа     военнопленных.     Прослойка     холопов   была   довольно значительна, их труд использовался в княжеских  ремесленных  мастерских,  были  и холопы,  «посаженные  на  землю»  и  занимавшиеся  сельским  хозяйством.  Широкобыла     распространена     торговля     рабами.     Однако     значение   рабского   труда   в экономике в целом было невелико. Правление     Ярослава     Мудрого     и     его     сыновей.     Князь     Владимир Святославич   умер   в   1015   г.   Между   его   сыновьями   началась   борьба   за престол.  Приемный   сын  Владимира  Святпополк  Окаянный   (сын   его   брата Ярополка)  убил  трех  сводных  братьев  Бориса,  Глеба  и  Святослава.  Святополк опирался  на  помощь  польского  короля,  но  потерпел  поражение  от Ярослава Владимировича,  который  окончательно  утвердился в Киеве в 1019 г. Ярослав вел войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими  племенами. В  1036  г.  под  стенами  Киева  он  наголову разгромил  печенегов  и  покончил  с их  набегами.  Авторитет князя  был  очень  высок  во  всей  Европе,  о  чем  говорят браки его  детей  с  правителями  многих  государств.  Не  спрашивая разрешения Константинополя,     Ярослав     добился     избрания  собором    (съездом)     русских священнослужителей  первого  митрополита из русских — Илариона. Ярослав  основал  многие  города  (Ярославль,  Юрьев  и  др.),строил  храмы (крупнейший  на  Руси  Софийский  собор  в  Киеве),  его  сын Владимир  возвел Софийский  собор  в  Новгороде. Великий     князь     Киевский     покровительствовал     просвещению     и     сам отличался     образованностью     —     отсюда     его     прозвище  Мудрый.     При     нем появилась     первая     часть    Русской   Правды    —    Устав     Ярослава,     первый письменный  закон  на Руси. Перед   смертью   в   1054   г.   Ярослав   разделил   земли   между сыновьями. Изяслав  получил  Киев, Святослав  —  Чернигов, Всеволод  —  Переяславль.  В 1068   г.   братья   потерпели поражение   от   нового   грозного   врага   —  половцев, появившихся  в  середине  XI  в.  в  степях  к  югу  от  Руси.  Узнав  о  поражении князей,   киевляне   восстали   и   изгнали   Изяслава.   Правда, вскоре   Святослав разбил  половцев,  а  Изяслав  через  год  вернулся в Киев. При   Ярославичах   к   1072   г.   была   составлена основная   частьРусской Правды.     Закон     детально     регламентировал     положение     различных     слоев населения,  а  также  наказания  за  преступления. В  1073  г.  между  братьями  начались  усобицы.  Святослав при  поддержке Всеволода  изгнал  Изяслава  и  сам  сел  в  Киеве.  Однако  вскоре он умер, а  его сын  Олег   с помощью  половцев   начал   борьбу  с   другими   князьями.  С   этого времени     междоусобные     войны     князей     стали     почти     непрерывными.     Они сопровождались набегами половцев.  Владимир  Мономах.  В  ходе  княжеских  усобиц  и  борьбы  с половцами широкую   известность   приобрел   переяславский князь Владимир   Мономах,   сын Всеволода   Ярославича.   Он стал   инициатором   проведения  съездов   князей,   на которых   они     пытались     урегулировать     свои     взаимоотношения     и     сохранить единство Руси..Особенно  важными  стали  решения съезда  в  Любече  в 1097  г.  На  нем определили,  что  князья  становятся  наследственными  владельцами  своих  земель и   не   должны   стремиться   захватить   владения   родственников   («каждый   да держит отчину  свою»).  Правда,  Киев  продолжал  оставаться  яблоком раздора, так   как   считался   владением   старшего   в   роду.   Но   по мере   разветвления княжеской  династии  определить  бесспорное старшинство стало невозможно. На  Любечском  съезде  было  решено  совместно  бороться  с половцами.  В начале   XII   в.   Владимир   Мономах   не   раз   добивался   организации   общих походов  в  степь.  Половцы  потерпели  несколько  сокрушительных  поражений. Особенно   крупными  были   походы   1103   и  1111  гг.,  когда   дружины   князей громили врага далеко от границ Руси. В     результате     Мономаха     Владимира     деятельности     образовалась своеобразная федерация  княжеств.  Номинальным главой  ее  был  великий  князь киевский.  Однако  правивший в  Киеве  двоюродный  брат  Мономаха Святополк Изяславич   не   пользовался   влиянием   ни   среди   других   князей,   ни   в самом Киеве,   где   его   считали   покровителем   грабивших   народ ростовщиков.   После смерти  Святополка  в  1113  г.  в  Киеве вспыхнуло  восстание.  На  вече  киевляне призвали   на   княжение   Владимира   Мономаха.   Новый   великий   князь   ввел дополнительные   статьи   в   Русскую   Правду,   облегчавшие   положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам. В   правление   Владимира   Мономаха   федерация   княжеств стала   больше походить   на   единое   государство.   Князья   беспрекословно   подчинялись   воле киевского  князя.  Продолжая борьбу  с  половцами,  Мономах  на  время  обеспечил безопасность южных рубежей Руси. Владимир   Мономах   умер   в   1125   г.   Ему   наследовал   сын  Мстислав, которого  летопись  называет Великим.  До  своей смерти  в  1132  г.  Мстиславу удавалось     сохранить     положение,   существовавшее     при     его     отце.     Однако остановить  распад  Руси стало уже невозможно. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.  Как было организовано управление в Древней Руси? Какую роль в этом  управлении играло вече? 2.  Опишите социальную структуру древнерусского общества. 3.  Какой вклад в развитие Руси внес Ярослав Мудрый? Какие последствия  имели усобицы сыновей Ярослава Мудрого? 4.  Чем прославился Владимир Мономах?5.  Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего  Средневековья. В чем состояли общие черты и различия.  Документ Похвалы Ярославу Мудрому в «Повести временных лет». Заложил   Ярослав   город   большой,   у   которого   сейчас   Золотые   ворота, заложил   и   церковь,   Святой   Софии   митрополию,   а   затем   церковь   Святой Богородицы   Благовещения   на   Золотых   воротах,   затем   монастырь   Святого Георгия  и  Святой  Ирины.  При  нем  начала  вера  христианская  плодиться  и распространяться,   и   черноризцы   стали   множиться,   а   монастыри   появляться. Любил     Ярослав     церковные     уставы,     попов     очень     жаловал,     особенно     же черноризцев,  и  к  книгам  проявлял  усердие,  часто  читая  их  и  ночью,  и  днем. И собрал     книгописцев     множество,     которые     переводили     с     греческого     на славянский  язык.  И  написали  они  много  книг,  по  которым  верующие  люди учатся  и  наслаждаются  учением  божественным.  Как  бывает,  что  один  землю распашет,   другой   же   засеет,   а   третьи   пожинают   и   едят   пищу   неоскуде вающую,  так  и  здесь.  Отец  ведь  его  Владимир  землю  вспахал  и  размягчил, то есть     крещением     просветил.     Этот     же     засеял     книжными     словами     сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное. ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ 1.   За  какие  заслуги  хвалит  Ярослава  Мудрого  летописец?  Почему  внимание  летописца  сосредоточенно  именно  на  этих  деяниях князя? 2.   С  какой  целью  Ярослав  Мудрый  способствовал  развитию  книжного  дела?