Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего профессионального образования НПО и СПО. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: формирование представлений раннесредневекового общества славян Древней Руси. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 21 § 20. Общество Древней Руси.
Система управления. Центральное место в системе управления
Русским государством занимал великий князь. Он был не только правителем,
но и высшим судьей, предводителем войска. В подчиненные области (уделы)
киевский князь рассылал наместниками своих сыновей. Каждый удельный князь
был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен
был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя.
Князь Владимир и его сыновья правили, опираясь на помощь дружин.
Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре
— были советниками князя, с ними он обсуждал вопросы управления. Так
возникла Боярская дума.
При принятии важнейших решений Владимир советовался также со
«старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления
в городах. Эти старцы, очевидно, избирались на вече. Без поддержки вече
князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль
народного собрания еще больше возрастала.
Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться
новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.
В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли
с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины — передавались по
наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по
мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования
высшего слоя боярвотчинников. Значительная (а возможно, и подавляющая)
часть бояр происходила из среды местной знати.
На землях князей и бояр трудились зависимые от землевладельца
крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий
зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор —
ряд — об условиях работы), закупы, (трудившиеся за долг — купу, — взятый у
землевладельца). Споры вызывает истолкование статуса смердов. Некоторые
ученые считают, что смерд — это название лично свободных крестьян, другие
полагают, что смерды находились в зависимости от землевладельцев. Скорее
всего, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического
периода и региона.
Основная масса сельского населения Руси называлась люди. Люди жили
вне вотчин и несли повинности в пользу государства.
В самом приниженном положении находились холопы — рабы, в
основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно
значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и
холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широкобыла распространена торговля рабами. Однако значение рабского труда в
экономике в целом было невелико.
Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Князь Владимир
Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за
престол. Приемный сын Владимира Святпополк Окаянный (сын его брата
Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Святополк
опирался на помощь польского короля, но потерпел поражение от Ярослава
Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г.
Ярослав вел войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами.
В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с
их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят
браки его детей с правителями многих государств. Не спрашивая разрешения
Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) русских
священнослужителей первого митрополита из русских — Илариона.
Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.),строил храмы
(крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел
Софийский собор в Новгороде.
Великий князь Киевский покровительствовал просвещению и сам
отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем
появилась первая часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый
письменный закон на Руси.
Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил земли между сыновьями.
Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. В
1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев,
появившихся в середине XI в. в степях к югу от Руси. Узнав о поражении
князей, киевляне восстали и изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав
разбил половцев, а Изяслав через год вернулся в Киев.
При Ярославичах к 1072 г. была составлена основная частьРусской
Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоев
населения, а также наказания за преступления.
В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке
Всеволода изгнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер, а его
сын Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этого
времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они
сопровождались набегами половцев.
Владимир Мономах. В ходе княжеских усобиц и борьбы с половцами
широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын
Всеволода Ярославича. Он стал инициатором проведения съездов князей, на
которых они пытались урегулировать свои взаимоотношения и сохранить
единство Руси..Особенно важными стали решения съезда в Любече в 1097 г. На нем
определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель
и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да
держит отчину свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора,
так как считался владением старшего в роду. Но по мере разветвления
княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно.
На Любечском съезде было решено совместно бороться с половцами. В
начале XII в. Владимир Мономах не раз добивался организации общих
походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений.
Особенно крупными были походы 1103 и 1111 гг., когда дружины князей
громили врага далеко от границ Руси.
В
результате
Мономаха
Владимира
деятельности
образовалась
своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь
киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк
Изяславич не пользовался влиянием ни среди других князей, ни в самом
Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После
смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание. На вече киевляне
призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел
дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей,
попавших в кабалу к ростовщикам.
В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше
походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле
киевского князя. Продолжая борьбу с половцами, Мономах на время обеспечил
безопасность южных рубежей Руси.
Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал сын Мстислав,
которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. Мстиславу
удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако
остановить распад Руси стало уже невозможно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как было организовано управление в Древней Руси? Какую роль в этом
управлении играло вече?
2. Опишите социальную структуру древнерусского общества.
3. Какой вклад в развитие Руси внес Ярослав Мудрый? Какие последствия
имели усобицы сыновей Ярослава Мудрого?
4. Чем прославился Владимир Мономах?5. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего
Средневековья. В чем состояли общие черты и различия.
Документ
Похвалы Ярославу Мудрому в «Повести временных лет».
Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота,
заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой
Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого
Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и
распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться.
Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же
черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И
собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на
славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди
учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю
распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскуде
вающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то
есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца
верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. За какие заслуги хвалит Ярослава Мудрого летописец? Почему
внимание летописца сосредоточенно именно на этих деяниях князя?
2. С какой целью Ярослав Мудрый способствовал развитию книжного
дела?