ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».
Оценка 4.6

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

Оценка 4.6
Лекции
docx
история
Взрослым
05.03.2018
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
ЛЕКЦИЯ № 33.docx
ЛЕКЦИЯ № 33        § 32. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новое  в  экономике  Западной  Европы.   На   рубеже   Средневековья   и Нового  времени  в  странах  Западной  Европы  начинает  увеличиваться  спрос  на изделия   ремесла,   что   привело к     ускоренному     развитию     мануфактурного производства.       На   мануфактурах     преобладал     ручной     труд,     существовало разделение   процесса   производства   на   отдельные   операции   и   использование труда     наемных     рабочих.     Было     два     вида     мануфактур:  рассеянная      и централизованная.   В   рассеянной мануфактуре  каждый  работник  трудился  на дому:  работодатель развозил сырье и забирал затем готовую продукцию. Централизованная     В специальных     зданиях     работали     наемные     рабочие     разных     специальностей. Каждый     из     них     совершал     только     одну   производственную     операцию,     что позволяло  предприятию  работать значительно быстрее.   мануфактура     появилась     несколько     позже.   Открытия     в     науке     и     технике.     Развитие     производства     было   бы невозможно  без  многих  изобретений,  совершенных  в  конце  Средних  веков  и начале   Нового   времени.   Все   чаще   стали использовать     механизмы,     которые приводились   в   движение силой  воды  и  ветра.  Одним  из  распространенных источников энергии  на  тот  момент  были ветряные  мельницы.  Особенно много их  было  в  Нидерландах.  Еще  в  Средние  века  в  производстве  использовался двигатель,  работающий  от  силы  падающей  сверху  на  колесо  воды.  С  XVI  в. применение     водяного     колеса     сделалось     повсеместным.     При     помощи вырабатываемой     энергии     можно     было     совершать     много     производственных операций:  плавить  металлы,  обрабатывать  кожи,  измельчать руду, пилить бревна и т. п. Огромное     количество     технических     изобретений     основывалось     на применении винта.  В  XVI  в.  был  изобретен токарный  станок  (он  приводился в  движение  ногой  мастера),  что позволило увеличить производство и применение винтов.  В   производстве   тканей   вертикальные   станки    уступили    место   более совершенным  горизонтальным     ткацким     станкам.   Использование       одной сукновальной     мельницы     заменяло     24 работника;     стал     применяться     и широкий     ткацкий     станок,   который     обслуживался     двумя     рабочими.     Это повысило  производительность  труда  в  три­четыре  раза.  Был  усовершенствован процесс окраски тканей, созданы новые красители. Многие  изобретения  были  связаны  с горнорудным  производством.  При работе  в  шахтах  и  рудниках  необходимо  было постоянно  откачивать  воду,  для чего  был  изобретен  специальный  насос  — помпа.  В  XVII  в.  на  шахтах  стали взрывать породу,   вывозить   руду   на   вагонетках,   движущихся   по   деревянным рельсам. С     давних     времен     европейцы     пользовались     древесным углем,   что привело  к  резкому  уменьшению   площади   лесов  в районах  металлургических предприятий.   С   XVI   в.   научились добывать   и   применять   в   металлургии каменный     уголь,     а     в   начале     XVII     в.     изобрели     способ  очищения     угля. Использование   каменного   угля   резко   повысило   производительность   труда в металлургии. Развитие     производительных     сил     и     орудий     производства     в   сельском хозяйстве   шло   гораздо   медленнее,   чем   в   промышленности.   Для   увеличения пашни  и  пастбищ  начали  осушать болота  и  озера.  Совершенствовались  методы обработки     почвы.   Наряду     с     трехпольной     системой     севооборота     местами проявилось  многополье.  Все  чаще  в  почву  вносили органические удобрения. Военная     техника.     Огромное     количество     произведенного в   Европе металла  уходило  на  оружейное  дело.  Все  большую роль  играло огнестрельное оружие,     появившееся     в     Европе   в     XIV     в.     Именно     тогда     европейцы заимствовали     порох,     изобретенный     китайцами.     В     XV     в.     было     найдено оптимальное соотношение  пропорций  орудий,  качества  металла,  из  которого  их отливали,     и     количества     пороха     в     заряде.     Первые   орудия       (бомбарды) изготовляли   из   бронзы   или   железа,   а стреляли  каменными  ядрами.  Позднее распространился  чугун,  и  стволы  пушек  и  ядра  стали  лить  из  него,  что  было гораздо   дешевле   и   увеличивало   эффективность   артиллерии. Артиллерийский огонь   достаточно   легко   сокрушал   каменные   крепостные   стены,   поэтому получили   распространение земляные  укрепления  —  ядра  в  них  застревали.  Для преодоления  таких  укреплений  стали  применять  орудия,  стреляющие  навесным огнем  — мортиры.  Порох  научились  использовать   и   при   закладке подземных мин   под   укреплениями. Первым     ручным     оружием     огнестрельным     явилась  аркебуза, обслуживавшаяся  двумя  стрелками.  Ее  устанавливали  на специальной  подставке и     поджигали     порох     фитилем.     С     середины     XVI     в.     стали     использовать фитильные     ружья     —   мушкеты.     Мушкет     заряжался     с     дула,     в     которое закладывали   порох   и   8   —10   пуль.   В   XVI   в.   появились   также   и   первые кремневые  ружья.  В  них  вместо  фитиля  применялся  кремневый запал. Вошли в употребление и ручные гранаты. В  XV  в.  совершился  переворот  в  судостроении: гребные галеры  потеснили каравеллы  —  быстроходные  суда  с  тремя ­ четырьмя мачтами     и     системой     прямых     и     косых     парусов,     позволявшей       искусно маневрировать   при   боковом   ветре   или даже двигаться против ветра. Революция цен. Великие географические открытия конца XV  —  XVI  вв. привели     к     глубоким     изменениям     в     хозяйственной       жизни       Европы. Уменьшилось   значение   средиземноморской  торговли  и  итальянских  городов (Венеция,   Генуя). В   XVI   в.   возросла   роль   таких   городов,   как   Лиссабон, Севилья,     Антверпен.     Антверпен     в     Нидерландах     стал     общеевропейским денежным   центром,   где   купеческие   и   банковские фирмы всех стран имели свои конторы и агентов. Другим   важным   последствием   Великих   географических открытий  стала революция  цен.  Цены  резко  возросли  в  связи с  ввозом  в  Европу  из  Америки, Африки,  Азии  большого  количества  золота  и  серебра.  В  Европе  в  XVI  — начале  XVII  в. наблюдался  усиленный  рост  цен.  Цены  на  продукты  сельского хозяйства     поднялись     значительно     выше,     чем     на     промышленные   товары. Заработная плата отставала от роста цен.  Революция  цен  принесла  пользу  землевладельцам,  сдававшим  свою  землю в  аренду,  так  как  арендная  плата  выросла. Крестьяне,   платившие   сеньорам оброк   деньгами,   тоже   извлекли  для  себя  некоторую  выгоду.  Улучшилось положение предпринимателей,   поскольку   реальная   заработная   плата   рабочих сильно  уменьшилась.  От  роста  цен  не  пострадали  и купцы.  Однако  положение большинства    дворян   ухудшилось. От   революции    цен   проиграли   крестьяне, которые  вели  мелкое   хозяйство,   и   крестьяне,   платившие   оброк   продуктами. В   городах   пострадали   широкие   слои  населения,  ведь  они жили в основном на зарплату.  Развитие  торговли  и  товарно­денежных  отношений.  Революция  цен привела  к  еще  большему  усилению  духа  предпринимательства.  Наибольшие  и быстрые  доходы  давала  торговля.  Купцам  было  легче  действовать  вместе.  Это привело   к складыванию  торговых   компаний.   Стали   создаваться  акционерные общества.   Их   члены   несли   ответственность   за   деятельность компании своим имуществом.  Развитие   торговли   породило   и биржи.   Товарная   биржа представляла собой   рынок,   где   шла   торговля   большими   партиями   таких   товаров,   как пшеница,  хлопок,  кофе  и  др.  На бирже   продавали   и   покупали   документы, удостоверяющие наличие   товаров   по   их   образцам.   В   XVII   в.   почти   все торговые  города  имели  биржи.  Самыми  большими  были  биржи  в Амстердаме и Лондоне. Большое  значение  для  торгового  дела  имели  также банки. Впервые  их появление  отмечено  в  XV  в.  в  Генуе  и  Барселоне. В  это  время  они  уже делились  на  государственные  и  частные. В  XVII  в.  возникли  Амстердамский  и Английский  банки. Банки осуществляли посредничество в платежах и кредите.  Внимание     разбогатевших     купцов     со     временем     стало     привлекать производство  товаров  на  продажу.  Купцу  было  выгодно контролировать  весь процесс  —  от  производства  до  продажи. Купцы  начали вкладывать  деньги  в производство.     Многие     из   них     стали     владельцами     мануфактур.     Хозяин мануфактуры  нанимал людей, которые работали на него за плату. Частные   предприятия,   на   которых   работают   наемные   работники, называются капиталистическими   (от   слова «капитал»  —  деньги  и  другие ценности,    которые    приносят     прибыль),    а    владельцев     этого    капитала, предпринимателей, называют буржуазией, или капиталистами. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.  Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового  времени? Как они повлияли на развитие производства? 2.  Расскажите о развитии военной техники в XVI — XVII вв. 3.  Что  такое  революция  цен?  Как  она  повлияла  на  развитие  стран  Западной Европы? 4.  Какие  изменения  произошли  в  западноевропейском  обществе  в XVI —  XVII вв.? Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018