Лекция по ОГСЭ.01 Основы философии на тему: Роль философии в жизни общества
Оценка 4.6

Лекция по ОГСЭ.01 Основы философии на тему: Роль философии в жизни общества

Оценка 4.6
Лекции
doc
история
Взрослым
07.01.2017
Лекция по ОГСЭ.01 Основы философии на тему: Роль философии в жизни общества
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они – отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
роль философии в жизни общества.doc

Урок №1. Роль философии в жизни общества

 

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они – отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.


1.1. Мировоззрение и его структура 
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

► Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений,

оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют от-

ношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повсе-

дневной жизни, выполняют регулятивную функцию. 
Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой: 


МИРОВОЗЗРЕНИЕ 

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Наука и философия

ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

УРОВЕНЬ: 

Навыки, обычаи, традиции,

практический опыт

 

ЗНАНИЕ 

ЦЕННОСТИ И НОРМЫ 

 

УБЕЖДЕНИЯ,

ВЕРОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия.

1.2. Миф и религия 
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. 
► Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными, целостными.


Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понима ния человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер.

Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия. 
1.3. Специфика философского знания 
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:


1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его
место в мире и отношение к этому миру;

2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;

3. Основным средством познания является человеческий разум –Логос;

4. Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;

5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).


Философия – это форма общественного сознания, связанная с
постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека миру и смысла человеческой жизни.


1.4. Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера 
Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому
основной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это

взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения.

Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познавать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д.Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И.Кант).С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т.п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема. 
1.5. Философия и наука 
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г.Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в

общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование; если следовать традиции,ее можно представить следующим образом.

 

 

ОНТОЛОГИЯ 

 

 

История философии 

 

ГНОСЕОЛОГИЯ 

 

Социальная

философия

 

ЛОГИКА 

ФИЛОСОФИЯ 

ЭСТЕТИКА 

Философская антропология 

 

АКСИОЛОГИЯ 

 

ЭТИКА 

 

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г.Гегель, Э.Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации». 


Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека 
1. Философия – специфический способ духовно-теоретического освоения мира. Сущность философии – осмысление всеобщих проблем мира и человека через призму человеческого существования. Философия как теоретическое мировоззрение.

2. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии.

3. Предназначение и функции философии. Культура философского мышления – фундамент дееспособности молодого специалиста. 
Литература: основная [1 (Раздел 1), 2 (Введение), 3 (Введение), 5 (Вводное слово), 6 (Введение)]; дополнительная [18]. 
Методические указания

При подготовке данной темы следует обратить особое внимание на понимание сути философии. В различных учебниках дается разное определение философии. Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг следующего вопроса: «Философия – это наука или нечто отличное от науки?».

По форме своего построения, по способу обоснования своих положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Вместе с тем философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука стремится избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеческой субъективности, рассматривает мир через призму человеческого «Я». Получается, что философия – не наука, она больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечного вопрошания людьми мира, путем придания ему личностной теплоты, превращения Вселенной в наш дом. В этом смысле можно согласиться с немецким романтиком Новалисом, что философия – «это ностальгия повсюду быть дома». Аксиологическая (ценностная) тональность философии позволяет ей стать основой мировоззрения, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение научного познания с внерациональными формами постижения Универсума. Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может быть отношение бытия и сознания (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? (И. Кант). Он может быть сформулирован и в более драматичной, почти трагической, форме: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии» (А. Камю).

Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «мир – человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к развитию и углублению предмета философии.

Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций. Следует основное внимание обратить на мировоззренческую и методологическую функции. Характеристика остальных функций философии подробно раскрыта в рекомендованной литературе. 
Контрольные вопросы

1. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука и что под этим понимается?

2. Как соотносятся философия и мировоззрение?

3. Что является предметом философии?

4. В чем смысл основного вопроса философии?

5. Охарактеризуйте основные функции философии.

6. Зачем нужна философия современному специалисту? 


Тема 2. Исторические типы философии и философствования 
Тема
 2.1. Философия Античности

1. Зарождение античной философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).

2. Вклад Сократа в преодоление субъективизма и релятивизма софистов и в заложении традиций европейской трансцендентальной философии.

3. Философское и социально-политическое учение Платона.

4. Философия Аристотеля – венец античной философской мысли. 

Литература: основная [2 (Глава 1), 3 (Глава 1.1), 5 (Глава 1)]; дополнительная [13 (Лекция № 1), 20 (Глава 2), 24 (Книга 1), 25 (Античность), 42].
 
Методические
 указания

В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философии любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии. Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т. е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимаетКосмос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космоса, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов – человек центр Вселенной – и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержание знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не созданное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучительно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях, прислушивается к внутреннему голосу, который нашептывает от имени Божества.

Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии, поэтому Платон надындивидуальный слой человеческого сознания выносит в царство идей (эйдосов). Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя. Стагирит пытается соединять два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает понятие формы(минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно походить на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к области теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своихосновоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в нее помимо материальной причины также формальную, действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.



Контрольные вопросы

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона? 
Тема 2.2. Средневековая
 философия

1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2. Основные черты средневековой философии.

3. Патристика. Философско-теологическое учение Августина Блаженного.

4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики. 
Литература:
 основная [2 (Глава 3), 3 (Глава 1.2), 5 (Глава 2)]; дополнительная [19, 20 (Глава 3), 24 (Книга 1), 25 (Т. 2. Средневековье)]. 
Методические
 рекомендации

При подготовке к этой теме надо обратить внимание на изменение социально-философской парадигмы. Это касается изменения представлений о человеке, вере и Боге. Вера становится центром духовной деятельности средневекового человека. Философия попадает в зависимость от христианской религии. Это выражается втеоцентричности философии. Два направления средневековой философии по-разному оценивали роль философии, но и патристика и схоластика не могли отказаться от философии как средства прояснения и объяснения догматов церкви, чтобы сделать их более доступными человеческому разумению. Так как высшая мудрость доступна толькотеологии, то церковники отказывают философии в ее софийности и признают за ней ограниченные познавательные возможности. Это послужило толчком для развития схоластики, претендующей в ряде случаев на рациональное истолкование всех догматов церкви (А. Кентерберийский). Для этого усиленно использовались аргументы реализма, что вызвало противодействие номинализма. Фома Аквинский попытался снять крайности учения Августина Блаженного и А. Кентерберийского, что нашло свое выражение в своеобразном философско-теологическом синтезе. Однако постоянное обращение схоластов к доводам рассудка все более стало придавать философии эпистемный(рассудочный) облик.

Постепенно схоластика стала терять свое былое влияние, так как наступает эпоха Возрождения, которая несет с собой новую парадигму социальной и духовной жизни. На место образа эманации (истечения) всего из Божества приходит идея развертывания всего из Абсолюта (Н. Кузанский). Это приводит к совершенно новым взглядам и на человек, и на природу. В полной мере эти идеи получили свое развитие в Новое время. 

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки лежат в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Августин Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль Бог играет в философии Августина Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Августин Блаженный?

6. Как представляет себе Августин Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделяет предмет теологии от предмета философии?

10. Назовите доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

11. Почему столь велико влияние томизма на современный католицизм?


Тема 2.3. Философия
 Нового времени

1. Научная революция и философия XVII века.

2. Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени. 
Литература: основная [2 (Глава 5), 3 (Глава 1.4), 5 (Главы 4–5)]; дополнительная [13 (Лекция № 3), 20 (Глава 5), 24 (Книга 1), 25 (Т. 3. Новое время)].
 
Методические
 указания

Новое время знаменует собой появление капиталистического способа производства, заинтересованного в развитии науки и техники как условия получения прибыли. В этот период проходит научная революция, начиная с публикации Н. Коперником в 1543 году трактата «Об обращении небесных сфер» и кончая «Математическими началами натуральной философии» И. Ньютона, опубликованными в 1687 году. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птоломея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали свое влияние на философию – она все более начинает принимать образ науки.

Одним из первых на этот путь вступил Ф. Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни, – заявляет Бэкон. – Это – инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – СПб., 1996. – С. 161–162). После этих слов становится понятным, что Бэкон хочет построить философию по канонам науки. Раз наука обратилась к поиску знаний, способных решить повседневные задачи, то и философия замышляется им как метод получения практических знаний. Таким методом становится индукция. Соответственно, его философия открывает эмпирическоенаправление. Однако было бы ошибкой считать, что Бэкон всего лишь сориентировал философию на разработку методов научного познания. Замысел его носит более фундаментальный характер. Он пытается вдохнуть новую жизнь в метафизическую традицию античных мыслителей. Его индукция призвана познать все множество (конечное!) сущностей (форм). Он следует установке Платона и Аристотеля, что предметом философии являются вечные и неизменные сущности. Им Бэкон придает сверхнаучный характер, ибо в его классификации наук особое место занимает практическая магия. Вместе с тем он порывает с платоново-аристотелевской традицией отрывать сущности от их субстрата. Бэкон берет в неразрывном единстве сущность (форму) с самим предметом или явлением (натурами). Правда, для этого он жертвует целевой причиной, что сужает область философии. Напрашивается вывод, что Бэкон закладывает основы эпистемного (научного) образа философии. Из любомудрствования она превращается в методологию научного познания.

В том же духе понимал философию Р. Декарт – основатель рационализма философии Нового времени. Он внес несомненный вклад в разработку проблемы конструктивных способностей человеческого ума. Без его врожденных идей трудно представить появление кантовского априоризма. Примирение декартовского дуализма посредством Бога позволило по-новому взглянуть на соотношение мира идей и мира вещей.

Последующее преодоление декартовского дуализма пантеизмом Б. Спинозы привело к отождествлению Абсолюта с субстанцией. Обозначилась возможность найти ответы на все мучащие философов вопросы и открыть все тайны бытия посредством постижения субстанции (Бога-природы). Казалось, еще одно усилие и воплотится в жизнь мечта Бэкона о победе всесильной науки. К тому же французские просветители объявили образование своеобразным архимедовым рычагом преобразования социальных порядков.

Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж. Беркли, воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии, неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила такой субъективацией картины мира (солипсизмом), которая даже софистам не снилась. Мыслители стали осознавать, что сведение философии до роли только научной методологии может породить иллюзию неограниченных возможностей науки. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И. Кант.



Контрольные вопросы

1. Какую роль сыграла наука в судьбе философии Нового времени?

2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?

3. Что понимал Бэкон под формами?

4. Какой метод познания доминирует в философии Бэкона?

5. В чем отличие и в чем сходство философии Бэкона и философии Аристотеля?

6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?

7. Какие правила метода Декарта вы знаете?

8. Каким образом Декарт приходит к дуализму?

9. Какую роль играет Бог в философии Декарта?

10. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма? 
Тема 2.4.
 Немецкая классическая философия

1. Трансцендентальная философия И. Канта.

2. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля. 
Литература: основная [2 (Глава 8), 5 (Глава 6)]; дополнительная [10 (Глава 2.6), 13 (Лекция № 3), 20 (Глава 7), 25 (Т.4. От романтизма до наших дней. Часть II)].
 
Методические
 указания

Основной труд И. Канта «Критика чистого разума» направлен на выявление границ науки. Наука имеет дело с опытом, который оформляется благодаря априорным формам чувственности. Сами по себе чувственные данныеслепы. Чтобы чувственные данные стали знаниями, они должны соединиться с априорными категориями рассудка.Сами по себе эти категории пусты, поэтому их нельзя рассматривать на манер декартовских врожденных идей. Сфера науки, по Канту, – это область деятельности рассудка. Однако есть еще человеческий разум. Разум поставляетпринципы (стремление к целокупности знания) и идеи (понятия, которым в созерцании не может быть представлен никакой предмет). Разум рождает идеи свободы, души, Бога. Попытка определить реальность этих идей средствами науки приводит к антиномиям. По всем законам логики противоречие – свидетельство ложности утверждения и оно должно быть изгнано из научного оборота. Изгнать-то можно, но эти идеи являются не пустыми фикциями, а выражают важнейшие моменты человеческого существования. В этой ситуации Кант находит остроумный выход – переводит решение проблемы в область практического разума. Есть такие проблемы, заявляет Кант, которые неподвластны логике науки и могут быть разрешены лишь в сфере нравственности. Именно в области морали обретают истинностное выражение идеи свободы, бессмертия души и божественного существования. Несмотря на весь агностицизм Канта, нельзя отрицать, что он пытается оспорить правомерность сведения философии к науке («...мы не можем признать, что метафизика как наука действительно существует»), так как многие мировоззренческие проблемы не могут быть разрешены средствами науки. И хотя нередко Канта причисляют к родоначальникам позитивизма, в действительности он остро почувствовал ущербность эпистемного образа философии.

Иной подход к философии у Гегеля. Он согласен с Кантом, что существующая метафизика не может претендовать на научный характер. Нужна совершенно иная философия, которая бы сняла недостатки предшествующей метафизики. Основной из них, по Гегелю, заключается в том, что прежняя метафизика искала конечные сущности, вечные определенности мысли. Это всего лишь проявление рассудочного мышления. Рассудочное есть лишь первая сторона логического. Второй стороной логического является диалектическое или отрицательно-разумное. А третьей – спекулятивное или положительно-разумное. Так Гегелем формулируется диалектика как «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицания самих себя». В свою очередь, «спекулятивное или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». Стержнем своей философии Гегель считает логику. Сначала он эту логику представляет как стихиючистого мышления, затем отчуждает её в природу, а потом она уже шествует в стихии духа. Так оформляется гегелевский панлогизм. В конечном итоге самодвижение духа венчается философией, как «мыслящей себя идеей». Если прояснить смысл гегелевской философии, то она сводится к законченной системе теоретических определений, т. е. к науке. 

Контрольные вопросы

1. В чем априоризм Канта?

2. Каково различие рассудка и разума у Канта?

3. В чем суть коперниковского переворота Канта в философии?

4. Что такое феномен и ноумен в философии Канта?

5. В чем причина возникновения антиномий?

6. Каким образом в структуре практического разума разрешает Кант антиномии?

7. Что такое абсолютная идея Гегеля?

8. Что такое триада у Гегеля?

9. Какова система философии Гегеля?

10. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

11. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?

12. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

13. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?


Тема 2.5. Постклассическая философия XIX – начала XX века

1. Философия марксизма.

2. Классический позитивизм.

3. Иррационализм и «философия жизни».



Литература: основная [2 (Главы 10–12), 3 (Главы 1.7, 1.8), 5 (Глава 7,
 
1–4, 15)]; дополнительная [20 (Главы 8–10), 24 (Книга 1), 25 (Т. 4. Главы 4.5, 5.2, 5.5, 7.1–7.3), 29, 38].
 
Методические указания

При рассмотрении философии марксизма надо обратить внимание на раннего Маркса, когда он рассматривал проблемы отчуждения и реализацию человеком своей родовой сущности. Сравнить либерально-демократическое воззрение Маркса на коммунистическое общество и политэкономическую модель построения коммунистической формации. Обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.

Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Единственное что остается человеку – это парализовать волю к жизни. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия, таков неутешительный вывод Шопенгауэра.

В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни – свобода. Человек – этоэкзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе – отчаяние. Отчаяние – это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние – вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, винастановятся в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. Если в классической философии судящей инстанцией является разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму. Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.


Контрольные вопросы

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по Марксу?

3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса.

4. Насколько современен Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чем выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни. 


Урок №1. Роль философии в жизни общества

Урок №1. Роль философии в жизни общества

Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения

Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения

ЭТИКА Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом

ЭТИКА Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом

Тема 1. Философия , ее роль в жизни общества и человека 1

Тема 1. Философия , ее роль в жизни общества и человека 1

Тема 2. Исторические типы философии и философствования

Тема 2. Исторические типы философии и философствования

Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы

Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы

Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии

Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии

Что такое патристика ? 3. Каким образом

Что такое патристика ? 3. Каким образом

Бэкон. – Это – инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит

Бэкон. – Это – инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит

Контрольные вопросы 1. Какую роль сыграла наука в судьбе философии

Контрольные вопросы 1. Какую роль сыграла наука в судьбе философии

В этой ситуации Кант находит остроумный выход – переводит решение проблемы в область практического разума

В этой ситуации Кант находит остроумный выход – переводит решение проблемы в область практического разума

Каким образом в структуре практического разума разрешает

Каким образом в структуре практического разума разрешает

Единственное что остается человеку – это парализовать волю к жизни

Единственное что остается человеку – это парализовать волю к жизни

В чем выражается нигилизм философии

В чем выражается нигилизм философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017