Лекция по теме «Декоративное искусство Татарстана» предназначена для семинаров учителей искусства и технологии. Лекция обращает внимание на связь поколений. Формирование национальной школы имеет опору в традициях татарского народного искусства. Значительным явлением становится самодеятельное творчество, которое всё чаще называют народным искусством современности.
Декоративное искусство Татарстана.
Лекция представляет собой обобщающее исследование современного
декоративного искусства Татарстана. Цель её – раскрыть поэтапное развитие
основных видов этого искусства, выявить роль народных художественных
традиций, представить целостную картину стилевых тенденций.
Творческие искания художников были неотделимы от народного
декоративного искусства татар и развитие его традиций продолжалось
усилиями многих поколений мастеров.
Многое меняется в современную эпоху – эпоху серьёзных социально
экономических перемен и катаклизмов. Традиции становятся более
подвижными, более подверженными заимствованиям, чаще рождается новое.
Если раньше – до второй половины восьмидесятых годов – творческая
практика художников находилась в русле идеологии общесоветской
культуры, в которой культура Татарстана обычно рассматривалась как
провинциальная, то в настоящее время ставится задача возрождения её
самобытных начал. Развитие декоративного искусства направлено также на
восстановление прерванной преемственности с традициями тюркской и
восточной мусульманской культуры, преодоление разрыва с общемировыми
творческими достижениями.
Развитие декоративного искусства – это развитие и взаимодействие
народного и уникального
двух типов творчества – традиционного
профессионального искусства. Народное искусство является хранителем
национальных традиций, художественного мышления и мировоззрения народа
как определённой этнической общности. В нём прослеживаются генезис
этнической культуры, истоки и закономерность её эволюции.
Из поколения в поколение предавались традиции татарского
декоративного искусства. Они представлены в высокохудожественных
произведениях ювелирного ремесла и в таких техниках его, как бугорчатая иплоская ажурная филигрань, в уникальной кожаной мозаике, тамбурной и
золотошвейной вышивках, художественном ткачестве, в полихромной
декорации и резной орнаментации сельского жилища, в искусстве резьбы по
камню, каллиграфия. Эти шедевры искусства татар стали неисчерпаемым
источником вдохновения в творчестве современных художников.
Произведения декоративного искусства имеют двойственную природу.
Они связаны как с материальным, так и духовным производством,
органически соединяют в себе утилитарные и эстетические функции.
Декоративное искусство, которому посвящена данная лекция,
исторически значительное и самостоятельное явление в художественной
культуре. Как искусство окружающего предметного мира, оно активно вошло
в нашу жизнь, формирует быт и эстетические вкусы современного общества.
Декоративное искусство татар является целостной и достаточно
сложной художественной системой. В нём, как и в искусстве любого народа,
проявляются специфические особенности национального своеобразия,
исходящие из происхождения народа, его этноэстетики, условий развития
культуры, быта и хозяйства, религии и мировоззрения.
Декоративное искусство характеризуется различным уровнем развития
его видов, как новых (войлочные ковры, фарфор, стекло, фаянс), так и
традиционных (гобелен, керамика, кожа, резьба по дереву).
Отличительная особенность декоративного искусства – это его яркое
этническое своеобразие. Как никакое из других искусств оно связано с
традицией и не может существовать вне символических, орнаментальных
образов и навыков мастерства, сложившихся ещё в далёком прошлом. Именно
в современном декоративном искусстве республики получают возможность
развития традиции татарского народного искусства, его эстетические,
этнические, утилитарнобытовые функции.Анализ декоративного искусства Татарстана выявил, что на
современном этапе доминирующую роль в нем играет профессиональное
творчество.