ЛЭПБУК КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Кадынцева Татьяна
преподаватель английского языка/
Заслуженный педагог Гагаузии
Теоретический лицей с.Казаклия
АТО Гагаузия, Молдова
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления эффективных педагогических условий для успешного усвоения учащимися иностранного языка. Цель работы состоит в отражении метода лэпбука как одного из успешных и продуктивных способов обучения. Обосновывая целесообразность использования данного метода в процессе обучения иностранному языку, автор приводит примеры реализованных учащимися работ, направленных на повышение мотивации изучения иностранного языка через создание лэпбуков по различным темам.
Ключевые слова: иностранные языки, лэпбук, национальный куррикулум 2019, активные методы.
A LAPBOOK AS AN ACTIVE METHOD OF EDUCATION
Abstract
The article touches the problem of identifying effective pedagogical conditions for successful learning a foreign language. The purpose is to reflect the lapbook method as one of the most successful and productive ways of studying. Justifying the expediency of using this method in the teaching process, the author presents examples of the students’ works aimed at increasing the motivation for learning a language through creating different lapbooks.
Key words: foreign languages, lapbook, national curriculum 2019, active method.
Важным аспектом современного образования является задача «научить учиться самому»: то есть школьники должны научиться ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Национальный куррикулум 2019 года ориентирует нас, педагогов, на активизацию познавательной деятельности учащихся [1].
Трудно оспорить тот факт, что времена скучной зубрежки по учебникам давно прошли и обучаться иностранным языкам можно с лёгкостью и интересом. Так, одним из вариантов активного обучения, который охватывает все образовательные области и способствует достижению целей, является создание лэпбука. Научной литературы по использованию технологии «Лэпбук» на данный момент нет. А авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской. По всей видимости, это определяется ведущей задачей работы с использованием лэпбука.
Что же это такое? В переводе с английского lapbook означает «наколенная книга». Автор популярного блога для развития детей Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту книжку-раскладушку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Так, лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы» [2].
По мнению педагогов-практиков лэпбук – это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе он очень интерактивен с самого процесса его создания до готового результата. Каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает последнему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать знания учащихся, а ее использование в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти выбранную тему. То есть создание лэпбука – это целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по определенной теме. Алгоритм создания лэпбука содержит все этапы реализации проекта: целеполагание, планирование, практическую часть, подведение итогов. [3].
Следует отметить, что данная техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. При изучении иностранного языка особенно эффективно создание тематической книжки-гармошки проходит на уроках в лицейском цикле, поскольку учащиеся сознательно изучают и структурируют материал по изучаемой теме. В рамках составления лэпбуков целесообразно использовать такие виды заданий, как кроссворды, изучение пословиц и поговорок с дальнейшим анализом, поиском эквивалента в родном языке, работа со словарями, разучивание стихов, считалок, чтение литературных произведений, прослушивание песен или просмотр видеоматериалов, которые способствуют развитию коммуникативной, социолингвистической и межкультурной компетенции.
Так, знакомство с известными личностями англоговорящего мира можно провести, комбинируя различные методы активизации познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «In the world of literature» учащимся 11 класса можно предложить просмотреть видеобиографию романиста Джоан Роулинг и выполнить ряд интерактивных заданий в онлайн режиме. Это позволит учащимся выделить и запомнить основные факты биографии английской писательницы, которые в дальнейшем могут быть использованы при составлении лэпбука на тему: «Rowling’s way to success».
Интересен процесс создания лэпбука и при анализе прочитанного литературного произведения. Как вариант, можно предложить учащимся 10 класса при изучении рассказа Оскара Уайльда «The Devoted Friend» охарактеризовать главных героев, проанализировать их поступки и проаргументировать выбор персонажа, которому они симпатизируют. В качестве творческого задания лицеистам предлагается выбрать и адаптировать пословицу или поговорку из списка предложенных, которые отражали бы общую идею рассказа или отдельно взятой сцены. В результате, можно аккумулировать представленные учащимися ответы (рис.1) и представить их в виде лэпбука. (рис.2)
Рис.1 Элементы лэпбука (веер, книжка, гармошка, конверт) в развернутом виде
Рис.2 Лэпбук «Friendship» по рассказу О.Уайльда «Devoted Friend»
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кропотлива и трудоемка. Кроме того, роль учителя в такой работе сводится к тому, что он становится сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Это способствует и развитию самостоятельности учащихся в процессе познания нового.
Как вариант можно предложить учащимся в ходе изучения туристических мест англоговорящих стран в рамках уроков «Culture and Civilization» прорекламировать отдельно взятую достопримечательность либо представить своеобразную экскурсию по городу или стране в целом. Так, например, в рамках ежегодно проводимого в лицее конкурса по английскому языку «Учитель на замену», ученица лицейского цикла провела с пятиклассниками виртуальную экскурсию на тему: «London», которая была представлена не только видеоматериалами и красочно оформленными презентациями, но и несколькими лэпбуками, которые позволили подробнее изучить факты отдельно взятых достопримечательностей (рис.3).
Рис.3 Замок Чиллингем – одно из загадочных мест Великобритании
А при изучении темы «Let’s talk about the UK» в 10 классе учащимся было предложено несколько текстов по каждой из стран королевства. Выполняя разнообразные интерактивные задания, предложенные «преподавателем», учащиеся познакомились с фактическим материалом и, оформив ответы на разнообразии элементов лэпбука, получили единый тематический проект «The UK is worth visiting".
Практика показывает, что именно метод лэпбука на уроках иностранного языка является эффективным способом вовлечения всех учащихся в образовательный процесс и развития их творческого потенциала. Учащиеся развивают не только свой пассивный словарный запас при поиске информации, но и активный, ведь отстаивая свою точку зрения, они пользуются материалом, который они нашли и отобразили в лэпбуке. Это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу по изучаемой теме, но он может быть еще и формой представления итогов проекта, выполнение которого предусмотрено требованиями Национального куррикулума 2019.
В заключение следует отметить, что в целом работа, проводимая в данном направлении, чрезвычайно важна. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно обязательно прорастет. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, все зависит от того, как ученик воспринимает заданную информацию, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. [4]. Задача педагога лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Библиография:
1. Limba străină: Curriculum naţional: Clasele 10-12: Curriculum disciplinar: Ghid de implementare / Ministerul Educaţiei, Culturii şi Cercetării al Republicii Moldova; coordonatori: Angela Cutasevici, Valentin Crudu, Natalia Grîu; grupul de lucru: Daniela MuncaAftenev (coordonator) [et al.]. – Chişinău: Lyceum, 2020 (F.E.-P. "Tipografia Centrală"). – 128 p.
2. https://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html - Блог для развития детей «Это интересно!»
3. https://www.maam.ru/detskijsad/-lepbuk-sredstvo-dlja-realizaci-dejatelnostnogo-podhoda.html – Доклад Людмилы Грибановой «Лэпбук – средство для реализации деятельностного подхода»
4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/433273-tehnologija-ljepbuk-i-ejo-prakticheskoe-prime - Мастер-класс для педагогов от Вероники Иоанновны Щукиной «Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.