Лэпбук. Форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста

  • Домашнее обучение
  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как сделать так, чтобы информация осталась в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использовании методики создания лэпбука. Данный материал содержит : целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Результаты и выводы, к которым пришли дети, педагоги и родители, проработав с лэпбуками; описание основных этапов изготовления лепбукаКонсультация для педагогов и родителей
Иконка файла материала Лэпбук — форма работы по развитию речи детей.docx
Лэпбук — форма работы по развитию речи детей Н.А.Иванова воспитатель  МБДОУ д/с №49 Радуга  «Не давите на ребенка, а ставьте пред ним такие задачи, которые он способен выполнить» А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман. Человек ­ маленький мир. В   условиях   реализации   федерального   государственного образовательного   стандарта   дошкольного   образования   воспитателям   и специалистам   ДОУ   приходится   искать   новые   средства   обучения,   которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Перед воспитателями стоит задача научить дошкольника ставить перед собой   цели   и задачи,   находить   способы   их   решения,   а главное   находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества   источников   информации.   Как   сделать   так,   чтобы   информация осталась   в памяти   ребенка,   чтобы   он   мог   научиться   пользоваться   теми знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения этой   цели   образования   на   данном   этапе   развития   общества   является использовании методики создания лэпбука. Стандарт     образования дошкольного нас на формирование личности   ребенка   через   собственную   деятельность, познавательную   активность,   творчество детей, развитие личности   через различные   виды   деятельности,   через   системно­деятельностный   подход. Сегодня   совместная   деятельность   ребенка   и   педагога   ­   это   не   готовый конспект,   а   поиск   и   сотворчество,   при   котором   дети   учатся   планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельности.   ориентирует   Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС дошкольного образования:   деятельность   ребёнка   должна   быть   максимальноразнообразной,   главное   не   результат   обучения,   а   личностное развитие ребёнка. Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, в том числе целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста, которые предполагают: • владение речью как средством общения и культуры; • достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов); • развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического монологической речи; слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой   аналитико­синтетической   активности   как предпосылки обучения грамоте. Но, к сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям,   избегающее   регулярных   усилий   и   трудностей   вообще.   Речевая коммуникация   для   таких   малышей   не   является   личностно   значимой. Наблюдается   и «угасание» родительской   инициативы   –   ещё   одна   из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями. Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.  Лэпбук (lapbook)   ­   это   самодельная   книжка­раскладушка   или тематическая   папка   с  разными   кармашками,  подвижными   деталями.  В  ней собирается материал по определенной теме.     дети При этом готовый лэпбук ­ это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, подготовительная группа) сами (вместе с родителями )собирают игры, загадки, скороговорки. Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят   сделать   какую­то   игру   или   карман   для лэпбука,   найти   нужную картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят воспитатели и специалисты. постарше (старшая   иРабота с   тематическими   папками   направлена   на   расширение   запаса знаний   и   представлений   об   окружающем   мире   и   событиях,   обогащение словарного  запаса, развитие связной речи.  Чтобы заполнить  папки, детям необходимо   выполнить   определённые   задания,   способствующие развитию речи (отгадать   загадки,   выучить   стихотворения,   составить   рассказ, прослушать,   а   затем   пересказать   литературное   произведение,   провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в  природе,  провести   эксперименты   по   выращиванию   растений   из   семян.  В ходе работы с лэпбуками дошкольники   получают   новые   знания   по   темам, расширяют   и   обогащают   активный   и   пассивный   словарь,   а внесение лэпбуков в  предметную   пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Результаты   и   выводы,   к   которым   пришли   дети,   педагоги   и родители, проработав с лэпбуками : Во­первых, лэпбук помогает   ребенку   по   своему   желанию организовать информациюпо   интересующей   его   теме,   лучше   понять   и запомнить материал. Во­вторых,   это   отличный   способ   для   повторения   пройденного материала.   В   любое   удобное   время   ребенок   просто   открывает лэпбук и   с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. В­третьих, ребенок организовывает информацию.     самостоятельно   собирает   и В­четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки   с   карточками   или   фигурками   животных,   например,   а   старшим детям – задания, подразумевающие умение читать, писать и т. д.) В   результате   данной   практики   у   дошкольников   повышается уровень развития универсальных умений, таких как: ­ умение планировать предстоящую деятельность; ­ договариваться со сверстниками; ­ распределять обязанности; ­ искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; ­ самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; ­   принимать   собственные   решения,   опираясь   на   собственный   опыт, знания и умения;Данная форма   работы при   детско­взрослом   взаимодействии,   как совместно   с   педагогами,   так   и   семейные   проекты,   не   только   эффективно помогает   ребёнку   овладеть   культурой речи,   но   и   способствует   более доверительным   межличностным   отношениям,   повышает   родительскую   и педагогическую   компетентность,   дает   возможность   узнать   интересы   и потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью. Итак, как сделать лэпбук? Для   создания   лэпбука   вам   понадобятся:   картонная   папка­основа, бумага, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, ножницы, клей­ карандаш, степлер, скотч. Работа проходит в несколько этапов: 1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как   и   ее   сложность.   Например,   можно   сделать   общий   лэпбук   на   тему: «Времена года», «Насекомые», «Космос». Когда определились с темой можно переходить к плану. 2   этап   –   план. Лэпбук   ­   это   не   просто   книжка   с   картинками.   Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобы   составить   план,   будем   использовать   модель   трёх   вопросов. Задаем ребенку вопросы. Что ты знаешь о…? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать? На   этом   этапе   проходит   изучение   источников   информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы. 3 этап – макет. Данный   этап   самый   увлекательный.   Теперь   надо   придумать,   как   в лэпбуке   будет   представлен   каждый   из   пунктов   плана.   Нет   границ   для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой ­   текста,   до   игр   и   заданий.   И   все   это   размещается   на   разных   элементах: различные   карманы,   конвертики   обычные,   вращающиеся   круги,   полосы, сложенные в несколько раз и т.д.4 этап.  Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) делается шаблон папки в натуральную величину. Видно,   что   лэпбук   очень   интерактивен,   начиная   от   процесса   его создания до готового результата. Каждый   лэпбук   уникален,   как   уникален   и   его   создатель,   нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как человек (маленький или взрослый) воспринимает заинтересовавшую его тему. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием   лэпбука   может   носить   индивидуальный,   парный   или   групповой характер.   это   полет   фантазии, Лэпбук –  это   не   просто   метод,   помогающий   закрепить   и   отработать полученные   знания,   который   может   дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и   исследования,   оно   будет   расти   и   увеличиваться.   Задача   педагога   лишь придавать   воспитанникам   уверенности   в   своих   силах   и   правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.