В данной статье представлен материал по созданию лэпбука как одной из интересных форм работы по формированию метапредметных УУД у обучающихся. Лэпбук – это универсальное средство организации учебного материала и обучения, которое можно использовать на разных этапах урока: от введения новой темы до закрепление материала, подведения итогов в виде самостоятельной исследовательской работы или группового проекта. Работа с лэпбуками помогает обучающимся:
- учиться находить необходимую информацию, структурировать ее,
- учиться организовать материал,
- лучше понять и запомнить материал,
- многократно повторять его (например, листая книгу, перебирая картинки, открывая и закрывая «окошки», перематывая ленту и т.п.),
- творчески реализоваться.
Также работа с лэпбуками помогает создать инициативно-творческую атмосферу в детском коллективе (дети, создавая собственную книгу, выступают в роли дизайнера, иллюстратора, автора историй, различных заданий и т.д.), создает условия для развития личности, мотивации к обучению и творческих способностей ребенка.
Казанцева Ольга Александровна,
заместитель директора по УВР,
учитель музыки МБОУ СОШ №3
г. Нижнего Тагила Свердловской области;
Соколова Надежда Валентиновна,
учитель иностранных языков МБОУ СОШ №3
г. Нижнего Тагила Свердловской области
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Введение ФГОС общего образования диктует формирование метапредметных учебных
действий, в том числе:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия,
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе;
создавать обобщения,
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ – компетенции и
т.д.
Одной из интересных форм работы по формированию метапредметных УУД у
обучающихся является лэпбук.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная
папка, это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном
переводе с английского значит "наколенная книга", которую можно удобно разложить у себя
на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук представляет собой папку
handmade, в некоторых случаях самодельную книжку, оформленную самым разнообразным
образом по какойлибо определенной теме (рис. 1).
1Рис. 1. Лэпбук «Musik im unseren Leben»/
«Музыка в нашей жизни» в раскрытом виде
Данная папка может содержать разнообразные подвижные детали, «дверцы»,
«окошки», «кармашки», сменные вкладыши, разнообразные иллюстрации, задания и т.п. (рис.
2, 3, 4, 5). Учащиеся могут доставать материалы из этой папки, перекладывать и раскладывать
по своему усмотрению. Другими словами лепбук можно назвать еще и средством организации
учебного материала.
Рис. 2. Подвижный элемент («пластинка») со Рис. 3. Раскрывающаяся в виде книжки
словами на русском и немецком языках. «гармошки» анкета для обучающихся.
21.
2.
3.
Рис. 4. Конверт с портретами композиторов с Рис. 5. Тест по теме «Музыка в нашей
информацией о творчестве на обратной жизни».
стороне портрета.
Лэпбук – это универсальное средство организации учебного материала и обучения,
которое можно использовать на разных этапах:
введение новой темы с помощью папки, в которой есть только названия разделов и которую
нужно будет постепенно заполнять;
введение новой темы посредством заранее подготовленной, наполненной материалами папки,
которую педагог показывает и предлагает внимательно рассмотреть и изучить, задать
вопросы, тем самым активизируя интерес к предстоящим темам уроков;
закрепление материала, подведение итогов в виде самостоятельной исследовательской
работы или группового проекта, которые показывают, что нового и интересного
обучающиеся узнали в рамках той или иной темы/группы тем, систематизируют данную
информацию.
Для того, чтобы заполнить данную папку, учащиеся должны выполнить ряд
определенных заданий. Для этого необходимо найти и отобрать материал, проанализировать
его и систематизировать, оформить соответствующим образом.
Таким образом, с помощью лепбука ребенок учится работать с информацией, а именно
анализировать, выделять главное и второстепенное, структурировать и систематизировать
изученный материал, визуализируя его и параллельно запоминая лучше. В дальнейшем, при
рассмотрении данной папки, учащийся в короткий срок имеет возможность активизировать
основные этапы пройденной темы.
Работа с лепбуками помогает обучающимся:
учиться находить необходимую информацию, структурировать ее,
учиться организовать материал,
лучше понять и запомнить материал,
3 многократно повторять его (например, листая книгу, перебирая картинки, открывая и
закрывая «окошки», перематывая ленту и т.п.),
творчески реализоваться.
Работа с лэпбуками помогает создать инициативнотворческую атмосферу в детском
коллективе (дети, создавая собственную книгу, выступают в роли дизайнера, иллюстратора,
автора историй, различных заданий и т.д.), создает условия для развития личности, мотивации
к обучению и творческих способностей ребенка.
Одним из минусов данной деятельности является время, необходимое на создание
лэпбука. Одного занятия обычно недостаточно, тем более что перед созданием конечного
продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации, оформление) необходимо
осуществлять во внеурочное время, на консультациях под руководством педагога.
Таким образом, лепбук помогает отработать и закрепить полученные знания в
предметной и метапредметной областях.
Чтобы создать собственный лэпбук, можно воспользоваться памяткой и
информационным листком к лэпбуку «Musik im unseren Leben»/«Музыка в нашей жизни».
Памятка для обучающихся / педагогов / родителей по изготовлению лэпбука
Определить тему будущего лэпбука.
Составить план, т.к. лэпбук это не просто папка/книжка с картинками, а учебное пособие.
Поэтому необходимо продумать, какие разделы он будет включать в себя, чтобы
полностью раскрыть тему.
Разработать/нарисовать макет. Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из
пунктов плана/раздел.
Разработать задания для каждого раздела. Они могут быть разнообразные: от самого простого
– текстовой информации, до игр, кроссвордов и развивающих заданий.
Подобрать необходимые элементы для размещения заданий: «кармашки», блокнотики, мини
книжки, книжкигармошки, вращающиеся элементы, конвертики разных форм, карточки,
разворачивающиеся страничках и т.п.
Сборка лэпбука, когда все готовые отдельные задания и элементы располагаются и крепятся
в папке/книжке.
Презентация лэпбука (по желанию).
Для создания лэпбука понадобится:
•картонная папкаоснова (можно купить или сделать самим);
•цветная и белая бумага;
•ножницы;
•клей;
•степлер;
•скотч;
•цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
•безграничная фантазия.
Информационный лист к лэпбуку «Musik im unseren Leben»/«Музыка в нашей жизни»
1. Название лэпбука – «Musik im unseren Leben»/»Музыка в нашей жизни».
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.2. Составляющие макета лэпбука:
активная лексика по теме «Музыка, музыкальные стили», представленная в виде
вращающейся «пластинки»;
анкета «Являетесь ли вы музыкантом?» в форме «книжкигармошки»;
конверт с портретами немецких композиторов (двенадцать человек) с краткими
биографиями, таблица для заполнения.
краткая статья о композиторах «венских классиках» в отрывающемся элементе;
конверт с текстами о «венских классиках» (Гайдн, Моцарт, Бетховен) с заданиями;
открывающийся элемент с контрольным тестом по теме;
конверт с набором изображений музыкальных инструментов с названием на немецком
языке с обратной стороны;
выдвижные элементы с названием групп симфонического оркестра;
набор изображений различных музыкальных ситуаций с заданиями для устной работы,
закрепленные на декоративных прищепках;
прозрачный пластиковый конверт с двуязычным набором изображений различных
программок, афиш и билетов на музыкальные мероприятия;
CD с аудиофайлами музыкальных произведений: двенадцати немецких композиторов,
композиторов «венских классиков»; различных типов для определения стилей музыки;
известных современных немецких музыкантов.
3. Данный лэпбук используется на уроках немецкого языка по теме «Музыка» в качестве
дидактического материала: для отработки лексического материала, для расширения
фактологических знаний о жизни и творчестве немецких и австрийских композиторов,
для описания различных ситуаций, связанных с музыкой. Проверить свои знания
обучающийся может с помощью анкеты и теста.
5