Лэпбук как средство формирования метапредметных учебных действий

  • Занимательные материалы
  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 24.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье представлен материал по созданию лэпбука как одной из интересных форм работы по формированию метапредметных УУД у обучающихся. Лэпбук – это универсальное средство организации учебного материала и обучения, которое можно использовать на разных этапах урока: от введения новой темы до закрепление материала, подведения итогов в виде самостоятельной исследовательской работы или группового проекта. Работа с лэпбуками помогает обучающимся: - учиться находить необходимую информацию, структурировать ее, - учиться организовать материал, - лучше понять и запомнить материал, - многократно повторять его (например, листая книгу, перебирая картинки, открывая и закрывая «окошки», перематывая ленту и т.п.), - творчески реализоваться. Также работа с лэпбуками помогает создать инициативно-творческую атмосферу в детском коллективе (дети, создавая собственную книгу, выступают в роли дизайнера, иллюстратора, автора историй, различных заданий и т.д.), создает условия для развития личности, мотивации к обучению и творческих способностей ребенка.
Иконка файла материала Казанцева О.А., Соколова Н.В. Лэпбук как средство формирования метапредметных учебных действий.docx
Казанцева Ольга Александровна, заместитель директора по УВР,  учитель музыки  МБОУ СОШ №3                     г. Нижнего Тагила Свердловской области; Соколова Надежда Валентиновна, учитель иностранных языков МБОУ СОШ №3  г. Нижнего Тагила Свердловской области ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  Введение ФГОС общего образования диктует формирование метапредметных учебных действий, в том числе:  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение   определять   понятия,   устанавливать   аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;   создавать   обобщения,        формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ – компетенции и т.д. Одной   из   интересных   форм   работы   по   формированию   метапредметных   УУД   у обучающихся является лэпбук. Лэпбук   (lapbook),   или   как   его   еще   называют тематическая   или   интерактивная папка, ­ это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном переводе с английского значит "наколенная книга", которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук представляет  собой папку hand­made, в некоторых случаях самодельную книжку, оформленную самым разнообразным образом по какой­либо определенной теме (рис. 1).  1Рис. 1.  Лэпбук «Musik im unseren Leben»/ «Музыка в нашей жизни» в раскрытом виде  Данная   папка   может   содержать   разнообразные   подвижные   детали,   «дверцы», «окошки», «кармашки», сменные вкладыши, разнообразные иллюстрации, задания и т.п. (рис. 2, 3, 4, 5). Учащиеся могут доставать материалы из этой папки, перекладывать и раскладывать по своему усмотрению. Другими словами лепбук можно назвать еще и средством организации учебного материала.   Рис. 2. Подвижный элемент («пластинка») со         Рис. 3. Раскрывающаяся в виде книжки­         словами на русском и немецком языках.                 «гармошки» анкета для обучающихся.            21. 2. 3. Рис. 4. Конверт с портретами композиторов с            Рис. 5. Тест по теме «Музыка в нашей          информацией  о  творчестве на обратной                    жизни».         стороне портрета.               Лэпбук – это универсальное средство организации учебного материала и обучения, которое можно использовать на разных этапах: введение новой темы с помощью папки, в которой есть только названия разделов и которую нужно будет постепенно заполнять; введение новой темы посредством заранее подготовленной, наполненной материалами папки, которую педагог  показывает  и  предлагает внимательно  рассмотреть и  изучить,  задать вопросы, тем самым активизируя интерес к предстоящим темам уроков;  закрепление   материала,   подведение   итогов   в   виде   самостоятельной   исследовательской работы   или   группового   проекта,   которые   показывают,   что   нового   и   интересного обучающиеся узнали в рамках той или иной темы/группы тем, систематизируют данную информацию. Для   того,   чтобы   заполнить   данную   папку,   учащиеся   должны   выполнить   ряд определенных заданий. Для этого необходимо найти и отобрать материал, проанализировать его и систематизировать, оформить соответствующим образом. Таким образом, с помощью лепбука ребенок учится работать с информацией, а именно анализировать,   выделять   главное   и   второстепенное,   структурировать   и   систематизировать изученный материал, визуализируя его и параллельно запоминая лучше. В дальнейшем, при рассмотрении данной папки, учащийся в короткий срок имеет возможность активизировать основные этапы пройденной темы. Работа с лепбуками помогает обучающимся: ­ учиться находить необходимую информацию, структурировать ее, ­ учиться организовать материал, ­ лучше понять и запомнить материал, 3­   многократно   повторять   его   (например,   листая   книгу,   перебирая   картинки,   открывая   и закрывая «окошки», перематывая ленту и т.п.), ­ творчески реализоваться. Работа с лэпбуками помогает создать инициативно­творческую атмосферу в детском коллективе (дети, создавая собственную книгу, выступают в роли дизайнера, иллюстратора, автора историй, различных заданий и т.д.), создает условия для развития личности, мотивации к обучению и творческих способностей ребенка.  Одним   из   минусов   данной   деятельности   является   время,   необходимое   на   создание лэпбука. Одного занятия обычно недостаточно, тем более что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую   часть   работы   (планирование   и   поиск   информации,   оформление)   необходимо осуществлять во внеурочное время, на  консультациях под  руководством педагога. Таким   образом,   лепбук   помогает   отработать   и   закрепить   полученные   знания   в предметной и метапредметной областях. Чтобы   создать   собственный   лэпбук,   можно   воспользоваться   памяткой   и информационным листком к лэпбуку «Musik im unseren Leben»/«Музыка в нашей жизни». Памятка для обучающихся / педагогов / родителей по изготовлению лэпбука Определить тему будущего лэпбука.  Составить план, т.к. лэпбук ­ это не просто папка/книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому   необходимо   продумать,   какие   разделы   он   будет   включать   в   себя,   чтобы полностью раскрыть тему. Разработать/нарисовать макет. Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана/раздел.  Разработать задания для каждого раздела. Они могут быть разнообразные: от самого простого – текстовой информации, до игр, кроссвордов и развивающих заданий. Подобрать необходимые элементы для размещения заданий: «кармашки», блокнотики, мини­ книжки, книжки­гармошки, вращающиеся элементы, конвертики разных форм, карточки, разворачивающиеся страничках и т.п. Сборка лэпбука, когда все готовые отдельные задания и элементы располагаются и крепятся в папке/книжке. Презентация лэпбука (по желанию).  Для создания лэпбука понадобится: •картонная папка­основа (можно купить или сделать самим); •цветная и белая бумага; •ножницы; •клей; •степлер; •скотч; •цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки; •безграничная фантазия. Информационный лист к лэпбуку «Musik im unseren Leben»/«Музыка в нашей жизни» 1. Название лэпбука – «Musik im unseren Leben»/»Музыка в нашей жизни». 4 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.2. Составляющие макета лэпбука:  активная   лексика   по   теме   «Музыка,   музыкальные   стили»,   представленная   в   виде вращающейся «пластинки»;   анкета «Являетесь ли вы музыкантом?» в форме «книжки­гармошки»;  конверт   с   портретами   немецких   композиторов   (двенадцать   человек)   с   краткими биографиями, таблица для заполнения.  краткая статья о композиторах «венских классиках» в отрывающемся элементе;  конверт с текстами о «венских классиках» (Гайдн, Моцарт, Бетховен) с заданиями;  открывающийся элемент с контрольным тестом по теме;  конверт с набором изображений музыкальных инструментов с названием на немецком языке с обратной стороны;  выдвижные элементы с названием групп симфонического оркестра;  набор изображений различных музыкальных ситуаций с заданиями для устной работы, закрепленные на декоративных прищепках;  прозрачный   пластиковый   конверт   с   двуязычным   набором   изображений   различных программок, афиш и билетов на музыкальные мероприятия;  CD с аудиофайлами музыкальных произведений: двенадцати немецких композиторов, композиторов «венских классиков»; различных типов для определения стилей музыки; известных современных немецких музыкантов. 3. Данный лэпбук используется на уроках немецкого языка по теме «Музыка» в качестве дидактического   материала:   для   отработки   лексического   материала,   для   расширения фактологических знаний о жизни и творчестве немецких и австрийских композиторов, для   описания   различных   ситуаций,   связанных   с   музыкой.   Проверить   свои   знания обучающийся может с помощью анкеты и теста. 5